Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Богачева Е.Б.
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Веремьевой И.Ю.,
судей Ивановой О.А., Болонкиной И.В.,
при секретаре П.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе П.Т.
на решение Красносельского районного суда Костромской области от 20 ноября 2013 года, которым в удовлетворении требований П.Т. в признании незаконным отказа администрации Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района в выдаче градостроительного плана земельного участка отказано.
Заслушав доклад судьи Ивановой О.А., выслушав объяснения П.Т., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения главы Боровиковского сельского поселения М., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
П.Т. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации Боровиковского сельского поселения в выдаче градостроительного плана земельного участка, обязании администрации Боровиковского сельского поселения выдать ей градостроительный план земельного участка, расположенного в <адрес> в соответствии с п. 3 ст. 44 Градостроительного кодекса РФ.
Свои требования мотивировала тем, что ей на праве собственности в <адрес> принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, а также два нежилых дома. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию Боровиковского сельского поселения с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка, приложив к нему необходимые документы. Однако ей было отказано в предоставлении данной муниципальной услуги, в связи с чем она обратилась в прокуратуру Красносельского района Костромской области. В результате проверки прокуратурой были выявлены нарушения градостроительного законодательства и законодательства в сфере предоставления муниципальных услуг, о чем в адрес главы администрации муниципального района внесено представление NN от ДД.ММ.ГГГГ, которое исполнено не было. В дальнейшем, ДД.ММ.ГГГГ она повторно обратилась с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка. Письмом NN от ДД.ММ.ГГГГ администрация Боровиковского сельского поселения отказала ей в выдаче плана, ссылаясь на Правила землепользованиям и застройки. Указанный отказ считает незаконным, поскольку причина отказа не является мотивированным отказом. Кроме того, градостроительный план по своему содержанию является не правоустанавливающим или подтверждающим документов, а документом, содержащим информацию об уже установленных разрешениях и ограничениях в пределах земельного участка, поставленного на кадастровый учет. Из положений ч. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ следует, что градостроительный план выдается на основании заявления физического или юридического лица, органу местного самоуправления не предоставлены полномочия определять необходимость выдачи градостроительного плана. При этом согласно ст. 41 Градостроительного кодекса РФ градостроительный план готовится применительно к любым земельным участкам, как предназначенным для строительства, так и не подлежащих застройке.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе П.Т. просит решение суда отменить как вынесенное с нарушением норм материального права, заявленные требования удовлетворить. Требования жалобы мотивировала тем, что судом необоснованно был сделан вывод, что ею представлены не все документы, предусмотренные для выдачи градостроительного плана, а именно технические и кадастровые паспорта на имеющиеся на земельном участке строения, и не проведено межевание данного земельного участка. Указывает, что Административным регламентом на выдачу градостроительного плана технические паспорта капитальных объектов предоставляются только в случае реконструкции, а межевой план представляется при наличии. Кроме того, данные документы администрация сельского поселения не запрашивала. Полагает, что у администрации имелась вся необходимая информация для выдачи ей градостроительного плана, поскольку ею для согласования был представлен чертеж земельного участка с координатами границ, в согласовании которого администрацией ей было отказано. При этом администрация сама вправе и обязана запросить необходимую информацию в государственных органах. Отказ администрации Боровиковского сельского поселения создает препятствия в пользовании земельным участков и нарушает ее конституционные права как собственника земельного участка.
В возражениях на апелляционную жалобу глава Боровиковского сельского поселения М. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 статьей 254 далее ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Как следует из материалов дела, П.Т. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общая площадь <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ П.Т. обратилась в администрацию Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка для строительства жилого дома.
ДД.ММ.ГГГГ письмом администрации Боровиковского сельского поселения за NN в выдаче разрешения на строительство отказано, поскольку граница земельного участка, указанного П.Т. не определена, не согласована и не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Кроме того, в соответствии с утвержденными Правилами землепользования и застройки Боровиковского сельского поселения данные земельные участки относятся к землям, предназначенным для огородничества, и строительство жилья на них не предусмотрено.
