Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 февраля 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зелениной Т.Л.
судей Дюкина В.Ю., Паньковой Г.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Андреевской Е.И.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Крачнаков Я.П. (временное удостоверение личности, доверенность от 03.06.2013),
от ответчика - Черкашина Н.А. (удостоверение, доверенность от 15.05.2013),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, Дачного потребительского кооператива "Мало-Истокские пруды",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 12 ноября 2013 года
по делу N А60-32202/2013,
принятое судьей Биндером А.Г.,
по заявлению Дачного потребительского кооператива "Мало-Истокские пруды" (ОГРН 1096670007807, ИНН 6670249139)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области
о признании незаконными действий,
установил:
Дачный потребительский кооператив "Мало-Истокские пруды" (ДПК "Мало-Истокские пруды, заявитель) обратился в Арбитражный суд Свердловской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (ответчик) с заявлением о признании незаконными отказов в бесплатной передаче в собственность заявителя земельного участка с кадастровым номером 66:41:0614015:1039, о возложении на ответчика обязанности принять такое решение в течение 30 календарных дней с момента вступления в силу решения суда.
На основании ст. 49 АПК РФ заявитель уточнил свои требования, просил признать незаконными действия ответчика по истребованию дополнительных решений общего собрания о приобретении бесплатно в собственность земельного участка с кадастровым номером 66:41:0614015:1039, обязать ответчика издать приказ о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в двухнедельный срок с момента вступления в силу решения суда.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 12.11.2013 (резолютивная часть от 05.11.2013) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение суда от 12.11.2013 обжаловано заявителем в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что право на бесплатное приобретение в собственность земельного участка с кадастровым номером 66:41:0614015:1039 установлено ФЗ от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - ФЗ от 15.04.1998 N 66-ФЗ) и не зависит от способа приобретения прав на земельный участок. Заявитель считает необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что для приобретения права собственности ему необходимо обратиться в орган местного самоуправления, поскольку арендованный им земельный участок является федеральной собственностью, просит решение суда от 12.11.2013 отменить, заявленные требования удовлетворить.
Ответчик против доводов апелляционной инстанции возражает, просит оставить решение суда от 12.11.2013 без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, по договору аренды N АЗФ-104/1022 от 18.10.2007 ответчик передал ГУП ОПХ "Исток" (арендатор) в аренду на 15 лет земельный участок с кадастровым номером 66:41:00 00 000:0593 площадью 15792038 кв. м, расположенный в восточной части кадастрового района "Екатеринбургский", для сельскохозяйственного использования.
По договору от 25.03.2009 заявителю были переданы права и обязанностей по договору аренды N АЗФ-104/1022 от 18.10.2007 в части земельного участка площадью 132 191 кв. м (учетный номер 66:41:0614015:157), расположенного в границах единого землепользования с кадастровым номером 66:41:00 00 000:0593.
Приказом ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области от 27.08.2009 N 46 из земельного участка с кадастровым номером 66:41:00 00 000:593 площадью 15 792 038 кв. м был выделен земельный участок с кадастровым номером 66:41:0614015:264 площадью 132180 кв. м.
По договору аренды N АЗФ-2/1022 от 22.09.2009 ответчик передал заявителю земельный участок с кадастровым номером 66:41:0614015:264 в аренду для сельскохозяйственного использования.
Распоряжением ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области от 05.06.2012 N 400-р из земельного участка с кадастровым номером 66:41:0614015:264 было выделено 52 земельных участка, в том числе, с кадастровым номером 66:41:0614015:1039.
03.07.2012 между ответчиком (арендодатель) и заявителем (арендатор) был заключен договор аренды N АЗФ-111/1022, согласно которому арендодатель предоставил арендатору в аренду земельный участок с кадастровым номером 66:41:0614015:1039, расположенный в г. Екатеринбурге, севернее пос. Малый Исток, на срок до 25.10.2022.
01.03.2013 заявитель обратился к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0614015:1039 в собственность бесплатно.
Письмом от 24.05.2013 ответчик указал на невозможность принятия такого решения, поскольку в собрании пайщиков кооператива, состоявшемся 15.10.2012, приняло участие менее 50% от членов кооператива.
07.06.2013 заявитель вновь обратился к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0614015:1039 в собственность бесплатно.
В письме от 08.07.2013 ответчик указал на отсутствие документов, предусмотренных п. 5 ст. 28 ФЗ от 15.04.1998 N 66-ФЗ.
Полагая, что отказ ответчика в предоставлении земельного участка является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частью 1 ст. 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 81 ЗК РФ порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим ЗК РФ и, Федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
В силу п. 1 ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ) предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, подлежат передаче в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения бесплатно.
