Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Отказ мотивирован поступлением от другого лица заявления о предоставлении спорного участка и необходимостью проведения торгов.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Тороповой М.В.,
судей Беляевой Н.Г., Платоновой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Кротова Александра Валерьевича на решение Арбитражного суда Пермского края от 27.12.2014 по делу N А50-17997/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- общества с ограниченной ответственностью "РусРегионИнвест" (далее - общество "РусРегионИнвест") - Лапко В.В. (доверенность от 27.08.2014 N 18);
- Кротова А.В. - Кузнецов А.С. (доверенность от 18.02.2015).
В судебном заседании 04.06.2015 объявлен перерыв до 09 час. 15 мин 10.06.2015. После перерыва судебное заседание продолжено без участия представителя заявителя жалобы.
Общество "РусРегионИнвест" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным изложенного в письме от 05.06.2014 N И-21-01-09-9793 отказа Департамента земельных отношений администрации г. Перми (далее - Департамент) в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410998:578 площадью 1 622 кв. м, расположенного с западной стороны шоссе Космонавтов, 116, 118, 120 г. Перми, для рекреационной деятельности.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечен Кротов Александр Валерьевич.
Решением суда от 27.12.2014 (судья Гусельникова Н.В.) заявленные требования удовлетворены: признан незаконным, противоречащим ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 2.11 Решения Пермской городской Думы от 23.10.2007 N 260, отказ Департамента, изложенный в письме от 05.06.2014 N И-21-01-09-9793; на Департамент возложена обязанность принять решение в соответствии с п. 2.11 Решения Пермской городской Думы от 23.10.2007 N 260 о предоставлении обществу "РусРегионИнвест" земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410998:578 площадью 1 622 кв. м, расположенного с западной стороны шоссе Космонавтов, 116, 118, 120 г. Перми, для рекреационной деятельности на праве, указанном в п. 2.9 настоящего Порядка, и направлении заявителю копии такого решения.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2015 (судьи Дюкин В.Ю., Макаров Т.В., Скромова Ю.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Кротов А.В. просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, касающегося порядка применения действующего земельного законодательства для целей не связанных со строительством на территории г. Перми.
Заявитель жалобы полагает, что судами необоснованно не применены положения п. 2.12.1 Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории г. Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 N 260 в редакции от 25.03.2014 (далее - Порядок). Кротов А.В. считает, что суды при исследовании представленных публикаций по информированию населения от 26.07.2013 и от 18.04.2014 не установили соблюдение цели такого информировании, между тем первая публикация от 26.07.2013 носила информационный характер и не ставила перед собой цель по поиску потенциально новых арендаторов, а носила для третьих лиц информационный характер и устанавливала приоритет для получения испрашиваемого земельного участка первому заявившемуся лицу, в то время как вторая публикация от 18.04.2014 была произведена в соответствии с новым порядком предоставления земельных участков и ставила перед собой задачу поиска иных лиц, заинтересованных в испрашиваемом земельном участке, в связи с чем вывод судов, что публикация от 18.04.2014 являлась повторной заявитель полагает необоснованным. С учетом изложенного Кротов А.В. ссылается на необходимость применения положений п. 2.12.1 Порядка, поскольку имеются все основания для ее применения: не истекший срок действия решения о возможности предоставления земельного участка на момент представления кадастрового паспорта земельного участка, отсутствие информирования населения о приеме заявлений о предоставлении земельного участка в целях поиска иных лиц. Выводы судов о том, что условия вышеуказанной нормы не наступили и она применению не подлежит, поскольку соответствующую публикацию Департамент был вправе осуществить лишь при условии, что годичный срок не истек, а информирование населения не произведено, возможность повторной публикации измененным Порядком не предусмотрена, основания, указанные в п. 2.12.1 Порядка, отсутствовали, заявитель полагает противоречащими установленным по делу обстоятельствам.
В отзыве на кассационную жалобу общество "РусРегионИнвест" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу Кротова А.В. - без удовлетворения.