ДД.ММ.ГГГГ П.Т. обратилась с повторным заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ письмом администрации Боровиковского сельского поселения за NN П.Т. было отказано в выдаче градостроительного плана, поскольку в соответствии с Правилами землепользования и застройки, утвержденными решением Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ NN территория, в отношении которой она просит выдать градостроительный план, предназначена для сельскохозяйственного производства, на которых любой вид капитального строительства запрещен.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что доводы администрации Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района, послужившие основанием для отказа в выдаче заявителю градостроительного плана, указанные в письме от ДД.ММ.ГГГГ необоснованные, и не могут являться основанием для такого отказа.
Поскольку решение суда в указанной части сторонами не оспаривается, исходя из положений ст. 327.1 ГПК РФ, предметом проверки суда апелляционной инстанции не является.
Обжалуя законность указанного отказа, заявитель ссылался на то обстоятельство, что в силу ст. ст. 44, 46 Градостроительного кодекса РФ градостроительный план земельного участка представляет собой документ, содержащий информацию об уже установленных разрешениях и ограничениях в пределах земельного участка и не является правоустанавливающим документом.
Суд первой инстанции, действуя в рамках положения ч. 3 ст. 246 ГПК РФ, согласно которой при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, проверил наличие фактической возможности у администрации выдать градостроительный план земельного участка заявительнице.
Проанализировав фактические обстоятельства дела и нормы права, регулирующие указанные правоотношения, суд пришел к выводу об отсутствии фактической возможности выдачи градостроительного плана земельного участка П.Т.
С указанным выводом считает возможным согласиться и судебная коллегия. При этом судебная коллегия считает необходимым отметить следующее.
Согласно положениям ст. 44 Градостроительного кодекса РФ подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа. В составе градостроительного плана земельного участка указываются:
1) границы земельного участка;
2) границы зон действия публичных сервитутов;
3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;
5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);
6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;
7) информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия);
8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
В статье 56 Градостроительного кодекса РФ закреплено, что градостроительный план - это один из документов информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, целью которой является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства.
Статьей 46 Градостроительного кодекса РФ регулируются вопросы, связанные с особенностями подготовки документации по планировке территорий, разрабатываемой на основании решений органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа. В соответствии с пунктом 17 данной статьи в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Таким образом, п. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ не содержит запрета на истребование необходимых для составления градостроительного плана земельного участка сведений у заявителя, и положения ст. 46 Градостроительного кодекса РФ не указывают, кто и в каком объеме предоставляет информацию для включения сведений в градостроительный план, данной нормой не определен перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче градостроительного плана, приведенную норму следует применять в совокупности с правовыми нормами, устанавливающими требования к градостроительному плану.
Поскольку выдача органом местного самоуправления градостроительного плана земельного участка является муниципальной услугой, под которой согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210 "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий этого органа, на возникшие правоотношения распространяются положения указанного Федерального закона.
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210 "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" устанавливает, что нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (статья 3).
Постановлением администрации Боровиковского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ NN утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка на территории Боровиковского сельского поселения Красносельского района Костромской области".
Как следует из п. 2.7.4 регламента для предоставления муниципальной услуги в целях индивидуального жилищного строительства к заявлению о предоставлении муниципальной услуги должны быть приложены:
- правоустанавливающие документа на земельный участок;
- кадастровый паспорт земельного участка в бумажном виде;
- межевой план (межевое дело) (при наличии);
- материалы действующей топографической съемки на территорию земельного участка в бумажном виде;
- перечень объектов планируемых для строительства или реконструкции на земельном участке, их значение, параметры и схема размещения на земельном участке;
- технические паспорта капитальных объектов, расположенных в границах испрашиваемого земельного участка (в случае реконструкции);
- правоустанавливающие документы капитальных объектов, расположенных в границах испрашиваемого земельного участка (в случае реконструкции)
технические условия на подключение объекта для строительства или реконструкции к сетям технического обеспечения (при наличии)
копия паспорта физического лица
иные документы указанные в утвержденных перечных и описях, необходимые для предоставления муниципальной услуги.
