Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Изъятие земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Принадлежащий заявителю земельный участок изъят для государственных нужд.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 18 августа 2015 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Дудкиной О.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Алтай" - Стонис С.Ю. - дов. от 19.05.2015 N 8
от заинтересованных лиц - 1) Федерального дорожного агентства - Колыбанов А.А. - дов. от 16.06.2015 N 01-33/17288
2) государственной компании "Российские автомобильные дороги" - Лодоев Д.Б. - дов. от 13.01.2015 N Д-15140006
от третьего лица - открытого акционерного общества "Центрдорстрой" - Ожел Л.Н. - дов. от 05.08.2015 N 15/1-18
рассмотрев 11 августа 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Алтай" (ОГРН 1075050004150)
на решение от 26 декабря 2014 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Ласкиной С.О.,
на постановление от 23 апреля 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Каменецким Д.В., Свиридовым В.А., Якутовым Э.В.,
по делу N А40-119941/14
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Алтай" (ОГРН 1075050004150)
к Федеральному дорожному агентству и государственной компании "Российские автомобильные дороги"
о признании незаконным действия
третье лицо: открытое акционерное общество "Центрдорстрой"
установил:
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26.12.2014, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2015, обществу с ограниченной ответственностью "Алтай" (далее - Общество) отказано в удовлетворении требований о признании незаконными действий Федерального дорожного агентства (далее - Росавтодор) и Государственной компании "Российские автомобильные дороги" (далее - ГК "Автодор"), выражающихся во включении в перечень земельных участков, изымаемых для государственных нужд, принадлежащего Обществу земельного участка общей площадью 1395 кв. м с кадастровым номером 50:14:020351:0002, относящегося к категории земель населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использования "под автозаправочной станцией с навесом", расположенного по адресу: Московская обл., Щелковский р-н, Воря-Богородское лесничество, квартал 61, АЗС, а также о признании недействительным распоряжения Росавтодора от 05.11.2013 N 1739-р в части изъятия у Общества указанного земельного участка.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит судебные акты отменить и передать дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами, Общество является собственником земельного участка общей площадью 1395 кв. м с кадастровым номером 50:14:020351:0002, относящегося к категории земель населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использования "под автозаправочной станцией с навесом", расположенного по адресу: Московская обл., Щелковский р-н, Воря-Богородское лесничество, квартал 61, АЗС.
В газете "Время" 07.04.2010 опубликован список правообладателей земельных участков, предположительно затрагиваемых предстоящим изъятием под строительство ЦКАД Московской области. В данный список включен и земельный участок заявителя.
Общество обратилось в ФГУ "Дороги России" с просьбой о предоставлении разъяснений, в какой степени будут затронуты права Общества изъятием земельного участка.
Письмом от 11.05.2010 N ДДР-01-13/963 заявителю сообщено, что проектом предусмотрено изъятие части земельного участка площадью 460 кв. м.
Заявитель 27.02.2012 получил письмо, согласно которому ОАО "Центрдорстрой" является подрядной организацией, выполняющей работы по подготовке территории под строительство ЦКАД Московской области, с указанием о занятии части земельного участка, принадлежащего Обществу.
Общество обеспечило подрядной организации возможность осуществления строительно-монтажных работ по перекладке инженерных коммуникаций.
В адрес Общества 11.12.2013 поступило уведомление ГК "Автодор" об изъятии земельного участка для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог. Согласно уведомлению, Росавтодором принято распоряжение от 05.11.2013 N 1739-р "Об изъятии путем выкупа для нужд Российской Федерации земельных участков в целях обеспечения реализации проекта "Строительства Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области, пусковой комплекс N 3, Щелковский муниципальный район", в соответствии с которым изъятию подлежит весь земельный участок, принадлежащий Обществу.
Заявитель направил в адрес ответчика требования о внесении изменений в вышеуказанное распоряжение в части пункта об изъятии земельного участка в полном объеме на частичное.
ГК "Автодор" 20.03.2014 ответила заявителю, что внесение изменений в указанное распоряжение невозможно.
Полагая действия Росавтодора и ГК "Автодор", а также распоряжение Росавтодора от 05.11.2013, незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении требований заявленных требований суды исходили из следующего.
