Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 27 августа 2015 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 08АП-6975/2015) Администрации города Омска и (регистрационный номер 08АП-7896/2015) Прокуратуры г. Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 05.06.2015 по делу N А46-2998/2015 (судья Пермяков В.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Олимп" (ИНН 5504124491, ОГРН 1075504002815) к Администрации города Омска, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамента имущественных отношений Администрации города Омска, Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, общества с ограниченной ответственностью "Декор-Строй", общества с ограниченной ответственностью "АЗС-Альфа", Манаховой Полины Николаевны, при участии в деле Прокуратуры г. Омска, о признании недействительным Постановления Администрации города Омска N 1835-п от 29.12.2014 "О внесении изменения в распоряжение директора Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 24.12.2013 N 3550-р и признании утратившим силу некоторых муниципальных правовых актов города Омска" в части признания утратившими силу Распоряжения Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 27.08.2013 N 2108-р "О предварительном согласовании места размещения торгового центра северо-западнее строения N 23 по ул. Лукашевича в Кировском АО г. Омска" и Распоряжения Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 16.09.2013 N 2314-р "О предварительном согласовании места размещения торгового центра северо-западнее строения N 23 по ул. Лукашевича в Кировском АО г. Омска", об обязании Администрации города Омска в срок не позднее 10 дней с даты вступления в силу решения суда принять решение о предоставлении в аренду ООО "Олимп" земельного участка с кадастровым номером 55:36:100801:3214,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Администрации города Омска - Веселкова Ирина Анатольевна, предъявлено удостоверение, по доверенности N ИСХ-АГ/24-4633 от 08.09.2014 сроком действия один год;
- от Прокуратуры г. Омска - Сосковец Ирина Владимировна, предъявлено удостоверение, действительно по 21.08.2015, Грициков Кирилл Александрович, предъявлено удостоверение;
- от общества с ограниченной ответственностью "Олимп" - Давыдова Наталья Юрьевна, предъявлен паспорт, по доверенности N 01-С от 01.06.2015 сроком действия 3 года;
- от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
- от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска - Бусс Светлана Анатольевна, предъявлено удостоверение, по доверенности N 37 от 27.05.2015 сроком действия один год;
- от общества с ограниченной ответственностью "Декор-Строй" - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
- от общества с ограниченной ответственностью "АЗС-Альфа" - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
- от Манаховой Полины Николаевны - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом;
общество с ограниченной ответственностью "Олимп" (далее по тексту - ООО "Олимп", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Администрации города Омска (далее по тексту - Администрация, заинтересованное лицо):
- - о признании недействительным Постановления Администрации города Омска N 1835-п от 29.12.2014 "О внесении изменения в распоряжение директора департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 24.12.2013 N 3550-р и признании утратившим силу некоторых муниципальных правовых актов города Омска" в части признания утратившими силу Распоряжения Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 27.08.2013 N 2108-р "О предварительном согласовании места размещения торгового центра северо-западнее строения N 23 по ул. Лукашевича в Кировском АО г. Омска" и Распоряжения Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 16.09.2013 N 2314-р "О предварительном согласовании места размещения торгового центра северо-западнее строения N 23 по ул. Лукашевича в Кировском АО г. Омска";
- - об обязании Администрации города Омска в срок не позднее 10 дней с даты вступления в силу решения суда принять решение о предоставлении в аренду ООО "Олимп" земельного участка с кадастровым номером 55:36:100801:3214, площадью 32 417 кв. м, и земельного участка с кадастровым номером 55:36:100801:3215, площадью 166 126 кв. м, для строительства торгового центра северо-западнее строения N 23 по улице Лукашевича в Кировском административном округе города Омска.
Решением Арбитражного суда Омской области от 05.06.2015 по делу N А46-2998/2015 требования Общества удовлетворены.
Суд первой инстанции признал оспариваемое постановление Администрации не соответствующим требованиям действующего законодательства, поскольку поданные ООО "АЗС-Альфа", ООО "Декор-Строй" и Манаховой П.Н. заявления не свидетельствуют о том, что указанные лица являются реальными претендентами на испрашиваемый ООО "Олимп" объект недвижимого имущества, а, следовательно, основанием для проведения торгов быть не могут.
Не согласившись с указанным судебным актом, Администрация и Прокуратура г. Омска обратились с апелляционными жалобами в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которых просят решение Арбитражного суда Омской области от 05.06.2015 по делу N А46-2998/2015 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества.
В обоснование апелляционных жалоб податели жалоб указали, что спорный земельный участок является сформированным, в связи с чем, его предоставление с предварительным согласованием места размещения объекта неправомерно; заявки Манаховой П.Н. и ООО "Декор-Строй" (лиц, обратившихся с заявками на предоставление им спорного земельного участка) соответствуют положениям статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации; в данном случае предоставление земельного участка могло быть осуществлено исключительно на торгах.
В судебном заседании представители Прокуратуры и Администрации поддержали доводы апелляционных жалоб.
Представитель Общества в судебном заседании поддержала доводы отзыва на апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции просила оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее - Департамент) в судебном заседании поддержала доводы отзыва на апелляционные жалобы, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.
ООО "Декор-Строй", ООО "АЗС-Альфа", Департамент имущественных отношений Администрации города Омска, Манахова Полина Николаевна, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об отложении судебного заседания не представлены. Письменные отзывы на апелляционные жалобы указанными лицами не представлены.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционные жалобы, отзывы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
21.01.2013 ООО "Олимп" обратилось в департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 190 000 кв. м сроком на 6 лет под строительство торгового центра, расположенного северо-западнее строения N 23 по улице Лукашевича в Кировском административном округе города Омска (т. 1, л.д. 82, 83).
По результатам рассмотрения обращения Департаментом 29.03.2013 вынесено Распоряжение N 560-Р "Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории северо-западнее строения N 23 по улице Лукашевича в Кировском административном округе города Омска".
Распоряжениями Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 27.08.2013 N 2108-р "О предварительном согласовании места размещения торгового центра северо-западнее строения N 23 по ул. Лукашевича в Кировском АО г. Омска" и от 16.09.2013 N 2314-р "О предварительном согласовании места размещения торгового центра северо-западнее строения N 23 по ул. Лукашевича в Кировском АО г. Омска" были утверждены акты о выборе земельных участков.
Сформированные земельные участки поставлены на кадастровый учет.
