Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истица ссылается на то, что во включении ее в список пайщиков было отказано.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: К.А.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Васильевой Г.Ф.
судей Демяненко О.В.
Старичковой Е.А.
при секретаре А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе С. на решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 05 февраля 2014 года, которым постановлено:
в удовлетворении иска С. к Администрации MP Уфимский район РБ об обязании включить в список граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) из земель сельскохозяйственного назначения, и предоставить земельную долю (пай) в размере... га из земель сельскохозяйственного назначения отказать.
Заслушав доклад судьи Старичковой Е.А., судебная коллегия
установила:
С. обратилась с иском к Администрации MP Уфимский район РБ об обязании включить в список граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), и предоставить земельную долю (пай) в размере... га из земель сельхозназначения, мотивируя тем, что в газете "..." N... (...) от 31 января 2007 года было опубликовано информационное сообщение о приеме заявлений на участие в бесплатной приватизации земельных участков из земель сельхозназначения ДП "Птицефабрика "Башкирская" ГУСП "Башптицепром подразделение "Дружба" (бывший колхоз "...") с 29 января по 19 марта 2007 года. В связи с указанным объявлением истица обратилась в ОАО "Птицефабрика "Башкирская", где ей сообщили, что внутрихозяйственная комиссия в ОАО "Птицефабрика "Башкирская" не создана, а С. следует обратиться в ДП "Птицефабрика "Башкирская" по указанному в сообщении адресу. Заявление по этому адресу С. направила почтой. В связи с открытием конкурсного производства и процедурой банкротства внутрихозяйственная комиссия создана не была, общее собрание работников не проводилось, список лиц, имеющих право на получение земельного пая, не создавался. Администрация МР Уфимский район РБ не приняла своевременных мер для организации общего собрания граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), не сформировала и не утвердила списки на получение земельной доли (пая). Истица указывает, что проработала на Птицефабрике "Башкирская"с... г. по... г., однако во включении ее в список пайщиков администрацией МР Уфимский район РБ было отказано. С. просила обязать Администрацию MP Уфимский район РБ включить ее в список граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) из земель сельхозназначения, и предоставить ей земельную долю (пай) в размере... га.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе С. просит отменить решение суда, указывая, что, по ее мнению, установленный Законом РБ "О регулировании земельных отношений в РБ" срок, в течение которого граждане вправе приватизировать земельные участки - с 01.01.2006 г. до 01.01.2012 г. неправомерен, так как Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не предусмотрен срок окончания бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Считает, что в данном случае подлежат применению положения Федерального закона, имеющего большую юридическую силу. Заявление на участие в бесплатной приватизации земельных участков истицей было заполнено на бланке, указанном в Приложении к Постановлению Правительства РБ от 15.03.2006 г. N 60, и направлено во внутрихозяйственную комиссию ДП "Птицефабрика "Башкирская". В указанном блнке не предусмотрено указание размера доли (пая), а также указание на решение общего собрания. В связи с тем, что в нарушение п. п. 2.1, 3.3. Постановления Правительства РБ "Об утверждении Порядка работы внутрихозяйственных и районных комиссий по бесплатному однократному предоставлению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, гражданам на праве общей собственности" внутрихозяйственная комиссия не выполняла надлежащим образом возложенные на нее полномочия, у истицы отсутствует возможность предоставления решения общего собрания. О том, что истица с заявлением должна была дополнительно обратиться в администрацию МР Уфимский район РБ ни в информационном сообщении от 31.01.2007 г., ни в законе РБ "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" не указано. По мнению апеллянта, земли ДП "Птицефабрика "Башкирская" подлежали приватизации, поскольку не подпадают под категорию земель, которые не подлежат приватизации, предусмотренную п. 4 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Внутрихозяйственная комиссия на предприятии не была создана, однако была создана районная комиссия по бесплатному однократному предоставлению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, гражданам на праве общей собственности, что подтверждается решением N 11 от 26.04.2007 г.
