Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.07.2014 N 17АП-7341/2014-ГК ПО ДЕЛУ N А50-400/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июля 2014 г. N 17АП-7341/2014-ГК

Дело N А50-400/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 июля 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зелениной Т.Л.,
судей Голубцовой Ю.А., Паньковой Г.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Андреевской Е.И.,
при участии:
от заявителя - Костин М.А. (паспорт, доверенность от 24.02.2014),
от ответчика - представители не явились,
от заинтересованных лиц - представители не явились,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, индивидуального предпринимателя Чимровой Елены Афанасьевны,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 21 апреля 2014 года
по делу N А50-400/2014,
принятое судьей Гуляевой Е.И.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Чимровой Елены Афанасьевны (ОГРНИП 304590309800010, ИНН 590302664545)
к Департаменту земельных отношений администрации города Перми
заинтересованные лица: Департамент градостроительства и архитектуры Администрации города Перми, Комитет по физической культуре и спорту администрации города Перми, Управление внешнего благоустройства Администрации города Перми, Управление по экологии и природопользованию администрации города Перми
о признании незаконными действий по отказу в выборе земельных участков, возложении обязанности устранить нарушение прав,

установил:

- Индивидуальный предприниматель Чимрова Елена Афанасьевна (заявитель) обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Департаменту земельных отношений администрации города Перми (ответчик) о признании незаконными действий по отказу в оформлении акта о выборе земельного участка примерной площадью 1600 кв. м и предварительном согласовании места размещения объекта - физкультурно-оздоровительного комплекса на данном земельном участке, расположенном по ул. Архитектора Свиязева (восточнее здания N 22) в Индустриальном районе г. Перми, об обязании ответчика выдать заявителю акт о выборе земельного участка и предварительно согласовать место размещения указанного объекта (дело N А50-400/2014);
- с заявлением о признании незаконными действий в виде отказа в выдаче акта выбора земельного участка примерной площадью 1407 кв. м и предварительном согласовании места размещения объекта - физкультурно-оздоровительного комплекса на данном земельном участке, расположенном по ул. Маяковского (западнее здания по ул. Маяковского, 43) в Дзержинском районе г. Перми, об обязании ответчика выдать заявителю акт о выборе земельного участка и предварительно согласовать место размещения указанного объекта (дело N А50-401/2014);
- с заявлением о признании незаконными действий в виде отказа в выдаче заявителю акта выбора земельного участка примерной площадью 1220 кв. м и предварительном согласовании места размещения объекта - физкультурно-оздоровительного комплекса на данном земельном участке, расположенном по ул. Барамзиной (севернее дома по ул. Барамзиной, 42/2) в Дзержинском районе г. Перми, об обязании ответчика выдать заявителю акт о выборе земельного участка и предварительно согласовать место размещения указанного объекта (дело N А50-402/2014);
- с заявлением о признании незаконными действий виде отказа в выдаче заявителю акта выбора земельного участка примерной площадью 1952 кв. м и предварительном согласовании места размещения объекта - физкультурно-оздоровительного комплекса на данном земельном участке, расположенном севернее здания по ул. Мира, 75, в Индустриальном районе г. Перми, об обязании ответчика выдать заявителю акт о выборе земельного участка и предварительно согласовать место размещения указанного объекта (дело N А50-403/2014).
Определением суда от 25.02.2014 указанные дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением номера А50-400/2014.
В порядке ст. 51, 200 АПК РФ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Департамент градостроительства и архитектуры Администрации города Перми, Комитет по физической культуре и спорту администрации города Перми, Управление внешнего благоустройства Администрации города Перми, Управление по экологии и природопользованию администрации города Перми.
Решением суда от 21.04.2014 (резолютивная часть от 07.04.2014) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение суда от 21.04.2014 обжаловано заявителем в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе заявитель ссылается на отсутствие намерений причинить вред ответчику, а также на возможность осуществления строительства на испрашиваемых земельных участках с привлечением иных лиц. Также заявитель указывает на возможность осуществления строительства через три года после принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта. Кроме того заявитель не согласен с выводом суда первой инстанции о невозможности предоставления земельных участков на основании п. 11 ст. 30 ЗК РФ.