27.12.2013 заявитель обратился в Администрацию города Омска с заявлением о предоставлении в аренду земельных участков.
В ответ в адрес заявителя было направлено письмо Мэра города Омска N Исх-АГ/15-284 от 24.01.2014, из текста которого следует, что указанные выше распоряжения директора департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска признаны утратившими силу распоряжением директора департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 24.12.2013 N 3550-р в соответствии с пунктом 36 статьи 2 Решения Омского городского Совета от 19.06.2013 года N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" (далее - Решение N 131), Постановлением Омского городского Совета от 20 ноября 2013 года N 665 "Об официальном толковании применения во времени Решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах". На основании изложенного, в предоставлении участков с кадастровыми номерами 55:36:100801:3214 и 55:36:100801:3215 заявителю было отказано.
Полагая, что распоряжение от 24.12.2013 N 3550-р "О признании утратившими силу некоторых распоряжений департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска" в части пунктов 1 и 2 является незаконным, заявитель обжаловал ненормативный акт Департамента в судебном порядке.
Решением от 18.12.2014 по делу А46-2669/2014 Арбитражный суд Омской области удовлетворил требования общества: признал пункты 1 и 2 распоряжения Департамента от 24.12.2013 N 3550-р "О признании утратившими силу некоторых распоряжений департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска" недействительными.
29.12.2014 Администрацией города Омска вынесено постановление N 1835-п "О внесении изменения в распоряжение директора департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 24.12.2013 N 3550-р и признании утратившим силу некоторых муниципальных правовых актов города Омска", согласно которому Распоряжения Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 27.08.2013 N 2108-р "О предварительном согласовании места размещения торгового центра северо-западнее строения N 23 по ул. Лукашевича в Кировском АО г. Омска" и от 16.09.2013 N 2314-р "О предварительном согласовании места размещения торгового центра северо-западнее строения N 23 по ул. Лукашевича в Кировском АО г. Омска" признаны утратившими силу.
Полагая, что указанное выше Постановление Администрации города Омска является незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, ООО "Олимп" обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Омской области от 05.06.2015 по делу N А46-2998/2015 требования Общества удовлетворены.
Означенное решение обжалуется Администрацией и Прокуратурой в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, находит его подлежащим отмене, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Как было указано, в данном случае заявителем оспаривается постановление Администрации города Омска N 1835-п от 29.12.2014 "О внесении изменения в распоряжение директора департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 24.12.2013 N 3550-р и признании утратившим силу некоторых муниципальных правовых актов города Омска" в части признания утратившими силу Распоряжения Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 27.08.2013 N 2108-р "О предварительном согласовании места размещения торгового центра северо-западнее строения N 23 по ул. Лукашевича в Кировском АО г. Омска" и Распоряжения Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 16.09.2013 N 2314-р "О предварительном согласовании места размещения торгового центра северо-западнее строения N 23 по ул. Лукашевича в Кировском АО г. Омска".
Исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришел к выводу о том, что требования Общества являются необоснованными и неправомерно удовлетворены судом первой инстанции. При этом, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Из содержания постановления Администрации N 1835-п от 29.12.2014 следует, что оно принято в связи с наличием заявлений иных лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка, в целях устранения нарушений положений статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с постановлением Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10 по делу N А76-4758/2009-63-92, решением Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах", Постановлением Омского городского Совета от 20 ноября 2013 года N 665 "Об официальном толковании применения во времени Решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах".
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулирование застройки территории городских и сельских поселений регламентируется Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в момент возникновения рассматриваемых правоотношений) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществлялось с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно пункту 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Пунктами 2, 5, 6, 7 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Далее исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Пунктом 1.2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Во исполнение указанной нормы Омским городским Советом 19.06.2013 принято Решение N 131, которым был установлен соответствующий перечень объектов, для строительства которых земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Омска, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории города Омска, предоставляются исключительно на торгах.
В соответствии с Постановлением Омского городского Совета от 20 ноября 2013 года N 665 "Об официальном толковании применения во времени Решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" (далее - Постановление N 665) со дня вступления в силу Решения N 131, в случае поступления в уполномоченный орган заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, а также при наличии на дату вступления в силу Решения N 131 в уполномоченном органе таких заявлений, независимо от стадии выполнения процедуры выбора земельного участка до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, уполномоченный орган не вправе принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, в случае намерения заявителя осуществить строительство объекта, включенного в утвержденный Решением N 131 перечень.
Распоряжением Департамента от 24.12.2013 N 3550-р "О признании утратившими силу некоторых распоряжений департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска" со ссылкой на Решение N 131 и Постановление N 665 признаны утратившими силу Распоряжения Департамента от 27.08.2013 г. N 2108-р "О предварительном согласовании места размещения торгового центра северо-западнее строения N 23 по ул. Лукашевича в Кировском АО г. Омска" и от 16.09.2013 г. N 2314-р "О предварительном согласовании места размещения торгового центра северо-западнее строения N 23 по ул. Лукашевича в Кировском АО г. Омска".
Как было указано ранее, решением Арбитражного суда Омской области от 18.12.2014 по делу А46-2669/2014, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций, признано незаконным издание Департаментом Распоряжения от 24.12.2013 N 3550-р "О признании утратившими силу некоторых распоряжений департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска".
В решении по делу А46-2669/2014 суд пришел к выводу о том, что Распоряжения Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 27.08.2013 г. N 2108-р "О предварительном согласовании места размещения торгового центра северо-западнее строения N 23 по ул. Лукашевича в Кировском АО г. Омска" и от 16.09.2013 г. N 2314-р "О предварительном согласовании места размещения торгового центра северо-западнее строения N 23 по ул. Лукашевича в Кировском АО г. Омска", утверждающие акты о выборе земельных участков, на момент их принятия не противоречили нормам Решения N 131.
Обстоятельства, установленные судебными актами по делу А46-2669/2014, в соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора и их наличие не требует повторного доказывания.
В силу указанного, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что ссылка в оспариваемом постановлении Администрации N 1835-п от 29.12.2014 на Решение Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131, а также Постановление Омского городского Совета от 20 ноября 2013 года N 665 "Об официальном толковании применения во времени Решения Омского городского Совета от 19.06.2013 года N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах", является необоснованной.
В данной части суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции признает законными и обоснованными.
