Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть объявлена 29.05.2014
Полный текст постановления изготовлен 04.06.2014
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Ключниковой Н.В.
судей Стрегелевой Г.А., Смолко С.И.
при участии в заседании:
- - от индивидуального предпринимателя Лысенко Татьяны Валерьевны (г. Смоленск); Беспаленкова С.А. - представителя по доверенности от 01.07.2013;
- от Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области (ОГРН 1026701437212, ИНН 6730042526, г. Смоленск, пл. Ленина, 1, 214008); - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- от третьих лиц
- администрации города Смоленска (ИНН 673001001, г. Смоленск, ул. Октябрьской Революции, 1/2, 214000); - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- - общества с ограниченной ответственностью "Департамент городской недвижимости и права" (ОГРН 1056758395737, ИНН 6729031801, г. Смоленск, ул. Твардовского, 2, 214014); не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Лысенко Татьяны Валерьевны на решение Арбитражного суда Смоленской области от 12.12.2013 (судья Алмаев Р.Н.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2014 (судьи Фриев А.Л., Капустина Л.А., Рыжова Е.В.) по делу N А62-7544/2012,
установил:
индивидуальный предприниматель Лысенко Татьяна Валерьевна (далее - Предприниматель, ИП Лысенко Т.В.) обратилась в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании незаконным отказа Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее - Департамент), изложенного в письме от 10.09.2012 N 15667/08 в утверждении акта выбора земельного участка и принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства - станции технического обслуживания легковых автомобилей на четыре поста (без малярно-жестяных работ), расположенного по ул. Крупской г. Смоленска площадью 799.5 кв. м и возложении на Департамент обязанности утвердить акт выбора земельного участка и принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства - станции технического обслуживания легковых автомобилей на четыре поста (без малярно-жестяных работ), расположенного по ул. Крупской г. Смоленска площадью 799,5 кв. м.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация города Смоленска (далее - Администрация) и общество с ограниченной ответственностью "Департамент городской недвижимости и права" (далее - ООО "Департамент городской недвижимости и права").
Решением суда от 19.03.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 21.05.2013 решение суда от 19.03.2013 оставлено без изменений.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 12.09.2013 решение суда от 19.03.2012 и постановление апелляционного суда от 21.05.2013 отменены и дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Смоленской области.
При новом рассмотрении решением суда от 12.12.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 06.03.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Предприниматель просит отменить решение, постановление суда, в связи с неправильным применением норм материального, процессуального права, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителя Предпринимателя, кассационная инстанция не находит оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судом, 22.03.2010 Предприниматель обратился в Департамент с соответствующим заявлением о выборе земельного участка, а последний письмом от 04.06.2010 N 12277/08 сообщил Предпринимателю, что его обращение направлено в Администрацию для обеспечения процедуры выбора земельного участка.
Письмом от 26.05.2010 N 6-3141 Администрация отказала Предпринимателю в осуществлении процедуры выбора земельного участка.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Смоленской области от 22.09.2010 по делу N А62-3701/2010 действия Администрации были признаны незаконными, на Администрацию возложена обязанность по согласованию акта выбора земельного участка площадью 799,5 кв. м и утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровой карте-плане площадью 799,5 кв. м по ул. Крупской.
Утвердив схему расположения земельного участка и согласовав акт выбора земельного участка, Администрация направила их в Департамент для утверждения акта выбора земельного участка и принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Письмом от 10.09.2012 N 15667/08 Департамент отказал Предпринимателю в утверждении акта выбора земельного участка и принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства станции технического обслуживания легковых автомобилей на четыре поста (без малярно-жестяных работ), расположенного по улице Крупской г. Смоленска.
