Судебные решения, арбитраж
Купля-продажа земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 24 февраля 2015 года
В полном объеме постановление изготовлено 03 марта 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Николаевой С.Ю., судей Балакиревой Е.М., Романенко С.Ш., при ведении протокола секретарем судебного заседания Трифонкиной Н.В., рассмотрев 24 февраля 2015 года в открытом судебном заседании в зале N 6 апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 10 декабря 2014 года, принятое по делу N А55-5350/2014 (судья Шабанов А.Н.)
по иску Закрытого акционерного общества "Новокуйбышевская нефтехимическая компания" (ОГРН 1026303117994)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (ОГРН 1046300440130)
об урегулировании разногласий,
и по встречному исковому заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (ОГРН 1046300440130)
к Закрытому акционерному обществу "Новокуйбышевская нефтехимическая компания" (ОГРН 1026303117994)
об утверждении договора купли-продажи земельных участков,
при участии в судебном заседании:
- от ЗАО "Новокуйбышевская нефтехимическая компания" - Козловцева М.В. представитель по доверенности N 178/15 от 10.11.2014;
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - не явились, извещены надлежащим образом,
установил:
Закрытое акционерное общество "Новокуйбышевская нефтехимическая компания" обратилось с иском в Арбитражный суд Самарской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области об урегулировании разногласий, возникших при заключении между ними договора купли-продажи находящихся в федеральной собственности земельных участков с кадастровыми номерами 63:04:0000000:2, 63:04:0401007:4, приняв абзацы 1, 2, 3 пункта 2.1. договора в следующей редакции:
"2.1. Цена выкупа Участка 1 составляет 1 027 055 руб. 82 коп. (без налога (НДС) согласно п. 2 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции ст. 1 Федерального закона N 109-ФЗ от 20 августа 2004 года).
Цена выкупа Участка 2 составляет 344 551 руб. 89 коп. (без налога (НДС) согласно п. 2 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции ст. 1 Федерального закона N 109-ФЗ от 20 августа 2004 года).
Общая сумма выкупа Участков составляет 1 371 607 руб. 71 коп.".
Определением Арбитражного суда Самарской области от 05 мая 2014 года для совместного рассмотрения с первоначальным иском принято к производству встречное исковое заявление Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской к Закрытому акционерному обществу "Новокуйбышевская нефтехимическая компания" об утверждении договора купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 63:04:0401007:4 и 63:04:0000000:2, в редакции предложенной Территориальным управлением.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 16 мая 2014 года по ходатайству общества производство по настоящему делу было приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу N А55-4585/2014, рассматриваемого Арбитражным судом Самарской области.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 09 сентября 2014 года производство по делу было возобновлено.
Территориальным управлением представлено заявление об уточнении исковых требований в виде конкретизаций условий договора купли-продажи находящихся в федеральной собственности земельных участков с кадастровыми номерами 63:04:0000000:2, 63:04:0401007:4.
В порядке части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление Территориального управления об уточнении исковых требований в виде конкретизаций условий договора купли-продажи находящихся в федеральной собственности земельных участков с кадастровыми номерами 63:04:0000000:2, 63:04:0401007:4 следует принять в части встречных требований по первоначальному иску.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 10 декабря 2014 года суд первоначальный иск удовлетворил. Урегулировал разногласия, возникшие при заключении между Закрытым акционерным обществом "Новокуйбышевская нефтехимическая компания" и Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области договора купли-продажи находящихся в федеральной собственности земельных участков с кадастровыми номерами 63:04:0000000:2, 63:04:0401007:4 и обязал принять абзацы 1, 2, 3 пункта 2.1. договора в следующей редакции:
"2.1. Цена выкупа Участка 1 составляет 1 027 055 руб. 82 коп. (без налога (НДС) согласно п. 2 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции ст. 1 Федерального закона N 109-ФЗ от 20 августа 2004 года).
Цена выкупа Участка 2 составляет 344 551 руб. 89 коп. (без налога (НДС) согласно п. 2 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции ст. 1 Федерального закона N 109-ФЗ от 20 августа 2004 года).
Общая сумма выкупа Участков составляет 1 371 607 руб. 71 коп.".
Встречный иск суд оставил без удовлетворения. Взыскал с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области в пользу Закрытого акционерного общества "Новокуйбышевская нефтехимическая компания" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 000 руб.