Пунктом 5 ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ установлено, что предоставление в собственность земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления, поданного лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения или уполномоченным общим собранием членов данного некоммерческого объединения (собранием уполномоченных) на подачу указанного заявления, в соответствии с решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении такого земельного участка в собственность данного некоммерческого объединения. К указанному заявлению прилагаются следующие документы: описание местоположения такого земельного участка, подготовленное садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением; выписка из решения общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность данного некоммерческого объединения; учредительные документы садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии), подтверждающие право заявителя без доверенности действовать от имени данного некоммерческого объединения, или выписка из решения общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных), в соответствии с которым заявитель был уполномочен на подачу указанного заявления.
Как правильно установлено судом первой инстанции, испрашиваемый земельный участок не был предоставлен для целей размещения дачного некоммерческого объединения в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ.
Права на указанный земельный участок заявитель приобрел при перенайме объекта аренды по договору N АЗФ-104/1022 от 18.10.2007, затем - при реализации преимущественного права арендатора на заключении договора аренды в отношении земельных участков, образованных из земельного участка с кадастровым номером 66:41:0614015:264.
По условиям договора аренды от N АЗФ-2/1022 от 22.09.2009 земельный участок с кадастровым номером 66:41:0614015:264 предоставлен заявителю в аренду с целевым использованием: сады, огороды.
Из материалов дела не следует, что предоставление в аренду этого земельного участка предусматривало размещением на нем дачного некоммерческого объединения с определением земельных участков, подлежащих передаче членам объединения в целях отдыха (с правом возведения жилого строения, хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания сельскохозяйственных культур), а также с определением земельных участков для обеспечения общих потребностей членов некоммерческого объединения.
Земельный участок с кадастровым номером 66:41:0614015:1039 также предоставлен заявителю в аренду по договору от 03.07.2012 N АЗФ-111/1022 для использования под сады, огороды.
Основным механизмом реализации права на использование земельного участка арендатором является предоставление ему участка в аренду. Арендатор получает право использования земельного участка по указанному в договоре назначению, которое конкретизирует виды разрешенного использования, предусмотренные градостроительным регламентом для соответствующего земельного участка. Согласно п. 1 ст. 615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора, а если они не определены - в соответствии с назначением имущества.
В силу ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ имуществом общего пользования является имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное).
Сведений об изменении в установленном порядке условий договора аренды от 03.07.2012 N АЗФ-111/1022 и предоставлении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0614015:1039 в аренду для целей обеспечения потребностей членов некоммерческого объединения суду не представлено. Заявитель, как арендатор земельного участка, не вправе в одностороннем порядке изменять его разрешенное использование, определяя его назначение как земельного участка общего пользования.
Кроме того, изменение разрешенного использования земельного участка по договору аренды должно соответствовать установленному порядку предоставления земельных участков для тех или иных целей использования.
Заявителем не подтверждено, что испрашиваемый земельный участок либо исходный земельный участок с кадастровым номером 66:41:0614015:264 были предоставлены для размещения дачного некоммерческого объединения, предполагающего наличие дачных земельных участков и земельных участков общего пользования, по процедуре выбора из фонда перераспределения земель в порядке, предусмотренном ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ.
Также не подтверждено, что указанные земельные участки предоставлялись для размещения дачного некоммерческого объединения в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации (ст. 30, 31, 34 ЗК РФ).
В связи с чем, определение использования земельного участка с кадастровым номером 66:41:0614015:1039 как земельного участка общего пользования не может быть признано соответствующим порядку предоставления земельного участка. Доводы апелляционной жалобы заявителя признаются судом апелляционной инстанции необоснованными.
При таких обстоятельствах, оснований для передачи этого земельного участка в собственность заявителя согласно п. 2 ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ у ответчика не имелось, нарушение прав заявителя действиями и решениями ответчика нельзя признать доказанным.
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение суда от 12.11.2013 является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя. Государственная пошлина, излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы, подлежит возврату заявителю на основании ст. 333.40 НК РФ.
Руководствуясь статьями 176, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 12 ноября 2013 года по делу N А60-32202/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Дачному потребительскому кооперативу "Мало-Истокские пруды" (ОГРН 1096670007807, ИНН 6670249139) 1000 (одну тысячу) руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе, излишне уплаченной по квитанции N СБ7003/0418 от 11.12.2013.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Т.Л.ЗЕЛЕНИНА
Судьи
В.Ю.ДЮКИН
Г.Л.ПАНЬКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.02.2014 N 17АП-16426/2013-ГК ПО ДЕЛУ N А60-32202/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 февраля 2014 г. N 17АП-16426/2013-ГК
Дело N А60-32202/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 февраля 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зелениной Т.Л.