Указав, что согласно Земельному кодексу Российской Федерации орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Исполнительный орган государственной власти принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. В адрес Департамента из Управления архитектуры и градостроительства администрации города Смоленска (вх. N 7229 от 24.08.2012) поступили материалы по результатам выбора земельного участка площадью 799,5 кв. метров по улице Крупской для размещения на нем станции технического обслуживания на 4 поста (без малярно-жестяных работ). В результате рассмотрения указанных материалов установлено следующее: испрашиваемый заявителем земельный участок расположен в территориальной зоне Ж4-п. В соответствии с действующими Правилами землепользования застройки города Смоленска основные и условно разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в зоне Ж4-п, соответствуют видам использования, установленным для зоны Ж4. В свою очередь, виды использования земельных участков зоны Ж4 для каждого квартала: принимаются в соответствии с типом жилых домов и соответствуют основным и условно разрешенным видам использования, установленным для зон Ж1, или Ж2 или Ж3, исходя из типа застройки квартала. Испрашиваемый земельный участок расположен в границах квартала с преобладающей многоэтажной застройкой в связи с чем, к нему применим градостроительный регламент зоны Ж3. Градостроительным регламентом зоны ЖЗ предусмотрено размещение объекта транспорта, в том числе центров по обслуживанию легковых автомобилей, на условно разрешенный вид использования территории и только на земельных участках, непосредственно примыкающих к красным линиям улиц, дорог площадей, проездов, являющихся территориями общего пользования за исключением внутриквартальных проездов, при отсутствии норм законодательства, запрещающих их размещение. Испрашиваемый земельный участок расположен на второй линии улицы Крупской, следовательно, предполагаемый заявителем вид его использования не соответствует градостроительному регламенту территориальной зоны, в которой он расположен. Разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка отсутствует. Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" станции технического обслуживания легковых автомобилей до 5 постов (без малярно-жестяных работ) относятся к V классу опасности, для которых устанавливается охранная (санитарно-защитная) зона 50 метров. Согласно сведениям, полученным из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города Смоленска, и представленному Предпринимателем технико-экономическому обоснованию проекта строительства в границах 50-метровой зоны от предприятия автосервиса расположены многоквартирные жилые дома. Департаментом направлялся запрос в Управление Роспотребнадзор по Смоленской области о размере санитарно-защитной зоны для данного объекта и возможности его размещения в границах жилой застройки. На запрос был получен ответ, согласно которому в соответствии с пунктом 3.17 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, а также Письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения от 22.11.2011 N 01/16400-0-32 "О разъяснении изменений N 3 в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03" при размещении объектов малого бизнеса, относящихся к V классу опасности, при невозможности соблюдения размеров ориентировочной санитарно-защитной зоны, необходимо обосновать размещение таких объектов ориентировочными расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и акустическими расчетами. Размер санитарно-защитной зоны устанавливается на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух. В соответствии с пунктом 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 размещение жилой застройки, включая отдельные жилые дома, в санитарно-защитной зоне не допускается. Указанные обоснования и расчеты в адрес Департамента и администрации города Смоленска не поступали. Таким образом, размещение объекта не соответствует санитарным нормам и правилам. Кроме того, согласно пункту 4 статьи 15 Правил землепользования и застройки города Смоленска, утвержденных решением Смоленского городского Совета от 28.02.2007 N 490 размещение объектов основных и условно разрешенных видов использования, в отношении которых устанавливаются санитарно-защитные зоны, допускается при условии нераспространения границ санитарно-защитных зон за пределы границ соответствующей территориальной зоны, а для жилых, общественно-деловых зон и зон рекреационного назначения - за пределы границ земельного участка, на территории которого находятся указанные объекты. Что подтверждает несоответствие размещения вышеуказанного объекта на испрашиваемом земельном участке градостроительному регламенту территориальной зоны, в которой он расположен.
Посчитав отказ Департамента, изложенный в письме от 10.09.2012, незаконным, Предприниматель оспорил его в суде.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 и частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В силу пункта 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 данного кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта является первым этапом процедуры предоставления земельного участка (подпункт 1 пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10 сформулирована правовая позиция, в соответствии с которой положения пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации призваны обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан.
Публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
В пунктах 5 и 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Согласно пункту 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты.
В соответствии с пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Пунктом 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
На основании пункта 5 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.
Решением Смоленского городского Совета от 28.02.2007 N 490 утверждены Правила землепользования и застройки города Смоленска (далее - Правила).
Суды установили, что испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне Ж4-п. В соответствии с Правилами основные и условно разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в зоне Ж4-п, соответствуют видам использования, установленным для зоны Ж4. В свою очередь, виды использования земельных участков зоны Ж4 для каждого квартала принимаются в соответствии с типом жилых домов и соответствуют основным и условно разрешенным видам использования, установленным для зон Ж1, или Ж2, или ЖЗ, исходя из типа застройки квартала. Испрашиваемый земельный участок расположен в границах квартала с преобладающей многоэтажной застройкой, в связи с чем, к нему применим градостроительный регламент зоны ЖЗ. Градостроительным регламентом зоны ЖЗ предусмотрено размещение объектов транспорта, в том числе центров по обслуживанию легковых автомобилей, как условно разрешенный вид использования территории и только на земельных участках, непосредственно примыкающих к красным линиям улиц, дорог, площадей, проездов, являющихся территориями общего пользования, за исключением внутриквартальных проездов при отсутствии норм законодательства, запрещающих их размещение.