Согласно статье 279 Гражданского кодекса Российской Федерации решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления в зависимости от того, для чьих нужд изымается земля.
Согласно абзацу 10 подпункта 2 пункта 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с размещением объектов государственного или муниципального значения, в числе которых названы автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
В случаях, когда земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, находится во владении и пользовании на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, прекращение этих прав осуществляется применительно к правилам, предусмотренным статьями 279 - 282 Гражданского кодекса Российской Федерации (статья 283 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что выбор земельных участков для реконструкции автомобильной дороги в административных границах Щелковского муниципального района Московской области осуществлен в соответствии с проектными решениями на основании документов государственного земельного кадастра и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, оформлен актом выбора земельного участка для строительства от 20.12.2011.
Акт выбора земельного участка для строительства от 20.12.2011 утвержден распоряжением Федерального дорожного агентства от 03.12.2012 N 942-р "О предварительном согласовании места размещения объекта "Строительство Центральной автомобильной дороги Московской области (с последующей эксплуатацией на платной основе), пусковой комплекс N 3, Щелковский муниципальный район" в соответствии со схемой расположения земельных участков, необходимых для строительства Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области на территории Щелковского муниципального района, утвержденной Постановлением администрации Щелковского муниципального района от 20.12.2011 N 2859, а также положительным заключением государственной экспертизы ФГУ "Главгосэкспертиза России" объекта капитального строительства "Строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области (с последующей эксплуатацией на платной основе)".
Проектное решение строительства ЦКАД прошло положительное заключение Государственной экспертизы ФГУ "Главгосэкспертиза России" как единственное экономически и технически обоснованное решение.
Пунктом 1.4 Положительного заключения Государственной экспертизы от 08.11.2010 N 1075-10/ГГЭ-6683/04 предусмотрены основные технико-экономические характеристики линейного объекта капитального строительства, согласно которому ЦКАД относится к категории дороги - 1 А.
Для выбора наиболее приемлемого варианта прохождения ЦКАД на территории Щелковского района были разработаны 2 варианта проложения трассы (стр. 72 Государственной экспертизы).
Для выбора рекомендуемого варианта проложения ЦКАД было выполнено их технико-экономическое сравнение в сопоставительных границах работ (стр. 73 Государственной экспертизы).
Установлено, что по стоимости предпочтительным является вариант N 1, согласно которому трасса пересекает территориальную автомобильную дорогу Щелково-Фряново с устройством транспортной развязки в 2-х уровнях.
Автомобильная дорога Щелково-Фряново является автомобильной дорогой обычного типа регионального значения 2 категории.
Согласно пункту 3.1.3 Национального стандарта Российской Федерации "Классификация автомобильных дорог" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2005 N 296-ст (ГОСТ Р 52398-2005) к классу "дороги обычного типа" относят автомобильные дороги, не отнесенные к классам "автомагистраль" и "скоростная дорога", доступ на которые возможен через пересечения и примыкания в разных и одном уровне, расположенные для дорог категории 1В, 2, 3 не чаще, чем через 600 метров.
Расстояние примыканий составляет менее 600 метров.
Примыкание АЗС Общества нарушает требования безопасности дорожного движения, установленные ГОСТом Р 52398-2005.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций, исходя из того, что порядок уведомления о предстоящем изъятии указанного земельного участка соблюден, пришли к правильному выводу о том, что использование земельного участка в целях, для которых он изымается, невозможно без прекращения права собственности Общества, а решение принято в соответствии с положениями статьи 279 ГК РФ, статьями 49, 55, 63 ЗК РФ и на оспариваемом этапе изъятия земельного участка права Общества не нарушены.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии обжалуемых судебных актов судебными инстанциями не допущены нарушения норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы имеющиеся в деле доказательства, оснований для их отмены не имеется.