судей Дюкина В.Ю., Паньковой Г.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Андреевской Е.И.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Крачнаков Я.П. (временное удостоверение личности, доверенность от 03.06.2013),
от ответчика - Черкашина Н.А. (удостоверение, доверенность от 15.05.2013),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, Дачного потребительского кооператива "Мало-Истокские пруды",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 12 ноября 2013 года
по делу N А60-32202/2013,
принятое судьей Биндером А.Г.,
по заявлению Дачного потребительского кооператива "Мало-Истокские пруды" (ОГРН 1096670007807, ИНН 6670249139)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области
о признании незаконными действий,
установил:
Дачный потребительский кооператив "Мало-Истокские пруды" (ДПК "Мало-Истокские пруды, заявитель) обратился в Арбитражный суд Свердловской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (ответчик) с заявлением о признании незаконными отказов в бесплатной передаче в собственность заявителя земельного участка с кадастровым номером 66:41:0614015:1039, о возложении на ответчика обязанности принять такое решение в течение 30 календарных дней с момента вступления в силу решения суда.
На основании ст. 49 АПК РФ заявитель уточнил свои требования, просил признать незаконными действия ответчика по истребованию дополнительных решений общего собрания о приобретении бесплатно в собственность земельного участка с кадастровым номером 66:41:0614015:1039, обязать ответчика издать приказ о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в двухнедельный срок с момента вступления в силу решения суда.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 12.11.2013 (резолютивная часть от 05.11.2013) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение суда от 12.11.2013 обжаловано заявителем в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что право на бесплатное приобретение в собственность земельного участка с кадастровым номером 66:41:0614015:1039 установлено ФЗ от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - ФЗ от 15.04.1998 N 66-ФЗ) и не зависит от способа приобретения прав на земельный участок. Заявитель считает необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что для приобретения права собственности ему необходимо обратиться в орган местного самоуправления, поскольку арендованный им земельный участок является федеральной собственностью, просит решение суда от 12.11.2013 отменить, заявленные требования удовлетворить.
Ответчик против доводов апелляционной инстанции возражает, просит оставить решение суда от 12.11.2013 без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, по договору аренды N АЗФ-104/1022 от 18.10.2007 ответчик передал ГУП ОПХ "Исток" (арендатор) в аренду на 15 лет земельный участок с кадастровым номером 66:41:00 00 000:0593 площадью 15792038 кв. м, расположенный в восточной части кадастрового района "Екатеринбургский", для сельскохозяйственного использования.
По договору от 25.03.2009 заявителю были переданы права и обязанностей по договору аренды N АЗФ-104/1022 от 18.10.2007 в части земельного участка площадью 132 191 кв. м (учетный номер 66:41:0614015:157), расположенного в границах единого землепользования с кадастровым номером 66:41:00 00 000:0593.
Приказом ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области от 27.08.2009 N 46 из земельного участка с кадастровым номером 66:41:00 00 000:593 площадью 15 792 038 кв. м был выделен земельный участок с кадастровым номером 66:41:0614015:264 площадью 132180 кв. м.
По договору аренды N АЗФ-2/1022 от 22.09.2009 ответчик передал заявителю земельный участок с кадастровым номером 66:41:0614015:264 в аренду для сельскохозяйственного использования.
Распоряжением ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области от 05.06.2012 N 400-р из земельного участка с кадастровым номером 66:41:0614015:264 было выделено 52 земельных участка, в том числе, с кадастровым номером 66:41:0614015:1039.
03.07.2012 между ответчиком (арендодатель) и заявителем (арендатор) был заключен договор аренды N АЗФ-111/1022, согласно которому арендодатель предоставил арендатору в аренду земельный участок с кадастровым номером 66:41:0614015:1039, расположенный в г. Екатеринбурге, севернее пос. Малый Исток, на срок до 25.10.2022.
01.03.2013 заявитель обратился к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0614015:1039 в собственность бесплатно.
Письмом от 24.05.2013 ответчик указал на невозможность принятия такого решения, поскольку в собрании пайщиков кооператива, состоявшемся 15.10.2012, приняло участие менее 50% от членов кооператива.
07.06.2013 заявитель вновь обратился к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0614015:1039 в собственность бесплатно.
В письме от 08.07.2013 ответчик указал на отсутствие документов, предусмотренных п. 5 ст. 28 ФЗ от 15.04.1998 N 66-ФЗ.
