Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 апреля 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкасской Г.Н.,
судей Васильченко Н.С., Громовой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шаршапиной А.А., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Оренбургский молочный комбинат" (ИНН 5611050580, ОГРН 1065658006721; далее - общество "Оренбургский молочный комбинат") на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 22.10.2013 по делу N А47-8186/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2014 по тому же делу.
В судебном заседании, проведенном путем использования систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Оренбургской области, приняли участие представители:
- общества "Оренбургский молочный комбинат" - Васякина Е.В. (доверенность от 10.02.2014);
- общества с ограниченной ответственностью "Оренбург Водоканал" (ИНН 5610077370, ОГРН 1035605520334; далее - общество "Оренбург Водоканал") - Нестеренко Ю.А. (доверенность от 27.02.2014); Ефанова Е.К. (доверенность от 27.02.2014).
Общество "Оренбург Водоканал" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к обществу "Оренбургский молочный комбинат" о взыскании 856 237 руб. 50 коп. - платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ на основании актов отбора проб от 04.03.2013 N 74/03 и от 06.06.2013 N 21/06 (с учетом уточнения исковых требований, принятых судом на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 22.10.2013 (судья Сукачева Н.Ф.) исковые требования удовлетворены в полном объеме; кроме того, с ответчика в пользу истца взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 25 843 руб. 56 коп.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2014 (судьи Фотина О.Б., Деева Г.А., Плаксина Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Оренбургский молочный комбинат" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неприменение подлежащих применению п. 2, п. 3 ст. 540 Гражданского кодекса Российской Федерации. По мнению заявителя жалобы, дополнительное соглашение от 16.09.2009 N 1, в силу указанных норм, следовало признать продленным до согласования нового условия о тарифе, применяемого при расчете платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ. Кроме того, общество "Оренбургский молочный комбинат" считает, что при вынесении оспариваемых судебных актов суды необоснованно не применили ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации; указывает, что действующим законодательством не установлен конкретный размер тарифа, который должен взиматься за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в канализационную систему.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Оренбург Водоканал" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения. Возражая против доводов, изложенных в кассационной жалобе, общество "Оренбург Водоканал" считает, что ответчик подменяет понятия "договор" и "условия договора". После окончания срока, на который было установлено действие условия п. 6.5 в редакции дополнительного соглашения, договор продолжил свое действие без указанного условия. Кроме того, ответчик неправильно, по мнению истца, толкует условия договора, смешивая понятия "тариф на водоснабжение и водоотведение" и "предельный размер платы за нарушение ПДК", а также "кратность тарифа". Расчет платы произведен на основании Распоряжения Главы администрации Оренбургской области от 19.06.1996 N 498-р по формуле с учетом количества превышения загрязняющих веществ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении спора судами установлено, что 18.04.2008 обществом "Оренбург Водоканал" (поставщик) и обществом "Оренбургский молочный комбинат" (абонент) подписан договор на обеспечение водой и водоотведение N 3031/54-р. По условиям данного договора поставщик обязался отпускать абоненту воду и принимать сточные воды, а абонент - оплачивать поставщику отпущенную воду и услуги по приему сточных вод в объеме и сроки в соответствии с условиями договора. Прием сточных вод от абонента осуществляется в канализационную сеть поставщика согласно разрешительной технической документации на присоединение объектов абонента к канализационным сетям поставщика, выданной организацией водопроводно-канализационного хозяйства. Объекты абонента, присоединенные к сети водоснабжения поставщика, и точки подачи воды определяются приложением N 1, 2 к договору (п. 1.1 - 1.3 договора).
Пунктом 5.2 договора стороны установили, что сточные воды, сбрасываемые абонентом в систему централизованной канализации, не должны содержать вещества, запрещенные к сбросу в централизованную систему канализации, а также загрязняющие вещества в концентрациях, превышающих установленные абоненту нормы допустимых концентраций (допустимые нормативные показатели при приеме промышленных стоков в городской коллектор), утвержденные распоряжением главы г. Оренбурга от 27.08.1999 N 3404-р "Об условиях приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему канализации г. Оренбурга", либо временно согласованные в дополнительном соглашении к договору нормы допустимых концентраций, при их наличии.
