Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.10.2014 N 17АП-9633/2014-ГК ПО ДЕЛУ N А50-4864/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 октября 2014 г. N 17АП-9633/2014-ГК

Дело N А50-4864/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 октября 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гладких Е.О.
судей Макарова Т.В., Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Галкиной У.Ю.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента земельных отношений администрации г. Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 02 июня 2014 года
по делу N А50-4864/2014,
принятое судьей Ремянниковой И.Е.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Александр" (ОГРН 1025901220531, ИНН 5905089090)
к Департаменту земельных отношений администрации города Перми,
заинтересованное лицо: Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми,
о признании незаконным решения о предоставлении земельного участка,

установил:

ООО "Александр" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми (Департамент) о признании решения, изложенного в письме от 17.02.2014 N и-21-01-09-2645 о невозможности предоставления земельного участка незаконным; обязании устранить допущенное нарушение путем вынесения решения о возможности предоставления земельного участка в аренду.
В порядке ст. 51, 200 АПК РФ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми (ДГА).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 02 июня 2014 года заявленные требования удовлетворены.
Департамент с принятым решением не согласен, обжалует его в апелляционном порядке, просит отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, значимым считает то, что в соответствии с п. 1.6.8. Порядка предоставления земельных участков, утвержденного Решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 N 260, предоставление земельного участка невозможно, если в отношении территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок, принято решение о подготовке документации по планировке территории до момента ее утверждения. Указывает, что в отношении территории, на которой находится испрашиваемый земельный участок, постановлением администрации города от 24.01.2014 N 27 принято решение о разработке документации по планировке территории. Ранее постановлением администрации г. Перми от 10.10.2011 N 583 утверждена документация по планировке территории, утвержденный в установленном порядке проект межевания территории отсутствует. Заявил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.
Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми представил письменный отзыв, в котором поддержал доводы апелляционной жалобы, просил рассмотреть жалобу в отсутствие представителя.
Заявитель представил отзыв, в котором отклонил доводы апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 27.01.2014 заявитель обратился в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 221 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Дзержинский район, ул. Комиссара Пожарского 11/б для увеличения ранее предоставленного земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410986:3670 для увеличения ранее предоставленного земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410986:58 площадью 1003,75 кв. м, принадлежащего заявителю на праве собственности. Истребуемый заявителем земельный участок поставлен на ГКУ, находится в аренде у заявителя.
Решением от 17.02.2014 Департамент отказал в предоставлении указанного земельного участка.
Полагая, что отказ в предоставлении земельного участка является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частью 1 ст. 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 34 ЗК РФ, определяющей порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми утвержден решением Пермской городской Думы от 23 октября 2007 года N 260 (далее - Порядок).
В обоснование правомерности отказа в предоставлении земельного участка Департаментом указан пункт 1.6.8 Порядка, согласно которому предоставление земельного участка в аренду невозможно, если в отношении территории, на которой находится испрашиваемый земельный участок, принято решение о подготовке документации по планировке территории до момента ее утверждения в установленном законом порядке.
Как следует из материалов дела, в заключении ДГА, явившимся основанием для принятия Департаментом решения об отказе в предоставлении в аренду земельного участка указано, что в отношении территории, на которой находится испрашиваемый земельный участок, принято решение о подготовке документации по планировке территории (постановление администрации города Перми от 24.01.2014 N 27). При этом, в заключении также указано, что постановлением администрации города Перми N 583 от 10.10.2011 утверждена документация по планировке территории.
Между тем, как следует из материалов дела, заявителем земельный участок с кадастровым номером 59:01:4410986:3670 испрашивался для увеличения ранее предоставленного земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410986:58 площадью 1003,75 кв. м, принадлежащего заявителю на праве собственности. При этом, до обращения в Департамент, земельный участок с кадастровым номером 59:01:4410986:3670 на основании распоряжения начальника Департамента земельных отношений от 20.03.2013 N 529 был передан заявителю в аренду на срок по 20.02.2014 (л.д. 20-26).
В соответствии с п. 3.1. постановления администрации города Перми от 24.01.2014 N 27 Департаменту поручено подготовить и представить в ДГА сведения по исходным данным относительно предоставленных земельных участках в объеме информации, содержащейся в базе данных муниципального реестра земель, в границах территории, для которой разрабатывается документация по проекту планировки и (или) проекту межевания территории.
Апелляционный суд, учитывая, что на момент принятия постановления от 24.01.2014 N 27 договор аренды земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410986:3670 являлся действующим, приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правомерно и обоснованно в силу ст. 12 ГК РФ не применил пункт 1.6.8. Порядка, поскольку это не соответствует принципу эффективности распоряжения земельными участками, предусмотренному вышеприведенной ст. 34 ЗК РФ, а также ч. 2 ст. 22 ЗК РФ, согласно которой земельные участки, за исключением указанных в п. 4 ст. 27 ЗК РФ, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством. Спорный земельный участок не изъят из оборота.
Исходя из анализа приведенных норм, отказ в предоставлении земельного участка в аренду до утверждения документации по планировке территории, является незаконным, нарушающим принципы, на основании которых должно осуществляться землепользование, закрепленные ст. 34 ЗК РФ.
При таких обстоятельствах, заявленные требования удовлетворены правомерно.
Иных доводов, влекущих отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые согласно ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Пермского края 02 июня 2014 года по делу N А50-4864/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий
Е.О.ГЛАДКИХ

Судьи
Т.В.МАКАРОВ
Ю.В.СКРОМОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)