Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.07.2014 N 17АП-7219/2014-ГК ПО ДЕЛУ N А50-26221/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июля 2014 г. N 17АП-7219/2014-ГК

Дело N А50-26221/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 июля 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Виноградовой Л.Ф., Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кычевой С.В.,
при участии:
от заявителя - Козлова Е.А., доверенность от 11.07.2014,
от иных лиц, участвующих в деле, - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя индивидуального предпринимателя Козлова Анатолия Ивановича
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 25 апреля 2014 года
по делу N А50-26221/2013,
вынесенное судьей Трубиным Р.В.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Козлова Анатолия Ивановича (ОГРНИП 304594804400034, ИНН 594800028469)
к Департаменту градостроительства и архитектуры администрации города Перми,
третье лицо Департамент земельных отношений администрации города Перми,
о признании незаконным распоряжения,

установил:

индивидуальный предприниматель Козлов Анатолий Иванович (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным распоряжения начальника Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми от 13.09.2013 N СЭД-22-01-03-504.
Согласно ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент земельных отношений администрации города Перми.
Решением суда от 25.04.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель с решением суда от 25.04.2014 не согласен, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права. По мнению заявителя апелляционной жалобы, распоряжение принято в нарушение предусмотренного п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации требования о предварительной и заблаговременной публикации сообщения о возможности предоставления земельного участка в аренду. Указание суда на то, что Департамент сам вправе определять порядок предоставления земельного участка - без проведения торгов или с проведением торгов, не основано на законе. Ссылка суда на п. 2.1. ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации является ошибочной, поскольку данный пункт относится к застроенным территориям, в отношении которых принято решение о развитии.
Заявитель в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержал.
Ответчик, третье лицо в суд апелляционной инстанции не явились.
Ответчик Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми направил в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, а также отзыв на апелляционную жалобу, в котором просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Ответчик указал, что в соответствии с подп. 3 п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предварительная заблаговременная публикация сообщения о наличии предполагаемых для передачи земельных участков необходима только в случае предоставления земельного участка без проведения торгов.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 30.05.2011 заявитель обратился в Департамент земельных отношений администрации города Перми с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 6809,45 кв. м по ул. Юрша, 25/1 и ул. Пушкарской, 98 г. Перми, для строительства здания детского сада на 190 мест.
Письмом от 01.07.2011 N И-21-01-09-11415 Департамент земельных отношений администрации города Перми сообщил заявителю о том, что предоставление испрашиваемого земельного участка возможно на торгах. Формирование этого земельного участка для реализации на торгах в настоящее время невозможно ввиду его расположения внутри жилого квартала и ограничения доступа.
Постановлением Администрации г. Перми от 10.03.2010 N 102 утвержден проект межевания территории, которым установлены границы незастроенного земельного участка в кварталах 1747, 1748, 1749, 1750 Мотовилихинского района го. Перми площадью 6 809,45 кв. м для строительства детского сада.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2012 по делу N А50-14604/2011 решение Департамента земельных отношений администрации города Перми об отказе в предоставлении индивидуальному предпринимателю Козлову А.И. в аренду земельного участка, площадью 6809,45 кв. м по адресу: г. Пермь, ул. Юрша, 25/1 и Пушкарская, 98, изложенное в письме от 01.07.2011 N И21-01-09-11415, признано незаконным. На Департамент земельных отношений администрации города Перми была возложена обязанность устранить допущенные нарушения путем совершения действий, предусмотренных п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации (л.д. 10-16). При этом суд пришел к выводу о том, что при наличии утвержденной градостроительной документации предоставление земельного участка должно производиться без предварительного согласования места размещения объекта.
13.09.2013 Департаментом градостроительства и архитектуры администрации города Перми принято распоряжение N СЭД-22-01-03-504 о формировании для строительства предоставляемых на торгах (конкурсах, аукционах) на территории города Перми земельного участка площадью 6809,45 кв. м расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Юрша, 25/1 и Пушкарская, 98, а также об обеспечении постановки земельного участка на государственный кадастровый учет (л.д. 7-8).
Ссылаясь на то, что распоряжение Департамента от 13.09.2013 N СЭД-22-01-03-504 является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя, предприниматель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта установлен в п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации и включает в себя:
- - проведение работ по формированию земельного участка: выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикацию сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов) (подп. 1);
- - проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка (при этом передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка (подп. 3);
- - подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов) (подп. 4).
Таким образом, подпунктом 1 п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено в случае предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта проведение работ по формированию земельного участка, а также работ в целях подготовки документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка.
В соответствии с тем же подпунктом ст. 30 подпунктом 1 п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации в случае предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта ответчик вправе принять решение о проведении в отношении испрашиваемого земельного участка торгов (конкурса, аукциона), либо решение о предоставлении этого земельного участка без проведения торгов (конкурса, аукциона).
Распоряжение предусматривает формирование земельного участка для предоставления на торгах и обеспечение постановки земельного участка на государственный кадастровый учет, то есть соответствует п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Довод заявителя о том, что ответчик не выполнил требование о предварительной и заблаговременной публикации сообщения о возможности предоставления земельного участка в аренду, судом отклонен.
В отсутствие соответствующего решения (о предоставлении этого земельного участка без проведения торгов) оснований для такой публикации у ответчика не имелось.
Ссылка суда на п. 2.1. ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающий порядок предоставления земельных участков для строительства без проведения торгов в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, не повлекла принятие неправильного решения.
Учитывая изложенное, оснований для отмены (изменения) решения суда от 25.04.2014 не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя.
На основании и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 25 апреля 2014 года по делу N А50-26221/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий
Ю.А.ГОЛУБЦОВА

Судьи
Л.Ф.ВИНОГРАДОВА
Ю.В.СКРОМОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)