При рассмотрении спора судами установлено, что общество "РусРегионИнвест" 27.06.2013 обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду на 4 года 11 месяцев земельного участка ориентировочной площадью 1795 кв. м, примыкающего с западной стороны к шоссе Космонавтов, 116, 118, 120 г. Перми для рекреационной деятельности.
Информация о предстоящем предоставлении земельного участка была опубликована 26.07.2013 в Официальном бюллетене N 53.
Департамент 18.07.2013 письмом исх. N И-21-01-09/3359 уведомил заявителя о принятом решении о возможности предоставления земельного участка в аренду на 11 месяцев, указав при этом на необходимость предоставления в Департамент для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории, обеспечить выполнение кадастровых работ, поставить земельный участок на кадастровый учет, обратиться в Департамент.
Земельный участок 20.03.2014 поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 59:01:4410998:578.
Общество "РусРегионИнвест" 07.04.2014 обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410998:578, площадью 1 622 кв. м, расположенного с западной стороны Шоссе Космонавтов 116, 118, 120 г. Перми, для рекреационной деятельности, в аренду на 11 месяцев.
Информация о предоставлении земельного участка опубликована в Официальном бюллетене органов местного самоуправления от 18.04.2014 N 27.
В отношении спорного земельного участка 21.04.2014 поступила заявка Кротова А.В.
Департамент 05.06.2014 информировал общество о том, что предоставление земельного участка будет осуществлено по результатам торгов, поскольку от другого лица поступило заявление о предоставлении этого же земельного участка.
Полагая данное решение не соответствующим действующему законодательству и нарушающими его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, общество "РусРегионИнвест" обратилось с рассматриваемым требованием.
Заявленные требования судом первой инстанции удовлетворены.
При этом суд, руководствовался нормами ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также положениями Порядка, утвержденного решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 N 260 (далее - Порядок), и исходил из того, что в период действия Порядка в редакции от 28.05.2013 Департаментом было принято решение о возможности предоставления земельного участка, о чем заявитель был уведомлен письмом от 18.07.2013 N И-21-01-09/3359 в соответствии с п. 2.6 Порядка; срок действия решения о возможности предоставления земельного участка составляет один год с момента публикации информационного сообщения о предстоящем предоставлении, размещенного в соответствии с пунктом 2.9 Порядка; Департамент обеспечил информирование населения через средства массовой информации о приеме заявлений о предоставлении земельного участка 26.07.2013 согласно п. 2.9 Порядка, то есть в данном случае срок действия решения о возможности предоставления земельного участка - до 26.07.2014; в соответствии с пунктом 2.10 Порядка заявитель обеспечил за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, 20.03.2014 поставил земельный участок на кадастровый учет и 07.04.2014 обратился с заявлением в Департамент о предоставлении земельного участка в аренду.
Суд принял во внимание, что решением Пермской городской Думы от 28.01.2014 N 10 в п. 2.9.1, 2.9.2 Порядка внесены изменения, предусматривающие, что в случае, если в течение четырнадцати дней после опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении земельного участка в уполномоченный орган в сфере земельных отношений поступит заявление от другого лица (других лиц) о предоставлении этого же земельного участка, предоставление земельного участка осуществляется посредством проведения торгов; организация и проведение торгов осуществляется в соответствии с действующим законодательством; уполномоченный орган в сфере земельных отношений в течение пяти рабочих дней со дня окончания срока принятия заявлений уведомляет первоначально обратившегося заявителя о возможности предоставления ему земельного участка простым письмом.
Кроме того, п. 2.12.1 Порядка в редакции решения Пермской городской Думы от 25.03.2014 предусмотрено, что в случае если в отношении испрашиваемого земельного участка после принятия решения о возможности его предоставления, срок действия которого на момент представления кадастрового паспорта земельного участка не истек, не осуществлено информирование населения о приеме заявлений о предоставлении земельного участка в целях поиска иных лиц, заинтересованных в испрашиваемом земельном участке, предоставление такого земельного участка заявителю осуществляется только после опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 2.9 настоящего Порядка. В случае если в течение семи дней после опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении земельного участка в уполномоченный орган в сфере земельных отношений поступит заявление от другого лица (других лиц) о предоставлении этого же земельного участка, предоставление земельного участка осуществляется посредством проведения торгов в соответствии с законодательством Российской Федерации, правовыми актами города Перми.