Однако, помимо ссылки на указанные нормативные акты в качестве основания принятия оспариваемого постановления Администрацией города Омска указано на наличие заявлений иных лиц, заинтересованных в предоставлении в аренду под строительство того же земельного участка, а также нарушение статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
По смыслу положений пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса, предусматривающего обязательное публичное информирование населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения, заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
При этом Земельный кодекс Российской Федерации не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Однако, порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, Земельным кодексом Российской Федерации не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ N 4224/10 от 14.09.2010.
Во исполнение требований статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации в газете "Третья столица" N 15 (753) от 11.04.2013 Департаментом была опубликована информация о возможном предоставлении земельного участка для строительства торгового центра северо-западнее строения N 23 по ул. Лукашевича в Кировском административном округе города Омска.
Указанная информация направлена не только на защиту интересов населения, но и на выявление наличия потенциальных претендентов на данный земельный участок.
24 апреля 2014 года со ссылкой на публикацию в газете "Третья столица" N 15 (753) от 11.04.2013 в департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска поступило заявление от ООО "Декор-Строй" о предоставлении в аренду земельного участка для строительства торгового центра северо-западнее строения N 23 по ул. Лукашевича в Кировском административном округе города Омска (т. 1 л.д. 70).
Письмом от 22.05.2013 (т. 1 л.д. 69) Департамент сообщил ООО "Декор-Строй" о рассмотрении его заявления, разъяснил порядок публикации информации о проведении аукционов.
Кроме того, еще ранее публикации, 01 февраля 2013 года в департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска было подано заявление об обеспечении выбора земельного участка площадью 15-19 га под строительство торгового центра по улице Лукашевича в Кировском административном округе города Омска от ООО "АЗС-Альфа".
13 мая 2013 года в департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска с заявлением о выборе земельного участка в 208 м северо-западнее строения N 25 по ул. Лукашевича в Кировском административном округе города Омска для осуществления строительства торгового комплекса, многофункционального культурно-развлекательного комплекса и гостиницы ориентировочной площадью 16 га обратилась также Манахова П.Н. К заявлению была приложена схема размещения испрашиваемого земельного участка.
В письме от 10.07.2013 (т. 1 л.д. 63) Департамент сообщил Манаховой П.Н. о наличии заявлений нескольких лиц, заинтересованных в предоставлении указанного земельного участка, в связи с чем им начаты работы по подготовке документов на земельный участок в целях его реализации на аукционе.
Суд первой инстанции, рассматривая заявления лиц, заинтересованных в предоставлении спорного земельного участка для строительства, расценил обращение ООО "Декор-Строй" как не соответствующее статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации (не указано точное местоположение и площадь земельного участка); в отношении заявления Манаховой П.Н. установил неидентичность местоположения испрашиваемого Манаховой П.Н. и ООО "Олимп" земельного участка, в связи с чем, пришел к выводу о несоответствии Постановления Администрации города Омска N 1835-п от 29.12.2014 требованиям действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, считает, что указанный вывод суда первой инстанции является необоснованным на основании следующего.
В заявке ООО "Декор-Строй" просило предоставить в аренду земельный участок для строительства торгового центра северо-западнее строения N 23 по ул. Лукашевича в Кировском административном округе города Омска в соответствии с публикацией N 5 в газете "Третья столица" N 15 (753) от 11.04.2013 (т. 1 л.д. 67).
Заявление ООО "Декор-Строй" Департаментом не было отклонено в связи с его несоответствием установленным земельным законодательством требованиям. Как было указано ранее, оно было рассмотрено, заявителю сообщено о порядке публикации информации о проведении аукционов.
Учитывая указанное, суд апелляционной инстанции считает, что отсутствуют основания полагать, что заявка ООО "Декор-Строй", воспроизводящая полное описание объекта из публикации в официальном источнике, является не соответствующей требованиям, предъявляемым статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
В заявлении Манаховой П.Н. (т. 1 л.д. 60) в качестве ориентира указан дом 25 по ул. Лукашевича, а в заявлении ООО "Олимп" - дом 23 по ул. Лукашевича, что, по мнению суда первой инстанции, свидетельствует о том, что Манаховой П.Н. испрашивался иной земельный участок.
Между тем, суд апелляционной инстанции установил, что их схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории северо-западнее строения N 23 по улице Лукашевича в Кировском административном округе города Омска (т. 1 л.д. 81), утвержденной Распоряжением N 560-р от 29.03.2013, и схемы размещения земельного участка, приложенной к заявлению Манаховой П.Н. (т. 1 л.д. 61), следует, что ООО "Олимп" и Манахова Н.П. просили предоставить один и тот же земельный участок, который расположен северо-западнее относительно как дома N 23 по ул. Лукашевича, так и дома N 25 по ул. Лукашевича (данные дома являются соседними).
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что местонахождение земельного участка, указанного в заявке Манаховой П.Н., идентично местонахождению земельного участка, указанного в заявке ООО "Олимп".
Относительно заявки ООО "АЗС-Альфа" судом первой инстанции верно установлено, что на момент обращения в Департамент деятельность данного юридического лица была прекращена, а именно 28.03.2012 в ЕГРЮЛ внесена запись об исключении юридического лица из реестра. Следовательно, заявка от недействующего юридического лица не могла повлечь определенных правовых последствий в виде совершения действий по предоставлению земельного участка.
Таким образом, учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в данном случае материалами дела подтверждается наличие кроме ООО "Олимп" еще двух претендентов на спорный земельный участок.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что при издании Департаментом распоряжений от 27.08.2013 N 2108-р "О предварительном согласовании места размещения торгового центра северо-западнее строения N 23 по ул. Лукашевича в Кировском АО г. Омска" и от 16.09.2013 N 2314-р "О предварительном согласовании места размещения торгового центра северо-западнее строения N 23 по ул. Лукашевича в Кировском АО г. Омска" нарушена процедура представления земельного участка в целях строительства при наличии нескольких претендентов на испрашиваемый земельный участок.
Таким образом, с учетом анализа обстоятельств рассматриваемого спора и доказательств, представленных в дело, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Администрацией г. Омска в рамках рассматриваемого спора подтверждено наличие законных оснований для принятия оспариваемого постановления.