Ответчиком, заинтересованными лицами возражений на апелляционную жалобу не представлено.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции заявителем в порядке ст. 49, 150 АПК РФ заявлено ходатайство об отказе от требований в части признания незаконными действий Департамента земельных отношений администрации города Перми, выразившихся в отказе в выдаче акта о выборе земельного участка площадью 1952 кв. м и предварительном согласовании места размещения объекта по ул. Мира, 75 г. Перми, изложенном в письме N И-21-01-09-25248 от 26.12.2013.
В соответствии с ч. 2 ст. 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Отказ заявителя от заявленных требований в части не противоречит закону и не нарушает прав других лиц, в связи с чем принимается судом апелляционной инстанции на основании ч. 5 ст. 49 АПК РФ.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производству по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.
Законность и обоснованность решения в оставшейся части проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 19.11.2013, 28.11.2013 заявитель обратился к ответчику с заявлениями о выборе 4 земельных участков для строительства, а именно просил выдать акты о выборе земельных участков примерной площадью 1600 кв. м по ул. Архитектора Свиязева (восточнее здания N 22) в Индустриальном районе г. Перми, примерной площадью 1407 кв. м по ул. Маяковского (западнее здания по ул. Маяковского, 43), примерной площадью 1220 кв. м по ул. Барамзиной (севернее дома по ул. Барамзиной, 42/2), участок примерной площадью 1952 кв. м с расположением севернее здания по ул. Мира, 75, в Индустриальном районе г. Перми, для строительства физкультурно-оздоровительных комплексов.
Письмами от 23.12.2013, 24.12.2013, 26.12.2013 ответчик отказал заявителю в оформлении актов о выборе земельных участков для строительства со ссылкой на отрицательные заключения функциональных и территориальных органов с выводами о невозможности размещения объектов на испрашиваемых земельных участках.
Полагая, что действия ответчика является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими заявленными требованиями.
Частью 1 ст. 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 1 ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2 ст. 31 ЗК РФ).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 5, 6 ст. 31 ЗК РФ).
Согласно п. 4.3 Положения о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории г. Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 N 315, предоставление земельных участков в аренду с предварительным согласованием места размещения объектов осуществляется при наличии положительных заключений соответствующих функциональных органов администрации города Перми.
Постановлением Администрации г. Перми от 12.11.2009 N 857 утвержден Регламент взаимодействия Департамента земельных отношений администрации города Перми с функциональными и территориальными органами администрации города Перми при предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов.
Пунктом 4.1.7 данного Регламента предусмотрено, что при рассмотрении заявлений о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объектов необходимо получение заключений от следующих функциональных и территориальных органов: УЭиП, ДПиР, УВБ, территориального органа, на территории которого находится земельный участок, соответствующего функционального органа, в компетенцию которого входит размещение указанного в заявлении объекта.
В силу п. 4.2. Регламента по результатам рассмотрения поступивших заключений Департамент земельных отношений администрации города Перми в течение 5 календарных дней оформляет акт о выборе земельного участка по форме согласно приложению N 5 к настоящему Регламенту и выдает его заявителю для проведения согласования или подготавливает ответ об отказе в предварительном согласовании места размещения и направляет его заявителю. Ответ об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта подготавливается при невозможности размещения объекта согласно заключениям УЭиП, ДПиР, УВБ, территориального органа, на территории которого находится земельный участок.
Согласно заключениям Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми, Комитета по физической культуре и спорту администрации города Перми, Управления внешнего благоустройства Администрации города Перми, Управления по экологии и природопользованию администрации города Перми размещение объектов на земельных участках не соответствует п. 4.2 решения Пермской городской Думы от 28.10.2008 N 315.