Поскольку заявка от Кротова А.В. в отношении спорного земельного участка поступила только 21.04.2014 после опубликования Департаментом 18.04.2014 информации о предоставлении земельного участка, суд первой инстанции, исходя из того, что возможности повторной публикации Порядок, в том числе в измененной редакции, не предусматривает, обстоятельства, указанные в п. 2.12.1 Порядка (не истекший срок решения о возможности предоставления земельного участка, отсутствие информирование населения) также отсутствуют, пришел к выводу о том, что Департаменту следовало рассмотреть заявление общества от 07.04.2014 и принять решение в соответствии с п. 2.11 Порядка, согласно которому уполномоченный орган в сфере земельных отношений в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка заявителю на праве, указанном в пункте 2.9 данного Порядка, и направляет ему копию такого решения, в связи с чем признал оспариваемый отказ Департамента в предоставлении земельного участка противоречащим положениям ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации и п. 2.11 Порядка.
Апелляционный суд согласился с указанными выводами суда первой инстанции.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов заявителя кассационной жалобы в порядке, предусмотренном ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены, с учетом следующего.
По правилам ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие совокупности условий, а именно: оспариваемый ненормативный правовой акт должен не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту, нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагать на него какие-либо обязанности, создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
В соответствии с п. 2 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Кодекса.
Пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что орган местного самоуправления на основании такого заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст. 29 Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно п. 5 этой же статьи исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Судами установлено, что земельный участок площадью 1 622 кв. м был сформирован по заявлению общества "РусРегионИнвест", который в порядке п. 4 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации и п. 2.10 Порядка обеспечил проведение за свой счет в отношении спорного земельного участка кадастровых работ и в порядке пункта 5 указанной статьи представил в Департамент кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410998:578.
Соответственно Департаменту в силу прямого указания п. 5 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка следовало принять решение о предоставлении заявителю этого земельного участка в аренду.
Принимая во внимание, что в нарушение п. 5 ст. 34 вышеназванного Кодекса указанное решение не было принято Департаментом, в предоставлении земельного участка было отказано, о чем Департамент сообщил в письме от 05.06.2014 N И-21-01-09-9793 с указанием на то, что предоставление земельного участка будет осуществлено по результатам торгов, суды пришли к обоснованному выводу, что оспариваемый отказ противоречит Земельному кодексу Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя, понесшего расходы на определение границ испрашиваемого земельного участка и постановку его на кадастровый учет, в связи с чем в порядке ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерно удовлетворили заявленные требования.
Довод заявителя жалобы о наличии оснований для принятия оспариваемого решения в силу п. 2.12.1 Порядка, подлежит отклонению, поскольку положения указанного пункта предусматривают осуществление информирования населения о приеме заявлений о предоставлении земельного участка в целях поиска иных лиц, заинтересованных в испрашиваемом земельном участке, и проведение торгов после представления заявителем кадастрового паспорта земельного участка, то есть в отношении земельного участка, сформированного и поставленного на кадастровый учет по заявке и за счет средств конкретного заинтересованного лица, обеспечившего выполнение указанных кадастровых работ во исполнение требований п. 2.10 Порядка, что противоречит положениям п. 5 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, обязывающим соответствующий уполномоченный орган в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принять решение о предоставлении этого земельного участка в аренду заявителю, обеспечившему за свой счет выполнение соответствующих кадастровых работ. С учетом изложенного, положения п. 2.12.1 Порядка не подлежат применению в силу ч. 2 ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, не имеют в рассматриваемом случае правового значения, и не могут служить основанием для отмены оспариваемых судебных актов.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы повлечь изменение или отмену судебных актов на основании ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено, в связи с чем обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 27.12.2014 по делу N А50-17997/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Кротова Александра Валерьевича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
М.В.ТОРОПОВА
Судьи
Н.Г.БЕЛЯЕВА
Е.А.ПЛАТОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 16.06.2015 N Ф09-3255/15 ПО ДЕЛУ N А50-17997/2014
Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка.Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Отказ мотивирован поступлением от другого лица заявления о предоставлении спорного участка и необходимостью проведения торгов.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июня 2015 г. N Ф09-3255/15
Дело N А50-17997/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Тороповой М.В.,
судей Беляевой Н.Г., Платоновой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Кротова Александра Валерьевича на решение Арбитражного суда Пермского края от 27.12.2014 по делу N А50-17997/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- общества с ограниченной ответственностью "РусРегионИнвест" (далее - общество "РусРегионИнвест") - Лапко В.В. (доверенность от 27.08.2014 N 18);
- Кротова А.В. - Кузнецов А.С. (доверенность от 18.02.2015).
