Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 04.06.2014 N Ф09-2850/14 ПО ДЕЛУ N А34-5319/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 июня 2014 г. N Ф09-2850/14

Дело N А34-5319/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июня 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В.А.,
судей Сулейменовой Т.В., Семеновой З.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Анесяна Размика Баласановича (далее - предприниматель) на решение Арбитражного суда Курганской области от 27.11.2013 по делу N А34-5319/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.204 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняла участие представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области (далее - Управление Росреестра) - Береженцева К.В. (доверенность от 29.03.2013 N 45).
От предпринимателя и Правительства Курганской области в суд кассационной инстанции поступили ходатайства о рассмотрении спора в отсутствие представителей. Ходатайства судом кассационной инстанции рассмотрены и удовлетворены в соответствии с ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Предприниматель обратился в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Управлению Росреестра, Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) о признании незаконными, не соответствующими ст. 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной оценки земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2002 N 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, действий Управления Росреестра по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельных участков: с кадастровым номером 45:25:010302:13, расположенного по адресу: г. Курган, микр-н Зайково, участок находится примерно в 1870 м по направлению на северо-запад от ориентира жилая застройка микр-н Зайково, расположенного за пределами участка, почтовый адрес ориентира - г. Курган, микр-н Зайково, площадью 18 140 кв. м; с кадастровым номером 45:25:01301:226, расположенного по адресу: г. Курган, микр-н Зайково, участок находится примерно в 1620 м по направлению на северо-запад от ориентира жилая застройка, расположенного за пределами участка, почтовый адрес ориентира - г. Курган, микр-н Зайково, площадью 21 601 кв. м, выразившихся в осуществлении ненадлежащей предварительной проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Курганской области. Предприниматель также просил признать незаконными, не соответствующими ст. 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной оценки земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2002 N 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, действий Росреестра по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости вышеназванных земельных участков, выразившихся в осуществлении ненадлежащей проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Курганской области.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - кадастровая палата), Правительство Курганской области, федеральное государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации" (далее - ФГУП "БТИ").
Решением суда от 27.11.2013 (судья Губанова Е.И.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2014 (судьи Пивоварова Л.В., Богдановская Г.Н., Соколова И.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель жалобы указывает, что осуществление заинтересованными лицами ненадлежащей предварительной проверки и проверки отчетов об определении рыночной стоимости спорных земельных участков нарушает его права и законные интересы, связанные с уплатой земельного налога. Кроме того, предприниматель не согласен с выводом судов о пропуске им срока на подачу заявления о признании незаконными действий. По мнению заявителя жалобы, срок, установленный ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исчисляется с момента получения им отчета N 22-22К/10-45 об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Курганской области по состоянию на 01.01.2010, поскольку только с момента получения заявителем данного отчета ему стало известно о нарушении его прав Росреестром и Управлением Росреестра.

Как установлено судами и следует из материалов дела, предпринимателю на праве собственности принадлежат следующие земельные участки: с кадастровым номером 45:25:010302:13, расположенный по адресу: г. Курган, микр-н Зайково, участок находится примерно в 1870 м по направлению на северо-запад от ориентира жилая застройка микр-н Зайково, расположенного за пределами участка, почтовый адрес ориентира - г. Курган, микр-н Зайково, площадью 18 140 кв. м; с кадастровым номером 45:25:01301:226, расположенный по адресу: г. Курган, микр-н Зайково, участок находится примерно в 1620 м по направлению на северо-запад от ориентира жилая застройка, расположенного за пределами участка, почтовый адрес ориентира - г. Курган, микр-н Зайково, площадью 21 601 кв. м, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 11.12.2009 серии 45 АА N 043811, от 14.01.2011 серии 45 АА N 196064.
В материалы дела представлен отчет N 22-22К/10-45 об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Курганской области по состоянию на 01.01.2010, непосредственно выполненный обществом с ограниченной ответственностью "Консалтинговая группа "Эксперт", составленный ФГУП ФКЦ "Земля" на основании заключенного с последним государственного контракта. В настоящее время ФГУП ФКЦ "Земля" реорганизовано путем присоединения к ФГУП "БТИ".