Заявитель - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, не согласившись с решением суда первой инстанции, подал в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Управления и об отказе в удовлетворении требований Общества.
Определением суда от 21 января 2015 года апелляционная жалоба оставлена без движения, установлен срок до 20 февраля 2015 года для устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления апелляционной жалобы без движения.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 января 2015 года апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 24 февраля 2015 года на 11 час. 50 мин.
Представитель ЗАО "Новокуйбышевская нефтехимическая компания" в судебном заседании возражал против отмены оспариваемого решения суда по основаниям, изложенным в мотивированном отзыве.
Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 03 июня 2013 года по делу N А55-2920/2013 удовлетворено заявление Общества о признании незаконным решения Федерального агентства по управлению государственным имуществом, изложенного в письме от 17 декабря 2012 года N ПП-10/57990, об отказе в предоставлении в собственность Общества земельного участка площадью 59 638 кв. м с кадастровым номером 63:04:0401007:4, расположенного по адресу: Самарская область, гор. Новокуйбышевск, ул. Промышленная, д. 72; земельного участка площадью 235 189 кв. м с кадастровым номером 63:04:0000000:2, расположенного по адресу: Самарская область, гор. Новокуйбышевск, территория открытого акционерного общества "Новокуйбышевский нефтехимический комбинат"; о признании незаконными действий Управления Росимущества по возврату представленного комплекта документов по обращениям Общества от 01 марта 2012 года N 13/140, изложенных в письме от 16 января 2013 года N 96, в части возврата документов, касающихся выкупа земельных участков с кадастровыми номерами 63:04:0401007:4 и 63:04:0000000:2; об обязании Управления Росимущества устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем принятия решения о предоставлении в собственность Общества указанных земельных участков и направления в адрес Общества проектов договоров купли-продажи и актов приема-передачи земельных участков в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении в собственность по цене 2,5% кадастровой стоимости земельных участков.
На основании указанного решения Управлением Росимущества было издано распоряжение от 22 ноября 2013 года N 833-р "О предоставлении ЗАО "Новокуйбышевская нефтехимическая компания" в собственность находящихся в федеральной собственности земельных участков, расположенных в гор. Новокуйбышевске Самарской области", в соответствии с которым пунктом 2 была установлена стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:04:0401007:4 в размере 6 357 932 руб. 63 коп., с кадастровым номером 63:04:0000000:2 в размере 4 041 664 руб. 17 коп.
Судебными актами по делу N А55-2920/2013 установлено, что расположенные на спорных земельных участках объекты недвижимости были ранее отчуждены из государственной собственности в порядке приватизации, и Общество вправе приобрести данные земельные участки по цене 2,5% от кадастровой стоимости на основании пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В рамках рассмотрения спора по делу N А55-4585/2014 было установлено, что на дату подачи Обществом заявления о приобретении права собственности на земельные участки, на которых расположены находящиеся в собственности заявителя здания, строения, сооружения от 01 марта 2012 года N 13/140, в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 10 декабря 2008 года N 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:04:0401007:4 составляла 41 082 232 руб. 80 коп., выкупная стоимость - 1 027 055 руб. 82 коп.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:04:0000000:2 составляла 13 782 075 руб. 40 коп., выкупная стоимость - 344 551 руб. 89 коп.
Увеличение кадастровой стоимости земельных участков произошло в связи с принятием впоследствии Правительством Самарской области постановления от 22 января 2013 года N 9 "Об утверждении результатов кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области".
Согласно пункту 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Поскольку в настоящем деле участвуют те же лица, что и в деле N А55-4585/2014, в соответствии с пунктом 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вывод суда о незаконности пункта 2 распоряжения об установлении выкупной цены, носит преюдициальный характер для рассмотрения спора по настоящему делу.
Обосновывая решение, суд первой инстанции исходил из того, что представленная обществом редакция спорного условия не нарушает прав управления и не противоречит законодательству, учитывает интересы, как продавца, так и покупателя.
Обжалуя решение, заявитель указывает, что суд первой инстанции сделал необоснованный вывод о том, что действующее законодательство не предусматривает специальных случаев, когда покупатель земельного участка должен заключить договор купли-продажи в обязательном порядке.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, мотивированного отзыва, заслушав пояснения представителя Общества и изучив материалы дела, суда апелляционной инстанции не находит оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
В соответствии со статьей 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В силу статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В апелляционной жалобе Территориальное управление указывает, что цена земельных участков подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельных участков, определенной в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 22 января 2013 года N 9.
