Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, земли в категорию земель лесного фонда не переводились и их границы не устанавливались.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Гайдук Н.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Гузенковой Н.В.,
судей Дороховой В.В., Мацкив Л.Ю.,
при секретаре Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Б. к Администрации МО "Гагаринский район" Смоленской области о признании незаконным отказа в передаче земельного участка в собственность, признании права на получение земельного участка в собственность за плату
по апелляционной жалобе Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания на решение Гагаринского районного суда Смоленской области от 26 января 2015 года.
Заслушав доклад судьи Гузенковой Н.В., объяснения истца Б. и представителя истца И., представителя Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания К., судебная коллегия
установила:
Б. обратился в суд с иском к Администрации МО "Гагаринский район" Смоленской области о признании незаконным отказа в передаче в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером N, площадью 68 га, расположенного... и признании за ним права на получение данного участка в собственность за плату. В обоснование указал, что испрашиваемый земельный участок на основании решения... горисполкома N 84 от 27.03.1991 был изъят у совхоза "Г." и передан в районный фонд земель для организации крестьянского (фермерского) хозяйства "Б.". Главе данного хозяйства, которым является истец, земельный участок был предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения. На его обращение о предоставлении земельного участка, площадью 68 га в собственность за плату, 07.10.2014 ответчиком было отказано по тому основанию, что испрашиваемый участок имеет наложение на земли лесного фонда. Полагает такой отказ незаконным, поскольку земельный участок в сформированных границах относится к землям сельскохозяйственного назначения, земли в установленном порядке у него не изымались, в категорию земель лесного фонда не переводились и их границы не устанавливались.
В судебном заседании истец и его представитель И. исковые требования поддержали в полном объеме.
Ответчик Администрация МО "Гагаринский район" Смоленской области явку своего представителя не обеспечила, в письменном заявлении против удовлетворения иска не возражает.
Представители третьих лиц Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания (далее Департамент) К. и ОГКУ "Смоленское управление лесничествами" В. возражали против удовлетворения иска по тем основаниям, что части испрашиваемого земельного участка входят в состав земель лесного фонда.
Представители третьих лиц ФБУ "Кадастровая палата" по Смоленской области и Администрации Родомановского сельского поселения Гагаринского района в судебное заседание не явились. ФБУ "Кадастровая палата" по Смоленской области полагало требования необоснованными, Администрация Романовского сельского поселения при разрешении дела полагалась на усмотрение суда.
Обжалуемым решением исковые требования Б. удовлетворены. Отказ Администрации МО "Гагаринский район" N 1078 от 07.10.2014 о передаче Б. в собственность за плату земельного участка, площадью 68 га, с кадастровым номером N, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенного ... признан незаконным, за Б. признано право на получение данного участка в собственность за плату.
В апелляционной жалобе Департамент Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания просит отменить решение суда и принять новое - об отказе в удовлетворении иска, указывая на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента К. доводы апелляционной жалобы поддержала и пояснила, что материалами лесоустройства подтверждается наложение испрашиваемого земельного участка на земли лесного фонда. Распоряжением Администрации Смоленской области от 15.12.2007 лесоустроенные участки земель, занятых сельскохозяйственными организациями, были отнесены к землям лесного фонда.
Истец Б. и его представитель И. с решением суда согласились и возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по тем основаниям, что испрашиваемый земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет, отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения, его перевод в категорию земель лесного фонда не производился. Распоряжением Администрации Смоленской области фактически произведено изъятие земель у истца, что нельзя признать законным, поскольку порядок изъятия и отнесения земель к лесному фонду не соблюден.
Представитель ответчика Администрации МО "Гагаринский район", представители третьих лиц ФБУ "Кадастровая палата" по Смоленской области, Администрации Родомановского сельского поселения Гагаринского района, ОГКУ "Смоленское управление лесничествами" в судебное заседание не явились. В силу ч. 3, 4 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие названных, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, апелляционная инстанция Смоленского областного суда приходит к следующему.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, на основании решения исполкома... городского Совета народных депутатов N 84 от 27.03.1991 для организации производственной деятельности крестьянского хозяйство "Б." из состава землепользования совхоза "Г." изъяты земли, площадью 188 га, в том числе 141 га пахотных земель, расположенных ..., о чем составлен соответствующий акт.