Представители ООО "УралАгро" и Министерства земельных и имущественных отношений РБ, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в заседание суда апелляционной инстанции не явились. Доказательства, свидетельствующие об уважительной причине неявки, на момент рассмотрения дела судебной коллегии не представили. Руководствуясь ст. ст. 327, 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав С., ее представителя по доверенности от... г. С.Ф.Я., поддержавших апелляционную жалобу, представителя администрации МР Уфимский район РБ Н., действующую по доверенности от... г., полагавшую решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. 4 ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" сельскохозяйственные угодья, предоставленные сельскохозяйственным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования, в соответствии со ст. 28 ЗК РФ могут предоставляться гражданам на праве общей собственности бесплатно в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ. Перечень категорий граждан, имеющих право на получение земельной доли, и порядок определения размера земельной доли устанавливаются законом субъекта РФ.
В соответствии со ст. 21 Закона РБ от 05 января 2004 года N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" бесплатная однократная приватизация гражданами земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с настоящим Законом осуществляется до 1 января 2012 года.
Списки граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), утвержденные с 1 января 2006 года до 1 января 2012 года решениями общих собраний, указанных в ч. 5 ст. 21.2 настоящего Закона, являются основанием для принятия уполномоченными органами решений о бесплатной однократной приватизации гражданами земельных участков.
Решения о бесплатной однократной приватизации гражданами земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на основании списков граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), утвержденных до 1 января 2012 года решениями общих собраний, указанных в ч. 5 ст. 21.2 настоящего Закона, принимаются уполномоченными органами после 1 января 2012 года, но не позднее 1 июля 2012 года.
В соответствии с ч. 3 ст. 21.2 Закона РБ "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) имеют граждане, имевшие по состоянию на 01 января 1992 года право на получение земельной доли (пая) при реорганизации колхозов, совхозов и иных сельскохозяйственных предприятий в соответствии с решениями трудовых коллективов. Частью 5 указанной статьи установлено, что списки граждан имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), утверждаются решением общего собрания сельскохозяйственной организации (предприятия). Общее собрание сельскохозяйственной организации (предприятия) считается правомочным, если на нем присутствует не менее 50 процентов всех его членов. Решения принимаются большинством голосов присутствующих на собрании членов сельскохозяйственной организации (предприятия).
В случае, если сельскохозяйственная организация (предприятие) ликвидирована, то общее собрание граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), организуется органом местного самоуправления, на территории которого расположены земли ликвидированной организации (предприятия).
В целях реализации прав граждан на земельные участки и обеспечения единого подхода и механизма бесплатного однократного предоставления гражданам на праве общей собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, постановлением Правительства РБ от 15 марта 2006 года за N 60 утвержден Порядок работы внутрихозяйственных и районных комиссий по бесплатному однократному предоставлению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, гражданам на праве общей собственности.
Согласно п. п. 1.3., 1.4. и 2.3 Порядка в целях организации работ по поэтапной и планомерной бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения создаются внутрихозяйственные и районные комиссии по бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Внутрихозяйственные комиссии проводят общие собрания сельскохозяйственных организаций (предприятий), общие собрания граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) на территории сельских поселений, где расположены земли ликвидированных сельскохозяйственных организаций (предприятий).
К основным полномочиям внутрихозяйственной комиссии относятся:
- принятие заявлений граждан на участие в бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
- составление (уточнение) списков граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая);
- определение площадей сельскохозяйственных угодий, подлежащих приватизации, и размера земельной доли (пая) в сельскохозяйственной организации.
Согласно п. 5.5 Порядка заявление на участие в бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения подается заявителем во внутрихозяйственную комиссию по местонахождению сельскохозяйственной организации.