В судебном заседании 04.06.2015 объявлен перерыв до 09 час. 15 мин 10.06.2015. После перерыва судебное заседание продолжено без участия представителя заявителя жалобы.
Общество "РусРегионИнвест" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным изложенного в письме от 05.06.2014 N И-21-01-09-9793 отказа Департамента земельных отношений администрации г. Перми (далее - Департамент) в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410998:578 площадью 1 622 кв. м, расположенного с западной стороны шоссе Космонавтов, 116, 118, 120 г. Перми, для рекреационной деятельности.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечен Кротов Александр Валерьевич.
Решением суда от 27.12.2014 (судья Гусельникова Н.В.) заявленные требования удовлетворены: признан незаконным, противоречащим ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 2.11 Решения Пермской городской Думы от 23.10.2007 N 260, отказ Департамента, изложенный в письме от 05.06.2014 N И-21-01-09-9793; на Департамент возложена обязанность принять решение в соответствии с п. 2.11 Решения Пермской городской Думы от 23.10.2007 N 260 о предоставлении обществу "РусРегионИнвест" земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410998:578 площадью 1 622 кв. м, расположенного с западной стороны шоссе Космонавтов, 116, 118, 120 г. Перми, для рекреационной деятельности на праве, указанном в п. 2.9 настоящего Порядка, и направлении заявителю копии такого решения.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2015 (судьи Дюкин В.Ю., Макаров Т.В., Скромова Ю.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Кротов А.В. просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, касающегося порядка применения действующего земельного законодательства для целей не связанных со строительством на территории г. Перми.
Заявитель жалобы полагает, что судами необоснованно не применены положения п. 2.12.1 Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории г. Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 N 260 в редакции от 25.03.2014 (далее - Порядок). Кротов А.В. считает, что суды при исследовании представленных публикаций по информированию населения от 26.07.2013 и от 18.04.2014 не установили соблюдение цели такого информировании, между тем первая публикация от 26.07.2013 носила информационный характер и не ставила перед собой цель по поиску потенциально новых арендаторов, а носила для третьих лиц информационный характер и устанавливала приоритет для получения испрашиваемого земельного участка первому заявившемуся лицу, в то время как вторая публикация от 18.04.2014 была произведена в соответствии с новым порядком предоставления земельных участков и ставила перед собой задачу поиска иных лиц, заинтересованных в испрашиваемом земельном участке, в связи с чем вывод судов, что публикация от 18.04.2014 являлась повторной заявитель полагает необоснованным. С учетом изложенного Кротов А.В. ссылается на необходимость применения положений п. 2.12.1 Порядка, поскольку имеются все основания для ее применения: не истекший срок действия решения о возможности предоставления земельного участка на момент представления кадастрового паспорта земельного участка, отсутствие информирования населения о приеме заявлений о предоставлении земельного участка в целях поиска иных лиц. Выводы судов о том, что условия вышеуказанной нормы не наступили и она применению не подлежит, поскольку соответствующую публикацию Департамент был вправе осуществить лишь при условии, что годичный срок не истек, а информирование населения не произведено, возможность повторной публикации измененным Порядком не предусмотрена, основания, указанные в п. 2.12.1 Порядка, отсутствовали, заявитель полагает противоречащими установленным по делу обстоятельствам.
В отзыве на кассационную жалобу общество "РусРегионИнвест" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу Кротова А.В. - без удовлетворения.
