Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 марта 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Есиповой О.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Цубановой К.А.
при участии в заседании:
- от заявителя: не явился, извещен;
- от заинтересованного лица: не явился, извещен;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-27937/2014) Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Дело" муниципального образования "Гурьевский муниципальный район" Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.09.2014 по делу N А21-6047/2014 (судья Иванов С.А.), принятое
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Калининградской области
к МУП ЖКХ "Дело" МО "Гурьевский муниципальный район" Калининградской области, место нахождения: 238300, Калининградская область, г. Гурьевск, ул. Заречная, д. 4а, ОГРН 1023902299310,
о привлечении к административной ответственности
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Калининградской области (далее - заявитель, Управление Росприроднадзора) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о привлечении Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Дело" (далее - МУП ЖКХ "Дело", предприятие) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 10.09.2014 заявление Управления удовлетворено, предприятие привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
В апелляционной жалобе МУП ЖКХ "Дело", ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить судебный акт и отказать Управлению в удовлетворении заявленного требования. Податель жалобы не согласен с выводами суда первой инстанции о нарушении Предприятием требований подпунктов "а" и "е" пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 255; полагает, что эксплуатируемый объект размещения отходов не создает угрозу загрязнения почвы и является санкционированной свалкой.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в связи с поступившим требованием Калининградского межрайонного природоохранного прокурора Управлением Росприроднадзора на основании приказа от 26.05.2014 N 155-П в период с 30.05.2014 по 30.06.2014 проведена внеплановая выездная проверка на предмет соблюдения предприятием лицензионных требований при эксплуатации свалки в Гурьевском районе, по результатам которой составлен акт проверки N 134 от 30.06.2014.
Предприятие оказывает услуги по размещению отходов населению и юридическим лицам Гурьевского городского округа на основании выданной ему 03.07.2009 лицензии N ОТ-21-000451 (39) на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, в соответствии с приложением к лицензии (в части осуществления работ по сбору отходов II, III - V классов опасности, а также сбора и размещения сторонних отходов IV - V классов опасности), сроком действия до 03.07.2014.
В ходе проверки установлено несоблюдение предприятием лицензионных требований, установленных подпунктами "а" и "е" пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 255 (далее - Положение), пункта 2 статьи 2, пунктов 1, 2 и 3 статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании), а именно:
1) отсутствует документ, подтверждающий факт передачи МУП ЖКХ "Дело" от Управления муниципального имущества администрации Гурьевского городского округа полигона;
2) земельный участок с кадастровым номером 39:03:040014:155 имеет категорию земли сельскохозяйственного назначения; согласно характеристике объекта размер санитарно-защитной зоны - 1000 м, тогда как ближайший населенный пункт - п. Ильичево Гурьевского района - находится на расстоянии 0,4 км от объекта размещения отходов;
3) МУП ЖКХ "Дело" не соблюдаются требования Критериев аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) и требований к ним, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 16.10.2012 N 682, "ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009. Межгосударственный стандарт. Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий.
Выявленные нарушения послужили основанием для составления 30.06.2014 уполномоченным должностным лицом Управления Росприроднадзора в отношении Предприятия протокола N 01-134/1-1/2014 об административном правонарушении по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ Управление Росприроднадзора обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Предприятия к административной ответственности.
Суд первой инстанции, придя к выводу о наличии в действиях Предприятия состава административного правонарушения, привлек МУП ЖКХ "Дело" к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ и назначил наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав представленные в деле доказательства, проверив правильность применения судом норм материального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, судебная коллегия находит решение суда подлежащим изменению в части квалификации в силу следующего.
В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Согласно пункту 7 статьи 3 Закона N 99-ФЗ лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 255 утверждено Положение о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности. Лицензионные требования и условия перечислены в пункте 3 названного Положения.