В силу п. 6.1 Порядка утвержденные общим собранием сельскохозяйственной организации или граждан, имеющих право на получение земельной доли, и согласованные районной комиссией списки граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), а также заявления граждан на предоставление земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в общую собственность в двухнедельный срок с момента получения списка рассматриваются уполномоченным органом.
При отсутствии замечаний уполномоченный орган принимает решение о бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрен определенный порядок предоставления земель для приватизации сельскохозяйственных угодий.
Из материалов дела следует, что С. работала на птицефабрике "Башкирская" с... г. по... г.
24 июля 2013 года С. обратилась в Администрацию МР Уфимский район РБ с заявлением о предоставлении бесплатно земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в порядке приватизации
Письмом от 16 августа 2013 года Управление земельных и имущественных отношений Администрации МР Уфимский район РБ отказало в бесплатном однократном предоставлении земельного участка в собственность истца, ссылаясь на истечение сроков приватизации, установленных Законом РБ "О регулировании земельных отношений в РБ".
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что с заявлением о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в порядке приватизации истица в администрацию МР Уфимский район РБ обратилась только 24.07.2013 г., т.е. за пределами установленного Законом РБ "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" срока, в течение которого граждане вправе приватизировать земельные участки.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда ввиду того, что доказательств, подтверждающих факт обращения истца в соответствии с вышеприведенным порядком с заявлением о предоставлении ей в порядке приватизации земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, в материалы дела не представлено.
Представленное истицей в обоснование иска заявление от 14 марта 2007 года, адресованное во внутрихозяйственную комиссию ДП "Птицефабрика "Башкирская" ГУСП "Башптицепром" подразделение "Дружба", о бесплатном предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, не содержит данных о его принятии представителем внутрихозяйственной комиссии (л.д. 13).
Как пояснила суду апелляционной инстанции С., ею приложен к иску образец заявления, которое она направляла в комиссию, при этом почтовая квитанция об отправке не сохранилась.
По предоставленным ответчиком данным Архивного отдела Администрации МР Уфимский район РБ, в архиве не обнаружены постановления главы Администрации Уфимского района за 1991-1995 годы, постановления Администрации МР Уфимский район за 2006-2012 годы о создании внутрихозяйственной комиссии ДП "Птицефабрика "Башкирская" ГУСП "Башптицепром", списках граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли, работников данного предприятия (письмо N... от 14 апреля 2014 года).
Учитывая, что порядок обращения с заявлением о бесплатном предоставлении в собственность земель сельскохозяйственных угодий истицей соблюден не был, право на бесплатное получение земли сельскохозяйственного назначения в надлежащей форме истцом не реализовано и доказательств обратного суду не представлено, судом первой инстанции обоснованно принято решение об отказе в удовлетворении ее исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что обязанность по созданию внутрихозяйственной комиссии и ее финансированию возложена на администрацию района, которая указанные обязанности не исполнила, не могут быть признаны состоятельными, поскольку в соответствии с положениями Закона РБ "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" такая обязанность возлагается на орган местного самоуправления лишь в случае ликвидации сельскохозяйственной организации (предприятия).
Из материалов дела следует, что конкурсное производство в отношении ДП "Птицефабрика "Башкирская" ГУСП "Башптицепром" завершено и предприятие ликвидировано согласно определению Арбитражного суда РБ от... года.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости применения к спорным правоотношениям положений Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", имеющего большую юридическую силу по сравнению с Законом РБ "О регулировании земельных отношений в РБ" и не предусматривающего срока окончания бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку п. 4 ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" установлено, что предоставление таких земельных участков осуществляется в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы решения суда, направлены на иную оценку доказательств и не могут служить основанием к отмене решения суда.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно. Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права также не установлено. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 05 февраля оставить без изменения, апелляционную жалобу С. - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.Ф.ВАСИЛЬЕВА
Судьи
О.В.ДЕМЯНЕНКО
Е.А.СТАРИЧКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 15.05.2014 ПО ДЕЛУ N 33-6657/2014
Требование: Об обязании включить в список граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) из земель сельскохозяйственного назначения.Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истица ссылается на то, что во включении ее в список пайщиков было отказано.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 мая 2014 г. по делу N 33-6657/2014
Судья: К.А.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Васильевой Г.Ф.