При рассмотрении спора судами установлено, что общество "РусРегионИнвест" 27.06.2013 обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду на 4 года 11 месяцев земельного участка ориентировочной площадью 1795 кв. м, примыкающего с западной стороны к шоссе Космонавтов, 116, 118, 120 г. Перми для рекреационной деятельности.
Информация о предстоящем предоставлении земельного участка была опубликована 26.07.2013 в Официальном бюллетене N 53.
Департамент 18.07.2013 письмом исх. N И-21-01-09/3359 уведомил заявителя о принятом решении о возможности предоставления земельного участка в аренду на 11 месяцев, указав при этом на необходимость предоставления в Департамент для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории, обеспечить выполнение кадастровых работ, поставить земельный участок на кадастровый учет, обратиться в Департамент.
Земельный участок 20.03.2014 поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 59:01:4410998:578.
Общество "РусРегионИнвест" 07.04.2014 обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410998:578, площадью 1 622 кв. м, расположенного с западной стороны Шоссе Космонавтов 116, 118, 120 г. Перми, для рекреационной деятельности, в аренду на 11 месяцев.
Информация о предоставлении земельного участка опубликована в Официальном бюллетене органов местного самоуправления от 18.04.2014 N 27.
В отношении спорного земельного участка 21.04.2014 поступила заявка Кротова А.В.
Департамент 05.06.2014 информировал общество о том, что предоставление земельного участка будет осуществлено по результатам торгов, поскольку от другого лица поступило заявление о предоставлении этого же земельного участка.
Полагая данное решение не соответствующим действующему законодательству и нарушающими его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, общество "РусРегионИнвест" обратилось с рассматриваемым требованием.
Заявленные требования судом первой инстанции удовлетворены.
При этом суд, руководствовался нормами ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также положениями Порядка, утвержденного решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 N 260 (далее - Порядок), и исходил из того, что в период действия Порядка в редакции от 28.05.2013 Департаментом было принято решение о возможности предоставления земельного участка, о чем заявитель был уведомлен письмом от 18.07.2013 N И-21-01-09/3359 в соответствии с п. 2.6 Порядка; срок действия решения о возможности предоставления земельного участка составляет один год с момента публикации информационного сообщения о предстоящем предоставлении, размещенного в соответствии с пунктом 2.9 Порядка; Департамент обеспечил информирование населения через средства массовой информации о приеме заявлений о предоставлении земельного участка 26.07.2013 согласно п. 2.9 Порядка, то есть в данном случае срок действия решения о возможности предоставления земельного участка - до 26.07.2014; в соответствии с пунктом 2.10 Порядка заявитель обеспечил за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, 20.03.2014 поставил земельный участок на кадастровый учет и 07.04.2014 обратился с заявлением в Департамент о предоставлении земельного участка в аренду.
Суд принял во внимание, что решением Пермской городской Думы от 28.01.2014 N 10 в п. 2.9.1, 2.9.2 Порядка внесены изменения, предусматривающие, что в случае, если в течение четырнадцати дней после опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении земельного участка в уполномоченный орган в сфере земельных отношений поступит заявление от другого лица (других лиц) о предоставлении этого же земельного участка, предоставление земельного участка осуществляется посредством проведения торгов; организация и проведение торгов осуществляется в соответствии с действующим законодательством; уполномоченный орган в сфере земельных отношений в течение пяти рабочих дней со дня окончания срока принятия заявлений уведомляет первоначально обратившегося заявителя о возможности предоставления ему земельного участка простым письмом.
Кроме того, п. 2.12.1 Порядка в редакции решения Пермской городской Думы от 25.03.2014 предусмотрено, что в случае если в отношении испрашиваемого земельного участка после принятия решения о возможности его предоставления, срок действия которого на момент представления кадастрового паспорта земельного участка не истек, не осуществлено информирование населения о приеме заявлений о предоставлении земельного участка в целях поиска иных лиц, заинтересованных в испрашиваемом земельном участке, предоставление такого земельного участка заявителю осуществляется только после опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 2.9 настоящего Порядка. В случае если в течение семи дней после опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении земельного участка в уполномоченный орган в сфере земельных отношений поступит заявление от другого лица (других лиц) о предоставлении этого же земельного участка, предоставление земельного участка осуществляется посредством проведения торгов в соответствии с законодательством Российской Федерации, правовыми актами города Перми.