Кроме того, суд апелляционной инстанции находит обоснованными доводы подателей апелляционных жалоб о предоставлении земельного участка ООО "Олимп" с нарушением требований части 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося на государственном кадастровом учете, для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, если иной порядок не установлен настоящим Кодексом, т.е. путем:
- - проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
- - подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
По смыслу пунктов 4, 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации в их совокупном толковании с пунктом 1 статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях, когда земельный участок сформирован, прошел кадастровый учет и свободен от прав третьих лиц, его предоставление для целей строительства допускается исключительно путем проведения торгов.
Как было указано ранее, 21.01.2013 ООО "Олимп" обратилось к департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 190000 кв. м для строительства торгового центра, расположенного северо-западнее строения N 23 по улице Лукашевича в Кировском административном округе города Омска.
По результатам рассмотрения обращения Департаментом 29.03.2013 вынесено Распоряжение N 560-Р "Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории северо-западнее строения N 23 по улице Лукашевича в Кировском административном округе города Омска", согласно которой образовано два земельных участка (т. 1 л.д. 71).
В пояснительной записке к схеме указано, что земельный участок для строительства капитального объекта образован из земельного участка находящегося в муниципальной собственности с кадастровым номером 55:36:100801:3019 (т. 1 л.д. 74).
Из схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории северо-западнее строения N 23 по улице Лукашевича в Кировском административном округе города Омска (т. 1, л.д. 81) следует, что границы двух образуемых земельных участков совпадают с границами земельного участка с кадастровым номером 55:36:100801:3019 (состоящего из земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:100801:3017 и 55:36:100801:3018).
Согласно письму департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 13.08.2015 N Исх-ДИО/13854 земельный участок с кадастровым номером 55:36:100801:3019 по договору от 23.11.2007 был предоставлен в аренду ООО "Регион-Омск" для строительства торгово-развлекательного комплекса с кафе. С 6 декабря 2011 прекращены начисления арендной платы, договор исключен из реестра договоров аренды земельных участков в связи с отказом от вышеуказанного договора.
Из кадастровой выписки о земельном участке с кадастровым номером 55:36:100801:3019 следует, что он поставлен на кадастровый учет 15.05.2007, площадь - 198547 кв. м, правообладатель - муниципальное образование городской округ город Омск, особые отметки: из земельного участка образованы земельные участки, сведения о которых носят временный характер, с кадастровыми номерами 55:36:100801:3214 и 55:36:100801:3215.
Из материалов дела следует, что кадастровые номера 55:36:100801:3214 и 55:36:100801:3215 присвоены при постановке на государственный кадастровый учет спорным земельным участкам, формирование которых произведено на основании отмененных Администрацией распоряжений Департамента.
Согласно кадастровой выписки о земельном участке с кадастровым номером 55:36:100801:3214 его площадь составляет 32417, предыдущий номер: 55:36:100801:3019.
Согласно кадастровой выписки о земельном участке с кадастровым номером 55:36:100801:3215 его площадь составляет 166126, предыдущий номер: 55:36:100801:3019.
Таким образом, общая площадь сформированных земельных участков всего на 4 кв. м меньше площади земельного участка с кадастровым номером 55:36:100801:3019.
Таким образом, апелляционный суд считает, что ООО "Олимп" обратилось с заявлением о предоставлении в аренду уже сформированного и учтенного земельного участка.
Оснований для осуществления выбора и формирования земельных участков, поставленных в дальнейшем на кадастровый учет с кадастровыми номерами 55:36:100801:3214 и 55:36:100801:3215, у Департамента не имелось.
Указанное в силу положений пункта 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации влечет невозможность предоставления земельного участка в порядке статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, то есть без проведения торгов. Следовательно, предоставление ООО "Олимп" спорных земельных участков, образованных из ранее сформированного и учтенного в государственном кадастре недвижимости земельного участка, является незаконным.
С учетом изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что при осуществлении процедуры по предоставлению земельного участка ООО "Олимп" на основании распоряжений Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 27.08.2013 N 2108-р "О предварительном согласовании места размещения торгового центра северо-западнее строения N 23 по ул. Лукашевича в Кировском АО г. Омска" и от 16.09.2013 N 2314-р "О предварительном согласовании места размещения торгового центра северо-западнее строения N 23 по ул. Лукашевича в Кировском АО г. Омска" были нарушены требования земельного законодательства, предусматривающие возможность предоставления земельного участка, расположенного в границах ранее сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка, а также при наличии нескольких претендентов на этот земельный участок, только посредством проведения торгов.
При изложенных обстоятельствах принятие Администрацией в порядке самоконтроля Постановления Администрации города Омска N 1835-п от 29.12.2014 "О внесении изменения в распоряжение директора департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 24.12.2013 N 3550-р и признании утратившим силу некоторых муниципальных правовых актов города Омска" в части признания утратившими силу указанных распоряжений Департамента в полой мере соответствует положениям пункта 4 статьи 7, пункта 1 статьи 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", подпункту 5 пункта 2 статьи 20 Устава города Омска.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление Администрации является законным и обоснованным, следовательно, апелляционные жалобы подлежат удовлетворению, решение суда первой инстанции - отмене, в удовлетворении требований заявителя надлежит отказать.
