Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.09.2014 ПО ДЕЛУ N А05-2986/2014

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 сентября 2014 г. по делу N А05-2986/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 25 сентября 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Журавлева А.В., судей Елагиной О.К. и Рогатенко Л.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Саакян Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального предприятия "Водоканал" муниципального образования "Няндомский район" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 19 июня 2014 года по делу N А05-2986/2014 (судья Трубина Н.Ю.),

установил:

муниципальное предприятие "Водоканал" муниципального образования "Няндомский район" (ОГРН 1062918000573; далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Бизнес-центр ТОП ОФИС" (ОГРН 1022900513712; далее - Общество) о взыскании 11 727 руб. 08 коп. долга за услуги по приему сточных вод от объекта - автостанции, расположенного по адресу: г. Няндома, ул. Севастьянова, д. 40, оказанные за период с 01.12.2013 по 31.01.2014.
Определением суда от 20.03.2014 исковое заявление принято к производству, возбуждено производство с рассмотрением дела в порядке упрощенного производства.
В связи с необходимостью исследования дополнительных доказательств суд в соответствии с частью 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) определением от 14.05.2014 перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением суда от 19 июня 2014 года с Общества в пользу Предприятия взыскано 6161 руб. 46 коп. долга. В удовлетворении остальной части иска отказано. В доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 1050 руб. 81 коп. с Общества и в сумме 949 руб. 19 коп. с Предприятия.
Предприятие с решением суда не согласилось, обратилось с жалобой, в которой просит его изменить в части начисления за водоотведение в количестве 82,2 куб. м по одинарному тарифу 28 руб. 69 коп. (без налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за 1 куб. м стоков, а не по тарифу с коэффициентом 3, взыскать с Общества в пользу Предприятия 11 727 руб. 08 коп. долга.
Доводы подателя жалобы сводятся к тому, что порядок взимания платы за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов не связан с фактом заключения договора на прием сточных вод в городскую канализацию от 20.07.2010 N 29/10. По мнению подателя жалобы, неподписание договора или несогласие абонентов с лимитами водоотведения не освобождают ответчика от обязательств, возложенных на него законом по оплате стоимости сверхнормативного водоотведения. Предприятие полагает, что договор является заключенным с 01.02.2013.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в период с 01.12.2013 по 31.01.2014 истец оказал ответчику услуги по водоотведению в отношении объекта - автостанции, расположенного по адресу г. Няндома, ул. Севастьянова, д. 40, и принадлежащего ответчику.
Ответчиком акты оказанных услуг от 25.12.2013 N 1389 и от 31.01.2014 N 74 не подписаны, возражения по объему водоотведения, а также по размеру примененных в расчетах тарифов не представлены.
Для оплаты оказанных услуг истец выставил ответчику счета-фактуры на общую сумму 11 727 руб. 08 коп., в том числе от 25.12.2013 N 1393 на сумму 1 557 руб. 29 коп., от 31.01.2014 N 74 на сумму 10 169 руб. 79 коп.
В счете-фактуре от 25.12.2013 N 1393 к оплате предъявлено за услуги водоотведения в количестве 46 куб. м. В счете-фактуре от 31.01.2014 N 74 к оплате предъявлено за услуги водоотведения в количестве 53,8 куб. м и за сверхнормативное водоотведение в количестве 82,2 куб. м.
Поскольку ответчик свои обязательства по оплате оказанных услуг не исполнил, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, и производить оплату водоотведения.
В силу пункта 2 названной статьи к договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), если иное не установлено Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения.
Согласно пункту 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу пункта 2 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В соответствии с пунктом 25 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Законом N 416-ФЗ, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящими Правилами, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
В пункте 28 Правил N 644 закреплено, что абоненты оплачивают полученную холодную воду, отведение сточных вод в объеме потребленной холодной воды, отведенных сточных вод до 10 числа месяца, следующего за расчетным месяцем, на основании счетов, выставляемых к оплате организацией водопроводно-канализационного хозяйства в срок не позднее 5 числа месяца, следующего за расчетным. Расчетный объем потребления холодной воды, отведенных сточных вод определяется в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Пунктом 88 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), предусмотрено, что абонент обязан своевременно производить оплату организации водопроводно-канализационного хозяйства за сброшенные сточные воды и загрязняющие вещества.
Правилами N 167 установлено, что под сверхнормативным сбросом сточных вод понимается сброс сточных вод и загрязняющих веществ, превышающий установленные нормативы водоотведения как по объему, так и по составу, а пунктом 13 данных Правил прямо предписывается указывать в договоре в качестве существенного условия, наряду с лимитами на отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод, порядок, сроки, тарифы и условия оплаты, включая плату за сверхлимитное водопотребление и превышение норматива сброса сточных вод.
