Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 апреля 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Бархатова В.Ю., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Чугуевой Н.Н.,
при участии в заседании:
- от Комитета лесного хозяйства Московской области: Виноградов В.А. по доверенности N 26Дов-141 от 19.02.15;
- от закрытого акционерного общества Управляющая компания "Центр Эссет Менеджмент": Сенчищев В.И. по доверенности б/н от 29.07.14;
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области: Умеренко Ю.А. по доверенности N 75/Д-07 от 13.03.15;
- от администрации городского поселения Пироговский Мытищинского муниципального района Московской области: Саидов Р.А. по доверенности N 1816-И от 07.08.14,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 29 октября 2014 года по делу N А41-40669/14, принятое судьей Кулматовым Т.Ш., по иску Комитета лесного хозяйства Московской области к закрытому акционерному обществу Управляющая компания "Центр Эссет Менеджмент", с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, администрация Мытищинского муниципального района Московской области, администрации городского поселения Пироговский Мытищинского муниципального района Московской области, об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения,
установил:
Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к закрытому акционерному обществу Управляющая компания (ЗАО УК) "Центр Эссет Менеджмент" об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка с кадастровым номером 50:12:0070223:1617, расположенного по адресу: Московская область, Мытищинский район, городское поселение Пироговский, д. Пирогово, в части пересечения его границ с землями лесного фонда квартала 61, 65 Учинского участкового лесничества Дмитровского филиала ГКУ МО "Мособллес" Комитета лесного хозяйства Московской области, площадью 0,1540 га (т. 1, л.д. 2 - 6).
Иск заявлен на основании статей 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Московской области от 11 июля 2014 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ТУ Росимущества) в Московской области, администрация Мытищинского муниципального района Московской области (т. 1, л.д. 1).
Определением Арбитражного суда Московской области от 02 сентября 2014 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, была привлечена администрация городского поселения Пироговский Мытищинского муниципального района Московской области (т. 1, л.д. 150).
Решением Арбитражного суда Московской области от 29 октября 2014 года в удовлетворении заявленных требований было отказано (т. 1, л.д. 206 - 208).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела (т. 2, л.д. 2 - 5).
В судебном заседании апелляционного суда представители Комитета лесного хозяйства Московской области и ТУ Росимущества в Московской области поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили решение суда первой инстанции отменить, исковые требования удовлетворить.
Представители ЗАО УК "Центр Эссет Менеджмент" и администрации городского поселения Пироговский Мытищинского муниципального района Московской области возражали против доводов заявителя апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассматривается в соответствии со статьями 121 - 123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя администрации Мытищинского муниципального района Московской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в судебном заседании, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ЗАО УК "Центр Эссет Менеджмент" осуществляет правомочия собственника земельного участка с кадастровым номером 50:12:0070223:1617 площадью 65 634 кв. м категории "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "для размещения котельных, водопроводных станций, очистных сооружений", расположенный по адресу: Московская область, Мытищинский район, городское поселение Пироговский, д. Пирогово (т. 1, л.д. 69).
10.02.14 Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в ФГУП "Рослесинфорг" с запросом о предоставлении информации о пространственном размещении границ земельного участка с кадастровым номером 50:12:0070223:1617 относительно границ земель лесного фонда.
Письмом N 08/386 от 17.03.14 ФГУП "Рослесинфорг" "Мослеспроект" сообщило истцу о том, что по представленной последним копии кадастровой выписки рассматриваемый земельный участок имеет площадь по фактическому пользованию 6,5634 га. В результате анализа представленных документов было установлено, что часть площади данного участка в размере 0,1540 га расположена на землях лесного фонда кв. кв. 61, 65 Учинского участкового лесничества Дмитровского лесничества ГКУ МО "Мособллес" Комитета лесного хозяйства Московской области (т. 1, л.д. 71 - 72).
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, Комитет лесного хозяйства Московской области указал, что ответчик неправомерно занимает земли лесного фонда.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что они не подтверждены документально.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
В силу статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Согласно пункту 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" применяя статью 301 ГК РФ, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.
Пунктом 36 указанного Постановления установлено, что в соответствии со статьей 301 ГК РФ лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика. Право собственности на движимое имущество доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца. Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, Комитет лесного хозяйства Московской области указал, что ЗАО УК "Центр Эссет Менеджмент" неправомерно занимает участок лесного фонда, в подтверждение чего были представлены письмо ФГУП "Рослесинфорг" "Мослеспроект" N 08/386 от 17.03.13 с приложением чертежа лесного участка и выписки из государственного лесного реестра от 26.12.13 (т. 1, л.д. 67 - 68, 71 - 73).