Указанный довод является несостоятельным, поскольку согласно разъяснениям, изложенным в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключенному в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации стороны должны руководствоваться Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Из содержания пунктов 5, 6, 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что правоотношения по предоставлению земельного участка в собственность собственнику расположенного на нем объекта недвижимости возникают в связи с подачей этим лицом соответствующего заявления.
Соответственно, именно с момента подачи заявления с приложением кадастрового паспорта земельного участка у заявителя возникает право требовать заключения договора купли-продажи, а у уполномоченного органа обязанность в месячный срок со дня поступления заявления принять необходимое решение и затем в такой же срок подготовить проект договора купли-продажи и направить его заявителю с предложением о заключении договора.
Постановление Правительства Самарской области от 22 января 2013 года N 9 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" вступило в силу спустя значительное время после даты обращения Общества с заявлением о предоставлении земельных участков в собственность, сведения о новой кадастровой стоимости земельного участка распространяются только на будущее время, и не могут быть использованы при расчете выкупной цены в момент подачи Обществом заявления.
Следовательно, выкупная цена должна быть определена в порядке, предусмотренном законодательством, которое действовало в период подачи Обществом заявления о приватизации земельных участков, что соответствует принципу равенства участников гражданских правоотношений, которым законодатель предоставил право выкупить земельный участок по специальной льготной цене при условии обращения с заявлением о выкупе до 01 июля 2012 года.
Довод территориального управления, что размер выкупной цены земельного участка должен определятся на дату принятия решения о предоставлении земельного участка и заключения соответствующего договора, обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку противоречит пунктам 5, 6, 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, из содержания которых следует, что правоотношения по предоставлению земельного участка собственнику расположенного на нем объекта недвижимости возникают в связи с подачей этим лицом соответствующего заявления.
Также в соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Общий случай заключения договора в обязательном порядке установлен статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, по смыслу которой заключение договора обязательно исключительно для той стороны, в отношении которой Гражданского кодекса Российской Федерации или иным законом установлена обязанность по его заключению.
В силу абзаца 1 пункта 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Статьи 426 и 429 Гражданского кодекса Российской Федерации регламентируют случаи, когда для одной из сторон заключение договора обязательно. Правила данных норм на Общество не распространяются.
Действующее земельное законодательство не предусматривает специальных случаев, когда покупатель земельного участка должен заключить договор купли-продажи в обязательном порядке.
Договор купли-продажи земельного участка, о понуждении заключения которого просит Управление, не является договором, подпадающим под действие статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации. Заключение спорного договора обязательно для уполномоченного органа - Управления. Законом не предусмотрена обязанность Общества заключить с Управлением договор купли-продажи земельного участка, в связи с чем у Управления отсутствуют правовые основания требовать в судебном порядке возложения на Общество обязанности заключить договор.
Ссылка заявителя жалобы на то, что в данном случае у Общества имеется обязанность заключения договора, основана на неверном толковании норм права и отклоняется судом апелляционной инстанции.
Представленная обществом редакция спорного условия не нарушает прав управления и не противоречит законодательству, учитывает интересы, как продавца, так и покупателя.
В силу статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В соответствии со статьей 173 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по спору, возникшему при заключении или изменении договора, в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора, а по спору о понуждении заключить договор указываются условия, на которых стороны обязаны заключить договор.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену оспариваемого решения. Иных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, доводы жалобы выражают несогласие с ними и в целом направлены на переоценку доказательств при отсутствии к тому правовых оснований, в связи с чем, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права.
В связи с вышеизложенным Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Самарской области от 10 декабря 2014 года, принятого по делу N А55-5350/2014 и для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьями 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы. Однако, заявитель в соответствии с налоговым кодексом Российской Федерации освобожден от уплаты госпошлины, в связи с чем госпошлина взысканию в доход федерального бюджета не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 10 декабря 2014 года, принятое по делу N А55-5350/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в суд кассационной инстанции.