Вопрос о распределении судебных расходов по апелляционным жалобам апелляционным судом не рассматривается, так как Прокуратура и Администрация, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины освобождены.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
апелляционные жалобы удовлетворить, решение Арбитражного суда Омской области от 05.06.2015 по делу N А46-2998/2015 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Олимп" к Администрации города Омска о признании недействительным Постановления Администрации города Омска N 1835-п от 29.12.2014 "О внесении изменения в распоряжение директора Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 24.12.2013 N 3550-р и признании утратившим силу некоторых муниципальных правовых актов города Омска" в части признания утратившими силу Распоряжения Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 27.08.2013 N 2108-р "О предварительном согласовании места размещения торгового центра северо-западнее строения N 23 по ул. Лукашевича в Кировском АО г. Омска" и Распоряжения Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 16.09.2013 N 2314-р "О предварительном согласовании места размещения торгового центра северо-западнее строения N 23 по ул. Лукашевича в Кировском АО г. Омска" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.08.2015 N 08АП-7896/2015 ПО ДЕЛУ N А46-2998/2015
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 августа 2015 г. N 08АП-7896/2015
Дело N А46-2998/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 27 августа 2015 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 08АП-6975/2015) Администрации города Омска и (регистрационный номер 08АП-7896/2015) Прокуратуры г. Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 05.06.2015 по делу N А46-2998/2015 (судья Пермяков В.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Олимп" (ИНН 5504124491, ОГРН 1075504002815) к Администрации города Омска, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамента имущественных отношений Администрации города Омска, Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, общества с ограниченной ответственностью "Декор-Строй", общества с ограниченной ответственностью "АЗС-Альфа", Манаховой Полины Николаевны, при участии в деле Прокуратуры г. Омска, о признании недействительным Постановления Администрации города Омска N 1835-п от 29.12.2014 "О внесении изменения в распоряжение директора Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 24.12.2013 N 3550-р и признании утратившим силу некоторых муниципальных правовых актов города Омска" в части признания утратившими силу Распоряжения Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 27.08.2013 N 2108-р "О предварительном согласовании места размещения торгового центра северо-западнее строения N 23 по ул. Лукашевича в Кировском АО г. Омска" и Распоряжения Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 16.09.2013 N 2314-р "О предварительном согласовании места размещения торгового центра северо-западнее строения N 23 по ул. Лукашевича в Кировском АО г. Омска", об обязании Администрации города Омска в срок не позднее 10 дней с даты вступления в силу решения суда принять решение о предоставлении в аренду ООО "Олимп" земельного участка с кадастровым номером 55:36:100801:3214,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Администрации города Омска - Веселкова Ирина Анатольевна, предъявлено удостоверение, по доверенности N ИСХ-АГ/24-4633 от 08.09.2014 сроком действия один год;
- от Прокуратуры г. Омска - Сосковец Ирина Владимировна, предъявлено удостоверение, действительно по 21.08.2015, Грициков Кирилл Александрович, предъявлено удостоверение;
- от общества с ограниченной ответственностью "Олимп" - Давыдова Наталья Юрьевна, предъявлен паспорт, по доверенности N 01-С от 01.06.2015 сроком действия 3 года;
- от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
- от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска - Бусс Светлана Анатольевна, предъявлено удостоверение, по доверенности N 37 от 27.05.2015 сроком действия один год;
- от общества с ограниченной ответственностью "Декор-Строй" - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
- от общества с ограниченной ответственностью "АЗС-Альфа" - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
- от Манаховой Полины Николаевны - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом;
- установил:
общество с ограниченной ответственностью "Олимп" (далее по тексту - ООО "Олимп", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Администрации города Омска (далее по тексту - Администрация, заинтересованное лицо):
- - о признании недействительным Постановления Администрации города Омска N 1835-п от 29.12.2014 "О внесении изменения в распоряжение директора департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 24.12.2013 N 3550-р и признании утратившим силу некоторых муниципальных правовых актов города Омска" в части признания утратившими силу Распоряжения Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 27.08.2013 N 2108-р "О предварительном согласовании места размещения торгового центра северо-западнее строения N 23 по ул. Лукашевича в Кировском АО г. Омска" и Распоряжения Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 16.09.2013 N 2314-р "О предварительном согласовании места размещения торгового центра северо-западнее строения N 23 по ул. Лукашевича в Кировском АО г. Омска";
- - об обязании Администрации города Омска в срок не позднее 10 дней с даты вступления в силу решения суда принять решение о предоставлении в аренду ООО "Олимп" земельного участка с кадастровым номером 55:36:100801:3214, площадью 32 417 кв. м, и земельного участка с кадастровым номером 55:36:100801:3215, площадью 166 126 кв. м, для строительства торгового центра северо-западнее строения N 23 по улице Лукашевича в Кировском административном округе города Омска.
Решением Арбитражного суда Омской области от 05.06.2015 по делу N А46-2998/2015 требования Общества удовлетворены.
Суд первой инстанции признал оспариваемое постановление Администрации не соответствующим требованиям действующего законодательства, поскольку поданные ООО "АЗС-Альфа", ООО "Декор-Строй" и Манаховой П.Н. заявления не свидетельствуют о том, что указанные лица являются реальными претендентами на испрашиваемый ООО "Олимп" объект недвижимого имущества, а, следовательно, основанием для проведения торгов быть не могут.
Не согласившись с указанным судебным актом, Администрация и Прокуратура г. Омска обратились с апелляционными жалобами в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которых просят решение Арбитражного суда Омской области от 05.06.2015 по делу N А46-2998/2015 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества.
В обоснование апелляционных жалоб податели жалоб указали, что спорный земельный участок является сформированным, в связи с чем, его предоставление с предварительным согласованием места размещения объекта неправомерно; заявки Манаховой П.Н. и ООО "Декор-Строй" (лиц, обратившихся с заявками на предоставление им спорного земельного участка) соответствуют положениям статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации; в данном случае предоставление земельного участка могло быть осуществлено исключительно на торгах.
В судебном заседании представители Прокуратуры и Администрации поддержали доводы апелляционных жалоб.
Представитель Общества в судебном заседании поддержала доводы отзыва на апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции просила оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее - Департамент) в судебном заседании поддержала доводы отзыва на апелляционные жалобы, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.
ООО "Декор-Строй", ООО "АЗС-Альфа", Департамент имущественных отношений Администрации города Омска, Манахова Полина Николаевна, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об отложении судебного заседания не представлены. Письменные отзывы на апелляционные жалобы указанными лицами не представлены.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционные жалобы, отзывы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
21.01.2013 ООО "Олимп" обратилось в департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 190 000 кв. м сроком на 6 лет под строительство торгового центра, расположенного северо-западнее строения N 23 по улице Лукашевича в Кировском административном округе города Омска (т. 1, л.д. 82, 83).
По результатам рассмотрения обращения Департаментом 29.03.2013 вынесено Распоряжение N 560-Р "Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории северо-западнее строения N 23 по улице Лукашевича в Кировском административном округе города Омска".
Распоряжениями Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 27.08.2013 N 2108-р "О предварительном согласовании места размещения торгового центра северо-западнее строения N 23 по ул. Лукашевича в Кировском АО г. Омска" и от 16.09.2013 N 2314-р "О предварительном согласовании места размещения торгового центра северо-западнее строения N 23 по ул. Лукашевича в Кировском АО г. Омска" были утверждены акты о выборе земельных участков.
Сформированные земельные участки поставлены на кадастровый учет.