Исследовав и оценив представленные документы в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд не может признать их надлежащими доказательствами отнесения земельного участка ответчика к землям лесного фонда.
В силу статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации, лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Лесного кодекса Российской Федерации.
Статьей 67 Лесного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень земель, на которых проводится лесоустройство: на землях лесного фонда, а также на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса; населенных пунктов, на которых расположены городские леса; особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
В соответствии со статьей 69 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки могут располагаться только на землях лесничеств и лесопарков.
Согласно статье 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.07 "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Таким образом, описание границ земельного участка в установленном порядке и его постановка на кадастровый учет подтверждают существование такого земельного участка с характеристиками, позволяющими определить земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи, что позволяет земельному участку быть объектом сделок и участвовать в гражданском обороте.
Как следует из материалов дела, лесной участок, расположенный в кварталах 61, 65 Учинского участкового лесничества был поставлен на кадастровый учет 20.06.12 в составе земельного участка из земель лесного фонда площадью 5 061 835 кв. м с кадастровым номером 50:12:0070222:168 (т. 1, л.д. 121 - 136).
При этом границы данного участка были определены в установленном законом порядке, указаний на их пересечение с границами иных участков не имеется.
Согласно кадастровому паспорту от 25.07.14 земельный участок с кадастровым номером 50:12:0070223:1617 был поставлен на кадастровый учет 27.01.10 и имеет пересечение с границами земельного участка с кадастровым номером 50:12:0070223:1614 (т. 1, л.д. 98 - 106).
В соответствии с Генеральным планом г.п. Пироговский, утвержденным решением Совета Депутатов г.п. Пироговский N 11/1 от 08.10.09, земельный участок с кадастровым номером 50:12:0070223:1617 вошел в границы населенного пункта г.п. Пирогово (т. 1, л.д. 194 - 195).
Решением Совета Депутатов г.п. Пироговский Мытищинского района N 62/6 от 29.05.14 (в новой редакции) были утверждены текстовое и графическое описание местоположения границы и перечня координат характерных точек границы д. Пирогово (т. 1, л.д. 181 - 190).
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 50:12:0070223:1617 с момента своего образования относился к землям населенных пунктов, на что указано в сведениях государственного кадастра недвижимости. Доказательств обратного не представлено.
Формирование и постановка на кадастровый учет земельного участка ответчика в установленном порядке не оспорены.
Участок с кадастровым номером 50:12:0070222:168 был образован позже участка с кадастровым номером 50:12:0070223:1617, при этом при проведении кадастровых работ наличия пересечения границ этих участков выявлено не было.
Апелляционный суд также учитывает, что заключение ФГУП "Рослесинфорг" "Мослеспроект" N 08/386 от 17.03.13, на которое в обоснование исковых требований ссылается Комитет лесного хозяйства Московской области, было сделано исключительно на основании представленных истцом документов и носит информативный характер.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований, поскольку доказательств вхождения спорного земельного участка в земли лесного фонда не представлено, постановка земельного участка ответчика на кадастровый учет в заявленных границах незаконной признана не была.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно применил срок исковой давности о применении которого было заявлено стороной по делу.
Согласно статье 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Общий срок исковой давности устанавливается в три года (ст. 196 ГК РФ).
В силу пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Как указывалось выше, земельный участок с кадастровым номером 50:12:0070223:1617 был поставлен на кадастровый учет 27.01.10, его границы определены в установленном законом порядке.
Комитет лесного хозяйства Московской области не является новым органом исполнительной власти, осуществляющим распорядительные функции в сфере лесного хозяйства.
Так, в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации N 1021 от 25.12.92, N 808 от 05.07.94, N 173 от 10.02.98 с 1992 года федеральным органом исполнительной власти по управлению лесным хозяйством на территории Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование и государственный контроль в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов, являлась Федеральная служба лесного хозяйства России, в структуру которой входили подведомственные ей подразделения в субъектах Российской Федерации и местные подразделения - лесхозы, лесничества.