Председательствующий
С.Ю.НИКОЛАЕВА
Судьи
Е.М.БАЛАКИРЕВА
С.Ш.РОМАНЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.03.2015 N 11АП-519/2015 ПО ДЕЛУ N А55-5350/2014
Разделы:Купля-продажа земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 марта 2015 г. по делу N А55-5350/2014
Резолютивная часть постановления оглашена 24 февраля 2015 года
В полном объеме постановление изготовлено 03 марта 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Николаевой С.Ю., судей Балакиревой Е.М., Романенко С.Ш., при ведении протокола секретарем судебного заседания Трифонкиной Н.В., рассмотрев 24 февраля 2015 года в открытом судебном заседании в зале N 6 апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 10 декабря 2014 года, принятое по делу N А55-5350/2014 (судья Шабанов А.Н.)
по иску Закрытого акционерного общества "Новокуйбышевская нефтехимическая компания" (ОГРН 1026303117994)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (ОГРН 1046300440130)
об урегулировании разногласий,
и по встречному исковому заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (ОГРН 1046300440130)
к Закрытому акционерному обществу "Новокуйбышевская нефтехимическая компания" (ОГРН 1026303117994)
об утверждении договора купли-продажи земельных участков,
при участии в судебном заседании:
- от ЗАО "Новокуйбышевская нефтехимическая компания" - Козловцева М.В. представитель по доверенности N 178/15 от 10.11.2014;
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - не явились, извещены надлежащим образом,
установил:
Закрытое акционерное общество "Новокуйбышевская нефтехимическая компания" обратилось с иском в Арбитражный суд Самарской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области об урегулировании разногласий, возникших при заключении между ними договора купли-продажи находящихся в федеральной собственности земельных участков с кадастровыми номерами 63:04:0000000:2, 63:04:0401007:4, приняв абзацы 1, 2, 3 пункта 2.1. договора в следующей редакции:
"2.1. Цена выкупа Участка 1 составляет 1 027 055 руб. 82 коп. (без налога (НДС) согласно п. 2 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции ст. 1 Федерального закона N 109-ФЗ от 20 августа 2004 года).
Цена выкупа Участка 2 составляет 344 551 руб. 89 коп. (без налога (НДС) согласно п. 2 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции ст. 1 Федерального закона N 109-ФЗ от 20 августа 2004 года).
Общая сумма выкупа Участков составляет 1 371 607 руб. 71 коп.".
Определением Арбитражного суда Самарской области от 05 мая 2014 года для совместного рассмотрения с первоначальным иском принято к производству встречное исковое заявление Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской к Закрытому акционерному обществу "Новокуйбышевская нефтехимическая компания" об утверждении договора купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 63:04:0401007:4 и 63:04:0000000:2, в редакции предложенной Территориальным управлением.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 16 мая 2014 года по ходатайству общества производство по настоящему делу было приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу N А55-4585/2014, рассматриваемого Арбитражным судом Самарской области.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 09 сентября 2014 года производство по делу было возобновлено.
Территориальным управлением представлено заявление об уточнении исковых требований в виде конкретизаций условий договора купли-продажи находящихся в федеральной собственности земельных участков с кадастровыми номерами 63:04:0000000:2, 63:04:0401007:4.
В порядке части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление Территориального управления об уточнении исковых требований в виде конкретизаций условий договора купли-продажи находящихся в федеральной собственности земельных участков с кадастровыми номерами 63:04:0000000:2, 63:04:0401007:4 следует принять в части встречных требований по первоначальному иску.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 10 декабря 2014 года суд первоначальный иск удовлетворил. Урегулировал разногласия, возникшие при заключении между Закрытым акционерным обществом "Новокуйбышевская нефтехимическая компания" и Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области договора купли-продажи находящихся в федеральной собственности земельных участков с кадастровыми номерами 63:04:0000000:2, 63:04:0401007:4 и обязал принять абзацы 1, 2, 3 пункта 2.1. договора в следующей редакции:
"2.1. Цена выкупа Участка 1 составляет 1 027 055 руб. 82 коп. (без налога (НДС) согласно п. 2 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции ст. 1 Федерального закона N 109-ФЗ от 20 августа 2004 года).
Цена выкупа Участка 2 составляет 344 551 руб. 89 коп. (без налога (НДС) согласно п. 2 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции ст. 1 Федерального закона N 109-ФЗ от 20 августа 2004 года).
Общая сумма выкупа Участков составляет 1 371 607 руб. 71 коп.".