27.12.2013 заявитель обратился в Администрацию города Омска с заявлением о предоставлении в аренду земельных участков.
В ответ в адрес заявителя было направлено письмо Мэра города Омска N Исх-АГ/15-284 от 24.01.2014, из текста которого следует, что указанные выше распоряжения директора департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска признаны утратившими силу распоряжением директора департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 24.12.2013 N 3550-р в соответствии с пунктом 36 статьи 2 Решения Омского городского Совета от 19.06.2013 года N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" (далее - Решение N 131), Постановлением Омского городского Совета от 20 ноября 2013 года N 665 "Об официальном толковании применения во времени Решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах". На основании изложенного, в предоставлении участков с кадастровыми номерами 55:36:100801:3214 и 55:36:100801:3215 заявителю было отказано.
Полагая, что распоряжение от 24.12.2013 N 3550-р "О признании утратившими силу некоторых распоряжений департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска" в части пунктов 1 и 2 является незаконным, заявитель обжаловал ненормативный акт Департамента в судебном порядке.
Решением от 18.12.2014 по делу А46-2669/2014 Арбитражный суд Омской области удовлетворил требования общества: признал пункты 1 и 2 распоряжения Департамента от 24.12.2013 N 3550-р "О признании утратившими силу некоторых распоряжений департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска" недействительными.
29.12.2014 Администрацией города Омска вынесено постановление N 1835-п "О внесении изменения в распоряжение директора департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 24.12.2013 N 3550-р и признании утратившим силу некоторых муниципальных правовых актов города Омска", согласно которому Распоряжения Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 27.08.2013 N 2108-р "О предварительном согласовании места размещения торгового центра северо-западнее строения N 23 по ул. Лукашевича в Кировском АО г. Омска" и от 16.09.2013 N 2314-р "О предварительном согласовании места размещения торгового центра северо-западнее строения N 23 по ул. Лукашевича в Кировском АО г. Омска" признаны утратившими силу.
Полагая, что указанное выше Постановление Администрации города Омска является незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, ООО "Олимп" обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Омской области от 05.06.2015 по делу N А46-2998/2015 требования Общества удовлетворены.
Означенное решение обжалуется Администрацией и Прокуратурой в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, находит его подлежащим отмене, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Как было указано, в данном случае заявителем оспаривается постановление Администрации города Омска N 1835-п от 29.12.2014 "О внесении изменения в распоряжение директора департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 24.12.2013 N 3550-р и признании утратившим силу некоторых муниципальных правовых актов города Омска" в части признания утратившими силу Распоряжения Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 27.08.2013 N 2108-р "О предварительном согласовании места размещения торгового центра северо-западнее строения N 23 по ул. Лукашевича в Кировском АО г. Омска" и Распоряжения Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 16.09.2013 N 2314-р "О предварительном согласовании места размещения торгового центра северо-западнее строения N 23 по ул. Лукашевича в Кировском АО г. Омска".
Исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришел к выводу о том, что требования Общества являются необоснованными и неправомерно удовлетворены судом первой инстанции. При этом, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Из содержания постановления Администрации N 1835-п от 29.12.2014 следует, что оно принято в связи с наличием заявлений иных лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка, в целях устранения нарушений положений статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с постановлением Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10 по делу N А76-4758/2009-63-92, решением Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах", Постановлением Омского городского Совета от 20 ноября 2013 года N 665 "Об официальном толковании применения во времени Решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах".
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулирование застройки территории городских и сельских поселений регламентируется Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в момент возникновения рассматриваемых правоотношений) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществлялось с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно пункту 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Пунктами 2, 5, 6, 7 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Далее исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Пунктом 1.2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Во исполнение указанной нормы Омским городским Советом 19.06.2013 принято Решение N 131, которым был установлен соответствующий перечень объектов, для строительства которых земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Омска, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории города Омска, предоставляются исключительно на торгах.
В соответствии с Постановлением Омского городского Совета от 20 ноября 2013 года N 665 "Об официальном толковании применения во времени Решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" (далее - Постановление N 665) со дня вступления в силу Решения N 131, в случае поступления в уполномоченный орган заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, а также при наличии на дату вступления в силу Решения N 131 в уполномоченном органе таких заявлений, независимо от стадии выполнения процедуры выбора земельного участка до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, уполномоченный орган не вправе принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, в случае намерения заявителя осуществить строительство объекта, включенного в утвержденный Решением N 131 перечень.
Распоряжением Департамента от 24.12.2013 N 3550-р "О признании утратившими силу некоторых распоряжений департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска" со ссылкой на Решение N 131 и Постановление N 665 признаны утратившими силу Распоряжения Департамента от 27.08.2013 г. N 2108-р "О предварительном согласовании места размещения торгового центра северо-западнее строения N 23 по ул. Лукашевича в Кировском АО г. Омска" и от 16.09.2013 г. N 2314-р "О предварительном согласовании места размещения торгового центра северо-западнее строения N 23 по ул. Лукашевича в Кировском АО г. Омска".
Как было указано ранее, решением Арбитражного суда Омской области от 18.12.2014 по делу А46-2669/2014, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций, признано незаконным издание Департаментом Распоряжения от 24.12.2013 N 3550-р "О признании утратившими силу некоторых распоряжений департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска".
В решении по делу А46-2669/2014 суд пришел к выводу о том, что Распоряжения Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 27.08.2013 г. N 2108-р "О предварительном согласовании места размещения торгового центра северо-западнее строения N 23 по ул. Лукашевича в Кировском АО г. Омска" и от 16.09.2013 г. N 2314-р "О предварительном согласовании места размещения торгового центра северо-западнее строения N 23 по ул. Лукашевича в Кировском АО г. Омска", утверждающие акты о выборе земельных участков, на момент их принятия не противоречили нормам Решения N 131.
Обстоятельства, установленные судебными актами по делу А46-2669/2014, в соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора и их наличие не требует повторного доказывания.
В силу указанного, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что ссылка в оспариваемом постановлении Администрации N 1835-п от 29.12.2014 на Решение Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131, а также Постановление Омского городского Совета от 20 ноября 2013 года N 665 "Об официальном толковании применения во времени Решения Омского городского Совета от 19.06.2013 года N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах", является необоснованной.
В данной части суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции признает законными и обоснованными.