Предприятию вменяется нарушение требований подпунктов "а" и "е" пункта 3 Положения.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Положения одним из лицензионных требований является наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов размещения отходов) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
На основании постановления администрации Гурьевского муниципального района от 04.05.2009 N 1652 о предоставлении в аренду сроком до 01.05.2010 земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, площадью 15000 м 2, кадастровый номер 39:03:040014:0155 под полигон твердых бытовых отходов по адресу Калининградская область, Гурьевский район, с МУП ЖКХ "Дело" 04.05.2009 заключен договор аренды земельного участка N 363. Соглашениями от 26.10.2009 N 987а и от 04.05.2009 N 1536 срок окончания действия договора продлен до 31.12.2014.
Кадастровой выпиской на указанный земельный участок по состоянию на 02.04.2014 подтверждена категория земель - "земли сельскохозяйственного назначения" и разрешенное использование - под полигон ТБО (л.д. 59).
Согласно характеристике объекта размещения отходов (по результатам инвентаризации в июле 2009 г.), представленной в Управлением письмом МУП ЖКХ "Дело" от 22.11.2012 N 205, наименование объекта размещения отходов - полигон ТБО Гурьевского района, год ввода в эксплуатацию - 1991 г., размер санитарно-защитной зоны - 1000 м, ближайший населенный пункт - п. Ильичево Гурьевского района - находится на расстоянии 0,4 км, ближайший водный объект - искусственный водоем - находится на расстоянии 0,5 км.
Поскольку земельный участок предоставлялся Предприятию в аренду под полигон твердых бытовых отходов вопреки доводу подателя жалобы объект размещения отходов является полигоном, а не санкционированной свалкой.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно пункту 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
Названными положениями Земельного кодекса РФ не предусмотрено использование земель сельскохозяйственного назначения для размещения на них отходов производства и потребления (полигона ТБО).
Судом первой инстанции установлено, что указанный земельный участок с 1991 года используется под полигон твердых бытовых отходов для г. Гурьевска (Решение Районного совета народных депутатов Калининградской области от 18.04.1991 "Об отводе земли под полигон твердых бытовых отходов для г. Гурьевска" участок бывшего карьера площадью 1,5 га (нарушенные земли совхоза "Маршальский")
Доказательств перевода земельного участка с кадастровым номером 39:03:04 00 14:0155 в другую категорию земель в установленном законом порядке заявителем в материалы дела не представлено, как не представлено доказательств наличия иного объекта для размещения отходов, отвечающего критериям, установленным Законом N 89-ФЗ.
Таким образом, факт нахождения полигона ТБО в санитарно-защитной зоне (нарушение пункта 3.2 СанПиН 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01") и его расположение в нарушение положений статей 77 и 78 Земельного кодекса Российской Федерации на землях сельскохозяйственного назначения подтверждается материалами дела, свидетельствует о нарушении Предприятием подпункта "а" пункта 3 Положения.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 3 Положения о лицензировании одним из лицензионных требований является проведение лицензиатом мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду в соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Согласно пункту 3 статьи 12 Закона N 89-ФЗ на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В соответствии с пунктом 1.30 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов твердых бытовых отходов, утвержденной Министерством строительства Российской Федерации от 02.11.1996 для полигона ТБО разрабатывается специальный проект мониторинга, включающий разделы: контроль состояния подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв и растений, шумового загрязнения в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона; система управления технологическими процессами на полигоне, обеспечивающая предотвращение загрязнения подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв и растений, шумового загрязнения выше допустимых пределов в случаях обнаружения загрязняющего влияния полигонов.
Требования к производственному контролю также установлены разделом 6 СП 2.1.7.1038-01.2.1.7 "Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов".
В соответствии с пунктом 6.4 СП 2.1.7.1038-01.2.1.7 для полигона ТБО разрабатывается специальная программа (план) производственного контроля, предусматривающая: контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровней шума в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона.
Система производственного контроля должна включать устройства и сооружения по контролю состояния подземных и поверхностных вод, атмосферного воздуха, почвы, уровней шума в зоне возможного влияния полигона (пункт 6.6 СП 2.1.7.1038-01.2.1.7).
