Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02.12.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 09.12.2013.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А. Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рышковской Я.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Чебоксары
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 23.09.2013
по делу N А79-4730/2013,
принятое судьей Филипповым Б.Н.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ФЛАГМАН" (Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Декабристов, д. 43; ИНН 2129051340, ОГРН 1032129009912) о признании незаконным решения администрации города Чебоксары от 23.04.2013 N 293,
при участии в судебном заседании представителей:
- общества с ограниченной ответственностью "ФЛАГМАН" - Ильиной Е.А. по доверенности от 18.06.2013 сроком действия один год;
- администрации города Чебоксары - Борисова А.В. по доверенности от 21.05.2013 N 29/01-1978 сроком действия до 31.12.2013,
и
общество с ограниченной ответственностью "ФЛАГМАН" (далее - ООО "ФЛАГМАН", Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании незаконным решения администрации города Чебоксары (далее - орган местного самоуправления) от 23.04.2013 N 293 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка общей площадью 5466 кв. м, кадастровый номер 21:01:030306:133, расположенного по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, шоссе Марпосадское, для строительства специализированного магазина. Одновременно заявитель просил суд обязать орган местного самоуправления совершить действия по предоставлению в аренду обозначенного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Чебоксары (далее - Управление архитектуры, государственный орган) и Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом (далее - КУМИ г. Чебоксары, Комитет).
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 23.09.2013 заявленные требования удовлетворены: признано незаконным решение органа местного самоуправления от 23.04.2013 N 293 об отказе в предоставлении ООО "ФЛАГМАН" в аренду испрашиваемого земельного участка для строительства специализированного магазина. В целях восстановления нарушенного права суд обязал орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня вступления судебного решения в законную силу совершить предусмотренные земельным законодательством действия по предоставлению Обществу в аренду испрашиваемого земельного участка. Одновременно суд взыскал с администрации г. Чебоксары в пользу ООО "ФЛАГМАН" судебные расходы в размере 2000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация г. Чебоксары обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное исследование обстоятельства, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Орган местного самоуправления настаивает на том, что в данном случае не была соблюдена надлежащим образом процедура извещения населения о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства. Кроме того, законодатель не допускает публикацию сведений в средствах массовой информации после утверждения акта выбора земельного участка.
В судебном заседании представитель органа местного самоуправления в полном объеме поддержал доводы апелляционной жалобы, просил ее удовлетворить.
Представитель Общества в судебном заседании указал на законность обжалуемого судебного акта, обосновав свою позицию доводами, изложенными в отзыве на апелляционную жалобу.
Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Чебоксары и Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации о дате, времени и месте судебного заседания на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По делу установлено, что распоряжением администрации г. Чебоксары от 22.11.2010 N 3614-р ООО "Флагман" утверждены акты выбора земельного участка под размещение специализированного магазина по шоссе Марпосадское от 21.06.2010 N 106, от 04.08.2010 N 106/1; градостроительный план земельного участка от 15.09.2010 N RU21304000-320; схема расположения земельного участка на кадастровом плане от 04.08.2010.
Распоряжением органа местного самоуправления от 07.10.2011 N 2641-р в распоряжение от 22.11.2010 N 3614-р внесены изменения: утверждена новая схема расположения земельного участка на кадастровом плане по шоссе Марпосадское от 02.03.2011 под размещение специализированного магазина, схема расположения земельного участка на кадастровом плане от 04.08.2010 признана недействительной с момента подписания указанного распоряжения.
17.01.2012 ООО "ФЛАГМАН" обратилось в администрацию г. Чебоксары с заявлением о предоставлении земельного участка общей площадью 5466 кв. м, кадастровый номер 21:01:030306:133, расположенного по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, шоссе Марпосадское, для строительства специализированного магазина, согласно утвержденной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане и градостроительному плану земельного участка.
Письмом от 23.04.2013 N 293 администрация г. Чебоксары в лице Управления архитектуры и градостроительства уведомила Общество о том, что принято решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка на конкурсной основе путем проведения торгов. Одновременно Обществу предложено принять участие в аукционе после публикации сообщения о проведении торгов в средствах массовой информации (ориентировочно в III квартале 2013 года).
ООО "ФЛАГМАН", полагая, что такое решение органа местного самоуправления противоречит положениям действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
На основании положений статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации администрация г. Чебоксары, как орган местного самоуправления, является уполномоченным лицом по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно части 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу части 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Порядок выбора земельного участка предусмотрен в статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
В силу части 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Положениями части 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что органы местного самоуправления городских и сельских поселений обязаны информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства после определения участка (участков), подходящих для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление.
Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда от 14.09.2010 N 4224/10 орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории. После определения участка(ков), подходящих для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, пункт 3 статьи 31 Земельный кодекс Российской Федерации обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок. На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации правоположений и условий выбора земельного участка под строительство, акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
В силу части 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Согласно части 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В соответствии в частью 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
В соответствии с частью 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе.
Статья 22 Земельного кодекса Российской Федерации в части 2 предусматривает, что земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
В силу пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:
1) государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса);
2) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;
3) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
4) объектами организаций федеральной службы безопасности;
5) объектами организаций органов государственной охраны;
6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
8) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;
9) воинскими и гражданскими захоронениями;
10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.
В данном случае суд первой инстанции установил, что окончательное решение о предварительном согласовании места размещения объекта администрация г. Чебоксары приняла 07.10.2011 с учетом распоряжения от 07.10.2011 2641-р, которым утверждена новая схема расположения земельного участка.
Публичное информирование населения о возможном предоставлении обозначенного земельного участка под размещение специализированного магазина орган местного самоуправления осуществил в средстве массовой информации - газете "Чебоксарские новости" от 26.02.2011 N 19, опубликовав объявление "Администрация г. Чебоксары информирует о предполагаемом предоставлении земельного участка на основании заявления ООО "Флагман" от 24.09.2010 под размещение специализированного магазина по шоссе Марпосадское".
Кроме того, в N 99 газеты "Чебоксарские новости" от 16.09.2010 Общество размещало объявление, в котором извещало население о планируемом строительстве специализированного магазина на территории, прилегающей к Марпосадскому шоссе в г. Чебоксары, что соответствовало сложившемуся в тот период в городе Чебоксары порядку информирования населения.
Установленные по делу фактические обстоятельства позволили суду первой инстанции сделать правильное заключение о том, что население г. Чебоксары и иные заинтересованные лица были надлежащим образом информированы о предстоящем предоставлении обозначенного земельного участка для строительства.
Следовательно, в данном случае были соблюдены принципы земельного законодательства при предоставлении муниципальных земель справедливости, открытости, прозрачности и публичности.
При этом материалы дела не содержат какие-либо доказательства, свидетельствующие о наличии иных претендентов на обозначенный земельный участок, в связи с чем начатая процедура подлежала бы прекращению с выставлением земельного участка на торги.
Также установлено, что 21.11.2011 после принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта испрашиваемый земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 21:01:030306:133, что подтверждается представленным в материалы дела кадастровым паспортом от 21.11.2011 N 21/301/11-105844.
При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что процедура выбора земельного участка и постановка его на кадастровый учет осуществлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Суд первой инстанции установил, материалами дела подтверждается и администрацией г. Чебоксары не оспаривается, что Общество обратилось в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, приложив все необходимые документы.
Вопреки требованиям статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления не доказал законность и обоснованность своего решения.
Следовательно, у администрации г. Чебоксары отсутствовали правовые основания для принятие решения об отказе Обществу в предоставлении обозначенного земельного участка в аренду.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд первой инстанции пришел к верному заключению о том, оспариваемое решение администрации г. Чебоксары не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение заявленных требований.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии законно и обоснованно удовлетворил заявление ООО "ФЛАГМАН".
Руководствуясь частью 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом предмета спора и конкретных обстоятельств дела суд первой инстанции обоснованно возложил на орган местного самоуправления обязанность устранить допущенное нарушение прав Предпринимателя.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба администрации г. Чебоксары признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают установленных судом первой инстанции обстоятельств и сделанных на их основе выводов.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 23.09.2013 по делу N А79-4730/2013 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При этом суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
В этой связи то обстоятельство, что в конкретном случае ответчиком является государственный или муниципальный орган, освобожденный от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, не должно влечь отказ истцу в возмещении его судебных расходов.
Законодателем не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу. Напротив, в части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны, независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный или муниципальный орган.