27.03.1991 исполнительным комитетом... городского Совета народных депутатов удостоверено право пожизненного наследуемого владения 188 га земель в урочище "Б." крестьянского (фермерского) хозяйства "Б.".
На основании постановления Главы администрации ... района Смоленской области от 23.02.1994 N 65 главе фермерского хозяйства "Б." выдан государственный акт о праве пожизненного наследуемого владения на 235 га земель для ведения фермерского хозяйства.
Земельный участок, площадью 68 га, расположенный... 23.02.1994 поставлен на кадастровый учет под номером N, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения крестьянского хозяйства.
На заявление Б. о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером N, принадлежащего заявителю на праве пожизненного наследуемого владения, Администрация МО "Гагаринский район" 07.10.2014 ответила отказом N 1078 в связи с наложением испрашиваемого участка за земли лесного фонда Гагаринского лесничества - филиала ОГКУ "Смолупрлес".
Удовлетворяя исковые требования и признавая отказ Администрации в передаче истцу в собственность за плату спорного земельного участка незаконным и признавая за ним такое право, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ответчиком в обоснование своих возражений не представлено доказательств того, что в состав испрашиваемого участка входят земли лесного фонда, с учетом того, что земельный участок стоит на кадастровом учете в категории земель сельскохозяйственного назначения, его перевод в категорию земель лесного фонда не осуществлялся, учет границ лесных участков не проводился, что не позволяет определить их местоположение и нахождение в границах спорного участка.
Однако судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда, поскольку они постановлены с нарушением норм материального права и не соответствуют обстоятельствам дела.
В силу ст. 3 Лесного кодекса РФ лесное законодательство регулирует лесные отношения, при этом имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно ч. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В силу пп. 2 ч. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.
Земельные участки, отнесенные к землям ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ).
Согласно части 2 статьи 9 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" на землях лесного фонда запрещается размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, системное толкование действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, фактически запрещает передачу лесных участков из состава земель лесного фонда в собственность граждан.
Пунктом 3 ст. 6 Лесного кодекса РФ установлено, что границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса
Исходя из правил названных статей местоположение, границы и площадь лесных участков определяются на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотакционным выделам, их границам и площади.
В обоснование своей позиции о наложении испрашиваемого земельного участка на земли лесного фонда, представителями Департамента в материалы дела представлены: свидетельство от 13.04.2012 о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок из категории земель лесного фонда, площадью 644020000 кв. м по адресу: ... (свидетельство выдано повторно взамен свидетельств от 04.03.2004 и 17.07.2007); проект организации и ведения лесного хозяйства ФГУ "Гагаринский сельский лесхоз" с таксационным описанием... лесничества, разработанный в 2001 году.
Согласно представленному таксационному описанию ... лесничества, а также чертежу границ земель, в испрашиваемый Б. земельный участок входят земли лесного фонда из квартала N 10 (выдел N 2 площадью 3,0 га, выдел N 3 площадью 1,6 га, выдел N 4 площадью 2,9 га, часть выдела N 8 и выдел N 11 площадью 1,1 га) и квартала N 8 (выдел N 10 площадью 6,6 га, выдел N 11 площадью 0,6 га, выдел N 12 площадью 0,4 га, часть выдела N 15).
Факт нахождения земель лесного фонда в пределах участка КФХ "Б." подтверждается и заключенным в соответствии с требованиями действовавшего на тот момент Лесного кодекса РФ 01.12.1999 между КФХ "Б." и ГУ Гагаринским лесхозом Федеральной службы лесного хозяйства договором о предоставлении в безвозмездное пользование участков лесного фонда, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, общей площадью 34 га. Названный договор зарегистрирован в комитете по земельным ресурсам и землеустройству.
После вступления в силу с 01.01.2007 нового Лесного кодекса РФ проведено лесоустройство, по результатам которого определена площадь лесного фонда, расположенного на землях, в том числе ранее предоставленных КФХ "Б." в постоянное бессрочное пользование, которая составила 34 га леса.