Указом Президента Российской Федерации N 867 от 17.05.00 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Федеральная служба лесного хозяйства России была упразднена, ее функции были переданы Министерству природных ресурсов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 283 от 16.06.04 было утверждено Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства, в соответствии с которым указанное агентство (Рослесхоз) было наделено функциями по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
Указом Президента Российской Федерации N 724 от 12.05.08 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" Федеральное агентство лесного хозяйства было передано в ведение Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства" было утверждено "Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства", в соответствии с пунктом 6.9 которого Федеральное агентство лесного хозяйства с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке территориальные органы агентства.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 16 февраля 2011 года N 27 было утверждено "Положение об Управлении лесного хозяйства по Московской области и г. Москва", пунктом 1 которого установлено, что Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва (Мослесхоз) является территориальным органом Федерального агентства лесного хозяйства, осуществляющим функции: по реализации государственной политики в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях); по контролю и надзору в области лесных отношений (на землях лесного фонда); по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
На основании пункта 6.9 "Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 736, Федеральное агентство лесного хозяйства с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке территориальные органы Агентства.
Согласно пункту 9.7 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 года N 452 "О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти" принятие решений о реорганизации или об упразднении территориальных органов федерального органа исполнительной власти производится в порядке, аналогичном порядку принятия решения об образовании новых территориальных органов.
В решении федерального органа исполнительной власти о реорганизации или об упразднении территориального органа регламентируются вопросы передачи функций реорганизуемых территориальных органов, правопреемства, гарантий и компенсаций государственным служащим в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По распоряжению Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года N 721-р "О передаче федерального бюджетного специализированного учреждения "Центрлес" и федерального государственного учреждения "Мособллес", с 1 июля 2012 года утратило силу Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2007 года N 520-р, на основании которого все лесничества и лесопарки Московской области ранее находились под управлением уполномоченного федерального органа (Рослесхоза), территориальным органом которого являлось Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москве.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Губернатора Московской области от 15 мая 2012 года N 115-ПГ "О структуре Правительства Московской области, исполнительных органов государственной власти Московской области и подведомственности государственных органов Московской области" образовывается Комитет лесного хозяйства Московской области (с 1 июля 2012 года).
Пунктом 3 Постановления Правительства Московской области от 26 июня 2012 года N 863/22 "Об установлении штатной численности и утверждении Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области" было установлено принять в собственность Московской области федеральное бюджетное специализированное учреждение "Центрлес" и федеральное государственное учреждение "Мособллес" как имущественные комплексы.
В соответствии с пунктом 1 "Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области", утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 26 июня 2012 года N 863/22, Комитет лесного хозяйства Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений.
На основании пункта 11 "Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области", утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 26 июня 2012 года N 863/22 основными задачами Комитета являются: охрана, защита и воспроизводство лесов; эффективное управление лесами; осуществление контроля и надзора в области лесных отношений; оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в области лесных отношений; создание условий для эффективного функционирования организаций и управления акциями (долями) хозяйственных обществ, находящихся в ведомственном подчинении Комитета.
Таким образом, в связи с реорганизацией системы и структуры федеральных органов исполнительной власти функции и полномочия в сфере лесных правоотношений последовательно передавались от Федеральной службы лесного хозяйства России к Министерству природных ресурсов Российской Федерации, затем Федеральному агентству лесного хозяйства, которым было создано Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва, полномочия которого перешли к Комитету лесного хозяйства Московской области.
Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу о возможности применения в данном случае общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о ликвидации юридического лица, в том числе наличии правопреемственности между указанными органами.
При этом, правопреемство, по смыслу пункта 17 Указа Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти", означает переход от одного государственного органа к другому государственному органу обязательств, возникших в связи с передачей (перераспределением) соответствующих функций и полномочий.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.06 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами бюджетного законодательства", права и обязанности ликвидированного (реорганизованного) госоргана в обязательном порядке переходят к другому госоргану (в рассматриваемом случае - органу субъекта Российской Федерации) в части функций и обязательств возникших в связи с выполнением (ненадлежащим выполнением) этих функций госорганом.
Таким образом, Комитет лесного хозяйства Московской области, в конечном счете, фактически является правопреемником соответствующего структурного подразделения Федеральной службы лесного хозяйства России, находящиеся в подчинении которой лесничества и иные компетентные органы согласовали границы спорных земельных участков.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о пропуске Комитетом лесного хозяйства Московской области срока исковой давности по настоящему спору.
В силу части 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Поскольку в суде первой инстанции ЗАО УК "Центр Эссет Менеджмент" было заявлено о применении срока исковой давности, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований также и по этому основанию (т. 1, л.д. 156 - 162).
Доводы заявителя апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции по существу.
