Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 марта 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.,
судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-870/2014) Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 23.12.2013 по делу N А46-12939/2013 (судья Крещановская Л.А.),
принятое по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Транссервис" (ОГРН 1105543014169 ИНН 5504218622)
к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска
о признании незаконным бездействия, выразившегося в непроведении в установленный законом срок, процедуры выбора земельного участка под строительство многопрофильного объекта дополнительного образования и обязании принять по результатам выбора решение о предварительном согласовании места размещения объекта, либо решение об отказе в размещении объекта,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Омска - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
- от общества с ограниченной ответственностью "Транссервис" - Молоков Александр Владимирович (паспорт, по доверенности б/н от 20.10.2013 сроком действия один год).
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Транссервис" (далее также - заявитель, общество, ООО "Транссервис") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением Департаменту архитектуры и градостроительства администрации г. Омска (далее- заинтересованное лицо) о признании незаконным бездействия Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, выразившегося в непроведении в установленный законом срок, процедуры выбора земельного участка под строительство многопрофильного объекта дополнительного образования - художественная школа, музыкальная школа, крытое физкультурно - оздоровительное сооружение (спортзал, бассейн) западнее строения N 30 по ул. Бульвар Архитекторов, примерной площадью 27700 кв. м и создающим препятствие в осуществлении охраняемых законом интересов юридического лица в предпринимательской деятельности и об обязании Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска в соответствии с процедурой, предусмотренной статьей 31 Земельного кодекса РФ, осуществить выбор земельного участка под строительство многопрофильного объекта дополнительного образования - художественная школа, музыкальная школа, крытое физкультурно - оздоровительное сооружение (спортзал, бассейн) западнее строения N 30 по ул. Бульвар Архитекторов, примерной площадью 27700 кв. м и принять по результатам выбора решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора испрашиваемого земельного участка либо решение об отказе в размещении объекта.
Решением от 23.12.2013 по делу N А46-12939/2013 требования заявителя были удовлетворены, поскольку материалами дела подтверждается несоблюдение заинтересованным лицом установленного земельным законодательством порядка вынесения решения о предварительном согласовании места размещения объекта. Также суд первой инстанции отклонил довод заявителя о том, что вынесению испрашиваемого заявителем решения воспрепятствовал тот факт, что до принятия Департаментом решения в соответствии с частью 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации от общества с ограниченной ответственностью "КД-Компани" поступило обращение о заинтересованности в предоставлении земельного участка.
В апелляционной жалобе Департамент, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование своей позиции податель жалобы отмечает, что до принятия департаментом архитектуры решения в соответствии с частью 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации от Общества с ограниченной ответственностью "КД-Компани" поступило обращение о заинтересованности в предоставлении спорного земельного участка. Поскольку Земельным кодексом Российской Федерации не предусмотрен порядок предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта в случае наличия нескольких заявок до принятия в отношении такого земельного участка решения в порядке части 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, 16.08.2013 департаментом архитектуры в целях организации торгов в отношении указанного земельного участка направлены указанная выше схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории и градостроительное заключение о градостроительных условиях использования соответствующей территории от 05.08.2013 N 1333-а. Проведение торгов в этом случае не противоречит статьям 30 и 31 Земельного кодекса Российской Федерации, которые не содержат запрета на их проведение при наличии нескольких заявок до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, и полностью соответствует вышеуказанному принципу земельного законодательства (сочетание интересов общества и законных интересов граждан).
В представленном в апелляционный суд отзыве на жалобу Департамента Общество выразило свое несогласие с доводами жалобы, считает решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене или изменению.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие представителя Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Омска, надлежащим образом извещенного о времени и месте слушания по делу.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, установил следующие обстоятельства.
05.06.2012 года ООО "Транссервис" обратилось в Главное Управление по земельным ресурсам Омской области с заявлением (вх. 02-02/765) о выборе находящегося в государственной собственности земельного участка, расположенного на территории города Омска и предварительном согласовании места размещения объекта под строительство многопрофильного объекта дополнительного образования -художественная школа, музыкальная школа, крытое физкультурно-оздоровительное сооружение (спортзал, бассейн) западнее строения N 30 по ул. Бульвар Архитекторов, примерной площадью 27700 кв. м.
ГУЗР Омской области в конце июня 2012 года известило ООО "Транссервис" о направлении в адрес Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска письма с просьбой обеспечить выбор земельного участка для строительства указанного объекта и получении ответа по этому вопросу.
13.06.2013 ООО "Транссервис" обратилось в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска с письмом N 017/13, в котором просило прояснить сложившееся положение с выбором испрашиваемого земельного участка и проинформировать о проделанной работе.
Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска письмом от 16.07.2013 N 09/7532 ответил, что процедура выбора земельного участка не проведена, испрашиваемый земельный участок планируется к реализации с торгов.