Обязанность поставщика - систематически производить контроль качества состава питьевой воды в источнике водоснабжения и качества сточных вод, отводимых абонентом в систему канализации поставщика, путем отбора проб. Отбор проб может быть произведен в любое время суток, в присутствии представителя абонента.
Сотрудниками общества "Оренбург Водоканал" в присутствии представителя общества "Оренбургский молочный комбинат" 04.03.2013 и 06.06.2013 был произведен отбор проб сточных вод, отводимых в системы канализации, по объекту ответчика, расположенному по адресу: г. Оренбург, ул. Кавказская, д. 2, о чем были составлены акты отбора проб сточных вод N 74/03 и N 21/06, подписанные представителями сторон без каких-либо возражений и замечаний.
На основании анализа проб сточных вод установлено, что в отобранных пробах сточных вод загрязняющие вещества превышают нормы допустимых концентраций, установленных распоряжением главы г. Оренбурга от 27.08.1999 N 3404-р "Об условиях приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему канализации города Оренбурга". Данные обстоятельства подтверждаются протоколами результатов количественного химического анализа от 06.03.2013 N 225 и от 10.06.2013 N 622.
Истцом произведен расчет платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ за период с 01.05.2013 по 31.05.2013 в сумме 626 689 руб. 74 коп., за период с 01.06.2013 по 30.06.2013 в сумме 657 666 руб. 51 коп. На оплату предъявлены счета от 31.05.2013 N 2085, от 30.06.2013 N 2433, на общую сумму 1 284 356 руб. 25 коп.
Истец, ссылаясь на то, что ответчик обязательство по оплате сверхнормативного сброса вредных веществ не исполнил, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суды обеих инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, пришли к выводу о том, что факт сверхнормативного сброса загрязняющих веществ подтвержден материалами дела, ответчик не представил доказательств надлежащего исполнения обязательств по оплате сверхнормативного сброса загрязняющих веществ.
Выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства.
Пунктом 2 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (ст. 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В п. 1.4 договора стороны обязались руководствоваться Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (далее - Правила N 167), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167.
Правилами N 167 регулируются отношения между абонентами (юридическими лицами, а также предпринимателями без образования юридического лица) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования центральными системами водоснабжения и (или) канализацией населенных пунктов.
Согласно п. 64 Правил N 167 абонент должен обеспечить соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
Пунктом 88 Правил N 167 на абонента возложена обязанность по осуществлению контроля за составом и свойствами сбрасываемых в систему канализации сточных вод, включая сточные воды субабонентов, и предоставлению организации водопроводно-канализационного хозяйства сведений о результатах такого контроля.
Согласно п. 63, 64, 65 Правил N 167 в системы коммунальной канализации запрещаются сброс и прием сточных вод, содержащих вещества, превышающие предельно допустимые концентрации.
Аналогичные требования устанавливает Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Согласно ч. 5 ст. 27 Закона нормативы допустимых сбросов абонентов не должны превышать нормативы допустимых сбросов, установленные для объектов централизованных систем водоотведения, за исключением случаев, если проектной документацией очистных сооружений организации, осуществляющей очистку сточных вод, предусмотрено удаление загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов из сточных вод, принимаемых от абонентов.
Согласно п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов (далее - абоненты), предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При осуществлении сброса сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации, а следовательно, и в окружающую среду ущерб последним наносится при сбросе, как в пределах, так и сверх установленных нормативов. Обязанностью предприятий водопроводно-канализационного хозяйства при приеме сточных вод является принятие мер к снижению размера вредного воздействия. В случае если объем вредных стоков превышает установленные нормативы, предприятие ВКХ во избежание вредного воздействия на окружающую среду вынуждено затрачивать дополнительные средства на обезвреживание таких стоков, восстановление систем канализации и систем очистки стоков. Поскольку сама организация ВКХ платит повышенную плату природоохранным органам за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, установление повышенной платы за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ в системы городской канализации является обоснованным.
Оценив акты отбора проб от 04.03.2013 и от 06.06.2013, подписанные представителями абонента без возражений, суды пришли к обоснованному выводу о том, что факт превышения допустимых концентраций загрязняющих веществ в отобранных пробах истцом подтвержден.
