Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.04.2015 ПО ДЕЛУ N А44-6666/2014

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 апреля 2015 г. по делу N А44-6666/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 27 апреля 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зориной Ю.В., судей Романовой А.В. и Черединой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 22 января 2015 года по делу N А44-6666/2014 (судья Ларина И.Г.),
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Траст Сервис" (123001, г. Москва, пер. Вспольный, д. 6, стр. 3; ОГРН 1117746416336, ИНН 7703745063; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1; ОГРН 1095321003030, ИНН 5321134051; далее - Управление) о признании незаконным бездействия Управления, выражающегося в уклонении от рассмотрения по существу заявления Общества о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка с кадастровым номером 53:03:1209001:33, площадью 13 980 кв. м, расположенного по адресу: Новгородская область, Валдайский район, Рощинское сельское поселение и об обязании управления устранить допущенные нарушения прав общества путем предоставления этого земельного участка в аренду сроком на 49 лет.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Новгородской области, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Министерство), федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный парк "Валдайский" (далее - Учреждение).
Решением суда от 22.01.2015 исковые требования удовлетворены в полном объеме. Кроме того, с Управления в пользу Общества взыскано 4000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Управление с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное истолкование судом примененных нормативных актов, просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать Обществу в удовлетворении иска полностью. Доводы жалобы сводятся к следующему. Со стороны Управления нарушений законодательства не допущено, следовательно отсутствует нарушение прав и свобод заявителя. Департамент государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности Минприроды России в настоящее время не согласовал вопрос о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка, также отсутствует решение дирекции национального парка "Валдайский". Таким образом, выводы суда о том, что Управление фактически не приступило к рассмотрению заявления Общества в соответствии с процедурами, предусмотренными Административным регламентом, и не отказало в предоставлении государственной услуги, не обоснованы, Управление действовало в рамках приказа Минэкономразвития России от 12.07.2010 N 293 и не нарушило установленный приказом порядок. Управление заявление Общества рассмотрело, в установленный срок подготовило ответ. Следовательно, нарушений законодательства не допущено, а в связи с этим и отсутствует нарушение прав и свобод заявителя.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу поддерживает ее доводы.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 11.06.2014 Общество обратилось в Управление с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка с кадастровым номером 53:03:1209001:33, площадью 13 980 кв. м, расположенного по адресу: Новгородская область, Валдайский район, Рощинское сельское поселение, для организации рекреационной деятельности, в том числе физкультурной и оздоровительной деятельности (л.д. 14 - 16). К заявлению приложены документы, подтверждающие статус юридического лица, полномочия лица, подписавшего заявление, кадастровый паспорт земельного участка, письмо Учреждения, подтверждающее нахождение земельного участка в соответствующей зоне национального парка.
Из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 53:03:1209001:33 следует, что он находится на территории национального парка и образован путем выдела из земельного участка с кадастровым номером 53:03:0000000:40.
Управлением 08.07.2014 сделан запрос в Министерство о возможности предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду с торгов (л.д. 43 - 44), о чем заявителю сообщено письмом от 08.07.2014 N 3659 (л.д. 22 - 23).
В Управление 24.09.2014 поступил ответ Министерства, из которого следует, что согласование предоставления в аренду указанного земельного участка возможно только после разработки и утверждения нового Положения о национальном парке "Валдайский", уточняющего границы функциональных зон и определяющего особый режим охраны этой территории (л.д. 42). Содержание этого ответа доведено до сведения заявителя письмом от 26.09.2014 (л.д. 40).
В связи с неразрешением по существу вопроса о предоставлении в аренду земельного участка Общество обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования, правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В пункте 4 статьи 11.2 ЗК РФ указано, что образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в пункте 6 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 ЗК РФ.
В силу части 4, 5 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" внесенные в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости или иного момента, с которого право на образованный объект недвижимости считается возникшим; в течение срока действия временного характера внесенных в ГКН сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из ГКН.
В связи с этим суд предыдущей инстанции правильно заключил, что заявитель вправе сформировать испрашиваемый земельный участок и поставить его на кадастровый учет.
Поскольку земельный участок образован из земель национального парка, находящихся в федеральной собственности, правом распоряжения этим земельным участком обладает территориальное управление Росимущества в соответствии с Положением об Управлении.
Приказом Минэкономразвития России от 03.10.2013 N 572 утвержден Административный регламент по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по предоставлению земельных участков, находящихся в федеральной собственности, для целей, не связанных со строительством (далее - Административный регламент).
Общество в данном случае является заявителем государственной услуги по предоставлению земельных участков, находящихся в федеральной собственности, для целей, не связанных со строительством, что допускается пунктом 1.3 Административного регламента.