ООО "Транссервис", полагая, что отказ заинтересованного лица является незаконным и нарушающим права и законные интересы общества, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия, выразившегося в непроведении в установленный законом срок процедуры выбора земельного участка под строительство многопрофильного объекта дополнительного образования и обязании принять по результатам выбора решение о предварительном согласовании места размещения объекта, либо решение об отказе в размещении объекта.
Решением от 23.12.2013 по делу N А46-12939/2013 требования заявителя были удовлетворены.
Означенное решение суда первой инстанции обжалуется в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены.
Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, в соответствии с частью 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов. Процедура предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта урегулирована статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с Положением о департаменте архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, утвержденном Решением Омского городского Совета от 11.04.2012 N 3 Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, в частности, обеспечивает выбор земельных участков на территории города Омска в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов, результаты которого оформляются актами о выборе земельных участков для строительства (а в необходимых случаях и для установления их охранных или санитарно-защитных зон); в отношении земельных участков, расположенных в городе Омске, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или решение об отказе в размещении объекта.
Согласно пунктам 1 - 3 статьи 9 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области" лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства из земель, находящихся в собственности Омской области, обращается в специально уполномоченный орган с заявлением о выборе соответствующего земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Специально уполномоченный орган направляет обращение в орган местного самоуправления Омской области об обеспечении выбора земельного участка из земель, находящихся в собственности Омской области, для строительства. Орган местного самоуправления Омской области по обращению специально уполномоченного органа обеспечивает выбор земельного участка из земель, находящихся в собственности Омской области, оформляемый актом о выборе земельного участка для строительства, в течение шести месяцев со дня поступления такого обращения.
Специально уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка из земель, находящихся в собственности Омской области, в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта в течение одного месяца со дня поступления акта о выборе земельного участка для строительства от органа местного самоуправления Омской области.
Помимо того, после определения участка, подходящего для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, пункт 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Кодекса).
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
Таким образом, Департамент должен был проинформировать население о возможном или предстоящем предоставлении спорного земельного участка для строительства и обеспечить выбор земельного участка, и принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, или об отказе в размещении объекта по заявлению ООО "Транссервис".
Между тем, Департаментом в рамках обеспечения выбора указанного земельного участка были получены технические условия и согласования уполномоченных органов и организаций, распоряжением департамента архитектуры от 17.09.2012 N 1412-р утверждена схема расположения соответствующего земельного участка на кадастровом плане территории, в целях реализации части 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации посредством публикации в газете "Третья столица" от 10.01.2013 N 1 (739) осуществлено информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства, то есть после шестимесячного срока, установленного законодателем для утверждения акта о выборе земельного участка.
Суд первой инстанции правомерно указал на несостоятельность довода заявителя о том, что до принятия Департаментом решения в соответствии с частью 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации от общества с ограниченной ответственностью "КД-Компани" поступило обращение о заинтересованности в предоставлении спорного земельного участка, поскольку обращение общества с ограниченной ответственностью "КД-Компани" поступило 22.01.2013, также после истечении срока, отведенного для обеспечения выбора земельного участка.
Представленное в материалы дела письмо общества с ограниченной ответственностью "КД-Компани" N 4 от 22.01.2013 обоснованно не было принято во внимание судом первой инстанции, поскольку письмо направлено не по установленной форме в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, а не в Главное Управление по земельным ресурсам Омской области, которое на момент направления обращения не ликвидировано (Указ Губернатора Омской области "О ликвидации Главного Управления по земельным ресурсам Омской области" от 07.02.2013 N 17).
Также суд первой инстанции правомерно отклонил ссылку заявителя на Решение Омского городского совета N 131 от 19.06.2013 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" и Постановление Омского городского совета N 655 от 20.11.2013 "Об официальном толковании применения во времени Решения Омского городского совета N 131 от 19.06.2013 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах". Поскольку указанные акты приняты позже наступления установленного законом срока совершения заинтересованным лицом предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса РФ действий - 09.12.2012 и по своей сути не отменяют процедуру предварительного согласования места размещения объекта (выбор земельного участка).
Как было указано выше, специально уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка из земель, находящихся в собственности Омской области, в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта в течение одного месяца со дня поступления акта о выборе земельного участка для строительства от органа местного самоуправления Омской области.
Поскольку до настоящего времени Департаментом не принято ни одно из указанных решений, постольку суд первой инстанции правомерно указал на незаконное бездействие Департамента, что является основанием для признания требований заявителя обоснованными.
