Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.02.2014 ПО ДЕЛУ N А35-4229/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 февраля 2014 г. по делу N А35-4229/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 05.02.2014.
Постановление в полном объеме изготовлено 12.02.2014.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Донцова П.В.,
судей Протасова А.И.
Миронцевой Н.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бауман Л.В.,
при участии:

от Садового некоммерческого представители не явились, доказательства
товарищества "Смородинец": надлежащего извещения имеются в
материалах дела,
от Администрации Центрального представители не явились, доказательства
округа города Курска: надлежащего извещения имеются в
материалах дела,
от Администрации города представители не явились, доказательства
Курска: надлежащего извещения имеются в
материалах дела.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Садового некоммерческого товарищества "Смородинец" (ОГРН 1124632015265) на решение Арбитражного суда Курской области от 29.10.2013 по делу N А35-4229/2013 (судья Матвеева О.А.) по заявлению Садового некоммерческого товарищества "Смородинец" к Администрации Центрального округа города Курска о признании незаконными действий,

установил:

Садовое некоммерческое товарищество "Смородинец" (далее - СНТ "Смородинец") обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании незаконными действий Администрации Центрального округа г. Курска, изложенных в письме от 30.04.2013 N 1804/01.3.01-27, выразившихся в отказе подготовить проект распоряжения Администрации города Курска о предоставлении в аренду сроком на 5 лет СНТ "Смородинец" земельного участка из категории земель: земли населенных пунктов, с кадастровым номером 46:29:102024:370, с разрешенным использованием для дачного хозяйства, площадью 8868 кв. м, расположенного по адресу Курская область, г. Курск, ул. Смородиновая; обязать Администрацию Центрального округа г. Курска в течение двух недель с момента вступления решения в законную силу подготовить проект распоряжения Администрации города Курска о предоставлении в аренду сроком на 5 лет СНТ "Смородинец" земельного участка из категории земель: земли населенных пунктов, с кадастровым номером 46:29:102024:370, с разрешенным использованием для дачного хозяйства, площадью 8868 кв. м, расположенного по адресу Курская область, г. Курск, ул. Смородиновая.
Решением Арбитражного суда Курской области от 29.10.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Считая решение суда незаконным и необоснованным, СНТ "Смородинец" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, указывая следующее:
- - в рамках дела А35-4229/2013 оспаривались конкретные действия Администрации Центрального округа г. Курска, изложенные в письме от 30.04.2013 N 1804/01.3.01-27, в котором ничего о наличии иных претендентов на спорный участок не говорилось;
- - разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 46:29:102024:370 - для дачного хозяйства, ООО "Дионис" заявлял о предоставлении земельного участка для иных целей, следовательно, заявка ООО "Дионис" фактически не относится к спорному участку.
В назначенное судебное заседание представитель СНТ "Смородинец" не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, просил об отложении судебного заседания в связи с невозможностью явиться в суд. Однако, причин невозможности явки в судебное заседание не указал. В связи с этим апелляционная коллегия не находит оснований для удовлетворения ходатайства представителя СНТ "Смородинец".
Представители Администрации Центрального округа города Курска, Администрации г. Курска также в судебное заседание также не явились, в письменных отзывах просят оставить обжалуемое судебное решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы и отзывов на нее, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд находит следующее:
Садовое некоммерческое товарищество "Смородинец", место нахождения: 305048, г. Курск, ул. Косухина, д. 22, кв. 136,, зарегистрировано в качестве юридического лица 16.11.2012 ИФНС России по г. Курску за ОГРН 1124632015265, ИНН 4632171248, и состоит на налоговом учете в ИФНС России по г. Курску.
Руководствуясь ст. 34 Земельного кодекса РФ и Положением о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории муниципального образования "Город Курск", утв. решением Курского городского Собрания от 12 февраля 2009 г. N 91-4-РС (далее - Положение), СНТ "Смородинец" обратилось в Администрацию Центрального округа г. Курска с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Курск, ул. Смородиновая, с кадастровым номером 46:29:102024:370, площадью 8868 кв. м для дачного хозяйства в аренду сроком на 5 лет (л.д. 74). К данному заявлению был приложен кадастровый паспорт земельного участка и документы, указанные в приложении N 1 к Положению.