Постановлением Правительства Курганской области от 26.09.2011 N 454 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Курганской области по состоянию на 01.01.2010.
Согласно представленным в материалы дела кадастровым выпискам от 13.03.2013 N 45/201/2013-35477 и N 45/201/2013-35475, земельный участок с кадастровым номером 45:25:01301:226 внесен в государственный кадастр недвижимости 14.12.2010, кадастровая стоимость земельного участка составляет 18 506 224 руб. 73 коп., земельный участок с кадастровым номером 45:25:010302:13 внесен в государственный кадастр недвижимости 29.02.2008, кадастровая стоимость земельного участка составляет 15 369 296 руб. 40 коп.
Из представленного в материалы дела отчета N 30/05-2013, выполненного обществом с ограниченной ответственностью "Аванта Вест", следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 45:25:01301:226 по состоянию на 01.01.2011 составляет 3 870 870 руб., а земельного участка с кадастровым номером 45:25:010302:13 по состоянию на 01.01.2010 - 2 584 874 руб.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 07.08.2013 по делу N А34-2311/2013 удовлетворены исковые требования предпринимателя: суд установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 45:25:01301:226 в размере рыночной стоимости в сумме 3 870 870 руб., кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 45:25:010302:13 в размере рыночной стоимости в сумме 2 584 874 руб.
На основании указанного решения суда новые сведения о кадастровой стоимости земельных участков внесены в государственный кадастр недвижимости 08.08.2013.
Предприниматель, полагая, что заинтересованными лицами ненадлежащим образом осуществлена предварительная проверка и проверка отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Курганской области применительно к принадлежащим заявителю земельным участкам, в результате чего определенная по результатам кадастровой оценки кадастровая стоимость земельных участков превысила их рыночную стоимость более чем в пять раз, обратился в суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обоснованно исходили из следующего.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица в силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения и действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Вместе с тем, в силу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Таким образом, бремя доказывания наличия факта нарушения оспариваемыми действиями прав и интересов заявителя лежит на последнем.
В соответствии с п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с п. 2, 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
В силу п. 1 Правил данные Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с п. 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно п. 2.2.1 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10, осуществляется на основе построения статистических моделей в следующем порядке:
- - определение состава факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов;
- - сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов;
- - группировка земельных участков в составе земель населенных пунктов;
- - сбор рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости;
- - построение статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков (функциональной зависимости стоимости земельных участков от факторов стоимости) в составе земель населенных пунктов;
- - расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
Состав факторов стоимости определяется для каждого вида разрешенного использования земельных участков в составе земель населенных пунктов на основе примерного перечня факторов стоимости и анализа информации о рынке недвижимости субъекта Российской Федерации (п. 2.2.2 Методических указаний).
В п. 2.2.5 Методических указаний предусмотрено, что при отсутствии достаточной рыночной информации о земельных участках в одних источниках соответствующие сведения могут быть получены из источников другого вида.
Названные Методические указания содержат примерный перечень используемых сведений, среди которых в качестве источников информации названы: официальные реестры, содержащие сведения о сделках с объектами недвижимости, находящиеся в ведении органов государственной власти и местного самоуправления; средства массовой информации, в том числе официальные сайты предприятий, организаций, размещающих объявления о рынке недвижимости; отчеты об оценке рыночной стоимости.
Информация считается достаточной, если на ее основе можно построить статистически значимую модель расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
В силу п. 4 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает, в том числе следующие административные процедуры:
- - подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации;
- - формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации;
- - выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;
- - контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;
- - проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение;
- - утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
- - внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр.
В соответствии с п. 9.5 названного Регламента Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации производит проверку представленного исполнителем работ отчета на соответствие его состава условиям технического задания.