Суд апелляционной инстанции считает, что Департаментом в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Омска оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 23.12.2013 по делу N А46-12939/2013 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Л.А.ЗОЛОТОВА
Судьи
О.А.СИДОРЕНКО
Н.А.ШИНДЛЕР
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.03.2014 N 08АП-870/2014 ПО ДЕЛУ N А46-12939/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 марта 2014 г. N 08АП-870/2014
Дело N А46-12939/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 марта 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.,
судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-870/2014) Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 23.12.2013 по делу N А46-12939/2013 (судья Крещановская Л.А.),
принятое по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Транссервис" (ОГРН 1105543014169 ИНН 5504218622)
к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска
о признании незаконным бездействия, выразившегося в непроведении в установленный законом срок, процедуры выбора земельного участка под строительство многопрофильного объекта дополнительного образования и обязании принять по результатам выбора решение о предварительном согласовании места размещения объекта, либо решение об отказе в размещении объекта,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Омска - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
- от общества с ограниченной ответственностью "Транссервис" - Молоков Александр Владимирович (паспорт, по доверенности б/н от 20.10.2013 сроком действия один год).
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Транссервис" (далее также - заявитель, общество, ООО "Транссервис") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением Департаменту архитектуры и градостроительства администрации г. Омска (далее- заинтересованное лицо) о признании незаконным бездействия Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, выразившегося в непроведении в установленный законом срок, процедуры выбора земельного участка под строительство многопрофильного объекта дополнительного образования - художественная школа, музыкальная школа, крытое физкультурно - оздоровительное сооружение (спортзал, бассейн) западнее строения N 30 по ул. Бульвар Архитекторов, примерной площадью 27700 кв. м и создающим препятствие в осуществлении охраняемых законом интересов юридического лица в предпринимательской деятельности и об обязании Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска в соответствии с процедурой, предусмотренной статьей 31 Земельного кодекса РФ, осуществить выбор земельного участка под строительство многопрофильного объекта дополнительного образования - художественная школа, музыкальная школа, крытое физкультурно - оздоровительное сооружение (спортзал, бассейн) западнее строения N 30 по ул. Бульвар Архитекторов, примерной площадью 27700 кв. м и принять по результатам выбора решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора испрашиваемого земельного участка либо решение об отказе в размещении объекта.
Решением от 23.12.2013 по делу N А46-12939/2013 требования заявителя были удовлетворены, поскольку материалами дела подтверждается несоблюдение заинтересованным лицом установленного земельным законодательством порядка вынесения решения о предварительном согласовании места размещения объекта. Также суд первой инстанции отклонил довод заявителя о том, что вынесению испрашиваемого заявителем решения воспрепятствовал тот факт, что до принятия Департаментом решения в соответствии с частью 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации от общества с ограниченной ответственностью "КД-Компани" поступило обращение о заинтересованности в предоставлении земельного участка.
В апелляционной жалобе Департамент, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование своей позиции податель жалобы отмечает, что до принятия департаментом архитектуры решения в соответствии с частью 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации от Общества с ограниченной ответственностью "КД-Компани" поступило обращение о заинтересованности в предоставлении спорного земельного участка. Поскольку Земельным кодексом Российской Федерации не предусмотрен порядок предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта в случае наличия нескольких заявок до принятия в отношении такого земельного участка решения в порядке части 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, 16.08.2013 департаментом архитектуры в целях организации торгов в отношении указанного земельного участка направлены указанная выше схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории и градостроительное заключение о градостроительных условиях использования соответствующей территории от 05.08.2013 N 1333-а. Проведение торгов в этом случае не противоречит статьям 30 и 31 Земельного кодекса Российской Федерации, которые не содержат запрета на их проведение при наличии нескольких заявок до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, и полностью соответствует вышеуказанному принципу земельного законодательства (сочетание интересов общества и законных интересов граждан).
В представленном в апелляционный суд отзыве на жалобу Департамента Общество выразило свое несогласие с доводами жалобы, считает решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене или изменению.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие представителя Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Омска, надлежащим образом извещенного о времени и месте слушания по делу.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, установил следующие обстоятельства.
05.06.2012 года ООО "Транссервис" обратилось в Главное Управление по земельным ресурсам Омской области с заявлением (вх. 02-02/765) о выборе находящегося в государственной собственности земельного участка, расположенного на территории города Омска и предварительном согласовании места размещения объекта под строительство многопрофильного объекта дополнительного образования -художественная школа, музыкальная школа, крытое физкультурно-оздоровительное сооружение (спортзал, бассейн) западнее строения N 30 по ул. Бульвар Архитекторов, примерной площадью 27700 кв. м.
ГУЗР Омской области в конце июня 2012 года известило ООО "Транссервис" о направлении в адрес Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска письма с просьбой обеспечить выбор земельного участка для строительства указанного объекта и получении ответа по этому вопросу.
13.06.2013 ООО "Транссервис" обратилось в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска с письмом N 017/13, в котором просило прояснить сложившееся положение с выбором испрашиваемого земельного участка и проинформировать о проделанной работе.
Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска письмом от 16.07.2013 N 09/7532 ответил, что процедура выбора земельного участка не проведена, испрашиваемый земельный участок планируется к реализации с торгов.