Согласно пункту 2.2 Административного регламента государственную услугу предоставляет Росимущество, а также территориальные органы Росимущества.
В соответствии с Административным регламентом территориальный орган должен определить процедуру предоставления земельного участка и при необходимости осуществить межведомственные запросы.
В пункте 2.7 Административного регламента указано, что предоставление земельных участков, находящихся в федеральной собственности, по торгам для целей, не связанных со строительством, осуществляется в течение 60 дней.
При наличии информации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним предоставление земельных участков, находящихся в федеральной собственности, без проведения торгов для целей, не связанных со строительством, осуществляется в течение 3 недель (пункт 2.8).
Результатом рассмотрения заявления Общества может быть предоставление государственной услуги по предоставлению земельных участков, находящихся в федеральной собственности, для целей, не связанных со строительством, в аренду в виде заключения договора аренды земельного участка либо отказа в предоставлении такой государственной услуги.
Пунктом 2.19 Административного регламента предусмотрены основания для отказа в предоставлении государственной услуги:
1) представление неполного комплекта документов, указанных в пункте 2.10 Административного регламента, или представление недостоверных сведений;
2) наличие вступивших в законную силу судебных актов, ограничивающих оборот земельного участка;
3) земельный участок находится в составе земель, ограниченных или изъятых из оборота;
4) земельный участок не относится к федеральной собственности;
5) заявитель не уполномочен обращаться с заявлением о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством;
6) земельный участок находится в составе земель, зарезервированных для государственных нужд, в случае если указанный в заявлении срок использования земельного участка превышает срок резервирования земельного участка для государственных нужд;
7) наличие законодательного запрета на предоставление земельного участка на испрашиваемом праве.
Согласно пункту 4 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, занятые национальными парками, по общему правилу, изъяты из оборота.
В силу пункта 6 статьи 95 ЗК РФ земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 33-ФЗ) в целях организации рекреационной деятельности, в том числе физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, земельные участки в соответствующих функциональных зонах могут предоставляться гражданам, юридическим лицам в аренду в соответствии с земельным законодательством.
Порядок подготовки и заключения договора аренды земельного участка, расположенного в границах соответствующих функциональных зон, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 3 статьи 17 Закона N 33-ФЗ).
Приказом Минэкономразвития России от 12.07.2010 N 293 утвержден Порядок подготовки и заключения договора аренды земельного участка, расположенного в границах функциональных зон национальных парков (далее - Порядок).
Данный Порядок предусматривает, что подготовленный территориальным органом Федерального агентства по управлению государственным имуществом проект договора аренды земельного участка согласовывается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в 30-дневный срок с даты его поступления.
Проанализировав приведенные выше нормы права, суд первой инстанции обоснованно указал, что земельный участок, расположенный на территории национального парка, может быть сдан в аренду в целях организации рекреационной деятельности, в том числе физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, при согласовании проекта договора аренды земельного участка Министерством.
С учетом того, что в письме от 26.09.2014, направленном в адрес Общества, Управление сообщило об отложении рассмотрения вопроса о предоставлении земельного участка в аренду до внесения соответствующих изменений в Положение о национальном парке "Валдайский", является правильным вывод суда первой инстанции о том, что предоставление государственной услуги по предоставлению земельного участка юридическому лицу в аренду для целей, не связанных со строительством, фактически было приостановлено на неопределенный срок.
Как следует из пункта 2.18. Административного регламента, оснований для приостановления предоставления государственной услуги законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Поскольку истец не получил государственную услугу в установленный срок и лишен возможности обжаловать правомерность отказа в предоставлении государственной услуги, поскольку не получил такого отказа, судебная коллегия поддерживает позицию Арбитражного суда Новгородской области о том, что приостановление рассмотрения заявления Общества является незаконным бездействием, нарушающим права заявителя.
При таких обстоятельствах требование общества о признании незаконным бездействия Управления удовлетворено правомерно.
Поскольку необходимые административные процедуры, связанные с предоставлением земельного участка, не проведены, нарушенное право заявителя в данном случае не может быть восстановлено путем обязания управления заключить договор аренды испрашиваемого земельного участка.
Доводы апеллянта не опровергают правильность выводов суда, по существу направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств по делу при отсутствии к тому правовых оснований, в связи с чем подлежат отклонению.
Правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены принятого по данному делу решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Новгородской области от 22 января 2015 года по делу N А44-6666/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новгородской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Ю.В.ЗОРИНА
Судьи
А.В.РОМАНОВА
Н.В.ЧЕРЕДИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)