Администрация Центрального округа г. Курска письмом от 30.04.2013 N 1804/01.3.01-27 сообщила СНТ "Смородинец" о том, что в связи с необходимостью уточнения границ удовлетворить просьбу СНТ "Смородинец" о предоставлении земельного участка в аренду не представляется возможным.
Посчитав указанные действия Администрации Центрального округа г. Курска не законными и не обоснованными, СНТ "Смородинец" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд области отказал в удовлетворении заявленных требований, поскольку пришел к выводу о законности оспариваемых действий и ненарушении ими прав и законных интересов товарищества.
При этом арбитражный суд области исходил из того, что спорный участок не мог быть предоставлен заявителю иначе, как путем проведения торгов.
Апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения или действия незаконным являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством, регламентирован статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Частью 1 ст. 34 Земельного кодекса РФ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии с ч. 2 ст. 34 Земельного кодекса РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
Согласно ч. 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с ч. 5 ст. 34 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
Решением Курского городского Собрания от 12.02.2009 N 91-4-РС утверждено Положение о порядке предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, на территории муниципального образования "Город Курск" (далее - Положение).
Пунктом 3.1. Положения установлено, что юридические и физические лица (далее - заявители), заинтересованные в предоставлении им земельных участков для целей, не связанных со строительством, обращаются с заявлением по вопросам предоставления участков для садоводства, огородничества или дачного хозяйства в администрации Центрального, Сеймского, Железнодорожного округов города Курска.
В соответствии с п. 3.2, 3.3, 3.4, 3.5 Положения, уполномоченный орган в недельный срок со дня принятия заявления, указанного в пункте 3.1 настоящего Положения, рассматривает его, получает в органе, осуществляющем государственный кадастровый учет, кадастровый план или карты соответствующей территории.
Уполномоченный орган после получения кадастровой карты или кадастрового плана соответствующей территории направляет его в комитет архитектуры и градостроительства города Курска.
Комитет архитектуры и градостроительства города Курска в двухнедельный срок с учетом соответствующей нормам предоставления земельных участков для конкретных видов деятельности, Правилам землепользования и застройки муниципального образования "Город Курск", иной землеустроительной, градостроительной и проектной документации обеспечивает подготовку схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
После поступления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории уполномоченный орган готовит проект распоряжения Администрации города Курска об утверждении схемы расположения земельного участка.
Пунктом 3.7 Положения установлено, что в случае, если в течение тридцати дней со дня опубликования информации о предоставлении конкретного земельного участка заявлений не поступило, или в случаях, определенных настоящим Положением, когда не требуется проведение торгов, уполномоченный орган выдает заявителю копию распоряжения Администрации города Курска об утверждении схемы расположения земельного участка.
Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (п. 3.8 Положения).
Согласно п. 3.9 Положения уполномоченный орган в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка и документов, указанных в приложении 1 к настоящему Положению, готовит проект распоряжения Администрации города Курска о предоставлении этого земельного участка заявителю на испрашиваемом праве.
Земельный комитет города Курска заключает договор купли-продажи или аренды земельного участка в недельный срок со дня принятия правового акта о предоставлении земельного участка (п. 3.10 Положения).
Пунктом 3.11 Положения предусмотрено, что при наличии нескольких заявлений на один и тот же земельный участок предоставление участка осуществляется по результатам торгов (конкурсов, аукционов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Торги не проводятся в случае присоединения к существующему (смежному) землепользованию, ранее предоставленному гражданину в установленном порядке для индивидуального жилищного и дачного строительства, ведения садоводства, для обслуживания жилого, дачного, садового дома и расширения приусадебного участка, в случае, если присоединяемый земельный участок в соответствии с градостроительным регламентом не подлежит дроблению, в случае, если смежное землепользование предоставлено в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение. Присоединение к существующему (смежному) землепользованию может быть осуществлено однократно.
Согласно п. 3.12 Положения, в случае, если испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен заявителю (ям) по основаниям, указанным в законодательстве Российской Федерации, уполномоченный орган в течение тридцати дней со дня поступления заявления дает обоснованный отказ в предоставлении такого участка.
Арбитражным судом установлено, что публикация в газете "Городские известия" информации о формировании границ земельного участка для дачного хозяйства площадью 8868 кв. м по адресу: г. Курск, ул. Смородиновая, осуществлена 12.03.2013 (л.д. 22 об.).