В соответствии с п. 23.1 Распоряжения главы администрации Оренбургской области от 19.06.1996 N 498-р "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" при сбросе абонентами в системы канализации загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих ДК и ВДК, но не превышающих концентрации, допустимые для сетей канализации и (или) биологической очистки, при расчете платы учитывается объем фактически сброшенных абонентом сточных вод за период от обнаружения нарушения до очередного отбора проб владельцами систем канализации, но не более трех месяцев. При этом, объем сточных вод учитывается с начала расчетного периода, в котором зафиксировано нарушение, независимо от даты отбора проб
Расчет платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ, произведенный истцом, судами проверен, признан соответствующим положениям п. 24 Распоряжения главы администрации Оренбургской области от 19.06.1996 N 498-р "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов", устанавливающим предельный размер платы за нарушение ПДК.
При таких обстоятельствах исковые требования удовлетворены судами обоснованно.
Довод заявителя жалобы о том, что судами не применены нормы ст. 540 Гражданского кодекса Российской Федерации, отклоняется судом кассационной инстанции.
Согласно ч. 2, 3 ст. 540 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора. Если одной из сторон до окончания срока действия договора внесено предложение о заключении нового договора, то отношения сторон до заключения нового договора регулируются ранее заключенным договором.
Суды исходили из сопоставления условия о сроке действия договора с буквальным содержанием текста дополнительного соглашения с (ст. 431 Гражданского кодекса Российской Федерации), согласно которому плата за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в систему городской канализации в размере тарифа на водоотведение за каждый м3 сброшенных сточных вод устанавливается на конкретный период - с 01.09.2009 по 31.12.2009. В связи с чем, обе судебные инстанции пришли к выводу, что на спорный период (май - июнь 2013 года) данные условия не распространяются.
Указанный довод кассационной жалобы сводятся к переоценке доказательств, которые были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, в связи с чем на основании ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 22.10.2013 по делу N А47-8186/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Оренбургский молочный комбинат" - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.Н.ЧЕРКАССКАЯ
Судьи
Н.С.ВАСИЛЬЧЕНКО
Л.В.ГРОМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 07.04.2014 N Ф09-1273/14 ПО ДЕЛУ N А47-8186/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 апреля 2014 г. N Ф09-1273/14
Дело N А47-8186/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 апреля 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкасской Г.Н.,
судей Васильченко Н.С., Громовой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шаршапиной А.А., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Оренбургский молочный комбинат" (ИНН 5611050580, ОГРН 1065658006721; далее - общество "Оренбургский молочный комбинат") на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 22.10.2013 по делу N А47-8186/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2014 по тому же делу.
В судебном заседании, проведенном путем использования систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Оренбургской области, приняли участие представители:
- общества "Оренбургский молочный комбинат" - Васякина Е.В. (доверенность от 10.02.2014);
- общества с ограниченной ответственностью "Оренбург Водоканал" (ИНН 5610077370, ОГРН 1035605520334; далее - общество "Оренбург Водоканал") - Нестеренко Ю.А. (доверенность от 27.02.2014); Ефанова Е.К. (доверенность от 27.02.2014).
