Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 19.11.2014 N Ф06-17120/2013 ПО ДЕЛУ N А57-6493/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 ноября 2014 г. по делу N А57-6493/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 ноября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Петрова А.Л., Муравьева С.Ю.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, г. Энгельс Саратовской области,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 26.05.2014 (судья Пузина Е.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2014 (председательствующий судья Комнатная Ю.А., судьи Каплин С.Ю., Цуцкова М.Г.)
по делу N А57-6493/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ФРОСТ" (ОГРН 1026401981143) о признании незаконным решения от 13.10.2014 N 01-10/173, об обязании устранить допущенные нарушения путем принятия в месячный срок решения по заявлению ООО "ФРОСТ" о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 64:50:01100:20; с участием заинтересованных лиц - администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, г. Энгельс Саратовской области (ОГРН 1026401988183), Комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, г. Энгельс Саратовской области (ОГРН 1026401980868),

установил:

в Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "ФРОСТ" (далее - заявитель, ООО "ФРОСТ", Общество) с заявлением о признании незаконным решения Комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области (далее - Комитет по земельным ресурсам), изложенного в уведомлении от 13.01.2014 N 01-10/173 об отказе в приеме документов; обязании Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области (далее - Администрация) устранить допущенные нарушения путем принятия в месячный срок решения по заявлению ООО "ФРОСТ" о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 1877 кв. м с кадастровым номером 64:50:011008:26, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, ул. Студенческая, д. 205.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 26.05.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2014, решение Комитета по земельным ресурсам, изложенное в уведомлении от 13.01.2014 N 01-10/173 об отказе в приеме документов, признано незаконным.
Суд также обязал Администрацию устранить допущенные нарушения прав путем принятия в недельный срок с момента вступления решения суда в законную силу документов ООО "ФРОСТ" по заявлению ООО "ФРОСТ" от 31.12.2013.
Кроме того, суд взыскал с Комитета по земельным ресурсам в пользу ООО "ФРОСТ" расходы по госпошлине в сумме 2000 руб.
Администрация обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, мотивируя неправильным применением судами норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, 31.12.2013 ООО "ФРОСТ" обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 64:50:011008:26 площадью 1877 кв. м по адресу: г. Энгельс, ул. Студенческая, 205, под нежилое здание. К заявлению Обществом были приложены документы: копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица; выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) от 26.12.2013; кадастровый паспорт земельного участка от 20.12.2013; сообщение о перечне всех зданий, расположенных на земельном участке.
13 января 2014 года Комитетом по земельным ресурсам вынесено уведомление об отказе в приеме документов с указанием на то, что заявителем не представлены документы, предусмотренные подпунктом "г 2" (копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на здание, строение, сооружение, в случае, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП), подпунктом "д2" (копия документа удостоверяющего (устанавливающего) право на приобретаемый земельный участок, в случае если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП) пункта 2.6.1 Административного регламента.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения ООО "ФРОСТ" в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.
Юридические лица, имеющие в собственности здания, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанные в статье 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением кадастровой карты. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем (пункт 5 статьи 36 ЗК РФ).
Согласно пункту 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным (пункт 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержден Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок" (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 30.09.2011 N 21942).
Постановлением Администрации от 31.12.2009 N 10520 утвержден Административный регламент предоставления Комитетом по земельным ресурсам, Комитетом по управлению имуществом муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения".
Оценив представленные в дело документы, суды установили, что Общество является собственником недвижимого имущества - здания площадью 1036,1 кв. м, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 64:50:011008:26 площадью 1877 кв. м. В целях реализации права на предоставление данного земельного участка в аренду общество на имя главы администрации Энгельсского муниципального района представило все предусмотренные как Перечнем, так и Административным регламентом документы, необходимые для принятия соответствующего решения, в том числе кадастровый паспорт земельного участка по предусмотренной законодательством форме, так и сообщение (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на данном земельном участке.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали, что оспариваемые действия Комитета по отказу в принятии документов не соответствуют законодательству и нарушают права и законные интересы Общества, и удовлетворили заявленные требования.
Доводы об обратном, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов двух инстанций и получили надлежащую правовую оценку. Эти доводы, по существу сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и установленных судами обстоятельств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 АПК РФ).
Арбитражный суд Саратовской области и Двенадцатый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 26.05.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2014 по делу N А57-6493/2014 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА

Судьи
А.Л.ПЕТРОВ
С.Ю.МУРАВЬЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)