Как установлено Управлением Росприроднадзора в ходе проверки, директором Предприятия утверждена программа (план) производственного контроля полигона ТБО, которыми предусмотрено проведение контроля за состоянием грунтовых и поверхностных вод, атмосферного воздуха, почвы, уровней шума в зоне возможного влияния полигона.
В ходе проверки установлено, что отбор проб атмосферного воздуха производился ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области", почвы (грунта) и грунтовой воды - мастером полигона Фроловым А.В., при этом при отборе проб на различные компоненты необходимо учитывать требования к отбору, хранению и консервации проб, изложенные в конкретных методиках выполнения измерений, которыми владеют только специалисты аналитических лабораторий, аккредитованные на выполнение данных измерений и на отбор проб.
МУП ЖКХ "Дело" не опровергнут довод Управления Росприроднадзора о несоблюдении требований Критериев аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) и требований к ним, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 16.10.2012 N 682, "ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009. Межгосударственный стандарт. Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий".
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом Управления Росприроднадзора о том, что Предприятием не в полном объеме осуществляется мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов, что является нарушением подпункта "е" пункта 3 Положения о лицензировании.
Доказательств, свидетельствующих об объективной невозможности соблюдения Предприятием лицензионных требований, а равно принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины Предприятия применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Таким образом, материалами дела подтверждается осуществление Предприятием деятельности с нарушением лицензионных требований и условий.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции не может согласиться с квалификацией судом первой инстанции действий Предприятия по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В пункте 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что в случае, если заявление административного органа о привлечении к административной ответственности или протокол об административном правонарушении содержат неправильную квалификацию совершенного правонарушения, суд вправе принять решение о привлечении к административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией. При этом указанное в протоколе событие правонарушения и представленные доказательства должны быть достаточными для определения иной квалификации противоправного деяния.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Согласно примечанию к статье 14.1 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с пунктом 4 Положения о лицензировании грубым нарушением лицензионных требований является невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а" - "в", "е" и "ж" пункта 3 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В силу части 11 статьи 19 Закона N 99-ФЗ к грубым нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Принимая во внимание, что указанный земельный участок (участок бывшего карьера площадью 1,5 га (нарушенные земли совхоза "Маршальский") с 1991 года используется под полигон твердых бытовых отходов для г. Гурьевска, учитывая конкретные обстоятельства дела и характер допущенных Предприятием нарушений, суд апелляционной инстанции не усматривает угрозы причинения вреда окружающей среде, то есть грубого нарушения лицензионных требований.
Поскольку Управлением Росприроднадзора в нарушение требований части 5 статьи 205 АПК РФ не доказано наступление указанных в части 11 статьи 19 Закона N 99-ФЗ последствий, суд апелляционной инстанции считает возможным переквалифицировать совершенное МУП ЖКХ "Дело" правонарушение на часть 3 статьи 14.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Апелляционный суд назначает наказание в минимальном размере с учетом обстоятельств и характера совершенного правонарушения.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции подлежит изменению.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.09.2014 по делу N А21-6047/2014 изменить: переквалифицировать совершенное Муниципальным унитарным предприятием жилищно-коммунального хозяйства "Дело" муниципального образования "Гурьевский муниципальный район" (238300, Калининградская область, г. Гурьевск, ул. Заречная, д. 4а, ОГРН 1023902299310) деяние с части 4 статьи 14.1 на часть 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, снизить размер ранее назначенного Муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства "Дело" муниципального образования "Гурьевский муниципальный район" административного наказания в виде штрафа до 30 000 рублей.
В остальной части решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.09.2014 по делу N А21-6047/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Дело" муниципального образования "Гурьевский муниципальный район" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
О.И.ЕСИПОВА
Судьи
Л.В.ЗОТЕЕВА
Н.И.ПРОТАС
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.03.2015 N 13АП-27937/2014 ПО ДЕЛУ N А21-6047/2014
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 марта 2015 г. по делу N А21-6047/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 марта 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Есиповой О.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Цубановой К.А.