Однако, помимо ссылки на указанные нормативные акты в качестве основания принятия оспариваемого постановления Администрацией города Омска указано на наличие заявлений иных лиц, заинтересованных в предоставлении в аренду под строительство того же земельного участка, а также нарушение статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
По смыслу положений пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса, предусматривающего обязательное публичное информирование населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения, заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
При этом Земельный кодекс Российской Федерации не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Однако, порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, Земельным кодексом Российской Федерации не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ N 4224/10 от 14.09.2010.
Во исполнение требований статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации в газете "Третья столица" N 15 (753) от 11.04.2013 Департаментом была опубликована информация о возможном предоставлении земельного участка для строительства торгового центра северо-западнее строения N 23 по ул. Лукашевича в Кировском административном округе города Омска.
Указанная информация направлена не только на защиту интересов населения, но и на выявление наличия потенциальных претендентов на данный земельный участок.
24 апреля 2014 года со ссылкой на публикацию в газете "Третья столица" N 15 (753) от 11.04.2013 в департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска поступило заявление от ООО "Декор-Строй" о предоставлении в аренду земельного участка для строительства торгового центра северо-западнее строения N 23 по ул. Лукашевича в Кировском административном округе города Омска (т. 1 л.д. 70).
Письмом от 22.05.2013 (т. 1 л.д. 69) Департамент сообщил ООО "Декор-Строй" о рассмотрении его заявления, разъяснил порядок публикации информации о проведении аукционов.
Кроме того, еще ранее публикации, 01 февраля 2013 года в департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска было подано заявление об обеспечении выбора земельного участка площадью 15-19 га под строительство торгового центра по улице Лукашевича в Кировском административном округе города Омска от ООО "АЗС-Альфа".
13 мая 2013 года в департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска с заявлением о выборе земельного участка в 208 м северо-западнее строения N 25 по ул. Лукашевича в Кировском административном округе города Омска для осуществления строительства торгового комплекса, многофункционального культурно-развлекательного комплекса и гостиницы ориентировочной площадью 16 га обратилась также Манахова П.Н. К заявлению была приложена схема размещения испрашиваемого земельного участка.
В письме от 10.07.2013 (т. 1 л.д. 63) Департамент сообщил Манаховой П.Н. о наличии заявлений нескольких лиц, заинтересованных в предоставлении указанного земельного участка, в связи с чем им начаты работы по подготовке документов на земельный участок в целях его реализации на аукционе.
Суд первой инстанции, рассматривая заявления лиц, заинтересованных в предоставлении спорного земельного участка для строительства, расценил обращение ООО "Декор-Строй" как не соответствующее статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации (не указано точное местоположение и площадь земельного участка); в отношении заявления Манаховой П.Н. установил неидентичность местоположения испрашиваемого Манаховой П.Н. и ООО "Олимп" земельного участка, в связи с чем, пришел к выводу о несоответствии Постановления Администрации города Омска N 1835-п от 29.12.2014 требованиям действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, считает, что указанный вывод суда первой инстанции является необоснованным на основании следующего.
В заявке ООО "Декор-Строй" просило предоставить в аренду земельный участок для строительства торгового центра северо-западнее строения N 23 по ул. Лукашевича в Кировском административном округе города Омска в соответствии с публикацией N 5 в газете "Третья столица" N 15 (753) от 11.04.2013 (т. 1 л.д. 67).
Заявление ООО "Декор-Строй" Департаментом не было отклонено в связи с его несоответствием установленным земельным законодательством требованиям. Как было указано ранее, оно было рассмотрено, заявителю сообщено о порядке публикации информации о проведении аукционов.
Учитывая указанное, суд апелляционной инстанции считает, что отсутствуют основания полагать, что заявка ООО "Декор-Строй", воспроизводящая полное описание объекта из публикации в официальном источнике, является не соответствующей требованиям, предъявляемым статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
В заявлении Манаховой П.Н. (т. 1 л.д. 60) в качестве ориентира указан дом 25 по ул. Лукашевича, а в заявлении ООО "Олимп" - дом 23 по ул. Лукашевича, что, по мнению суда первой инстанции, свидетельствует о том, что Манаховой П.Н. испрашивался иной земельный участок.
Между тем, суд апелляционной инстанции установил, что их схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории северо-западнее строения N 23 по улице Лукашевича в Кировском административном округе города Омска (т. 1 л.д. 81), утвержденной Распоряжением N 560-р от 29.03.2013, и схемы размещения земельного участка, приложенной к заявлению Манаховой П.Н. (т. 1 л.д. 61), следует, что ООО "Олимп" и Манахова Н.П. просили предоставить один и тот же земельный участок, который расположен северо-западнее относительно как дома N 23 по ул. Лукашевича, так и дома N 25 по ул. Лукашевича (данные дома являются соседними).
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что местонахождение земельного участка, указанного в заявке Манаховой П.Н., идентично местонахождению земельного участка, указанного в заявке ООО "Олимп".
Относительно заявки ООО "АЗС-Альфа" судом первой инстанции верно установлено, что на момент обращения в Департамент деятельность данного юридического лица была прекращена, а именно 28.03.2012 в ЕГРЮЛ внесена запись об исключении юридического лица из реестра. Следовательно, заявка от недействующего юридического лица не могла повлечь определенных правовых последствий в виде совершения действий по предоставлению земельного участка.
Таким образом, учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в данном случае материалами дела подтверждается наличие кроме ООО "Олимп" еще двух претендентов на спорный земельный участок.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что при издании Департаментом распоряжений от 27.08.2013 N 2108-р "О предварительном согласовании места размещения торгового центра северо-западнее строения N 23 по ул. Лукашевича в Кировском АО г. Омска" и от 16.09.2013 N 2314-р "О предварительном согласовании места размещения торгового центра северо-западнее строения N 23 по ул. Лукашевича в Кировском АО г. Омска" нарушена процедура представления земельного участка в целях строительства при наличии нескольких претендентов на испрашиваемый земельный участок.
Таким образом, с учетом анализа обстоятельств рассматриваемого спора и доказательств, представленных в дело, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Администрацией г. Омска в рамках рассматриваемого спора подтверждено наличие законных оснований для принятия оспариваемого постановления.
