Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 15.08.2013

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 августа 2013 года


Судья: Смирнов Е.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Лободенко К.В.
судей: Перовой М.В., Казакова Д.А.
по докладу судьи Перовой М.В.
при секретаре И.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар Т. на решение Прикубанского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 22 августа 2011 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,

установила:

Х., Л.Л., Л.Я., С.Т., Д.Т., В. обратились в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования г. Краснодар о признании отказа незаконным и признании права собственности на земельные участки. В обоснование заявленных требований указали, что ими за счет собственных денежных средств изготовлены материалы аналитических измерений для вычисления фактической площади испрашиваемых земельных участков для ведения крестьянско-фермерского хозяйства из земель сельскохозяйственного назначения. При обращении в администрацию муниципального образования г. Краснодар с просьбой о предоставлении им земельных участков для ведения крестьянско-фермерского хозяйства и сельскохозяйственного производства в Прикубанском внутригородском округе в собственность за плату, по кадастровой стоимости, в соответствии с нормами действующего законодательства, им было в этом отказано и сообщено, что в соответствии со ст. 38 Земельного кодекса РФ предоставление всех земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства производится только путем проведения торгов. Считают, что отказ не основан на законе, так как в соответствии с действующим законодательством предоставление земельного участка для крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляется без торгов на основании заявления гражданина. Просили суд признать незаконными действия администрации муниципального образования г. Краснодар, выразившиеся в отказе в предоставлении земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и сельскохозяйственного производства в собственность за плату; признать за Л.Л. право собственности на земельный участок площадью 13501 кв. м, расположенный по адресу: < адрес обезличен >, из кадастрового квартала < номер обезличен >, с внесением выкупной стоимости земельного участка, указанной в кадастровом паспорте земельного участка; признать за В. право собственности на земельный участок площадью 14401 кв. м, расположенный по адресу: < адрес обезличен >, из кадастрового квартала < номер обезличен >, с внесением выкупной стоимости земельного участка, указанной в кадастровом паспорте земельного участка; признать за Х. право собственности на земельный участок площадью 16006 кв. м, расположенный по адресу: < адрес обезличен >, из кадастрового квартала < номер обезличен >, с внесением выкупной стоимости земельного участка, указанной в кадастровом паспорте земельного участка; признать за Л.Я. право собственности на земельный участок площадью 14401 кв. м, расположенный по адресу: < адрес обезличен >, из кадастрового квартала < номер обезличен >, с внесением выкупной стоимости земельного участка, указанной в кадастровом паспорте земельного участка; признать за С.Т. право собственности на земельный участок площадью 14401 кв. м, расположенный по адресу: < адрес обезличен >, из кадастрового квартала < номер обезличен > с внесением выкупной стоимости земельного участка, указанной в кадастровом паспорте земельного участка; признать за Д.Т. право собственности на земельный участок площадью 14401 кв. м, расположенный по адресу: < адрес обезличен >, из кадастрового квартала < номер обезличен >, с внесением выкупной стоимости земельного участка, указанной в кадастровом паспорте земельного участка.
В судебном заседании представитель Х. по доверенности Д.А., представитель Д.Т., С.Т., Л.Я. по доверенности А., Л.Л. и ее представитель по доверенности Л.Р., В. поддержали заявленные исковые требования, просили суд их удовлетворить.
Представитель Департамента муниципальной собственности и городских земель муниципального образования г. Краснодар по доверенности Ш. и представитель администрации муниципального образования г. Краснодар по доверенности С.А. в судебном заседании не признали заявленные требования, просили суд отказать в их удовлетворении.
Обжалуемым решением Прикубанского районного суда г. Краснодара от 22 августа 2011 года исковые требования Л.Л., В., Х., Л.Я., С.Т., Д.Т. о признании незаконным действий администрации, признании права собственности удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар по доверенности Т. просит решение суда первой инстанции отменить, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных Л.Л., В., Х., Л.Я., С.Т., Д.Т. исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что решение незаконно и необоснованно, вынесено с нарушением норм материального, процессуального права, на основании противоречивых доказательств, без полного исследования всех материалов дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные Л.Л., В., Х., Л.Я., С.Т., Д.Т., пришел к выводу о том, что истцы имеют право на получение земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства на основании заявления и без проведения торгов.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Х., Л.Л., Л.Я., С.Т., Д.Т., В. в июле 2011 года обратились в администрацию муниципального образования г. Краснодар с заявлениями о предоставлении земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и сельскохозяйственного производства в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара, за плату по кадастровой стоимости в соответствии с нормами действующего законодательства.
Письмами от 01 августа 2011 года департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар Л.Л., В., Х., Л.Я., С.Т., Д.Т. отказано в предоставлении испрашиваемых земельных участков.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности установлен ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны: цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); предполагаемое местоположение земельных участков.
Согласно п. 3 ст. 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" орган местного самоуправления на основании заявления или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом N 221-ФЗ.
Как следует из материалов дела, в заявлениях Л.Л., В., Х., Л.Я., С.Т., Д.Т. отсутствует обоснование размеров предоставляемых земельных участков, кадастровые работы в отношении испрашиваемых земельных участков проведены не были.
Заявители на момент обращения не были зарегистрированы в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства, соответственно не были наделены правом на получение земельных участков на основании специального порядка, установленного Федеральным законом от 11.06.2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"
Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотрен ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В соответствии с п. 1 ст. 10 указанного Закона об обороте земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).
Передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.
В случае если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, а также права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществляется в соответствии со ст. 38 Земельного кодекса РФ.
Переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
Кроме того, суд первой инстанции в мотивировочной части решения ссылается на пункт 3.1 постановления главы администрации Краснодарского края от 26.03.2007 N 220 "Об утверждении Порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства", однако указанная норма применима для предоставления земельных участков в аренду, а не в собственность.
Суд первой инстанции не правильно пришел к выводу о том, что земельный участок, испрашиваемый заявителями для создания крестьянского (фермерского) хозяйства, расположен на землях сельскохозяйственного назначения.
Так, в соответствии с утвержденным генеральным планом муниципального образования г. Краснодар, испрашиваемые заявителями земельные участки расположены в границах < адрес обезличен >.
На основании п. 1 ст. 11 Федерального закона от 11.06.2003 года N 74-ФЗ (ред. от 28.12.2010 г.) "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки только из земель сельскохозяйственного назначения.
При таких обстоятельствах, решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 22 августа 2011 года нельзя признать законным и обоснованным, поскольку судом первой инстанции в решении сделаны выводы, несоответствующие обстоятельствам дела и оно вынесено с нарушением норм материального права.
В соответствии с пунктами 1, 3 - 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права являются основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает необходимым решение суда первой инстанции отменить и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Л.Л., В., Х., Л.Я., С.Т., Д.Т. в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия,

определила:

Апелляционную жалобу представителя департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар Т. удовлетворить.
Решение Прикубанского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 22 августа 2011 года отменить.
Вынести по делу новое решение, резолютивную часть которого изложить в следующей редакции.
В удовлетворении искового заявления Л.Л., В., Х., Л.Я., С.Т., Д.Т. о признании незаконными действий администрации муниципального образования г. Краснодар, выразившихся в отказе в предоставлении земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и сельскохозяйственного производства в собственность за плату, признании права собственности на земельные участки отказать в полном объеме.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)