при участии в заседании:
- от заявителя: не явился, извещен;
- от заинтересованного лица: не явился, извещен;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-27937/2014) Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Дело" муниципального образования "Гурьевский муниципальный район" Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.09.2014 по делу N А21-6047/2014 (судья Иванов С.А.), принятое
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Калининградской области
к МУП ЖКХ "Дело" МО "Гурьевский муниципальный район" Калининградской области, место нахождения: 238300, Калининградская область, г. Гурьевск, ул. Заречная, д. 4а, ОГРН 1023902299310,
о привлечении к административной ответственности
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Калининградской области (далее - заявитель, Управление Росприроднадзора) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о привлечении Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Дело" (далее - МУП ЖКХ "Дело", предприятие) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 10.09.2014 заявление Управления удовлетворено, предприятие привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
В апелляционной жалобе МУП ЖКХ "Дело", ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить судебный акт и отказать Управлению в удовлетворении заявленного требования. Податель жалобы не согласен с выводами суда первой инстанции о нарушении Предприятием требований подпунктов "а" и "е" пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 255; полагает, что эксплуатируемый объект размещения отходов не создает угрозу загрязнения почвы и является санкционированной свалкой.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в связи с поступившим требованием Калининградского межрайонного природоохранного прокурора Управлением Росприроднадзора на основании приказа от 26.05.2014 N 155-П в период с 30.05.2014 по 30.06.2014 проведена внеплановая выездная проверка на предмет соблюдения предприятием лицензионных требований при эксплуатации свалки в Гурьевском районе, по результатам которой составлен акт проверки N 134 от 30.06.2014.
Предприятие оказывает услуги по размещению отходов населению и юридическим лицам Гурьевского городского округа на основании выданной ему 03.07.2009 лицензии N ОТ-21-000451 (39) на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, в соответствии с приложением к лицензии (в части осуществления работ по сбору отходов II, III - V классов опасности, а также сбора и размещения сторонних отходов IV - V классов опасности), сроком действия до 03.07.2014.
В ходе проверки установлено несоблюдение предприятием лицензионных требований, установленных подпунктами "а" и "е" пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 255 (далее - Положение), пункта 2 статьи 2, пунктов 1, 2 и 3 статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании), а именно:
1) отсутствует документ, подтверждающий факт передачи МУП ЖКХ "Дело" от Управления муниципального имущества администрации Гурьевского городского округа полигона;
2) земельный участок с кадастровым номером 39:03:040014:155 имеет категорию земли сельскохозяйственного назначения; согласно характеристике объекта размер санитарно-защитной зоны - 1000 м, тогда как ближайший населенный пункт - п. Ильичево Гурьевского района - находится на расстоянии 0,4 км от объекта размещения отходов;
3) МУП ЖКХ "Дело" не соблюдаются требования Критериев аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) и требований к ним, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 16.10.2012 N 682, "ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009. Межгосударственный стандарт. Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий.
Выявленные нарушения послужили основанием для составления 30.06.2014 уполномоченным должностным лицом Управления Росприроднадзора в отношении Предприятия протокола N 01-134/1-1/2014 об административном правонарушении по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ Управление Росприроднадзора обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Предприятия к административной ответственности.
Суд первой инстанции, придя к выводу о наличии в действиях Предприятия состава административного правонарушения, привлек МУП ЖКХ "Дело" к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ и назначил наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав представленные в деле доказательства, проверив правильность применения судом норм материального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, судебная коллегия находит решение суда подлежащим изменению в части квалификации в силу следующего.
В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Согласно пункту 7 статьи 3 Закона N 99-ФЗ лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 255 утверждено Положение о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности. Лицензионные требования и условия перечислены в пункте 3 названного Положения.