ООО "Транссервис", полагая, что отказ заинтересованного лица является незаконным и нарушающим права и законные интересы общества, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия, выразившегося в непроведении в установленный законом срок процедуры выбора земельного участка под строительство многопрофильного объекта дополнительного образования и обязании принять по результатам выбора решение о предварительном согласовании места размещения объекта, либо решение об отказе в размещении объекта.
Решением от 23.12.2013 по делу N А46-12939/2013 требования заявителя были удовлетворены.
Означенное решение суда первой инстанции обжалуется в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены.
Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, в соответствии с частью 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов. Процедура предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта урегулирована статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с Положением о департаменте архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, утвержденном Решением Омского городского Совета от 11.04.2012 N 3 Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, в частности, обеспечивает выбор земельных участков на территории города Омска в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов, результаты которого оформляются актами о выборе земельных участков для строительства (а в необходимых случаях и для установления их охранных или санитарно-защитных зон); в отношении земельных участков, расположенных в городе Омске, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или решение об отказе в размещении объекта.
Согласно пунктам 1 - 3 статьи 9 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области" лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства из земель, находящихся в собственности Омской области, обращается в специально уполномоченный орган с заявлением о выборе соответствующего земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Специально уполномоченный орган направляет обращение в орган местного самоуправления Омской области об обеспечении выбора земельного участка из земель, находящихся в собственности Омской области, для строительства. Орган местного самоуправления Омской области по обращению специально уполномоченного органа обеспечивает выбор земельного участка из земель, находящихся в собственности Омской области, оформляемый актом о выборе земельного участка для строительства, в течение шести месяцев со дня поступления такого обращения.
Специально уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка из земель, находящихся в собственности Омской области, в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта в течение одного месяца со дня поступления акта о выборе земельного участка для строительства от органа местного самоуправления Омской области.
Помимо того, после определения участка, подходящего для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, пункт 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Кодекса).
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
Таким образом, Департамент должен был проинформировать население о возможном или предстоящем предоставлении спорного земельного участка для строительства и обеспечить выбор земельного участка, и принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, или об отказе в размещении объекта по заявлению ООО "Транссервис".
Между тем, Департаментом в рамках обеспечения выбора указанного земельного участка были получены технические условия и согласования уполномоченных органов и организаций, распоряжением департамента архитектуры от 17.09.2012 N 1412-р утверждена схема расположения соответствующего земельного участка на кадастровом плане территории, в целях реализации части 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации посредством публикации в газете "Третья столица" от 10.01.2013 N 1 (739) осуществлено информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства, то есть после шестимесячного срока, установленного законодателем для утверждения акта о выборе земельного участка.
Суд первой инстанции правомерно указал на несостоятельность довода заявителя о том, что до принятия Департаментом решения в соответствии с частью 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации от общества с ограниченной ответственностью "КД-Компани" поступило обращение о заинтересованности в предоставлении спорного земельного участка, поскольку обращение общества с ограниченной ответственностью "КД-Компани" поступило 22.01.2013, также после истечении срока, отведенного для обеспечения выбора земельного участка.
Представленное в материалы дела письмо общества с ограниченной ответственностью "КД-Компани" N 4 от 22.01.2013 обоснованно не было принято во внимание судом первой инстанции, поскольку письмо направлено не по установленной форме в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, а не в Главное Управление по земельным ресурсам Омской области, которое на момент направления обращения не ликвидировано (Указ Губернатора Омской области "О ликвидации Главного Управления по земельным ресурсам Омской области" от 07.02.2013 N 17).
Также суд первой инстанции правомерно отклонил ссылку заявителя на Решение Омского городского совета N 131 от 19.06.2013 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" и Постановление Омского городского совета N 655 от 20.11.2013 "Об официальном толковании применения во времени Решения Омского городского совета N 131 от 19.06.2013 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах". Поскольку указанные акты приняты позже наступления установленного законом срока совершения заинтересованным лицом предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса РФ действий - 09.12.2012 и по своей сути не отменяют процедуру предварительного согласования места размещения объекта (выбор земельного участка).
Как было указано выше, специально уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка из земель, находящихся в собственности Омской области, в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта в течение одного месяца со дня поступления акта о выборе земельного участка для строительства от органа местного самоуправления Омской области.
Поскольку до настоящего времени Департаментом не принято ни одно из указанных решений, постольку суд первой инстанции правомерно указал на незаконное бездействие Департамента, что является основанием для признания требований заявителя обоснованными.
Суд апелляционной инстанции считает, что Департаментом в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Омска оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 23.12.2013 по делу N А46-12939/2013 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Л.А.ЗОЛОТОВА
Судьи
О.А.СИДОРЕНКО
Н.А.ШИНДЛЕР
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)