Поскольку суд первой инстанции удовлетворил заявленные Предпринимателем требования, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации он законно и обоснованно взыскал с государственного органа в пользу заявителя понесенные им судебные расходы.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 23.09.2013 по делу N А79-4730/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Чебоксары - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.12.2013 ПО ДЕЛУ N А79-4730/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 декабря 2013 г. по делу N А79-4730/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 02.12.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 09.12.2013.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А. Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рышковской Я.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Чебоксары
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 23.09.2013
по делу N А79-4730/2013,
принятое судьей Филипповым Б.Н.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ФЛАГМАН" (Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Декабристов, д. 43; ИНН 2129051340, ОГРН 1032129009912) о признании незаконным решения администрации города Чебоксары от 23.04.2013 N 293,
при участии в судебном заседании представителей:
- общества с ограниченной ответственностью "ФЛАГМАН" - Ильиной Е.А. по доверенности от 18.06.2013 сроком действия один год;
- администрации города Чебоксары - Борисова А.В. по доверенности от 21.05.2013 N 29/01-1978 сроком действия до 31.12.2013,
и
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ФЛАГМАН" (далее - ООО "ФЛАГМАН", Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании незаконным решения администрации города Чебоксары (далее - орган местного самоуправления) от 23.04.2013 N 293 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка общей площадью 5466 кв. м, кадастровый номер 21:01:030306:133, расположенного по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, шоссе Марпосадское, для строительства специализированного магазина. Одновременно заявитель просил суд обязать орган местного самоуправления совершить действия по предоставлению в аренду обозначенного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Чебоксары (далее - Управление архитектуры, государственный орган) и Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом (далее - КУМИ г. Чебоксары, Комитет).
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 23.09.2013 заявленные требования удовлетворены: признано незаконным решение органа местного самоуправления от 23.04.2013 N 293 об отказе в предоставлении ООО "ФЛАГМАН" в аренду испрашиваемого земельного участка для строительства специализированного магазина. В целях восстановления нарушенного права суд обязал орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня вступления судебного решения в законную силу совершить предусмотренные земельным законодательством действия по предоставлению Обществу в аренду испрашиваемого земельного участка. Одновременно суд взыскал с администрации г. Чебоксары в пользу ООО "ФЛАГМАН" судебные расходы в размере 2000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация г. Чебоксары обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное исследование обстоятельства, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Орган местного самоуправления настаивает на том, что в данном случае не была соблюдена надлежащим образом процедура извещения населения о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства. Кроме того, законодатель не допускает публикацию сведений в средствах массовой информации после утверждения акта выбора земельного участка.
В судебном заседании представитель органа местного самоуправления в полном объеме поддержал доводы апелляционной жалобы, просил ее удовлетворить.
Представитель Общества в судебном заседании указал на законность обжалуемого судебного акта, обосновав свою позицию доводами, изложенными в отзыве на апелляционную жалобу.
Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Чебоксары и Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации о дате, времени и месте судебного заседания на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По делу установлено, что распоряжением администрации г. Чебоксары от 22.11.2010 N 3614-р ООО "Флагман" утверждены акты выбора земельного участка под размещение специализированного магазина по шоссе Марпосадское от 21.06.2010 N 106, от 04.08.2010 N 106/1; градостроительный план земельного участка от 15.09.2010 N RU21304000-320; схема расположения земельного участка на кадастровом плане от 04.08.2010.
Распоряжением органа местного самоуправления от 07.10.2011 N 2641-р в распоряжение от 22.11.2010 N 3614-р внесены изменения: утверждена новая схема расположения земельного участка на кадастровом плане по шоссе Марпосадское от 02.03.2011 под размещение специализированного магазина, схема расположения земельного участка на кадастровом плане от 04.08.2010 признана недействительной с момента подписания указанного распоряжения.
17.01.2012 ООО "ФЛАГМАН" обратилось в администрацию г. Чебоксары с заявлением о предоставлении земельного участка общей площадью 5466 кв. м, кадастровый номер 21:01:030306:133, расположенного по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, шоссе Марпосадское, для строительства специализированного магазина, согласно утвержденной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане и градостроительному плану земельного участка.
Письмом от 23.04.2013 N 293 администрация г. Чебоксары в лице Управления архитектуры и градостроительства уведомила Общество о том, что принято решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка на конкурсной основе путем проведения торгов. Одновременно Обществу предложено принять участие в аукционе после публикации сообщения о проведении торгов в средствах массовой информации (ориентировочно в III квартале 2013 года).
ООО "ФЛАГМАН", полагая, что такое решение органа местного самоуправления противоречит положениям действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
На основании положений статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации администрация г. Чебоксары, как орган местного самоуправления, является уполномоченным лицом по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно части 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу части 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Порядок выбора земельного участка предусмотрен в статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
В силу части 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Положениями части 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что органы местного самоуправления городских и сельских поселений обязаны информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства после определения участка (участков), подходящих для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление.
Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда от 14.09.2010 N 4224/10 орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории. После определения участка(ков), подходящих для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, пункт 3 статьи 31 Земельный кодекс Российской Федерации обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок. На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации правоположений и условий выбора земельного участка под строительство, акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
В силу части 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Согласно части 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В соответствии в частью 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
В соответствии с частью 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе.
Статья 22 Земельного кодекса Российской Федерации в части 2 предусматривает, что земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
В силу пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:
1) государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса);
2) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;
3) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
4) объектами организаций федеральной службы безопасности;
5) объектами организаций органов государственной охраны;
6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
8) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;
9) воинскими и гражданскими захоронениями;
10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.
В данном случае суд первой инстанции установил, что окончательное решение о предварительном согласовании места размещения объекта администрация г. Чебоксары приняла 07.10.2011 с учетом распоряжения от 07.10.2011 2641-р, которым утверждена новая схема расположения земельного участка.
Публичное информирование населения о возможном предоставлении обозначенного земельного участка под размещение специализированного магазина орган местного самоуправления осуществил в средстве массовой информации - газете "Чебоксарские новости" от 26.02.2011 N 19, опубликовав объявление "Администрация г. Чебоксары информирует о предполагаемом предоставлении земельного участка на основании заявления ООО "Флагман" от 24.09.2010 под размещение специализированного магазина по шоссе Марпосадское".
Кроме того, в N 99 газеты "Чебоксарские новости" от 16.09.2010 Общество размещало объявление, в котором извещало население о планируемом строительстве специализированного магазина на территории, прилегающей к Марпосадскому шоссе в г. Чебоксары, что соответствовало сложившемуся в тот период в городе Чебоксары порядку информирования населения.
Установленные по делу фактические обстоятельства позволили суду первой инстанции сделать правильное заключение о том, что население г. Чебоксары и иные заинтересованные лица были надлежащим образом информированы о предстоящем предоставлении обозначенного земельного участка для строительства.
Следовательно, в данном случае были соблюдены принципы земельного законодательства при предоставлении муниципальных земель справедливости, открытости, прозрачности и публичности.
При этом материалы дела не содержат какие-либо доказательства, свидетельствующие о наличии иных претендентов на обозначенный земельный участок, в связи с чем начатая процедура подлежала бы прекращению с выставлением земельного участка на торги.
Также установлено, что 21.11.2011 после принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта испрашиваемый земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 21:01:030306:133, что подтверждается представленным в материалы дела кадастровым паспортом от 21.11.2011 N 21/301/11-105844.
При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что процедура выбора земельного участка и постановка его на кадастровый учет осуществлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Суд первой инстанции установил, материалами дела подтверждается и администрацией г. Чебоксары не оспаривается, что Общество обратилось в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, приложив все необходимые документы.
Вопреки требованиям статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления не доказал законность и обоснованность своего решения.
Следовательно, у администрации г. Чебоксары отсутствовали правовые основания для принятие решения об отказе Обществу в предоставлении обозначенного земельного участка в аренду.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд первой инстанции пришел к верному заключению о том, оспариваемое решение администрации г. Чебоксары не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение заявленных требований.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии законно и обоснованно удовлетворил заявление ООО "ФЛАГМАН".
Руководствуясь частью 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом предмета спора и конкретных обстоятельств дела суд первой инстанции обоснованно возложил на орган местного самоуправления обязанность устранить допущенное нарушение прав Предпринимателя.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба администрации г. Чебоксары признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают установленных судом первой инстанции обстоятельств и сделанных на их основе выводов.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 23.09.2013 по делу N А79-4730/2013 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При этом суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
В этой связи то обстоятельство, что в конкретном случае ответчиком является государственный или муниципальный орган, освобожденный от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, не должно влечь отказ истцу в возмещении его судебных расходов.
Законодателем не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу. Напротив, в части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны, независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный или муниципальный орган.
Поскольку суд первой инстанции удовлетворил заявленные Предпринимателем требования, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации он законно и обоснованно взыскал с государственного органа в пользу заявителя понесенные им судебные расходы.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 23.09.2013 по делу N А79-4730/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Чебоксары - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
Т.А.ЗАХАРОВА
Т.А.ЗАХАРОВА
Судьи
И.А.СМИРНОВА
Е.А.РУБИС
И.А.СМИРНОВА
Е.А.РУБИС
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)