Встречный иск суд оставил без удовлетворения. Взыскал с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области в пользу Закрытого акционерного общества "Новокуйбышевская нефтехимическая компания" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 000 руб.
Заявитель - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, не согласившись с решением суда первой инстанции, подал в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Управления и об отказе в удовлетворении требований Общества.
Определением суда от 21 января 2015 года апелляционная жалоба оставлена без движения, установлен срок до 20 февраля 2015 года для устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления апелляционной жалобы без движения.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 января 2015 года апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 24 февраля 2015 года на 11 час. 50 мин.
Представитель ЗАО "Новокуйбышевская нефтехимическая компания" в судебном заседании возражал против отмены оспариваемого решения суда по основаниям, изложенным в мотивированном отзыве.
Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 03 июня 2013 года по делу N А55-2920/2013 удовлетворено заявление Общества о признании незаконным решения Федерального агентства по управлению государственным имуществом, изложенного в письме от 17 декабря 2012 года N ПП-10/57990, об отказе в предоставлении в собственность Общества земельного участка площадью 59 638 кв. м с кадастровым номером 63:04:0401007:4, расположенного по адресу: Самарская область, гор. Новокуйбышевск, ул. Промышленная, д. 72; земельного участка площадью 235 189 кв. м с кадастровым номером 63:04:0000000:2, расположенного по адресу: Самарская область, гор. Новокуйбышевск, территория открытого акционерного общества "Новокуйбышевский нефтехимический комбинат"; о признании незаконными действий Управления Росимущества по возврату представленного комплекта документов по обращениям Общества от 01 марта 2012 года N 13/140, изложенных в письме от 16 января 2013 года N 96, в части возврата документов, касающихся выкупа земельных участков с кадастровыми номерами 63:04:0401007:4 и 63:04:0000000:2; об обязании Управления Росимущества устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем принятия решения о предоставлении в собственность Общества указанных земельных участков и направления в адрес Общества проектов договоров купли-продажи и актов приема-передачи земельных участков в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении в собственность по цене 2,5% кадастровой стоимости земельных участков.
На основании указанного решения Управлением Росимущества было издано распоряжение от 22 ноября 2013 года N 833-р "О предоставлении ЗАО "Новокуйбышевская нефтехимическая компания" в собственность находящихся в федеральной собственности земельных участков, расположенных в гор. Новокуйбышевске Самарской области", в соответствии с которым пунктом 2 была установлена стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:04:0401007:4 в размере 6 357 932 руб. 63 коп., с кадастровым номером 63:04:0000000:2 в размере 4 041 664 руб. 17 коп.
Судебными актами по делу N А55-2920/2013 установлено, что расположенные на спорных земельных участках объекты недвижимости были ранее отчуждены из государственной собственности в порядке приватизации, и Общество вправе приобрести данные земельные участки по цене 2,5% от кадастровой стоимости на основании пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В рамках рассмотрения спора по делу N А55-4585/2014 было установлено, что на дату подачи Обществом заявления о приобретении права собственности на земельные участки, на которых расположены находящиеся в собственности заявителя здания, строения, сооружения от 01 марта 2012 года N 13/140, в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 10 декабря 2008 года N 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:04:0401007:4 составляла 41 082 232 руб. 80 коп., выкупная стоимость - 1 027 055 руб. 82 коп.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:04:0000000:2 составляла 13 782 075 руб. 40 коп., выкупная стоимость - 344 551 руб. 89 коп.
Увеличение кадастровой стоимости земельных участков произошло в связи с принятием впоследствии Правительством Самарской области постановления от 22 января 2013 года N 9 "Об утверждении результатов кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области".
Согласно пункту 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Поскольку в настоящем деле участвуют те же лица, что и в деле N А55-4585/2014, в соответствии с пунктом 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вывод суда о незаконности пункта 2 распоряжения об установлении выкупной цены, носит преюдициальный характер для рассмотрения спора по настоящему делу.
Обосновывая решение, суд первой инстанции исходил из того, что представленная обществом редакция спорного условия не нарушает прав управления и не противоречит законодательству, учитывает интересы, как продавца, так и покупателя.
Обжалуя решение, заявитель указывает, что суд первой инстанции сделал необоснованный вывод о том, что действующее законодательство не предусматривает специальных случаев, когда покупатель земельного участка должен заключить договор купли-продажи в обязательном порядке.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, мотивированного отзыва, заслушав пояснения представителя Общества и изучив материалы дела, суда апелляционной инстанции не находит оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
В соответствии со статьей 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В силу статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В апелляционной жалобе Территориальное управление указывает, что цена земельных участков подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельных участков, определенной в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 22 января 2013 года N 9.