Испрашиваемый земельный участок расположен на второй линии улицы Крупской, следовательно, предполагаемый вид его использования не соответствует градостроительному регламенту территориальной зоны, в которой он расположен. Разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка отсутствует.
Согласно п. 4 ст. 15 Правил размещение объектов основных и условно разрешенных видов использования, в отношении которых устанавливаются санитарно-защитные зоны, допускается при условии нераспространения границ санитарно-защитных зон за пределы границ соответствующей территориальной зоны, а для жилых, общественно-деловых зон и зон рекреационного назначения - за пределы границ земельного участка, на территории которого находятся указанные объекты.
Это также подтверждает несоответствие размещения вышеуказанного объекта на испрашиваемом земельном участке градостроительному регламенту территориальной зоны, в которой он расположен.
Кроме того, 31.08.2012 в Департамент поступило заявление третьего лица - ООО "Департамент городской недвижимости и права", об осуществлении выбора спорного участка, поэтому предоставление испрашиваемого земельного участка можно было осуществить только в порядке п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации путем проведения торгов (аукциона).
Таким образом, испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен с предварительным согласованием места размещения на нем объекта капитального строительства.
26.11.2012 Департаментом издан приказ N 2028 о формировании спорного земельного участка для предоставления с аукциона.
Кроме того, 10.12.2012 вступило в силу Постановление Администрации Смоленской области от 16.11.2012 N 885 "Об установлении перечня случаев, когда предоставление в собственность или аренду находящихся в государственной собственности Смоленской области земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске осуществляется исключительно на торгах", согласно которому земельные участки для строительства объектов торговли могут быть предоставлены исключительно с торгов.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд первой и апелляционной инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 12.12.2013 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2014 по делу N А62-7544/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
Судьи
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА
С.И.СМОЛКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 04.06.2014 ПО ДЕЛУ N А62-7544/2012
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 июня 2014 г. по делу N А62-7544/2012
Резолютивная часть объявлена 29.05.2014
Полный текст постановления изготовлен 04.06.2014
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Ключниковой Н.В.
судей Стрегелевой Г.А., Смолко С.И.
при участии в заседании:
- - от индивидуального предпринимателя Лысенко Татьяны Валерьевны (г. Смоленск); Беспаленкова С.А. - представителя по доверенности от 01.07.2013;
- от Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области (ОГРН 1026701437212, ИНН 6730042526, г. Смоленск, пл. Ленина, 1, 214008); - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- от третьих лиц
- администрации города Смоленска (ИНН 673001001, г. Смоленск, ул. Октябрьской Революции, 1/2, 214000); - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- - общества с ограниченной ответственностью "Департамент городской недвижимости и права" (ОГРН 1056758395737, ИНН 6729031801, г. Смоленск, ул. Твардовского, 2, 214014); не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Лысенко Татьяны Валерьевны на решение Арбитражного суда Смоленской области от 12.12.2013 (судья Алмаев Р.Н.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2014 (судьи Фриев А.Л., Капустина Л.А., Рыжова Е.В.) по делу N А62-7544/2012,
установил:
индивидуальный предприниматель Лысенко Татьяна Валерьевна (далее - Предприниматель, ИП Лысенко Т.В.) обратилась в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании незаконным отказа Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее - Департамент), изложенного в письме от 10.09.2012 N 15667/08 в утверждении акта выбора земельного участка и принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства - станции технического обслуживания легковых автомобилей на четыре поста (без малярно-жестяных работ), расположенного по ул. Крупской г. Смоленска площадью 799.5 кв. м и возложении на Департамент обязанности утвердить акт выбора земельного участка и принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства - станции технического обслуживания легковых автомобилей на четыре поста (без малярно-жестяных работ), расположенного по ул. Крупской г. Смоленска площадью 799,5 кв. м.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация города Смоленска (далее - Администрация) и общество с ограниченной ответственностью "Департамент городской недвижимости и права" (далее - ООО "Департамент городской недвижимости и права").