Согласно п. 2.9.1 указанного регламента в предоставлении муниципальной услуги заявителю отказывается в случае:
а) обращения с заявлением лица, не относящегося к категории заявителей;
б) непредставления документов, определенный пунктами 2.7.1 - 2.7.4 настоящего Административного регламента, отвечающих требованиям пунктов 2.7.5 - 2.7.7 настоящего Административного регламента;
в) отсутствия права на земельный участок или объект недвижимости, расположенный на земельном участке.
Как усматривается из материалов дела, к заявлению П.Т. был приложен топографический план земельного участка (чертеж), кадастровый паспорт земельного участка.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 6 Земельного кодекса РФ объектами земельных отношений являются земельные участки.
В ст. 11.1 Земельного кодекса РФ дается понятие земельного участка.
Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В силу ч. 7 ст. 38 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Из содержания ст. 44 Градостроительного кодекса РФ следует, что градостроительный план земельного участка содержит сведения, позволяющие идентифицировать земельный участок и определить границы его месторасположения по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства, объектам недвижимости, линейным объектам и другим объектам и зонам. В составе градостроительного плана земельного участка в числе прочего должны быть указаны и границы земельного участка.
Исходя из существа приведенных положений Земельного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ следует, что для выдачи градостроительного плана земельного участка должно быть определено его местоположение, т.е. указана граница земельного участка.
При этом отсутствие описания границы земельного участка свидетельствует о невозможности определить индивидуальные признаки земельного участка как недвижимого имущества.
При обращении с заявлением о выдаче градостроительного плана П.Т. в администрацию Красносельского муниципального района документ, позволявший бы привести в градостроительном плане описание местоположения границ ее земельного участка, представлен не был.
В приложенном к заявлению П.Т. топографическом плане земельного участка граница земельного участка не описана, площадь земельного участка не соответствует площади, указанной в правоустанавливающем документе. Представленные, в том числе в суд апелляционной инстанции, документы также содержат различные сведения как по месту расположения границ земельного участка, так и по его площади, границы земельного участка не согласованы со всеми смежными землепользователями.
Как пояснила в суде апелляционной инстанции П.Т., границы земельного участка на местности не определены, межевание земельного участка по причине отказа администрации согласовать границу не завершено, что свидетельствует о наличии спора о границах земельного участка, принадлежащего П.Т.
Согласно приложенной кадастровой выписке земельного участка N граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, т.е. сведения о координатах характерных точек границ земельного участка в государственном кадастре недвижимости отсутствуют. В связи с чем сведения об описании местоположения границ земельного участка администрация самостоятельно получить не могла.
При таких обстоятельствах администрация была лишена возможности выдать заявительнице градостроительный план.
Вывод суда первой инстанции о том, что градостроительный план земельного участка не мог быть выдан заявительнице, поскольку ею не были представлены технические паспорта на строения, возведенные на земельном участке, а также правоустанавливающий документ на нежилой дом, площадью <данные изъяты> кв. м на правильный по существу вывод суда об отказе в удовлетворении заявленных требований не повлиял.
При таких обстоятельствах администрация Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района не могла выдать П.Т. градостроительный план земельного участка. В связи с этим оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
При этом судебная коллегия считает необходимым отметить, что отказ в предоставлении данной муниципальной услуги не препятствует повторному обращению заявительницы за получением муниципальной услуги после устранения причины, послужившей основанием для отказа.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Красносельского районного суда Костромской области от 20 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу П.Т. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОСТРОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 05.02.2014 ПО ДЕЛУ N 33-167
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 февраля 2014 г. по делу N 33-167
Судья: Богачева Е.Б.