судей Демяненко О.В.
Старичковой Е.А.
при секретаре А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе С. на решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 05 февраля 2014 года, которым постановлено:
в удовлетворении иска С. к Администрации MP Уфимский район РБ об обязании включить в список граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) из земель сельскохозяйственного назначения, и предоставить земельную долю (пай) в размере... га из земель сельскохозяйственного назначения отказать.
Заслушав доклад судьи Старичковой Е.А., судебная коллегия
установила:
С. обратилась с иском к Администрации MP Уфимский район РБ об обязании включить в список граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), и предоставить земельную долю (пай) в размере... га из земель сельхозназначения, мотивируя тем, что в газете "..." N... (...) от 31 января 2007 года было опубликовано информационное сообщение о приеме заявлений на участие в бесплатной приватизации земельных участков из земель сельхозназначения ДП "Птицефабрика "Башкирская" ГУСП "Башптицепром подразделение "Дружба" (бывший колхоз "...") с 29 января по 19 марта 2007 года. В связи с указанным объявлением истица обратилась в ОАО "Птицефабрика "Башкирская", где ей сообщили, что внутрихозяйственная комиссия в ОАО "Птицефабрика "Башкирская" не создана, а С. следует обратиться в ДП "Птицефабрика "Башкирская" по указанному в сообщении адресу. Заявление по этому адресу С. направила почтой. В связи с открытием конкурсного производства и процедурой банкротства внутрихозяйственная комиссия создана не была, общее собрание работников не проводилось, список лиц, имеющих право на получение земельного пая, не создавался. Администрация МР Уфимский район РБ не приняла своевременных мер для организации общего собрания граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), не сформировала и не утвердила списки на получение земельной доли (пая). Истица указывает, что проработала на Птицефабрике "Башкирская"с... г. по... г., однако во включении ее в список пайщиков администрацией МР Уфимский район РБ было отказано. С. просила обязать Администрацию MP Уфимский район РБ включить ее в список граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) из земель сельхозназначения, и предоставить ей земельную долю (пай) в размере... га.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе С. просит отменить решение суда, указывая, что, по ее мнению, установленный Законом РБ "О регулировании земельных отношений в РБ" срок, в течение которого граждане вправе приватизировать земельные участки - с 01.01.2006 г. до 01.01.2012 г. неправомерен, так как Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не предусмотрен срок окончания бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Считает, что в данном случае подлежат применению положения Федерального закона, имеющего большую юридическую силу. Заявление на участие в бесплатной приватизации земельных участков истицей было заполнено на бланке, указанном в Приложении к Постановлению Правительства РБ от 15.03.2006 г. N 60, и направлено во внутрихозяйственную комиссию ДП "Птицефабрика "Башкирская". В указанном блнке не предусмотрено указание размера доли (пая), а также указание на решение общего собрания. В связи с тем, что в нарушение п. п. 2.1, 3.3. Постановления Правительства РБ "Об утверждении Порядка работы внутрихозяйственных и районных комиссий по бесплатному однократному предоставлению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, гражданам на праве общей собственности" внутрихозяйственная комиссия не выполняла надлежащим образом возложенные на нее полномочия, у истицы отсутствует возможность предоставления решения общего собрания. О том, что истица с заявлением должна была дополнительно обратиться в администрацию МР Уфимский район РБ ни в информационном сообщении от 31.01.2007 г., ни в законе РБ "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" не указано. По мнению апеллянта, земли ДП "Птицефабрика "Башкирская" подлежали приватизации, поскольку не подпадают под категорию земель, которые не подлежат приватизации, предусмотренную п. 4 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Внутрихозяйственная комиссия на предприятии не была создана, однако была создана районная комиссия по бесплатному однократному предоставлению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, гражданам на праве общей собственности, что подтверждается решением N 11 от 26.04.2007 г.