Решением суда от 19.03.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 21.05.2013 решение суда от 19.03.2013 оставлено без изменений.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 12.09.2013 решение суда от 19.03.2012 и постановление апелляционного суда от 21.05.2013 отменены и дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Смоленской области.
При новом рассмотрении решением суда от 12.12.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 06.03.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Предприниматель просит отменить решение, постановление суда, в связи с неправильным применением норм материального, процессуального права, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителя Предпринимателя, кассационная инстанция не находит оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судом, 22.03.2010 Предприниматель обратился в Департамент с соответствующим заявлением о выборе земельного участка, а последний письмом от 04.06.2010 N 12277/08 сообщил Предпринимателю, что его обращение направлено в Администрацию для обеспечения процедуры выбора земельного участка.
Письмом от 26.05.2010 N 6-3141 Администрация отказала Предпринимателю в осуществлении процедуры выбора земельного участка.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Смоленской области от 22.09.2010 по делу N А62-3701/2010 действия Администрации были признаны незаконными, на Администрацию возложена обязанность по согласованию акта выбора земельного участка площадью 799,5 кв. м и утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровой карте-плане площадью 799,5 кв. м по ул. Крупской.
Утвердив схему расположения земельного участка и согласовав акт выбора земельного участка, Администрация направила их в Департамент для утверждения акта выбора земельного участка и принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Письмом от 10.09.2012 N 15667/08 Департамент отказал Предпринимателю в утверждении акта выбора земельного участка и принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства станции технического обслуживания легковых автомобилей на четыре поста (без малярно-жестяных работ), расположенного по улице Крупской г. Смоленска.
Указав, что согласно Земельному кодексу Российской Федерации орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Исполнительный орган государственной власти принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. В адрес Департамента из Управления архитектуры и градостроительства администрации города Смоленска (вх. N 7229 от 24.08.2012) поступили материалы по результатам выбора земельного участка площадью 799,5 кв. метров по улице Крупской для размещения на нем станции технического обслуживания на 4 поста (без малярно-жестяных работ). В результате рассмотрения указанных материалов установлено следующее: испрашиваемый заявителем земельный участок расположен в территориальной зоне Ж4-п. В соответствии с действующими Правилами землепользования застройки города Смоленска основные и условно разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в зоне Ж4-п, соответствуют видам использования, установленным для зоны Ж4. В свою очередь, виды использования земельных участков зоны Ж4 для каждого квартала: принимаются в соответствии с типом жилых домов и соответствуют основным и условно разрешенным видам использования, установленным для зон Ж1, или Ж2 или Ж3, исходя из типа застройки квартала. Испрашиваемый земельный участок расположен в границах квартала с преобладающей многоэтажной застройкой в связи с чем, к нему применим градостроительный регламент зоны Ж3. Градостроительным регламентом зоны ЖЗ предусмотрено размещение объекта транспорта, в том числе центров по обслуживанию легковых автомобилей, на условно разрешенный вид использования территории и только на земельных участках, непосредственно примыкающих к красным линиям улиц, дорог площадей, проездов, являющихся территориями общего пользования за исключением внутриквартальных проездов, при отсутствии норм законодательства, запрещающих их размещение. Испрашиваемый земельный участок расположен на второй линии улицы Крупской, следовательно, предполагаемый заявителем вид его использования не соответствует градостроительному регламенту территориальной зоны, в которой он расположен. Разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка отсутствует. Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" станции технического обслуживания легковых автомобилей до 5 постов (без малярно-жестяных работ) относятся к V классу опасности, для которых устанавливается охранная (санитарно-защитная) зона 50 метров. Согласно сведениям, полученным из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города Смоленска, и представленному Предпринимателем технико-экономическому обоснованию проекта строительства в границах 50-метровой зоны от предприятия автосервиса расположены многоквартирные жилые дома. Департаментом направлялся запрос в Управление Роспотребнадзор по Смоленской области о размере санитарно-защитной зоны для данного объекта и возможности его размещения в границах жилой застройки. На запрос был получен ответ, согласно которому в соответствии с пунктом 3.17 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, а также Письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения от 22.11.2011 N 01/16400-0-32 "О разъяснении изменений N 3 в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03" при размещении объектов малого бизнеса, относящихся к V классу опасности, при невозможности соблюдения размеров ориентировочной санитарно-защитной зоны, необходимо обосновать размещение таких объектов ориентировочными расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и акустическими расчетами. Размер санитарно-защитной зоны устанавливается на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух. В соответствии с пунктом 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 размещение жилой застройки, включая отдельные жилые дома, в санитарно-защитной зоне не допускается. Указанные обоснования и расчеты в адрес Департамента и администрации города Смоленска не поступали. Таким образом, размещение объекта не соответствует санитарным нормам и правилам. Кроме того, согласно пункту 4 статьи 15 Правил землепользования и застройки города Смоленска, утвержденных решением Смоленского городского Совета от 28.02.2007 N 490 размещение объектов основных и условно разрешенных видов использования, в отношении которых устанавливаются санитарно-защитные зоны, допускается при условии нераспространения границ санитарно-защитных зон за пределы границ соответствующей территориальной зоны, а для жилых, общественно-деловых зон и зон рекреационного назначения - за пределы границ земельного участка, на территории которого находятся указанные объекты. Что подтверждает несоответствие размещения вышеуказанного объекта на испрашиваемом земельном участке градостроительному регламенту территориальной зоны, в которой он расположен.