Распоряжением Администрации Смоленской области N 1035-р/адм от 05.12.2007 "Об отнесении к землям лесного фонда лесоустроенных участков земель, входящих в состав земель сельскохозяйственного назначения под лесами, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций" отнесены к землям лесного фонда лесоустроенные участки земель, общей площадью 1090794 га, в том числе 64402 га Гагаринского сельского лесхоза. Названное распоряжение в установленном порядке не оспорено и является действующим.
Таким образом, то обстоятельство, что в испрашиваемый земельный участок входят земли лесного фонда подтверждается представленными в дело доказательствами, в том числе материалами лесоустройства.
Выводы суда о том, что кадастровый учет участков лесного фонда не проводился, в связи с чем не представляется возможным установить их нахождение на территории испрашиваемого участка, следует признать ошибочными по приведенным выше обстоятельствам. Кроме того, следует обратить внимание на то, что особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Вводным законом к Лесному кодексу, а также частью 6 статьи 47 Закона о кадастре недвижимости, в соответствии с которыми лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, зарегистрированы в соответствии с ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01 января 2015, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
В силу части 6 статьи 39 Закона о кадастре недвижимости согласование границ лесных земельных участков производится без установления их на местности.
Таким образом, все лесные участки в составе земель лесного фонда со статусом ранее учтенных не имеют площади и границ, определенных в соответствии с кадастровым законодательством, однако это не свидетельствует об отнесении данных земель к иной категории.
При таком положении решение суда нельзя признать законным и обоснованным и в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 328 ГПК РФ оно подлежит отмене с принятием нового решения - об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Гагаринского районного суда Смоленской области от 26 января 2015 года отменить, принять по делу новое решение, которым:
Б. в удовлетворении требований о признании отказа Администрации МО "Гагаринский район" N 1078 от 07.10.2014 в передаче в собственность земельного участка за плату и о признании права на получение земельного участка в собственность за плату - отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СМОЛЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 28.04.2015 ПО ДЕЛУ N 33-1463/2015
Требование: Об оспаривании отказа в передаче земельного участка в собственность, признании права на получение участка в собственность за плату.Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, земли в категорию земель лесного фонда не переводились и их границы не устанавливались.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 апреля 2015 г. по делу N 33-1463/2015
Судья: Гайдук Н.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Гузенковой Н.В.,
судей Дороховой В.В., Мацкив Л.Ю.,
при секретаре Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Б. к Администрации МО "Гагаринский район" Смоленской области о признании незаконным отказа в передаче земельного участка в собственность, признании права на получение земельного участка в собственность за плату
по апелляционной жалобе Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания на решение Гагаринского районного суда Смоленской области от 26 января 2015 года.
Заслушав доклад судьи Гузенковой Н.В., объяснения истца Б. и представителя истца И., представителя Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания К., судебная коллегия
установила:
Б. обратился в суд с иском к Администрации МО "Гагаринский район" Смоленской области о признании незаконным отказа в передаче в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером N, площадью 68 га, расположенного... и признании за ним права на получение данного участка в собственность за плату. В обоснование указал, что испрашиваемый земельный участок на основании решения... горисполкома N 84 от 27.03.1991 был изъят у совхоза "Г." и передан в районный фонд земель для организации крестьянского (фермерского) хозяйства "Б.". Главе данного хозяйства, которым является истец, земельный участок был предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения. На его обращение о предоставлении земельного участка, площадью 68 га в собственность за плату, 07.10.2014 ответчиком было отказано по тому основанию, что испрашиваемый участок имеет наложение на земли лесного фонда. Полагает такой отказ незаконным, поскольку земельный участок в сформированных границах относится к землям сельскохозяйственного назначения, земли в установленном порядке у него не изымались, в категорию земель лесного фонда не переводились и их границы не устанавливались.
В судебном заседании истец и его представитель И. исковые требования поддержали в полном объеме.
Ответчик Администрация МО "Гагаринский район" Смоленской области явку своего представителя не обеспечила, в письменном заявлении против удовлетворения иска не возражает.