Общество "Оренбург Водоканал" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к обществу "Оренбургский молочный комбинат" о взыскании 856 237 руб. 50 коп. - платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ на основании актов отбора проб от 04.03.2013 N 74/03 и от 06.06.2013 N 21/06 (с учетом уточнения исковых требований, принятых судом на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 22.10.2013 (судья Сукачева Н.Ф.) исковые требования удовлетворены в полном объеме; кроме того, с ответчика в пользу истца взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 25 843 руб. 56 коп.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2014 (судьи Фотина О.Б., Деева Г.А., Плаксина Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Оренбургский молочный комбинат" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неприменение подлежащих применению п. 2, п. 3 ст. 540 Гражданского кодекса Российской Федерации. По мнению заявителя жалобы, дополнительное соглашение от 16.09.2009 N 1, в силу указанных норм, следовало признать продленным до согласования нового условия о тарифе, применяемого при расчете платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ. Кроме того, общество "Оренбургский молочный комбинат" считает, что при вынесении оспариваемых судебных актов суды необоснованно не применили ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации; указывает, что действующим законодательством не установлен конкретный размер тарифа, который должен взиматься за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в канализационную систему.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Оренбург Водоканал" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения. Возражая против доводов, изложенных в кассационной жалобе, общество "Оренбург Водоканал" считает, что ответчик подменяет понятия "договор" и "условия договора". После окончания срока, на который было установлено действие условия п. 6.5 в редакции дополнительного соглашения, договор продолжил свое действие без указанного условия. Кроме того, ответчик неправильно, по мнению истца, толкует условия договора, смешивая понятия "тариф на водоснабжение и водоотведение" и "предельный размер платы за нарушение ПДК", а также "кратность тарифа". Расчет платы произведен на основании Распоряжения Главы администрации Оренбургской области от 19.06.1996 N 498-р по формуле с учетом количества превышения загрязняющих веществ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении спора судами установлено, что 18.04.2008 обществом "Оренбург Водоканал" (поставщик) и обществом "Оренбургский молочный комбинат" (абонент) подписан договор на обеспечение водой и водоотведение N 3031/54-р. По условиям данного договора поставщик обязался отпускать абоненту воду и принимать сточные воды, а абонент - оплачивать поставщику отпущенную воду и услуги по приему сточных вод в объеме и сроки в соответствии с условиями договора. Прием сточных вод от абонента осуществляется в канализационную сеть поставщика согласно разрешительной технической документации на присоединение объектов абонента к канализационным сетям поставщика, выданной организацией водопроводно-канализационного хозяйства. Объекты абонента, присоединенные к сети водоснабжения поставщика, и точки подачи воды определяются приложением N 1, 2 к договору (п. 1.1 - 1.3 договора).
Пунктом 5.2 договора стороны установили, что сточные воды, сбрасываемые абонентом в систему централизованной канализации, не должны содержать вещества, запрещенные к сбросу в централизованную систему канализации, а также загрязняющие вещества в концентрациях, превышающих установленные абоненту нормы допустимых концентраций (допустимые нормативные показатели при приеме промышленных стоков в городской коллектор), утвержденные распоряжением главы г. Оренбурга от 27.08.1999 N 3404-р "Об условиях приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему канализации г. Оренбурга", либо временно согласованные в дополнительном соглашении к договору нормы допустимых концентраций, при их наличии.
Обязанность поставщика - систематически производить контроль качества состава питьевой воды в источнике водоснабжения и качества сточных вод, отводимых абонентом в систему канализации поставщика, путем отбора проб. Отбор проб может быть произведен в любое время суток, в присутствии представителя абонента.
Сотрудниками общества "Оренбург Водоканал" в присутствии представителя общества "Оренбургский молочный комбинат" 04.03.2013 и 06.06.2013 был произведен отбор проб сточных вод, отводимых в системы канализации, по объекту ответчика, расположенному по адресу: г. Оренбург, ул. Кавказская, д. 2, о чем были составлены акты отбора проб сточных вод N 74/03 и N 21/06, подписанные представителями сторон без каких-либо возражений и замечаний.
На основании анализа проб сточных вод установлено, что в отобранных пробах сточных вод загрязняющие вещества превышают нормы допустимых концентраций, установленных распоряжением главы г. Оренбурга от 27.08.1999 N 3404-р "Об условиях приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему канализации города Оренбурга". Данные обстоятельства подтверждаются протоколами результатов количественного химического анализа от 06.03.2013 N 225 и от 10.06.2013 N 622.
Истцом произведен расчет платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ за период с 01.05.2013 по 31.05.2013 в сумме 626 689 руб. 74 коп., за период с 01.06.2013 по 30.06.2013 в сумме 657 666 руб. 51 коп. На оплату предъявлены счета от 31.05.2013 N 2085, от 30.06.2013 N 2433, на общую сумму 1 284 356 руб. 25 коп.
Истец, ссылаясь на то, что ответчик обязательство по оплате сверхнормативного сброса вредных веществ не исполнил, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суды обеих инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, пришли к выводу о том, что факт сверхнормативного сброса загрязняющих веществ подтвержден материалами дела, ответчик не представил доказательств надлежащего исполнения обязательств по оплате сверхнормативного сброса загрязняющих веществ.
Выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства.
Пунктом 2 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (ст. 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В п. 1.4 договора стороны обязались руководствоваться Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (далее - Правила N 167), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167.