Предприятию вменяется нарушение требований подпунктов "а" и "е" пункта 3 Положения.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Положения одним из лицензионных требований является наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов размещения отходов) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
На основании постановления администрации Гурьевского муниципального района от 04.05.2009 N 1652 о предоставлении в аренду сроком до 01.05.2010 земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, площадью 15000 м 2, кадастровый номер 39:03:040014:0155 под полигон твердых бытовых отходов по адресу Калининградская область, Гурьевский район, с МУП ЖКХ "Дело" 04.05.2009 заключен договор аренды земельного участка N 363. Соглашениями от 26.10.2009 N 987а и от 04.05.2009 N 1536 срок окончания действия договора продлен до 31.12.2014.
Кадастровой выпиской на указанный земельный участок по состоянию на 02.04.2014 подтверждена категория земель - "земли сельскохозяйственного назначения" и разрешенное использование - под полигон ТБО (л.д. 59).
Согласно характеристике объекта размещения отходов (по результатам инвентаризации в июле 2009 г.), представленной в Управлением письмом МУП ЖКХ "Дело" от 22.11.2012 N 205, наименование объекта размещения отходов - полигон ТБО Гурьевского района, год ввода в эксплуатацию - 1991 г., размер санитарно-защитной зоны - 1000 м, ближайший населенный пункт - п. Ильичево Гурьевского района - находится на расстоянии 0,4 км, ближайший водный объект - искусственный водоем - находится на расстоянии 0,5 км.
Поскольку земельный участок предоставлялся Предприятию в аренду под полигон твердых бытовых отходов вопреки доводу подателя жалобы объект размещения отходов является полигоном, а не санкционированной свалкой.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно пункту 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
Названными положениями Земельного кодекса РФ не предусмотрено использование земель сельскохозяйственного назначения для размещения на них отходов производства и потребления (полигона ТБО).
Судом первой инстанции установлено, что указанный земельный участок с 1991 года используется под полигон твердых бытовых отходов для г. Гурьевска (Решение Районного совета народных депутатов Калининградской области от 18.04.1991 "Об отводе земли под полигон твердых бытовых отходов для г. Гурьевска" участок бывшего карьера площадью 1,5 га (нарушенные земли совхоза "Маршальский")
Доказательств перевода земельного участка с кадастровым номером 39:03:04 00 14:0155 в другую категорию земель в установленном законом порядке заявителем в материалы дела не представлено, как не представлено доказательств наличия иного объекта для размещения отходов, отвечающего критериям, установленным Законом N 89-ФЗ.
Таким образом, факт нахождения полигона ТБО в санитарно-защитной зоне (нарушение пункта 3.2 СанПиН 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01") и его расположение в нарушение положений статей 77 и 78 Земельного кодекса Российской Федерации на землях сельскохозяйственного назначения подтверждается материалами дела, свидетельствует о нарушении Предприятием подпункта "а" пункта 3 Положения.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 3 Положения о лицензировании одним из лицензионных требований является проведение лицензиатом мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду в соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Согласно пункту 3 статьи 12 Закона N 89-ФЗ на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В соответствии с пунктом 1.30 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов твердых бытовых отходов, утвержденной Министерством строительства Российской Федерации от 02.11.1996 для полигона ТБО разрабатывается специальный проект мониторинга, включающий разделы: контроль состояния подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв и растений, шумового загрязнения в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона; система управления технологическими процессами на полигоне, обеспечивающая предотвращение загрязнения подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв и растений, шумового загрязнения выше допустимых пределов в случаях обнаружения загрязняющего влияния полигонов.
Требования к производственному контролю также установлены разделом 6 СП 2.1.7.1038-01.2.1.7 "Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов".
В соответствии с пунктом 6.4 СП 2.1.7.1038-01.2.1.7 для полигона ТБО разрабатывается специальная программа (план) производственного контроля, предусматривающая: контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровней шума в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона.
Система производственного контроля должна включать устройства и сооружения по контролю состояния подземных и поверхностных вод, атмосферного воздуха, почвы, уровней шума в зоне возможного влияния полигона (пункт 6.6 СП 2.1.7.1038-01.2.1.7).