Учитывая изложенное, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 29 октября 2014 года по делу N А41-40669/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.Н.КАТЬКИНА
Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
Е.Н.КОРОТКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.04.2015 N 10АП-1752/2015 ПО ДЕЛУ N А41-40669/14
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 апреля 2015 г. по делу N А41-40669/14
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 апреля 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Бархатова В.Ю., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Чугуевой Н.Н.,
при участии в заседании:
- от Комитета лесного хозяйства Московской области: Виноградов В.А. по доверенности N 26Дов-141 от 19.02.15;
- от закрытого акционерного общества Управляющая компания "Центр Эссет Менеджмент": Сенчищев В.И. по доверенности б/н от 29.07.14;
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области: Умеренко Ю.А. по доверенности N 75/Д-07 от 13.03.15;
- от администрации городского поселения Пироговский Мытищинского муниципального района Московской области: Саидов Р.А. по доверенности N 1816-И от 07.08.14,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 29 октября 2014 года по делу N А41-40669/14, принятое судьей Кулматовым Т.Ш., по иску Комитета лесного хозяйства Московской области к закрытому акционерному обществу Управляющая компания "Центр Эссет Менеджмент", с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, администрация Мытищинского муниципального района Московской области, администрации городского поселения Пироговский Мытищинского муниципального района Московской области, об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения,
установил:
Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к закрытому акционерному обществу Управляющая компания (ЗАО УК) "Центр Эссет Менеджмент" об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка с кадастровым номером 50:12:0070223:1617, расположенного по адресу: Московская область, Мытищинский район, городское поселение Пироговский, д. Пирогово, в части пересечения его границ с землями лесного фонда квартала 61, 65 Учинского участкового лесничества Дмитровского филиала ГКУ МО "Мособллес" Комитета лесного хозяйства Московской области, площадью 0,1540 га (т. 1, л.д. 2 - 6).
Иск заявлен на основании статей 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Московской области от 11 июля 2014 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ТУ Росимущества) в Московской области, администрация Мытищинского муниципального района Московской области (т. 1, л.д. 1).
Определением Арбитражного суда Московской области от 02 сентября 2014 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, была привлечена администрация городского поселения Пироговский Мытищинского муниципального района Московской области (т. 1, л.д. 150).
Решением Арбитражного суда Московской области от 29 октября 2014 года в удовлетворении заявленных требований было отказано (т. 1, л.д. 206 - 208).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела (т. 2, л.д. 2 - 5).
В судебном заседании апелляционного суда представители Комитета лесного хозяйства Московской области и ТУ Росимущества в Московской области поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили решение суда первой инстанции отменить, исковые требования удовлетворить.
Представители ЗАО УК "Центр Эссет Менеджмент" и администрации городского поселения Пироговский Мытищинского муниципального района Московской области возражали против доводов заявителя апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассматривается в соответствии со статьями 121 - 123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя администрации Мытищинского муниципального района Московской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в судебном заседании, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ЗАО УК "Центр Эссет Менеджмент" осуществляет правомочия собственника земельного участка с кадастровым номером 50:12:0070223:1617 площадью 65 634 кв. м категории "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "для размещения котельных, водопроводных станций, очистных сооружений", расположенный по адресу: Московская область, Мытищинский район, городское поселение Пироговский, д. Пирогово (т. 1, л.д. 69).
10.02.14 Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в ФГУП "Рослесинфорг" с запросом о предоставлении информации о пространственном размещении границ земельного участка с кадастровым номером 50:12:0070223:1617 относительно границ земель лесного фонда.
Письмом N 08/386 от 17.03.14 ФГУП "Рослесинфорг" "Мослеспроект" сообщило истцу о том, что по представленной последним копии кадастровой выписки рассматриваемый земельный участок имеет площадь по фактическому пользованию 6,5634 га. В результате анализа представленных документов было установлено, что часть площади данного участка в размере 0,1540 га расположена на землях лесного фонда кв. кв. 61, 65 Учинского участкового лесничества Дмитровского лесничества ГКУ МО "Мособллес" Комитета лесного хозяйства Московской области (т. 1, л.д. 71 - 72).
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, Комитет лесного хозяйства Московской области указал, что ответчик неправомерно занимает земли лесного фонда.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что они не подтверждены документально.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
В силу статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Согласно пункту 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" применяя статью 301 ГК РФ, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.
Пунктом 36 указанного Постановления установлено, что в соответствии со статьей 301 ГК РФ лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика. Право собственности на движимое имущество доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца. Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, Комитет лесного хозяйства Московской области указал, что ЗАО УК "Центр Эссет Менеджмент" неправомерно занимает участок лесного фонда, в подтверждение чего были представлены письмо ФГУП "Рослесинфорг" "Мослеспроект" N 08/386 от 17.03.13 с приложением чертежа лесного участка и выписки из государственного лесного реестра от 26.12.13 (т. 1, л.д. 67 - 68, 71 - 73).