Указанный довод является несостоятельным, поскольку согласно разъяснениям, изложенным в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключенному в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации стороны должны руководствоваться Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Из содержания пунктов 5, 6, 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что правоотношения по предоставлению земельного участка в собственность собственнику расположенного на нем объекта недвижимости возникают в связи с подачей этим лицом соответствующего заявления.
Соответственно, именно с момента подачи заявления с приложением кадастрового паспорта земельного участка у заявителя возникает право требовать заключения договора купли-продажи, а у уполномоченного органа обязанность в месячный срок со дня поступления заявления принять необходимое решение и затем в такой же срок подготовить проект договора купли-продажи и направить его заявителю с предложением о заключении договора.
Постановление Правительства Самарской области от 22 января 2013 года N 9 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" вступило в силу спустя значительное время после даты обращения Общества с заявлением о предоставлении земельных участков в собственность, сведения о новой кадастровой стоимости земельного участка распространяются только на будущее время, и не могут быть использованы при расчете выкупной цены в момент подачи Обществом заявления.
Следовательно, выкупная цена должна быть определена в порядке, предусмотренном законодательством, которое действовало в период подачи Обществом заявления о приватизации земельных участков, что соответствует принципу равенства участников гражданских правоотношений, которым законодатель предоставил право выкупить земельный участок по специальной льготной цене при условии обращения с заявлением о выкупе до 01 июля 2012 года.
Довод территориального управления, что размер выкупной цены земельного участка должен определятся на дату принятия решения о предоставлении земельного участка и заключения соответствующего договора, обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку противоречит пунктам 5, 6, 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, из содержания которых следует, что правоотношения по предоставлению земельного участка собственнику расположенного на нем объекта недвижимости возникают в связи с подачей этим лицом соответствующего заявления.
Также в соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Общий случай заключения договора в обязательном порядке установлен статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, по смыслу которой заключение договора обязательно исключительно для той стороны, в отношении которой Гражданского кодекса Российской Федерации или иным законом установлена обязанность по его заключению.
В силу абзаца 1 пункта 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Статьи 426 и 429 Гражданского кодекса Российской Федерации регламентируют случаи, когда для одной из сторон заключение договора обязательно. Правила данных норм на Общество не распространяются.
Действующее земельное законодательство не предусматривает специальных случаев, когда покупатель земельного участка должен заключить договор купли-продажи в обязательном порядке.
Договор купли-продажи земельного участка, о понуждении заключения которого просит Управление, не является договором, подпадающим под действие статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации. Заключение спорного договора обязательно для уполномоченного органа - Управления. Законом не предусмотрена обязанность Общества заключить с Управлением договор купли-продажи земельного участка, в связи с чем у Управления отсутствуют правовые основания требовать в судебном порядке возложения на Общество обязанности заключить договор.
Ссылка заявителя жалобы на то, что в данном случае у Общества имеется обязанность заключения договора, основана на неверном толковании норм права и отклоняется судом апелляционной инстанции.
Представленная обществом редакция спорного условия не нарушает прав управления и не противоречит законодательству, учитывает интересы, как продавца, так и покупателя.
В силу статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В соответствии со статьей 173 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по спору, возникшему при заключении или изменении договора, в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора, а по спору о понуждении заключить договор указываются условия, на которых стороны обязаны заключить договор.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену оспариваемого решения. Иных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, доводы жалобы выражают несогласие с ними и в целом направлены на переоценку доказательств при отсутствии к тому правовых оснований, в связи с чем, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права.
В связи с вышеизложенным Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Самарской области от 10 декабря 2014 года, принятого по делу N А55-5350/2014 и для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьями 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы. Однако, заявитель в соответствии с налоговым кодексом Российской Федерации освобожден от уплаты госпошлины, в связи с чем госпошлина взысканию в доход федерального бюджета не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 10 декабря 2014 года, принятое по делу N А55-5350/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в суд кассационной инстанции.
Председательствующий
С.Ю.НИКОЛАЕВА
Судьи
Е.М.БАЛАКИРЕВА
С.Ш.РОМАНЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)