Как установлено Управлением Росприроднадзора в ходе проверки, директором Предприятия утверждена программа (план) производственного контроля полигона ТБО, которыми предусмотрено проведение контроля за состоянием грунтовых и поверхностных вод, атмосферного воздуха, почвы, уровней шума в зоне возможного влияния полигона.
В ходе проверки установлено, что отбор проб атмосферного воздуха производился ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области", почвы (грунта) и грунтовой воды - мастером полигона Фроловым А.В., при этом при отборе проб на различные компоненты необходимо учитывать требования к отбору, хранению и консервации проб, изложенные в конкретных методиках выполнения измерений, которыми владеют только специалисты аналитических лабораторий, аккредитованные на выполнение данных измерений и на отбор проб.
МУП ЖКХ "Дело" не опровергнут довод Управления Росприроднадзора о несоблюдении требований Критериев аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) и требований к ним, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 16.10.2012 N 682, "ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009. Межгосударственный стандарт. Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий".
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом Управления Росприроднадзора о том, что Предприятием не в полном объеме осуществляется мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов, что является нарушением подпункта "е" пункта 3 Положения о лицензировании.
Доказательств, свидетельствующих об объективной невозможности соблюдения Предприятием лицензионных требований, а равно принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины Предприятия применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Таким образом, материалами дела подтверждается осуществление Предприятием деятельности с нарушением лицензионных требований и условий.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции не может согласиться с квалификацией судом первой инстанции действий Предприятия по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В пункте 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что в случае, если заявление административного органа о привлечении к административной ответственности или протокол об административном правонарушении содержат неправильную квалификацию совершенного правонарушения, суд вправе принять решение о привлечении к административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией. При этом указанное в протоколе событие правонарушения и представленные доказательства должны быть достаточными для определения иной квалификации противоправного деяния.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Согласно примечанию к статье 14.1 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с пунктом 4 Положения о лицензировании грубым нарушением лицензионных требований является невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а" - "в", "е" и "ж" пункта 3 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В силу части 11 статьи 19 Закона N 99-ФЗ к грубым нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Принимая во внимание, что указанный земельный участок (участок бывшего карьера площадью 1,5 га (нарушенные земли совхоза "Маршальский") с 1991 года используется под полигон твердых бытовых отходов для г. Гурьевска, учитывая конкретные обстоятельства дела и характер допущенных Предприятием нарушений, суд апелляционной инстанции не усматривает угрозы причинения вреда окружающей среде, то есть грубого нарушения лицензионных требований.
Поскольку Управлением Росприроднадзора в нарушение требований части 5 статьи 205 АПК РФ не доказано наступление указанных в части 11 статьи 19 Закона N 99-ФЗ последствий, суд апелляционной инстанции считает возможным переквалифицировать совершенное МУП ЖКХ "Дело" правонарушение на часть 3 статьи 14.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Апелляционный суд назначает наказание в минимальном размере с учетом обстоятельств и характера совершенного правонарушения.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции подлежит изменению.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.09.2014 по делу N А21-6047/2014 изменить: переквалифицировать совершенное Муниципальным унитарным предприятием жилищно-коммунального хозяйства "Дело" муниципального образования "Гурьевский муниципальный район" (238300, Калининградская область, г. Гурьевск, ул. Заречная, д. 4а, ОГРН 1023902299310) деяние с части 4 статьи 14.1 на часть 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, снизить размер ранее назначенного Муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства "Дело" муниципального образования "Гурьевский муниципальный район" административного наказания в виде штрафа до 30 000 рублей.
В остальной части решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.09.2014 по делу N А21-6047/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Дело" муниципального образования "Гурьевский муниципальный район" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
О.И.ЕСИПОВА
Судьи
Л.В.ЗОТЕЕВА
Н.И.ПРОТАС
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)