Посчитав отказ Департамента, изложенный в письме от 10.09.2012, незаконным, Предприниматель оспорил его в суде.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 и частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В силу пункта 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 данного кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта является первым этапом процедуры предоставления земельного участка (подпункт 1 пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10 сформулирована правовая позиция, в соответствии с которой положения пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации призваны обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан.
Публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
В пунктах 5 и 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Согласно пункту 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты.
В соответствии с пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Пунктом 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
На основании пункта 5 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.
Решением Смоленского городского Совета от 28.02.2007 N 490 утверждены Правила землепользования и застройки города Смоленска (далее - Правила).
Суды установили, что испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне Ж4-п. В соответствии с Правилами основные и условно разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в зоне Ж4-п, соответствуют видам использования, установленным для зоны Ж4. В свою очередь, виды использования земельных участков зоны Ж4 для каждого квартала принимаются в соответствии с типом жилых домов и соответствуют основным и условно разрешенным видам использования, установленным для зон Ж1, или Ж2, или ЖЗ, исходя из типа застройки квартала. Испрашиваемый земельный участок расположен в границах квартала с преобладающей многоэтажной застройкой, в связи с чем, к нему применим градостроительный регламент зоны ЖЗ. Градостроительным регламентом зоны ЖЗ предусмотрено размещение объектов транспорта, в том числе центров по обслуживанию легковых автомобилей, как условно разрешенный вид использования территории и только на земельных участках, непосредственно примыкающих к красным линиям улиц, дорог, площадей, проездов, являющихся территориями общего пользования, за исключением внутриквартальных проездов при отсутствии норм законодательства, запрещающих их размещение.
Испрашиваемый земельный участок расположен на второй линии улицы Крупской, следовательно, предполагаемый вид его использования не соответствует градостроительному регламенту территориальной зоны, в которой он расположен. Разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка отсутствует.
Согласно п. 4 ст. 15 Правил размещение объектов основных и условно разрешенных видов использования, в отношении которых устанавливаются санитарно-защитные зоны, допускается при условии нераспространения границ санитарно-защитных зон за пределы границ соответствующей территориальной зоны, а для жилых, общественно-деловых зон и зон рекреационного назначения - за пределы границ земельного участка, на территории которого находятся указанные объекты.
Это также подтверждает несоответствие размещения вышеуказанного объекта на испрашиваемом земельном участке градостроительному регламенту территориальной зоны, в которой он расположен.
Кроме того, 31.08.2012 в Департамент поступило заявление третьего лица - ООО "Департамент городской недвижимости и права", об осуществлении выбора спорного участка, поэтому предоставление испрашиваемого земельного участка можно было осуществить только в порядке п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации путем проведения торгов (аукциона).
Таким образом, испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен с предварительным согласованием места размещения на нем объекта капитального строительства.
26.11.2012 Департаментом издан приказ N 2028 о формировании спорного земельного участка для предоставления с аукциона.
Кроме того, 10.12.2012 вступило в силу Постановление Администрации Смоленской области от 16.11.2012 N 885 "Об установлении перечня случаев, когда предоставление в собственность или аренду находящихся в государственной собственности Смоленской области земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске осуществляется исключительно на торгах", согласно которому земельные участки для строительства объектов торговли могут быть предоставлены исключительно с торгов.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд первой и апелляционной инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 12.12.2013 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2014 по делу N А62-7544/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
Судьи
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА
С.И.СМОЛКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)