Полагая, что отказ ответчика в предоставлении земельного участка является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частью 1 ст. 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 81 ЗК РФ порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим ЗК РФ и, Федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
В силу п. 1 ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ) предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, подлежат передаче в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения бесплатно.
Пунктом 5 ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ установлено, что предоставление в собственность земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления, поданного лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения или уполномоченным общим собранием членов данного некоммерческого объединения (собранием уполномоченных) на подачу указанного заявления, в соответствии с решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении такого земельного участка в собственность данного некоммерческого объединения. К указанному заявлению прилагаются следующие документы: описание местоположения такого земельного участка, подготовленное садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением; выписка из решения общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность данного некоммерческого объединения; учредительные документы садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии), подтверждающие право заявителя без доверенности действовать от имени данного некоммерческого объединения, или выписка из решения общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных), в соответствии с которым заявитель был уполномочен на подачу указанного заявления.
Как правильно установлено судом первой инстанции, испрашиваемый земельный участок не был предоставлен для целей размещения дачного некоммерческого объединения в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ.
Права на указанный земельный участок заявитель приобрел при перенайме объекта аренды по договору N АЗФ-104/1022 от 18.10.2007, затем - при реализации преимущественного права арендатора на заключении договора аренды в отношении земельных участков, образованных из земельного участка с кадастровым номером 66:41:0614015:264.
По условиям договора аренды от N АЗФ-2/1022 от 22.09.2009 земельный участок с кадастровым номером 66:41:0614015:264 предоставлен заявителю в аренду с целевым использованием: сады, огороды.
Из материалов дела не следует, что предоставление в аренду этого земельного участка предусматривало размещением на нем дачного некоммерческого объединения с определением земельных участков, подлежащих передаче членам объединения в целях отдыха (с правом возведения жилого строения, хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания сельскохозяйственных культур), а также с определением земельных участков для обеспечения общих потребностей членов некоммерческого объединения.
Земельный участок с кадастровым номером 66:41:0614015:1039 также предоставлен заявителю в аренду по договору от 03.07.2012 N АЗФ-111/1022 для использования под сады, огороды.
Основным механизмом реализации права на использование земельного участка арендатором является предоставление ему участка в аренду. Арендатор получает право использования земельного участка по указанному в договоре назначению, которое конкретизирует виды разрешенного использования, предусмотренные градостроительным регламентом для соответствующего земельного участка. Согласно п. 1 ст. 615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора, а если они не определены - в соответствии с назначением имущества.
В силу ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ имуществом общего пользования является имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное).
Сведений об изменении в установленном порядке условий договора аренды от 03.07.2012 N АЗФ-111/1022 и предоставлении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0614015:1039 в аренду для целей обеспечения потребностей членов некоммерческого объединения суду не представлено. Заявитель, как арендатор земельного участка, не вправе в одностороннем порядке изменять его разрешенное использование, определяя его назначение как земельного участка общего пользования.
Кроме того, изменение разрешенного использования земельного участка по договору аренды должно соответствовать установленному порядку предоставления земельных участков для тех или иных целей использования.
Заявителем не подтверждено, что испрашиваемый земельный участок либо исходный земельный участок с кадастровым номером 66:41:0614015:264 были предоставлены для размещения дачного некоммерческого объединения, предполагающего наличие дачных земельных участков и земельных участков общего пользования, по процедуре выбора из фонда перераспределения земель в порядке, предусмотренном ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ.
Также не подтверждено, что указанные земельные участки предоставлялись для размещения дачного некоммерческого объединения в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации (ст. 30, 31, 34 ЗК РФ).
В связи с чем, определение использования земельного участка с кадастровым номером 66:41:0614015:1039 как земельного участка общего пользования не может быть признано соответствующим порядку предоставления земельного участка. Доводы апелляционной жалобы заявителя признаются судом апелляционной инстанции необоснованными.
При таких обстоятельствах, оснований для передачи этого земельного участка в собственность заявителя согласно п. 2 ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ у ответчика не имелось, нарушение прав заявителя действиями и решениями ответчика нельзя признать доказанным.
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение суда от 12.11.2013 является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя. Государственная пошлина, излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы, подлежит возврату заявителю на основании ст. 333.40 НК РФ.
Руководствуясь статьями 176, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 12 ноября 2013 года по делу N А60-32202/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Дачному потребительскому кооперативу "Мало-Истокские пруды" (ОГРН 1096670007807, ИНН 6670249139) 1000 (одну тысячу) руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе, излишне уплаченной по квитанции N СБ7003/0418 от 11.12.2013.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Т.Л.ЗЕЛЕНИНА
Судьи
В.Ю.ДЮКИН
Г.Л.ПАНЬКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)