Оценив представленные отрицательные заключения соответствующих функциональных органов администрации города Перми, суд первой инстанции обоснованно указал на то, что предоставление земельных участков для строительства на территории города Перми без торгов, с предварительным согласованием места размещения объекта, посредством выдачи акта выбора и его утверждения осуществляется в случаях, предусмотренных Положением, в том числе для строительства объектов социально-культурного назначения (объекты образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и массового спорта), имеющих общественное значение для городского округа.
Судом первой инстанции правомерно указано, что наличие утвержденной документации по планировке территории в рассматриваемых случаях не препятствует предоставлению земельных участков по процедуре предварительного согласования места размещения объекта. Сведений о том, что проектами планировки и межевания территории испрашиваемые земельные участки предусмотрены для размещения конкретных объектов, в материалах дела не имеется.
Оказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции усмотрел в действиях заявителя признаки злоупотребления правом
В силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
Согласно п. 3 ст. 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Статьей 1 ЗК РФ в качестве одного из основных принципов земельного законодательства установлено сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Положения Земельного кодекса Российской Федерации о возможности любого лица получить земельный участок в пользование для целей строительства направлены на обеспечение справедливого баланса между интересами всех лиц, желающих приобрести в аренду земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом предоставление одному лицу земельных участков, без проведения торгов, означает исключение потенциальной возможности иных лиц получить данные участки в пользование.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 68, 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что испрашивая земельные участки, заявитель не подтвердил наличие у него намерений, а также реальной возможности осуществления строительства одновременно 4 объектов недвижимости.
Выводы суда первой инстанции являются правильными, оснований для переоценки установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, у суда апелляционной инстанции не имеется. Отказ заявителя в суде апелляционной инстанции от заявленных требований в части на правильность указанных выводов не влияет.
Как следует из выписки из ЕГРИП, видами экономической деятельности заявителя являются: сдача в наем собственного недвижимого имущества, техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, торговля автотранспортными средствами, прочая розничная торговля в неспециализированных магазинах, деятельность автомобильного грузового неспециализированного транспорта, производство хлеба и мучных изделий.
Судом первой инстанции правильно указано на то, что в силу п. 2.6.2 Положения о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей, утвержденного решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 N 315, выдача акта о выборе земельного участка препятствует иным лицам получить земельный участок для строительства по процедуре предварительного согласования места размещения объекта.
Ссылка заявителя на возможное осуществление строительства через три года после принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта не может быть принята во внимание, поскольку указанное обстоятельство не отвечает целям эффективного использования земельных участков.
В связи с чем, нарушенные, права заявителя не могут быть признаны подлежащими защите в судебном порядке.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку.
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые согласно ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда от 21.04.2014 в части требований о признания незаконными действий Департамента земельных отношений администрации города Перми, выразившихся в отказе в выдаче акта о выборе земельного участка площадью 1952 кв. м и предварительном согласовании места размещения объекта по ул. Мира, 75 г. Перми, изложенном в письме N И-21-01-09-25248 от 26.12.2013 подлежит отмене, а производство по делу в этой части прекращению в связи принятием отказа заявителя от этих требований, в оставшейся части решение суда от 21.04.2014 отмене не подлежит.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Принять отказ заявителя, индивидуального предпринимателя Чимровой Елены Афанасьевны от требований в части признания незаконными действий Департамента земельных отношений администрации города Перми, выразившихся в отказе в выдаче акта о выборе земельного участка площадью 1952 кв. м и предварительном согласовании места размещения объекта по ул. Мира, 75 г. Перми, изложенном в письме N И-21-01-09-25248 от 26.12.2013.
Решение Арбитражного суда Пермского края от 21 апреля 2014 года по делу N А50-400/2014 в указанной части отменить, производство по делу прекратить.
В остальной части решение Арбитражного суда Пермского края от 21 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий
Т.Л.ЗЕЛЕНИНА

Судьи
Ю.А.ГОЛУБЦОВА
Г.Л.ПАНЬКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)