Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 26.03.2014 ПО ДЕЛУ N А53-9766/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 марта 2014 г. по делу N А53-9766/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 марта 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Айбатулина К.К., судей Кухаря В.Ф. и Рыжкова Ю.В., при участии в судебном заседании от истца - открытого акционерного общества "Производственное объединение "Водоканал" (ИНН 6167081833, ОГРН 1056167043470) - Пелипенко И.В., от ответчика - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Кулова М.А., рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Северо-Кавказской дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции тепловодоснабжению на решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.08.2013 (судья Овчаренко Н.Н.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2013 (судьи Ванин В.В., Еремина О.А., Чотчаев Б.Т.) по делу N А53-9766/2013, установил следующее.
ОАО "Производственное объединение "Водоканал" (далее - водоканал) обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО "Российские железные дороги" (далее - общество) о взыскании 9 511 140 рублей 80 копеек платы за сброс загрязняющих веществ с превышением допустимых концентраций.
Решением от 15.08.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 13.12.2013, иск удовлетворен. Суды исходил из того, что водоканал доказал факт превышения обществом разрешенных норм предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и отказать в иске. По мнению заявителя жалобы, отбор проб из колодцев общества, доставка проб в лабораторию и расчет платы за сброс сточных вод в канализацию произведен неуполномоченным лицом (ЗАО "АБВК"), поэтому представленные акты не имеют юридической силы. Результаты анализа сточной воды получены с нарушением процедуры отбора проб и правильности определения загрязняющих веществ. Вывод суда о превышении допустимых концентраций загрязняющих веществ в пробе, отобранной в колодце, расположенном по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Пескова, 1/4 (ул. Циалковского, 24), противоречит пункту 3 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), поскольку в этот колодец производится сброс сточных вод от всех абонентов, в том числе населения. Налог на добавленную стоимость не является составной частью платы за превышение предельно допустимых концентраций, поэтому неправомерно предъявлен ко взысканию в составе этой платы. Акты отбора проб от имени общества подписаны неуполномоченными лицами.
В отзыве на жалобу водоканал просит оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании представители общества и водоканала поддержали доводы жалобы и отзыва.
Изучив материалы дела и выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Из материалов дела видно, что 15.02.2010 водоканал и общество (абонент) заключили договор N 11869 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод. Водоканал обязался предоставить абоненту возможность потреблять из городской системы водоснабжения питьевую и техническую воду и сбрасывать в канализацию сточные воды.
Абонент обязался осуществлять контроль за составом и свойствами сбрасываемых в систему канализации сточных вод, включая воды субабонентов, и представлять водоканалу сведения о результатах такого контроля; соблюдать установленные ему условия сброса сточных вод и загрязняющих веществ, а также предельно допустимое количество загрязняющих веществ, не допуская сброса в канализацию веществ, запрещенных к сбросу в системы канализации (пункты 2.3.4 и 2.3.5 договора).
В силу пункта 2.2.2 договора водоканал вправе осуществлять лабораторный контроль состава сточных вод абонента.
Водоканал в присутствии представителей абонента произвел контрольный отбор сточных вод, отводимых в системы городской канализации, по результатам которого составил соответствующие акты, которые представители общества подписали без возражений.
Результаты анализа сточных вод зафиксированы в протоколах, согласно которым качество сточных вод, сбрасываемых абонентом в системы канализации, не удовлетворяет требованиям Условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации г. Ростова-на-Дону, утвержденных постановлением мэра г. Ростова-на-Дону от 14.03.2003 N 495 (далее - Условия приема загрязняющих веществ).
Водоканал произвел расчет платы за сброс сточных вод с превышением ДК (ВДК) в системы канализации с 01.11.2011 по 28.02.2013 и направил абоненту претензию с требованием погасить образовавшуюся задолженность (письмо от 08.04.2013 N 1961).
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В пункте 65 Правил N 167 установлено, что контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
В силу пункта 61 Правил N 167 нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Величины допустимых концентраций загрязняющих веществ, разрешенных абоненту к сбросу в горканализацию, указаны в Условиях приема загрязняющих веществ.
Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации муниципальных образований Ростовской области в спорный период установлен постановлением администрации Ростовской области от 04.08.2011 N 486 (далее - постановление N 486) и постановлением Правительства Ростовской области от 04.05.2012 N 348 (далее - постановление N 348), которыми предусмотрено, что плата за сброс абонентами в системы канализации загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих ДК и ВДК, рассчитывается исходя из базовых нормативов платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностные или подземные водные объекты в пределах установленных лимитов, умноженных на разницу между фактической концентрацией (ФК) и ДК или ВДК загрязняющих веществ, а также на пятикратно повышающий коэффициент к нормативам платы за лимитное загрязнение окружающей среды, на коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости, на коэффициент индексации базовых нормативов платы, на коэффициент, равный 2, учитывающий дополнительные эксплуатационные затраты в системы канализации при приеме загрязняющих веществ в сточных водах с превышением норм ДК или ВДК и объемы фактически сброшенных абонентом сточных вод за период от обнаружения до очередного отбора проб организациями ВКХ, но не более трех месяцев. При этом объем сточных вод учитывается с начала расчетного периода, в котором зафиксировано нарушение, независимо от даты отбора проб (пункты 22.3).
В соответствии с пунктами 22.1 названных постановлений плата за сброс сточных вод и загрязняющих веществ сверх установленных нормативов водоотведения (по объему и качеству сточных вод) взимается организациями ВКХ с абонентов дополнительно к оплате за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ.
Исследовав фактические обстоятельства и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций установили факт превышения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах абонента, сбрасываемых в канализацию, и правомерно удовлетворили требования водоканала. Отбор проб сточных вод произведен с участием представителей общества. Акты отбора проб подписаны представителями абонента без замечаний, общество не представило протокол анализа параллельно отобранных проб. Расчет платы соответствует требованиям, установленным постановлениями N 486 и 348.
Суды правильно отклонили довод общества о недостоверности анализа проб, отобранных из общего колодца, в который производится сброс сточных вод всех абонентов, находящихся на территории ст. Гниловской. Колодец, из которого производился отбор проб, является контрольным и согласован сторонами в паспорте водного хозяйства. Поскольку общество выбрало контрольный колодец и в силу пункта 2.3.4 договора вправе контролировать состав и свойства сточных вод субабонентов, для вывода о недостоверности анализа проб именно общество должно доказать, что сброс сточных вод и загрязняющих веществ сверх установленных нормативов водоотведения осуществляется не им, а субабонентами. Такие доказательства в материалах дела отсутствуют.
Доводы общества об отборе проб неуполномоченным лицом оценены судами и признаны несостоятельными. Судебные инстанции установили, что названные действия ЗАО "АБВК" произвело в рамках заключенного с водоканалом договора от 28.09.2007 N 672, а лицо, производившее отбор проб, действовало на основании доверенности.
Ссылка общества на необоснованность включения в состав взыскиваемой платы за превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах налога на добавленную стоимость правомерно отклонена судами, поскольку суммы повышенной платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ являются платежами за оказанные услуги, они подлежат включению в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость.
Таким образом, доводы жалобы не опровергают правильности выводов судебных инстанций и направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных судами, что недопустимо в силу установленных статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределов рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
При изложенных обстоятельствах основания для отмены судебных актов по доводам жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.08.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2013 по делу N А53-9766/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
К.К.АЙБАТУЛИН

Судьи
В.Ф.КУХАРЬ
Ю.В.РЫЖКОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)