Другие доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, у суда кассационной инстанции нет оснований для их переоценки.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26 декабря 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 апреля 2015 года по делу N А40-119941/14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
В.А.ДОЛГАШЕВА
Судья
О.В.ДУДКИНА
Судья
Р.Р.ЛАТЫПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 18.08.2015 N Ф05-9903/2015 ПО ДЕЛУ N А40-119941/14
Требование: О признании незаконными действий органа исполнительной власти, признании частично недействительным распоряжения органа исполнительной власти.Разделы:
Изъятие земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Принадлежащий заявителю земельный участок изъят для государственных нужд.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 августа 2015 г. по делу N А40-119941/14
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 18 августа 2015 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Дудкиной О.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Алтай" - Стонис С.Ю. - дов. от 19.05.2015 N 8
от заинтересованных лиц - 1) Федерального дорожного агентства - Колыбанов А.А. - дов. от 16.06.2015 N 01-33/17288
2) государственной компании "Российские автомобильные дороги" - Лодоев Д.Б. - дов. от 13.01.2015 N Д-15140006
от третьего лица - открытого акционерного общества "Центрдорстрой" - Ожел Л.Н. - дов. от 05.08.2015 N 15/1-18
рассмотрев 11 августа 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Алтай" (ОГРН 1075050004150)
на решение от 26 декабря 2014 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Ласкиной С.О.,
на постановление от 23 апреля 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Каменецким Д.В., Свиридовым В.А., Якутовым Э.В.,
по делу N А40-119941/14
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Алтай" (ОГРН 1075050004150)
к Федеральному дорожному агентству и государственной компании "Российские автомобильные дороги"
о признании незаконным действия
третье лицо: открытое акционерное общество "Центрдорстрой"
установил:
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26.12.2014, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2015, обществу с ограниченной ответственностью "Алтай" (далее - Общество) отказано в удовлетворении требований о признании незаконными действий Федерального дорожного агентства (далее - Росавтодор) и Государственной компании "Российские автомобильные дороги" (далее - ГК "Автодор"), выражающихся во включении в перечень земельных участков, изымаемых для государственных нужд, принадлежащего Обществу земельного участка общей площадью 1395 кв. м с кадастровым номером 50:14:020351:0002, относящегося к категории земель населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использования "под автозаправочной станцией с навесом", расположенного по адресу: Московская обл., Щелковский р-н, Воря-Богородское лесничество, квартал 61, АЗС, а также о признании недействительным распоряжения Росавтодора от 05.11.2013 N 1739-р в части изъятия у Общества указанного земельного участка.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит судебные акты отменить и передать дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами, Общество является собственником земельного участка общей площадью 1395 кв. м с кадастровым номером 50:14:020351:0002, относящегося к категории земель населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использования "под автозаправочной станцией с навесом", расположенного по адресу: Московская обл., Щелковский р-н, Воря-Богородское лесничество, квартал 61, АЗС.
В газете "Время" 07.04.2010 опубликован список правообладателей земельных участков, предположительно затрагиваемых предстоящим изъятием под строительство ЦКАД Московской области. В данный список включен и земельный участок заявителя.
Общество обратилось в ФГУ "Дороги России" с просьбой о предоставлении разъяснений, в какой степени будут затронуты права Общества изъятием земельного участка.
Письмом от 11.05.2010 N ДДР-01-13/963 заявителю сообщено, что проектом предусмотрено изъятие части земельного участка площадью 460 кв. м.
Заявитель 27.02.2012 получил письмо, согласно которому ОАО "Центрдорстрой" является подрядной организацией, выполняющей работы по подготовке территории под строительство ЦКАД Московской области, с указанием о занятии части земельного участка, принадлежащего Обществу.
Общество обеспечило подрядной организации возможность осуществления строительно-монтажных работ по перекладке инженерных коммуникаций.
В адрес Общества 11.12.2013 поступило уведомление ГК "Автодор" об изъятии земельного участка для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог. Согласно уведомлению, Росавтодором принято распоряжение от 05.11.2013 N 1739-р "Об изъятии путем выкупа для нужд Российской Федерации земельных участков в целях обеспечения реализации проекта "Строительства Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области, пусковой комплекс N 3, Щелковский муниципальный район", в соответствии с которым изъятию подлежит весь земельный участок, принадлежащий Обществу.
Заявитель направил в адрес ответчика требования о внесении изменений в вышеуказанное распоряжение в части пункта об изъятии земельного участка в полном объеме на частичное.
ГК "Автодор" 20.03.2014 ответила заявителю, что внесение изменений в указанное распоряжение невозможно.