Правилами N 167 регулируются отношения между абонентами (юридическими лицами, а также предпринимателями без образования юридического лица) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования центральными системами водоснабжения и (или) канализацией населенных пунктов.
Согласно п. 64 Правил N 167 абонент должен обеспечить соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
Пунктом 88 Правил N 167 на абонента возложена обязанность по осуществлению контроля за составом и свойствами сбрасываемых в систему канализации сточных вод, включая сточные воды субабонентов, и предоставлению организации водопроводно-канализационного хозяйства сведений о результатах такого контроля.
Согласно п. 63, 64, 65 Правил N 167 в системы коммунальной канализации запрещаются сброс и прием сточных вод, содержащих вещества, превышающие предельно допустимые концентрации.
Аналогичные требования устанавливает Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Согласно ч. 5 ст. 27 Закона нормативы допустимых сбросов абонентов не должны превышать нормативы допустимых сбросов, установленные для объектов централизованных систем водоотведения, за исключением случаев, если проектной документацией очистных сооружений организации, осуществляющей очистку сточных вод, предусмотрено удаление загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов из сточных вод, принимаемых от абонентов.
Согласно п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов (далее - абоненты), предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При осуществлении сброса сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации, а следовательно, и в окружающую среду ущерб последним наносится при сбросе, как в пределах, так и сверх установленных нормативов. Обязанностью предприятий водопроводно-канализационного хозяйства при приеме сточных вод является принятие мер к снижению размера вредного воздействия. В случае если объем вредных стоков превышает установленные нормативы, предприятие ВКХ во избежание вредного воздействия на окружающую среду вынуждено затрачивать дополнительные средства на обезвреживание таких стоков, восстановление систем канализации и систем очистки стоков. Поскольку сама организация ВКХ платит повышенную плату природоохранным органам за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, установление повышенной платы за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ в системы городской канализации является обоснованным.
Оценив акты отбора проб от 04.03.2013 и от 06.06.2013, подписанные представителями абонента без возражений, суды пришли к обоснованному выводу о том, что факт превышения допустимых концентраций загрязняющих веществ в отобранных пробах истцом подтвержден.
В соответствии с п. 23.1 Распоряжения главы администрации Оренбургской области от 19.06.1996 N 498-р "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" при сбросе абонентами в системы канализации загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих ДК и ВДК, но не превышающих концентрации, допустимые для сетей канализации и (или) биологической очистки, при расчете платы учитывается объем фактически сброшенных абонентом сточных вод за период от обнаружения нарушения до очередного отбора проб владельцами систем канализации, но не более трех месяцев. При этом, объем сточных вод учитывается с начала расчетного периода, в котором зафиксировано нарушение, независимо от даты отбора проб
Расчет платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ, произведенный истцом, судами проверен, признан соответствующим положениям п. 24 Распоряжения главы администрации Оренбургской области от 19.06.1996 N 498-р "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов", устанавливающим предельный размер платы за нарушение ПДК.
При таких обстоятельствах исковые требования удовлетворены судами обоснованно.
Довод заявителя жалобы о том, что судами не применены нормы ст. 540 Гражданского кодекса Российской Федерации, отклоняется судом кассационной инстанции.
Согласно ч. 2, 3 ст. 540 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора. Если одной из сторон до окончания срока действия договора внесено предложение о заключении нового договора, то отношения сторон до заключения нового договора регулируются ранее заключенным договором.
Суды исходили из сопоставления условия о сроке действия договора с буквальным содержанием текста дополнительного соглашения с (ст. 431 Гражданского кодекса Российской Федерации), согласно которому плата за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в систему городской канализации в размере тарифа на водоотведение за каждый м3 сброшенных сточных вод устанавливается на конкретный период - с 01.09.2009 по 31.12.2009. В связи с чем, обе судебные инстанции пришли к выводу, что на спорный период (май - июнь 2013 года) данные условия не распространяются.
Указанный довод кассационной жалобы сводятся к переоценке доказательств, которые были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, в связи с чем на основании ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 22.10.2013 по делу N А47-8186/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Оренбургский молочный комбинат" - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.Н.ЧЕРКАССКАЯ
Судьи
Н.С.ВАСИЛЬЧЕНКО
Л.В.ГРОМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)