Представители ООО "УралАгро" и Министерства земельных и имущественных отношений РБ, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в заседание суда апелляционной инстанции не явились. Доказательства, свидетельствующие об уважительной причине неявки, на момент рассмотрения дела судебной коллегии не представили. Руководствуясь ст. ст. 327, 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав С., ее представителя по доверенности от... г. С.Ф.Я., поддержавших апелляционную жалобу, представителя администрации МР Уфимский район РБ Н., действующую по доверенности от... г., полагавшую решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. 4 ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" сельскохозяйственные угодья, предоставленные сельскохозяйственным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования, в соответствии со ст. 28 ЗК РФ могут предоставляться гражданам на праве общей собственности бесплатно в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ. Перечень категорий граждан, имеющих право на получение земельной доли, и порядок определения размера земельной доли устанавливаются законом субъекта РФ.
В соответствии со ст. 21 Закона РБ от 05 января 2004 года N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" бесплатная однократная приватизация гражданами земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с настоящим Законом осуществляется до 1 января 2012 года.
Списки граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), утвержденные с 1 января 2006 года до 1 января 2012 года решениями общих собраний, указанных в ч. 5 ст. 21.2 настоящего Закона, являются основанием для принятия уполномоченными органами решений о бесплатной однократной приватизации гражданами земельных участков.
Решения о бесплатной однократной приватизации гражданами земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на основании списков граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), утвержденных до 1 января 2012 года решениями общих собраний, указанных в ч. 5 ст. 21.2 настоящего Закона, принимаются уполномоченными органами после 1 января 2012 года, но не позднее 1 июля 2012 года.
В соответствии с ч. 3 ст. 21.2 Закона РБ "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) имеют граждане, имевшие по состоянию на 01 января 1992 года право на получение земельной доли (пая) при реорганизации колхозов, совхозов и иных сельскохозяйственных предприятий в соответствии с решениями трудовых коллективов. Частью 5 указанной статьи установлено, что списки граждан имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), утверждаются решением общего собрания сельскохозяйственной организации (предприятия). Общее собрание сельскохозяйственной организации (предприятия) считается правомочным, если на нем присутствует не менее 50 процентов всех его членов. Решения принимаются большинством голосов присутствующих на собрании членов сельскохозяйственной организации (предприятия).
В случае, если сельскохозяйственная организация (предприятие) ликвидирована, то общее собрание граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), организуется органом местного самоуправления, на территории которого расположены земли ликвидированной организации (предприятия).
В целях реализации прав граждан на земельные участки и обеспечения единого подхода и механизма бесплатного однократного предоставления гражданам на праве общей собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, постановлением Правительства РБ от 15 марта 2006 года за N 60 утвержден Порядок работы внутрихозяйственных и районных комиссий по бесплатному однократному предоставлению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, гражданам на праве общей собственности.
Согласно п. п. 1.3., 1.4. и 2.3 Порядка в целях организации работ по поэтапной и планомерной бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения создаются внутрихозяйственные и районные комиссии по бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Внутрихозяйственные комиссии проводят общие собрания сельскохозяйственных организаций (предприятий), общие собрания граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) на территории сельских поселений, где расположены земли ликвидированных сельскохозяйственных организаций (предприятий).
К основным полномочиям внутрихозяйственной комиссии относятся:
- принятие заявлений граждан на участие в бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
- составление (уточнение) списков граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая);
- определение площадей сельскохозяйственных угодий, подлежащих приватизации, и размера земельной доли (пая) в сельскохозяйственной организации.
Согласно п. 5.5 Порядка заявление на участие в бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения подается заявителем во внутрихозяйственную комиссию по местонахождению сельскохозяйственной организации.