Кроме того, суд апелляционной инстанции находит обоснованными доводы подателей апелляционных жалоб о предоставлении земельного участка ООО "Олимп" с нарушением требований части 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося на государственном кадастровом учете, для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, если иной порядок не установлен настоящим Кодексом, т.е. путем:
- - проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
- - подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
По смыслу пунктов 4, 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации в их совокупном толковании с пунктом 1 статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях, когда земельный участок сформирован, прошел кадастровый учет и свободен от прав третьих лиц, его предоставление для целей строительства допускается исключительно путем проведения торгов.
Как было указано ранее, 21.01.2013 ООО "Олимп" обратилось к департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 190000 кв. м для строительства торгового центра, расположенного северо-западнее строения N 23 по улице Лукашевича в Кировском административном округе города Омска.
По результатам рассмотрения обращения Департаментом 29.03.2013 вынесено Распоряжение N 560-Р "Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории северо-западнее строения N 23 по улице Лукашевича в Кировском административном округе города Омска", согласно которой образовано два земельных участка (т. 1 л.д. 71).
В пояснительной записке к схеме указано, что земельный участок для строительства капитального объекта образован из земельного участка находящегося в муниципальной собственности с кадастровым номером 55:36:100801:3019 (т. 1 л.д. 74).
Из схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории северо-западнее строения N 23 по улице Лукашевича в Кировском административном округе города Омска (т. 1, л.д. 81) следует, что границы двух образуемых земельных участков совпадают с границами земельного участка с кадастровым номером 55:36:100801:3019 (состоящего из земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:100801:3017 и 55:36:100801:3018).
Согласно письму департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 13.08.2015 N Исх-ДИО/13854 земельный участок с кадастровым номером 55:36:100801:3019 по договору от 23.11.2007 был предоставлен в аренду ООО "Регион-Омск" для строительства торгово-развлекательного комплекса с кафе. С 6 декабря 2011 прекращены начисления арендной платы, договор исключен из реестра договоров аренды земельных участков в связи с отказом от вышеуказанного договора.
Из кадастровой выписки о земельном участке с кадастровым номером 55:36:100801:3019 следует, что он поставлен на кадастровый учет 15.05.2007, площадь - 198547 кв. м, правообладатель - муниципальное образование городской округ город Омск, особые отметки: из земельного участка образованы земельные участки, сведения о которых носят временный характер, с кадастровыми номерами 55:36:100801:3214 и 55:36:100801:3215.
Из материалов дела следует, что кадастровые номера 55:36:100801:3214 и 55:36:100801:3215 присвоены при постановке на государственный кадастровый учет спорным земельным участкам, формирование которых произведено на основании отмененных Администрацией распоряжений Департамента.
Согласно кадастровой выписки о земельном участке с кадастровым номером 55:36:100801:3214 его площадь составляет 32417, предыдущий номер: 55:36:100801:3019.
Согласно кадастровой выписки о земельном участке с кадастровым номером 55:36:100801:3215 его площадь составляет 166126, предыдущий номер: 55:36:100801:3019.
Таким образом, общая площадь сформированных земельных участков всего на 4 кв. м меньше площади земельного участка с кадастровым номером 55:36:100801:3019.
Таким образом, апелляционный суд считает, что ООО "Олимп" обратилось с заявлением о предоставлении в аренду уже сформированного и учтенного земельного участка.
Оснований для осуществления выбора и формирования земельных участков, поставленных в дальнейшем на кадастровый учет с кадастровыми номерами 55:36:100801:3214 и 55:36:100801:3215, у Департамента не имелось.
Указанное в силу положений пункта 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации влечет невозможность предоставления земельного участка в порядке статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, то есть без проведения торгов. Следовательно, предоставление ООО "Олимп" спорных земельных участков, образованных из ранее сформированного и учтенного в государственном кадастре недвижимости земельного участка, является незаконным.
С учетом изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что при осуществлении процедуры по предоставлению земельного участка ООО "Олимп" на основании распоряжений Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 27.08.2013 N 2108-р "О предварительном согласовании места размещения торгового центра северо-западнее строения N 23 по ул. Лукашевича в Кировском АО г. Омска" и от 16.09.2013 N 2314-р "О предварительном согласовании места размещения торгового центра северо-западнее строения N 23 по ул. Лукашевича в Кировском АО г. Омска" были нарушены требования земельного законодательства, предусматривающие возможность предоставления земельного участка, расположенного в границах ранее сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка, а также при наличии нескольких претендентов на этот земельный участок, только посредством проведения торгов.
При изложенных обстоятельствах принятие Администрацией в порядке самоконтроля Постановления Администрации города Омска N 1835-п от 29.12.2014 "О внесении изменения в распоряжение директора департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 24.12.2013 N 3550-р и признании утратившим силу некоторых муниципальных правовых актов города Омска" в части признания утратившими силу указанных распоряжений Департамента в полой мере соответствует положениям пункта 4 статьи 7, пункта 1 статьи 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", подпункту 5 пункта 2 статьи 20 Устава города Омска.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление Администрации является законным и обоснованным, следовательно, апелляционные жалобы подлежат удовлетворению, решение суда первой инстанции - отмене, в удовлетворении требований заявителя надлежит отказать.
Вопрос о распределении судебных расходов по апелляционным жалобам апелляционным судом не рассматривается, так как Прокуратура и Администрация, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины освобождены.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
апелляционные жалобы удовлетворить, решение Арбитражного суда Омской области от 05.06.2015 по делу N А46-2998/2015 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Олимп" к Администрации города Омска о признании недействительным Постановления Администрации города Омска N 1835-п от 29.12.2014 "О внесении изменения в распоряжение директора Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 24.12.2013 N 3550-р и признании утратившим силу некоторых муниципальных правовых актов города Омска" в части признания утратившими силу Распоряжения Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 27.08.2013 N 2108-р "О предварительном согласовании места размещения торгового центра северо-западнее строения N 23 по ул. Лукашевича в Кировском АО г. Омска" и Распоряжения Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 16.09.2013 N 2314-р "О предварительном согласовании места размещения торгового центра северо-западнее строения N 23 по ул. Лукашевича в Кировском АО г. Омска" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
А.Н.ЛОТОВ
А.Н.ЛОТОВ
Судьи
Л.А.ЗОЛОТОВА
О.А.СИДОРЕНКО
Л.А.ЗОЛОТОВА
О.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)