Исследовав и оценив представленные документы в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд не может признать их надлежащими доказательствами отнесения земельного участка ответчика к землям лесного фонда.
В силу статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации, лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Лесного кодекса Российской Федерации.
Статьей 67 Лесного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень земель, на которых проводится лесоустройство: на землях лесного фонда, а также на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса; населенных пунктов, на которых расположены городские леса; особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
В соответствии со статьей 69 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки могут располагаться только на землях лесничеств и лесопарков.
Согласно статье 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.07 "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Таким образом, описание границ земельного участка в установленном порядке и его постановка на кадастровый учет подтверждают существование такого земельного участка с характеристиками, позволяющими определить земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи, что позволяет земельному участку быть объектом сделок и участвовать в гражданском обороте.
Как следует из материалов дела, лесной участок, расположенный в кварталах 61, 65 Учинского участкового лесничества был поставлен на кадастровый учет 20.06.12 в составе земельного участка из земель лесного фонда площадью 5 061 835 кв. м с кадастровым номером 50:12:0070222:168 (т. 1, л.д. 121 - 136).
При этом границы данного участка были определены в установленном законом порядке, указаний на их пересечение с границами иных участков не имеется.
Согласно кадастровому паспорту от 25.07.14 земельный участок с кадастровым номером 50:12:0070223:1617 был поставлен на кадастровый учет 27.01.10 и имеет пересечение с границами земельного участка с кадастровым номером 50:12:0070223:1614 (т. 1, л.д. 98 - 106).
В соответствии с Генеральным планом г.п. Пироговский, утвержденным решением Совета Депутатов г.п. Пироговский N 11/1 от 08.10.09, земельный участок с кадастровым номером 50:12:0070223:1617 вошел в границы населенного пункта г.п. Пирогово (т. 1, л.д. 194 - 195).
Решением Совета Депутатов г.п. Пироговский Мытищинского района N 62/6 от 29.05.14 (в новой редакции) были утверждены текстовое и графическое описание местоположения границы и перечня координат характерных точек границы д. Пирогово (т. 1, л.д. 181 - 190).
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 50:12:0070223:1617 с момента своего образования относился к землям населенных пунктов, на что указано в сведениях государственного кадастра недвижимости. Доказательств обратного не представлено.
Формирование и постановка на кадастровый учет земельного участка ответчика в установленном порядке не оспорены.
Участок с кадастровым номером 50:12:0070222:168 был образован позже участка с кадастровым номером 50:12:0070223:1617, при этом при проведении кадастровых работ наличия пересечения границ этих участков выявлено не было.
Апелляционный суд также учитывает, что заключение ФГУП "Рослесинфорг" "Мослеспроект" N 08/386 от 17.03.13, на которое в обоснование исковых требований ссылается Комитет лесного хозяйства Московской области, было сделано исключительно на основании представленных истцом документов и носит информативный характер.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований, поскольку доказательств вхождения спорного земельного участка в земли лесного фонда не представлено, постановка земельного участка ответчика на кадастровый учет в заявленных границах незаконной признана не была.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно применил срок исковой давности о применении которого было заявлено стороной по делу.
Согласно статье 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Общий срок исковой давности устанавливается в три года (ст. 196 ГК РФ).
В силу пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Как указывалось выше, земельный участок с кадастровым номером 50:12:0070223:1617 был поставлен на кадастровый учет 27.01.10, его границы определены в установленном законом порядке.
Комитет лесного хозяйства Московской области не является новым органом исполнительной власти, осуществляющим распорядительные функции в сфере лесного хозяйства.
Так, в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации N 1021 от 25.12.92, N 808 от 05.07.94, N 173 от 10.02.98 с 1992 года федеральным органом исполнительной власти по управлению лесным хозяйством на территории Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование и государственный контроль в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов, являлась Федеральная служба лесного хозяйства России, в структуру которой входили подведомственные ей подразделения в субъектах Российской Федерации и местные подразделения - лесхозы, лесничества.