В случае соответствия состава отчета условиям технического задания Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет один экземпляр отчета на бумажном и электронном носителях на проверку в Роснедвижимость в срок не более двух рабочих дней с даты окончания его предварительной проверки (п. 9.6 Регламента).
В срок не более одного месяца с даты получения от Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации отчета Роснедвижимость производит его проверку на соответствие методическим указаниям и принимает одно из следующих решений, которое оформляется актом проверки: о соответствии отчета методическим указаниям; о выявлении нарушений методических указаний при выполнении работ по определению кадастровой стоимости земельных участков (п. 9.8 Регламента).
В случае принятия решения о соответствии отчета методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки. После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение (п. 9.9 Регламента).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что оспариваемые действия заинтересованных лиц совершены в порядке, регламентированном изложенными выше положениями.
Оспаривая действия заинтересованных лиц, предприниматель ссылался на то, что отчет N 22-22К/10-45 составлен с нарушениями требований Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 20.07.2007 N 254-256.
Вместе с тем судами установлено, что заявитель не указал, каким образом названные им нарушения технического характера, которые, по его мнению, имеются в отчете, повлияли на величину кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков.
Суд апелляционной инстанции также верно отметил, что земельный участок с кадастровым номером 45:25:01301:226 внесен в государственный кадастр недвижимости 14.12.2010, то есть после даты 01.01.2010, по состоянию на которую был составлен отчет N 22-22К/10-45. Из чего следует, что кадастровая стоимость данного земельного участка была определена после его образования расчетным методом на основании показателей средних уровней кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным образованиям Курганской области, утвержденных постановлением Правительства Курганской области от 26.09.2011 N 454.
Кроме того, в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 указано на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, в том числе и в отношении земельных участков, кадастровая стоимость которых была определена до вступления в законную силу положений главы III.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Президиум исходил из того, что кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером).
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
Следовательно, при установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости не устанавливается факт неверного определения кадастровой стоимости земельного участка при проведении массовой оценки, а производится уточнение результатов массовой оценки с учетом уникальных характеристик конкретного земельного участка.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что заявитель воспользовался процедурой установления кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков в размере их рыночной стоимости в рамках дела N А34-2311/2013, суды пришли к обоснованному выводу о недоказанности предпринимателем нарушения его прав и законных интересов оспариваемыми действиями заинтересованных лиц.
Кроме того, в силу ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Судами установлено, что основанием обращения заявителя в суд в рамках настоящего спора послужило установление того обстоятельства, что определенная по результатам кадастровой оценки кадастровая стоимость принадлежащих заявителю земельных участков превысила их рыночную стоимость более чем в пять раз. Названное обстоятельство также было основанием обращения предпринимателя в апреле 2013 года в суд в рамках дела N А34-2311/2013 с исковыми требованиями об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной.
С учетом изложенного суды обоснованно отклонили ссылку предпринимателя на то, что при обращении в суд с иском об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости ему не было известно заранее об удовлетворении его требований, поскольку, формулируя исковые требования в рамках указанного дела, предприниматель уже исходил из наличия доказательств несоответствия кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков их рыночной стоимости.
При таких обстоятельствах суды сделали обоснованный вывод о пропуске предпринимателем срока, установленного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Довод заявителя жалобы о том, что срок, установленный ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исчисляется с момента получения им отчета N 22-22К/10-45 об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Курганской области по состоянию на 01.01.2010, поскольку только с момента получения заявителем данного отчета ему стало известно о нарушении его прав Росреестром и Управлением Росреестра, судом кассационной инстанции отклоняется как основанный на неправильном толковании норм права.
Таким образом, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Курганской области от 27.11.2013 по делу N А34-5319/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.204 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Анесяна Размика Баласановича - без удовлетворения.

Председательствующий
В.А.КУПРЕЕНКОВ

Судьи
Т.В.СУЛЕЙМЕНОВА
З.Г.СЕМЕНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)