В силу п. 6.1 Порядка утвержденные общим собранием сельскохозяйственной организации или граждан, имеющих право на получение земельной доли, и согласованные районной комиссией списки граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), а также заявления граждан на предоставление земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в общую собственность в двухнедельный срок с момента получения списка рассматриваются уполномоченным органом.
При отсутствии замечаний уполномоченный орган принимает решение о бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрен определенный порядок предоставления земель для приватизации сельскохозяйственных угодий.
Из материалов дела следует, что С. работала на птицефабрике "Башкирская" с... г. по... г.
24 июля 2013 года С. обратилась в Администрацию МР Уфимский район РБ с заявлением о предоставлении бесплатно земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в порядке приватизации
Письмом от 16 августа 2013 года Управление земельных и имущественных отношений Администрации МР Уфимский район РБ отказало в бесплатном однократном предоставлении земельного участка в собственность истца, ссылаясь на истечение сроков приватизации, установленных Законом РБ "О регулировании земельных отношений в РБ".
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что с заявлением о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в порядке приватизации истица в администрацию МР Уфимский район РБ обратилась только 24.07.2013 г., т.е. за пределами установленного Законом РБ "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" срока, в течение которого граждане вправе приватизировать земельные участки.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда ввиду того, что доказательств, подтверждающих факт обращения истца в соответствии с вышеприведенным порядком с заявлением о предоставлении ей в порядке приватизации земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, в материалы дела не представлено.
Представленное истицей в обоснование иска заявление от 14 марта 2007 года, адресованное во внутрихозяйственную комиссию ДП "Птицефабрика "Башкирская" ГУСП "Башптицепром" подразделение "Дружба", о бесплатном предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, не содержит данных о его принятии представителем внутрихозяйственной комиссии (л.д. 13).
Как пояснила суду апелляционной инстанции С., ею приложен к иску образец заявления, которое она направляла в комиссию, при этом почтовая квитанция об отправке не сохранилась.
По предоставленным ответчиком данным Архивного отдела Администрации МР Уфимский район РБ, в архиве не обнаружены постановления главы Администрации Уфимского района за 1991-1995 годы, постановления Администрации МР Уфимский район за 2006-2012 годы о создании внутрихозяйственной комиссии ДП "Птицефабрика "Башкирская" ГУСП "Башптицепром", списках граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли, работников данного предприятия (письмо N... от 14 апреля 2014 года).
Учитывая, что порядок обращения с заявлением о бесплатном предоставлении в собственность земель сельскохозяйственных угодий истицей соблюден не был, право на бесплатное получение земли сельскохозяйственного назначения в надлежащей форме истцом не реализовано и доказательств обратного суду не представлено, судом первой инстанции обоснованно принято решение об отказе в удовлетворении ее исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что обязанность по созданию внутрихозяйственной комиссии и ее финансированию возложена на администрацию района, которая указанные обязанности не исполнила, не могут быть признаны состоятельными, поскольку в соответствии с положениями Закона РБ "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" такая обязанность возлагается на орган местного самоуправления лишь в случае ликвидации сельскохозяйственной организации (предприятия).
Из материалов дела следует, что конкурсное производство в отношении ДП "Птицефабрика "Башкирская" ГУСП "Башптицепром" завершено и предприятие ликвидировано согласно определению Арбитражного суда РБ от... года.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости применения к спорным правоотношениям положений Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", имеющего большую юридическую силу по сравнению с Законом РБ "О регулировании земельных отношений в РБ" и не предусматривающего срока окончания бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку п. 4 ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" установлено, что предоставление таких земельных участков осуществляется в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы решения суда, направлены на иную оценку доказательств и не могут служить основанием к отмене решения суда.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно. Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права также не установлено. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 05 февраля оставить без изменения, апелляционную жалобу С. - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.Ф.ВАСИЛЬЕВА
Судьи
О.В.ДЕМЯНЕНКО
Е.А.СТАРИЧКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)