Указом Президента Российской Федерации N 867 от 17.05.00 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Федеральная служба лесного хозяйства России была упразднена, ее функции были переданы Министерству природных ресурсов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 283 от 16.06.04 было утверждено Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства, в соответствии с которым указанное агентство (Рослесхоз) было наделено функциями по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
Указом Президента Российской Федерации N 724 от 12.05.08 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" Федеральное агентство лесного хозяйства было передано в ведение Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства" было утверждено "Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства", в соответствии с пунктом 6.9 которого Федеральное агентство лесного хозяйства с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке территориальные органы агентства.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 16 февраля 2011 года N 27 было утверждено "Положение об Управлении лесного хозяйства по Московской области и г. Москва", пунктом 1 которого установлено, что Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва (Мослесхоз) является территориальным органом Федерального агентства лесного хозяйства, осуществляющим функции: по реализации государственной политики в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях); по контролю и надзору в области лесных отношений (на землях лесного фонда); по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
На основании пункта 6.9 "Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 736, Федеральное агентство лесного хозяйства с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке территориальные органы Агентства.
Согласно пункту 9.7 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 года N 452 "О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти" принятие решений о реорганизации или об упразднении территориальных органов федерального органа исполнительной власти производится в порядке, аналогичном порядку принятия решения об образовании новых территориальных органов.
В решении федерального органа исполнительной власти о реорганизации или об упразднении территориального органа регламентируются вопросы передачи функций реорганизуемых территориальных органов, правопреемства, гарантий и компенсаций государственным служащим в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По распоряжению Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года N 721-р "О передаче федерального бюджетного специализированного учреждения "Центрлес" и федерального государственного учреждения "Мособллес", с 1 июля 2012 года утратило силу Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2007 года N 520-р, на основании которого все лесничества и лесопарки Московской области ранее находились под управлением уполномоченного федерального органа (Рослесхоза), территориальным органом которого являлось Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москве.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Губернатора Московской области от 15 мая 2012 года N 115-ПГ "О структуре Правительства Московской области, исполнительных органов государственной власти Московской области и подведомственности государственных органов Московской области" образовывается Комитет лесного хозяйства Московской области (с 1 июля 2012 года).
Пунктом 3 Постановления Правительства Московской области от 26 июня 2012 года N 863/22 "Об установлении штатной численности и утверждении Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области" было установлено принять в собственность Московской области федеральное бюджетное специализированное учреждение "Центрлес" и федеральное государственное учреждение "Мособллес" как имущественные комплексы.
В соответствии с пунктом 1 "Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области", утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 26 июня 2012 года N 863/22, Комитет лесного хозяйства Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений.
На основании пункта 11 "Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области", утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 26 июня 2012 года N 863/22 основными задачами Комитета являются: охрана, защита и воспроизводство лесов; эффективное управление лесами; осуществление контроля и надзора в области лесных отношений; оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в области лесных отношений; создание условий для эффективного функционирования организаций и управления акциями (долями) хозяйственных обществ, находящихся в ведомственном подчинении Комитета.
Таким образом, в связи с реорганизацией системы и структуры федеральных органов исполнительной власти функции и полномочия в сфере лесных правоотношений последовательно передавались от Федеральной службы лесного хозяйства России к Министерству природных ресурсов Российской Федерации, затем Федеральному агентству лесного хозяйства, которым было создано Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва, полномочия которого перешли к Комитету лесного хозяйства Московской области.
Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу о возможности применения в данном случае общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о ликвидации юридического лица, в том числе наличии правопреемственности между указанными органами.
При этом, правопреемство, по смыслу пункта 17 Указа Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти", означает переход от одного государственного органа к другому государственному органу обязательств, возникших в связи с передачей (перераспределением) соответствующих функций и полномочий.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.06 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами бюджетного законодательства", права и обязанности ликвидированного (реорганизованного) госоргана в обязательном порядке переходят к другому госоргану (в рассматриваемом случае - органу субъекта Российской Федерации) в части функций и обязательств возникших в связи с выполнением (ненадлежащим выполнением) этих функций госорганом.
Таким образом, Комитет лесного хозяйства Московской области, в конечном счете, фактически является правопреемником соответствующего структурного подразделения Федеральной службы лесного хозяйства России, находящиеся в подчинении которой лесничества и иные компетентные органы согласовали границы спорных земельных участков.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о пропуске Комитетом лесного хозяйства Московской области срока исковой давности по настоящему спору.
В силу части 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Поскольку в суде первой инстанции ЗАО УК "Центр Эссет Менеджмент" было заявлено о применении срока исковой давности, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований также и по этому основанию (т. 1, л.д. 156 - 162).
Доводы заявителя апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции по существу.
Учитывая изложенное, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 29 октября 2014 года по делу N А41-40669/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.Н.КАТЬКИНА
Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
Е.Н.КОРОТКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)