Представители третьих лиц Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания (далее Департамент) К. и ОГКУ "Смоленское управление лесничествами" В. возражали против удовлетворения иска по тем основаниям, что части испрашиваемого земельного участка входят в состав земель лесного фонда.
Представители третьих лиц ФБУ "Кадастровая палата" по Смоленской области и Администрации Родомановского сельского поселения Гагаринского района в судебное заседание не явились. ФБУ "Кадастровая палата" по Смоленской области полагало требования необоснованными, Администрация Романовского сельского поселения при разрешении дела полагалась на усмотрение суда.
Обжалуемым решением исковые требования Б. удовлетворены. Отказ Администрации МО "Гагаринский район" N 1078 от 07.10.2014 о передаче Б. в собственность за плату земельного участка, площадью 68 га, с кадастровым номером N, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенного ... признан незаконным, за Б. признано право на получение данного участка в собственность за плату.
В апелляционной жалобе Департамент Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания просит отменить решение суда и принять новое - об отказе в удовлетворении иска, указывая на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента К. доводы апелляционной жалобы поддержала и пояснила, что материалами лесоустройства подтверждается наложение испрашиваемого земельного участка на земли лесного фонда. Распоряжением Администрации Смоленской области от 15.12.2007 лесоустроенные участки земель, занятых сельскохозяйственными организациями, были отнесены к землям лесного фонда.
Истец Б. и его представитель И. с решением суда согласились и возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по тем основаниям, что испрашиваемый земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет, отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения, его перевод в категорию земель лесного фонда не производился. Распоряжением Администрации Смоленской области фактически произведено изъятие земель у истца, что нельзя признать законным, поскольку порядок изъятия и отнесения земель к лесному фонду не соблюден.
Представитель ответчика Администрации МО "Гагаринский район", представители третьих лиц ФБУ "Кадастровая палата" по Смоленской области, Администрации Родомановского сельского поселения Гагаринского района, ОГКУ "Смоленское управление лесничествами" в судебное заседание не явились. В силу ч. 3, 4 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие названных, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, апелляционная инстанция Смоленского областного суда приходит к следующему.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, на основании решения исполкома... городского Совета народных депутатов N 84 от 27.03.1991 для организации производственной деятельности крестьянского хозяйство "Б." из состава землепользования совхоза "Г." изъяты земли, площадью 188 га, в том числе 141 га пахотных земель, расположенных ..., о чем составлен соответствующий акт.
27.03.1991 исполнительным комитетом... городского Совета народных депутатов удостоверено право пожизненного наследуемого владения 188 га земель в урочище "Б." крестьянского (фермерского) хозяйства "Б.".
На основании постановления Главы администрации ... района Смоленской области от 23.02.1994 N 65 главе фермерского хозяйства "Б." выдан государственный акт о праве пожизненного наследуемого владения на 235 га земель для ведения фермерского хозяйства.
Земельный участок, площадью 68 га, расположенный... 23.02.1994 поставлен на кадастровый учет под номером N, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения крестьянского хозяйства.
На заявление Б. о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером N, принадлежащего заявителю на праве пожизненного наследуемого владения, Администрация МО "Гагаринский район" 07.10.2014 ответила отказом N 1078 в связи с наложением испрашиваемого участка за земли лесного фонда Гагаринского лесничества - филиала ОГКУ "Смолупрлес".
Удовлетворяя исковые требования и признавая отказ Администрации в передаче истцу в собственность за плату спорного земельного участка незаконным и признавая за ним такое право, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ответчиком в обоснование своих возражений не представлено доказательств того, что в состав испрашиваемого участка входят земли лесного фонда, с учетом того, что земельный участок стоит на кадастровом учете в категории земель сельскохозяйственного назначения, его перевод в категорию земель лесного фонда не осуществлялся, учет границ лесных участков не проводился, что не позволяет определить их местоположение и нахождение в границах спорного участка.
Однако судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда, поскольку они постановлены с нарушением норм материального права и не соответствуют обстоятельствам дела.
В силу ст. 3 Лесного кодекса РФ лесное законодательство регулирует лесные отношения, при этом имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно ч. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В силу пп. 2 ч. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.
Земельные участки, отнесенные к землям ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ).