Поскольку заявка от Кротова А.В. в отношении спорного земельного участка поступила только 21.04.2014 после опубликования Департаментом 18.04.2014 информации о предоставлении земельного участка, суд первой инстанции, исходя из того, что возможности повторной публикации Порядок, в том числе в измененной редакции, не предусматривает, обстоятельства, указанные в п. 2.12.1 Порядка (не истекший срок решения о возможности предоставления земельного участка, отсутствие информирование населения) также отсутствуют, пришел к выводу о том, что Департаменту следовало рассмотреть заявление общества от 07.04.2014 и принять решение в соответствии с п. 2.11 Порядка, согласно которому уполномоченный орган в сфере земельных отношений в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка заявителю на праве, указанном в пункте 2.9 данного Порядка, и направляет ему копию такого решения, в связи с чем признал оспариваемый отказ Департамента в предоставлении земельного участка противоречащим положениям ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации и п. 2.11 Порядка.
Апелляционный суд согласился с указанными выводами суда первой инстанции.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов заявителя кассационной жалобы в порядке, предусмотренном ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены, с учетом следующего.
По правилам ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие совокупности условий, а именно: оспариваемый ненормативный правовой акт должен не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту, нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагать на него какие-либо обязанности, создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
В соответствии с п. 2 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Кодекса.
Пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что орган местного самоуправления на основании такого заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст. 29 Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно п. 5 этой же статьи исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Судами установлено, что земельный участок площадью 1 622 кв. м был сформирован по заявлению общества "РусРегионИнвест", который в порядке п. 4 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации и п. 2.10 Порядка обеспечил проведение за свой счет в отношении спорного земельного участка кадастровых работ и в порядке пункта 5 указанной статьи представил в Департамент кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410998:578.
Соответственно Департаменту в силу прямого указания п. 5 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка следовало принять решение о предоставлении заявителю этого земельного участка в аренду.
Принимая во внимание, что в нарушение п. 5 ст. 34 вышеназванного Кодекса указанное решение не было принято Департаментом, в предоставлении земельного участка было отказано, о чем Департамент сообщил в письме от 05.06.2014 N И-21-01-09-9793 с указанием на то, что предоставление земельного участка будет осуществлено по результатам торгов, суды пришли к обоснованному выводу, что оспариваемый отказ противоречит Земельному кодексу Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя, понесшего расходы на определение границ испрашиваемого земельного участка и постановку его на кадастровый учет, в связи с чем в порядке ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерно удовлетворили заявленные требования.
Довод заявителя жалобы о наличии оснований для принятия оспариваемого решения в силу п. 2.12.1 Порядка, подлежит отклонению, поскольку положения указанного пункта предусматривают осуществление информирования населения о приеме заявлений о предоставлении земельного участка в целях поиска иных лиц, заинтересованных в испрашиваемом земельном участке, и проведение торгов после представления заявителем кадастрового паспорта земельного участка, то есть в отношении земельного участка, сформированного и поставленного на кадастровый учет по заявке и за счет средств конкретного заинтересованного лица, обеспечившего выполнение указанных кадастровых работ во исполнение требований п. 2.10 Порядка, что противоречит положениям п. 5 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, обязывающим соответствующий уполномоченный орган в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принять решение о предоставлении этого земельного участка в аренду заявителю, обеспечившему за свой счет выполнение соответствующих кадастровых работ. С учетом изложенного, положения п. 2.12.1 Порядка не подлежат применению в силу ч. 2 ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, не имеют в рассматриваемом случае правового значения, и не могут служить основанием для отмены оспариваемых судебных актов.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы повлечь изменение или отмену судебных актов на основании ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено, в связи с чем обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 27.12.2014 по делу N А50-17997/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Кротова Александра Валерьевича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
М.В.ТОРОПОВА
Судьи
Н.Г.БЕЛЯЕВА
Е.А.ПЛАТОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)