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Веремьевой И.Ю.,
судей Ивановой О.А., Болонкиной И.В.,
при секретаре П.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе П.Т.
на решение Красносельского районного суда Костромской области от 20 ноября 2013 года, которым в удовлетворении требований П.Т. в признании незаконным отказа администрации Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района в выдаче градостроительного плана земельного участка отказано.
Заслушав доклад судьи Ивановой О.А., выслушав объяснения П.Т., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения главы Боровиковского сельского поселения М., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
П.Т. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации Боровиковского сельского поселения в выдаче градостроительного плана земельного участка, обязании администрации Боровиковского сельского поселения выдать ей градостроительный план земельного участка, расположенного в <адрес> в соответствии с п. 3 ст. 44 Градостроительного кодекса РФ.
Свои требования мотивировала тем, что ей на праве собственности в <адрес> принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, а также два нежилых дома. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию Боровиковского сельского поселения с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка, приложив к нему необходимые документы. Однако ей было отказано в предоставлении данной муниципальной услуги, в связи с чем она обратилась в прокуратуру Красносельского района Костромской области. В результате проверки прокуратурой были выявлены нарушения градостроительного законодательства и законодательства в сфере предоставления муниципальных услуг, о чем в адрес главы администрации муниципального района внесено представление NN от ДД.ММ.ГГГГ, которое исполнено не было. В дальнейшем, ДД.ММ.ГГГГ она повторно обратилась с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка. Письмом NN от ДД.ММ.ГГГГ администрация Боровиковского сельского поселения отказала ей в выдаче плана, ссылаясь на Правила землепользованиям и застройки. Указанный отказ считает незаконным, поскольку причина отказа не является мотивированным отказом. Кроме того, градостроительный план по своему содержанию является не правоустанавливающим или подтверждающим документов, а документом, содержащим информацию об уже установленных разрешениях и ограничениях в пределах земельного участка, поставленного на кадастровый учет. Из положений ч. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ следует, что градостроительный план выдается на основании заявления физического или юридического лица, органу местного самоуправления не предоставлены полномочия определять необходимость выдачи градостроительного плана. При этом согласно ст. 41 Градостроительного кодекса РФ градостроительный план готовится применительно к любым земельным участкам, как предназначенным для строительства, так и не подлежащих застройке.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе П.Т. просит решение суда отменить как вынесенное с нарушением норм материального права, заявленные требования удовлетворить. Требования жалобы мотивировала тем, что судом необоснованно был сделан вывод, что ею представлены не все документы, предусмотренные для выдачи градостроительного плана, а именно технические и кадастровые паспорта на имеющиеся на земельном участке строения, и не проведено межевание данного земельного участка. Указывает, что Административным регламентом на выдачу градостроительного плана технические паспорта капитальных объектов предоставляются только в случае реконструкции, а межевой план представляется при наличии. Кроме того, данные документы администрация сельского поселения не запрашивала. Полагает, что у администрации имелась вся необходимая информация для выдачи ей градостроительного плана, поскольку ею для согласования был представлен чертеж земельного участка с координатами границ, в согласовании которого администрацией ей было отказано. При этом администрация сама вправе и обязана запросить необходимую информацию в государственных органах. Отказ администрации Боровиковского сельского поселения создает препятствия в пользовании земельным участков и нарушает ее конституционные права как собственника земельного участка.
В возражениях на апелляционную жалобу глава Боровиковского сельского поселения М. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 статьей 254 далее ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Как следует из материалов дела, П.Т. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общая площадь <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ П.Т. обратилась в администрацию Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка для строительства жилого дома.