Согласно части 2 статьи 9 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" на землях лесного фонда запрещается размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, системное толкование действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, фактически запрещает передачу лесных участков из состава земель лесного фонда в собственность граждан.
Пунктом 3 ст. 6 Лесного кодекса РФ установлено, что границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса
Исходя из правил названных статей местоположение, границы и площадь лесных участков определяются на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотакционным выделам, их границам и площади.
В обоснование своей позиции о наложении испрашиваемого земельного участка на земли лесного фонда, представителями Департамента в материалы дела представлены: свидетельство от 13.04.2012 о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок из категории земель лесного фонда, площадью 644020000 кв. м по адресу: ... (свидетельство выдано повторно взамен свидетельств от 04.03.2004 и 17.07.2007); проект организации и ведения лесного хозяйства ФГУ "Гагаринский сельский лесхоз" с таксационным описанием... лесничества, разработанный в 2001 году.
Согласно представленному таксационному описанию ... лесничества, а также чертежу границ земель, в испрашиваемый Б. земельный участок входят земли лесного фонда из квартала N 10 (выдел N 2 площадью 3,0 га, выдел N 3 площадью 1,6 га, выдел N 4 площадью 2,9 га, часть выдела N 8 и выдел N 11 площадью 1,1 га) и квартала N 8 (выдел N 10 площадью 6,6 га, выдел N 11 площадью 0,6 га, выдел N 12 площадью 0,4 га, часть выдела N 15).
Факт нахождения земель лесного фонда в пределах участка КФХ "Б." подтверждается и заключенным в соответствии с требованиями действовавшего на тот момент Лесного кодекса РФ 01.12.1999 между КФХ "Б." и ГУ Гагаринским лесхозом Федеральной службы лесного хозяйства договором о предоставлении в безвозмездное пользование участков лесного фонда, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, общей площадью 34 га. Названный договор зарегистрирован в комитете по земельным ресурсам и землеустройству.
После вступления в силу с 01.01.2007 нового Лесного кодекса РФ проведено лесоустройство, по результатам которого определена площадь лесного фонда, расположенного на землях, в том числе ранее предоставленных КФХ "Б." в постоянное бессрочное пользование, которая составила 34 га леса.
Распоряжением Администрации Смоленской области N 1035-р/адм от 05.12.2007 "Об отнесении к землям лесного фонда лесоустроенных участков земель, входящих в состав земель сельскохозяйственного назначения под лесами, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций" отнесены к землям лесного фонда лесоустроенные участки земель, общей площадью 1090794 га, в том числе 64402 га Гагаринского сельского лесхоза. Названное распоряжение в установленном порядке не оспорено и является действующим.
Таким образом, то обстоятельство, что в испрашиваемый земельный участок входят земли лесного фонда подтверждается представленными в дело доказательствами, в том числе материалами лесоустройства.
Выводы суда о том, что кадастровый учет участков лесного фонда не проводился, в связи с чем не представляется возможным установить их нахождение на территории испрашиваемого участка, следует признать ошибочными по приведенным выше обстоятельствам. Кроме того, следует обратить внимание на то, что особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Вводным законом к Лесному кодексу, а также частью 6 статьи 47 Закона о кадастре недвижимости, в соответствии с которыми лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, зарегистрированы в соответствии с ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01 января 2015, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
В силу части 6 статьи 39 Закона о кадастре недвижимости согласование границ лесных земельных участков производится без установления их на местности.
Таким образом, все лесные участки в составе земель лесного фонда со статусом ранее учтенных не имеют площади и границ, определенных в соответствии с кадастровым законодательством, однако это не свидетельствует об отнесении данных земель к иной категории.
При таком положении решение суда нельзя признать законным и обоснованным и в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 328 ГПК РФ оно подлежит отмене с принятием нового решения - об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Гагаринского районного суда Смоленской области от 26 января 2015 года отменить, принять по делу новое решение, которым:
Б. в удовлетворении требований о признании отказа Администрации МО "Гагаринский район" N 1078 от 07.10.2014 в передаче в собственность земельного участка за плату и о признании права на получение земельного участка в собственность за плату - отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)