Полагая действия Росавтодора и ГК "Автодор", а также распоряжение Росавтодора от 05.11.2013, незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении требований заявленных требований суды исходили из следующего.
Согласно статье 279 Гражданского кодекса Российской Федерации решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления в зависимости от того, для чьих нужд изымается земля.
Согласно абзацу 10 подпункта 2 пункта 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с размещением объектов государственного или муниципального значения, в числе которых названы автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
В случаях, когда земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, находится во владении и пользовании на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, прекращение этих прав осуществляется применительно к правилам, предусмотренным статьями 279 - 282 Гражданского кодекса Российской Федерации (статья 283 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что выбор земельных участков для реконструкции автомобильной дороги в административных границах Щелковского муниципального района Московской области осуществлен в соответствии с проектными решениями на основании документов государственного земельного кадастра и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, оформлен актом выбора земельного участка для строительства от 20.12.2011.
Акт выбора земельного участка для строительства от 20.12.2011 утвержден распоряжением Федерального дорожного агентства от 03.12.2012 N 942-р "О предварительном согласовании места размещения объекта "Строительство Центральной автомобильной дороги Московской области (с последующей эксплуатацией на платной основе), пусковой комплекс N 3, Щелковский муниципальный район" в соответствии со схемой расположения земельных участков, необходимых для строительства Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области на территории Щелковского муниципального района, утвержденной Постановлением администрации Щелковского муниципального района от 20.12.2011 N 2859, а также положительным заключением государственной экспертизы ФГУ "Главгосэкспертиза России" объекта капитального строительства "Строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области (с последующей эксплуатацией на платной основе)".
Проектное решение строительства ЦКАД прошло положительное заключение Государственной экспертизы ФГУ "Главгосэкспертиза России" как единственное экономически и технически обоснованное решение.
Пунктом 1.4 Положительного заключения Государственной экспертизы от 08.11.2010 N 1075-10/ГГЭ-6683/04 предусмотрены основные технико-экономические характеристики линейного объекта капитального строительства, согласно которому ЦКАД относится к категории дороги - 1 А.
Для выбора наиболее приемлемого варианта прохождения ЦКАД на территории Щелковского района были разработаны 2 варианта проложения трассы (стр. 72 Государственной экспертизы).
Для выбора рекомендуемого варианта проложения ЦКАД было выполнено их технико-экономическое сравнение в сопоставительных границах работ (стр. 73 Государственной экспертизы).
Установлено, что по стоимости предпочтительным является вариант N 1, согласно которому трасса пересекает территориальную автомобильную дорогу Щелково-Фряново с устройством транспортной развязки в 2-х уровнях.
Автомобильная дорога Щелково-Фряново является автомобильной дорогой обычного типа регионального значения 2 категории.
Согласно пункту 3.1.3 Национального стандарта Российской Федерации "Классификация автомобильных дорог" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2005 N 296-ст (ГОСТ Р 52398-2005) к классу "дороги обычного типа" относят автомобильные дороги, не отнесенные к классам "автомагистраль" и "скоростная дорога", доступ на которые возможен через пересечения и примыкания в разных и одном уровне, расположенные для дорог категории 1В, 2, 3 не чаще, чем через 600 метров.
Расстояние примыканий составляет менее 600 метров.
Примыкание АЗС Общества нарушает требования безопасности дорожного движения, установленные ГОСТом Р 52398-2005.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций, исходя из того, что порядок уведомления о предстоящем изъятии указанного земельного участка соблюден, пришли к правильному выводу о том, что использование земельного участка в целях, для которых он изымается, невозможно без прекращения права собственности Общества, а решение принято в соответствии с положениями статьи 279 ГК РФ, статьями 49, 55, 63 ЗК РФ и на оспариваемом этапе изъятия земельного участка права Общества не нарушены.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии обжалуемых судебных актов судебными инстанциями не допущены нарушения норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы имеющиеся в деле доказательства, оснований для их отмены не имеется.
Другие доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, у суда кассационной инстанции нет оснований для их переоценки.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26 декабря 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 апреля 2015 года по делу N А40-119941/14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
В.А.ДОЛГАШЕВА
Судья
О.В.ДУДКИНА
Судья
Р.Р.ЛАТЫПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)