ДД.ММ.ГГГГ письмом администрации Боровиковского сельского поселения за NN в выдаче разрешения на строительство отказано, поскольку граница земельного участка, указанного П.Т. не определена, не согласована и не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Кроме того, в соответствии с утвержденными Правилами землепользования и застройки Боровиковского сельского поселения данные земельные участки относятся к землям, предназначенным для огородничества, и строительство жилья на них не предусмотрено.
ДД.ММ.ГГГГ П.Т. обратилась с повторным заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ письмом администрации Боровиковского сельского поселения за NN П.Т. было отказано в выдаче градостроительного плана, поскольку в соответствии с Правилами землепользования и застройки, утвержденными решением Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ NN территория, в отношении которой она просит выдать градостроительный план, предназначена для сельскохозяйственного производства, на которых любой вид капитального строительства запрещен.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что доводы администрации Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района, послужившие основанием для отказа в выдаче заявителю градостроительного плана, указанные в письме от ДД.ММ.ГГГГ необоснованные, и не могут являться основанием для такого отказа.
Поскольку решение суда в указанной части сторонами не оспаривается, исходя из положений ст. 327.1 ГПК РФ, предметом проверки суда апелляционной инстанции не является.
Обжалуя законность указанного отказа, заявитель ссылался на то обстоятельство, что в силу ст. ст. 44, 46 Градостроительного кодекса РФ градостроительный план земельного участка представляет собой документ, содержащий информацию об уже установленных разрешениях и ограничениях в пределах земельного участка и не является правоустанавливающим документом.
Суд первой инстанции, действуя в рамках положения ч. 3 ст. 246 ГПК РФ, согласно которой при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, проверил наличие фактической возможности у администрации выдать градостроительный план земельного участка заявительнице.
Проанализировав фактические обстоятельства дела и нормы права, регулирующие указанные правоотношения, суд пришел к выводу об отсутствии фактической возможности выдачи градостроительного плана земельного участка П.Т.
С указанным выводом считает возможным согласиться и судебная коллегия. При этом судебная коллегия считает необходимым отметить следующее.
Согласно положениям ст. 44 Градостроительного кодекса РФ подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа. В составе градостроительного плана земельного участка указываются:
1) границы земельного участка;
2) границы зон действия публичных сервитутов;
3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;
5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);
6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;
7) информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия);
8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
В статье 56 Градостроительного кодекса РФ закреплено, что градостроительный план - это один из документов информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, целью которой является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства.
Статьей 46 Градостроительного кодекса РФ регулируются вопросы, связанные с особенностями подготовки документации по планировке территорий, разрабатываемой на основании решений органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа. В соответствии с пунктом 17 данной статьи в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Таким образом, п. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ не содержит запрета на истребование необходимых для составления градостроительного плана земельного участка сведений у заявителя, и положения ст. 46 Градостроительного кодекса РФ не указывают, кто и в каком объеме предоставляет информацию для включения сведений в градостроительный план, данной нормой не определен перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче градостроительного плана, приведенную норму следует применять в совокупности с правовыми нормами, устанавливающими требования к градостроительному плану.
Поскольку выдача органом местного самоуправления градостроительного плана земельного участка является муниципальной услугой, под которой согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210 "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий этого органа, на возникшие правоотношения распространяются положения указанного Федерального закона.
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210 "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" устанавливает, что нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (статья 3).
Постановлением администрации Боровиковского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ NN утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка на территории Боровиковского сельского поселения Красносельского района Костромской области".
Как следует из п. 2.7.4 регламента для предоставления муниципальной услуги в целях индивидуального жилищного строительства к заявлению о предоставлении муниципальной услуги должны быть приложены:
- правоустанавливающие документа на земельный участок;
- кадастровый паспорт земельного участка в бумажном виде;
- межевой план (межевое дело) (при наличии);
- материалы действующей топографической съемки на территорию земельного участка в бумажном виде;
- перечень объектов планируемых для строительства или реконструкции на земельном участке, их значение, параметры и схема размещения на земельном участке;
- технические паспорта капитальных объектов, расположенных в границах испрашиваемого земельного участка (в случае реконструкции);
- правоустанавливающие документы капитальных объектов, расположенных в границах испрашиваемого земельного участка (в случае реконструкции)
технические условия на подключение объекта для строительства или реконструкции к сетям технического обеспечения (при наличии)
копия паспорта физического лица
иные документы указанные в утвержденных перечных и описях, необходимые для предоставления муниципальной услуги.