После опубликования в газете извещения о формировании границ земельного участка, в администрацию Центрального округа г. Курска поступили заявления от Уварова В.В., КРВ СПОО "Курская дуга", ИП Уварова В.В., ООО "Якудза", ГСК-114, ООО "Дионис". В дальнейшем 5 заявлений были отозваны. Неотозванными по состоянию на 12.04.2013 остались два заявления - ООО "Дионис" и СНТ "Смородинец" (л.д. 58 (73); 74; 63 - 64; 65 - 66, 67 - 68; 69 - 70, 71 - 72).
ООО "Дионис" и СНТ "Смородинец" испрашивался один и тот же земельный участок для дачного хозяйства, что прямо следует из их заявлений в Администрацию Центрального округа г. Курска (л.д. 58, 74).
Таким образом, подача двух заявлений на один и тот же земельный участок является достаточным условием применения ст. 34 Земельного кодекса РФ, п. 3.11 Положения и процедуры предоставления участка по результатам торгов.
Следовательно, на момент возникновения спорных отношений у Администрации отсутствовали правовые основания для предоставления спорного земельного участка по правилам ст. ст. 3.8, 3.9. Положения.
Обоснование отказа в предоставлении заявителю земельного участка необходимостью уточнения его границ, изложенное в письме от 30.04.2013 N 1804/01.3.01-27 Администрации (л.д. 10), не соответствует сделанным выводам, однако не может повлиять на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, поскольку испрашиваемое заявителем право не предусмотрено законом.
Фактические и правовые основания для признания названных действий несоответствующими требованиям ст. 34 Земельного кодекса РФ, п. 3.1 - 3.12 Положения, при отсутствии права СНТ "Смородинец" на получение спорного земельного участка в аренду без проведения торгов, отсутствуют.
Оценивая факт наличия среди поданных вместе с обращением председателя правления СНТ "Смородинец" Замыцкого О.Н. документов копии распоряжения Главы Администрации Центрального округа г. Курска N 200-Р от 04.03.2013 об утверждении схемы расположения земельного участка по ул. Смородиновая и кадастрового паспорта земельного участка от 03.04.2013 (л.д. 74), апелляционная коллегия учитывает следующее.
Согласно п. 3.7 Положения, если в течение тридцати дней со дня опубликования информации о предоставлении конкретного земельного участка заявлений не поступило, или в случаях, определенных настоящим Положением, когда не требуется проведение торгов, уполномоченный орган выдает заявителю копию распоряжения Администрации города Курска об утверждении схемы расположения земельного участка.
Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (п. 3.8 Положения).
По смыслу приведенных норм выполнение заявителем кадастровых работ до истечения тридцатидневного срока со дня опубликования информации о предоставлении конкретного земельного участка и, соответственно, до получения копии распоряжения Администрации города Курска об утверждении схемы расположения земельного участка, законодателем не предусмотрено.
Апелляционная коллегия, откладывая судебное разбирательство, предлагала заявителю представить доказательства направления ему копии распоряжения Администрации города Курска об утверждении схемы расположения земельного участка. Однако такие доказательства суду представлены не были.
Таким образом, факт наличия среди поданных вместе с обращением документов распоряжения Главы Администрации Центрального округа г. Курска N 200-Р от 04.03.2013 и кадастрового паспорта земельного участка от 03.04.2013 сам по себе не порождает обязанности со стороны Администрации подготовить проект распоряжения о предоставлении этого земельного участка заявителю на испрашиваемом праве.
Арбитражный суд области правильно установил предмет спора по делу, применил к рассматриваемым правоотношениям соответствующие правовые нормы, и сделал выводы, соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с изложенным, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Излишне уплаченная заявителем по чек-ордеру от 22.11.2013 госпошлина в сумме 1000 рублей подлежит возврату из доходов федерального бюджета в соответствии со статьей 104 АПК РФ и статьей 333.40 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь ч. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Курской области от 29.10.2013 по делу N А35- 4229/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Садового некоммерческого товарищества "Смородинец" (ОГРН 1124632015265) - без удовлетворения.
Возвратить Садовому некоммерческому товариществу "Смородинец" госпошлину, уплаченную по чек-ордеру от 22.11.2013, в сумме 1000 (одна тысяча) рублей из доходов федерального бюджета.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
П.В.ДОНЦОВ

Судьи
А.И.ПРОТАСОВ
Н.Д.МИРОНЦЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)