Согласно п. 2.9.1 указанного регламента в предоставлении муниципальной услуги заявителю отказывается в случае:
а) обращения с заявлением лица, не относящегося к категории заявителей;
б) непредставления документов, определенный пунктами 2.7.1 - 2.7.4 настоящего Административного регламента, отвечающих требованиям пунктов 2.7.5 - 2.7.7 настоящего Административного регламента;
в) отсутствия права на земельный участок или объект недвижимости, расположенный на земельном участке.
Как усматривается из материалов дела, к заявлению П.Т. был приложен топографический план земельного участка (чертеж), кадастровый паспорт земельного участка.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 6 Земельного кодекса РФ объектами земельных отношений являются земельные участки.
В ст. 11.1 Земельного кодекса РФ дается понятие земельного участка.
Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В силу ч. 7 ст. 38 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Из содержания ст. 44 Градостроительного кодекса РФ следует, что градостроительный план земельного участка содержит сведения, позволяющие идентифицировать земельный участок и определить границы его месторасположения по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства, объектам недвижимости, линейным объектам и другим объектам и зонам. В составе градостроительного плана земельного участка в числе прочего должны быть указаны и границы земельного участка.
Исходя из существа приведенных положений Земельного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ следует, что для выдачи градостроительного плана земельного участка должно быть определено его местоположение, т.е. указана граница земельного участка.
При этом отсутствие описания границы земельного участка свидетельствует о невозможности определить индивидуальные признаки земельного участка как недвижимого имущества.
При обращении с заявлением о выдаче градостроительного плана П.Т. в администрацию Красносельского муниципального района документ, позволявший бы привести в градостроительном плане описание местоположения границ ее земельного участка, представлен не был.
В приложенном к заявлению П.Т. топографическом плане земельного участка граница земельного участка не описана, площадь земельного участка не соответствует площади, указанной в правоустанавливающем документе. Представленные, в том числе в суд апелляционной инстанции, документы также содержат различные сведения как по месту расположения границ земельного участка, так и по его площади, границы земельного участка не согласованы со всеми смежными землепользователями.
Как пояснила в суде апелляционной инстанции П.Т., границы земельного участка на местности не определены, межевание земельного участка по причине отказа администрации согласовать границу не завершено, что свидетельствует о наличии спора о границах земельного участка, принадлежащего П.Т.
Согласно приложенной кадастровой выписке земельного участка N граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, т.е. сведения о координатах характерных точек границ земельного участка в государственном кадастре недвижимости отсутствуют. В связи с чем сведения об описании местоположения границ земельного участка администрация самостоятельно получить не могла.
При таких обстоятельствах администрация была лишена возможности выдать заявительнице градостроительный план.
Вывод суда первой инстанции о том, что градостроительный план земельного участка не мог быть выдан заявительнице, поскольку ею не были представлены технические паспорта на строения, возведенные на земельном участке, а также правоустанавливающий документ на нежилой дом, площадью <данные изъяты> кв. м на правильный по существу вывод суда об отказе в удовлетворении заявленных требований не повлиял.
При таких обстоятельствах администрация Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района не могла выдать П.Т. градостроительный план земельного участка. В связи с этим оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
При этом судебная коллегия считает необходимым отметить, что отказ в предоставлении данной муниципальной услуги не препятствует повторному обращению заявительницы за получением муниципальной услуги после устранения причины, послужившей основанием для отказа.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Красносельского районного суда Костромской области от 20 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу П.Т. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)