Согласно пункту 58 Правил N 167 лимиты водопотребления и водоотведения абонентам устанавливаются органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом фактических мощностей систем водоснабжения и канализации; необходимости первоочередного удовлетворения нужд населения в питьевой воде и отведении бытовых сточных вод; соблюдения лимитов забора питьевой воды и сброса сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, установленных организации водопроводно-канализационного хозяйства водохозяйственными и природоохранными органами; проведения абонентом мероприятий по рациональному использованию питьевой воды, сокращению сброса сточных вод и загрязняющих веществ; баланса водопотребления и водоотведения абонента.
Пунктом 70 Правил N 167 определено, что расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" установление порядка взимания платы за сброс сточных вод в системы канализации населенных пунктов отнесено к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением администрации муниципального образования "Няндомское" от 16.12.2010 N 224 "О режиме водопотребления и водоотведения" в связи с выведением с 01.01.2008 из эксплуатации очистных сооружений, находящихся в аварийном состоянии, лимит водопотребления и водоотведения установлен в размере 80 процентов от нормы потребления (пункт 1). Этим же постановлением функции установления лимита водопотребления и нормативов водоотведения абонентов (организаций, учреждений, предприятий, независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы), пользующихся коммунальными системами Предприятия, переданы Предприятию (пункт 2).
Пунктами 6, 7, 12 постановления администрации Архангельской области от 09.07.2007 N 132-па "Об утверждении Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Архангельской области" (далее - Постановление N 132-па) определено, что нормативами водоотведения являются лимиты водоотведения, которые являются предельным объемом принимаемых (сбрасываемых) в системы канализации населенных пунктов (включая общесплавные системы канализации) сточных вод на определенный период времени, установленные абоненту на основании Правил N 167, - по объему сточных вод. Абоненты обеспечивают соблюдение нормативов водоотведения сточных вод в системы канализации населенных пунктов, что должно быть закреплено в договорах абонентов с организациями водопроводно-канализационного хозяйства на прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ. Взимание с абонентов платы за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Архангельской области производится организацией водопроводно-канализационного хозяйства за общий объем фактически сброшенных сточных вод и фактическую массу сброшенных загрязняющих веществ на основании Правил N 167 и заключенных между ними договоров. Начисление платы за сверхнормативные сбросы сточных вод по объему и составу (качеству) зависит от величины превышения установленных нормативов сброса и производится в случае при превышении установленных нормативов водоотведения по объему (лимиту).
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Объем отведенных сточных вод определен истцом по показаниям прибора учета, что подтверждается журналом показаний водомеров.
Стоимость принятых сточных вод определена истцом исходя из тарифов, установленных постановлениями Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 11.12.2012 N 90-в/16 "Об установлении тарифов на холодную воду и услуги водоотведения, оказываемые МП "Водоканал" на территории муниципального образования "Няндомское" муниципального образования "Няндомский муниципальный район" и от 10.12.2013 N 76-в/28 "Об утверждении производственных программ и установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и услуги водоотведения, оказываемые МП "Водоканал" на территории муниципального образования "Няндомское" муниципального образования "Няндомский муниципальный район".
Стоимость сверхнормативного водоотведения исчислена истцом в соответствии с Постановлением N 132-па с применением к установленному тарифу повышающего коэффициента 3.
Учитывая, что материалами дела подтвержден факт оказания истцом в спорный период услуг по водоотведению в количестве 182 куб. м на сумму 6161 руб. 46 коп., принимая во внимание, что доказательств, подтверждающих полную оплату оказанных истцом услуг, не представлено, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований о взыскании задолженности частично, в указанном выше размере.
Судом также установлено, что в письменной форме договор сторонами не заключен, лимиты водоотведения сторонами не согласованы, доказательства установления ответчику лимитов водоотведения в порядке, установленном действующим законодательством, в материалах дела отсутствуют.
Экономически и технически обоснованного расчета лимита водоотведения с приложением исходных данных в материалах дела не имеется.
Вопрос о назначении экспертизы для определения размера лимита при рассмотрении дела не ставился.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для взыскания с ответчика стоимости сверхнормативного водоотведения в январе 2014 года.
Таким образом, арбитражный апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого судебного акта нет.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы, отсрочка по уплате которой была предоставлена Предприятию, подлежит взысканию с него в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 19 июня 2014 года по делу N А05-2986/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального предприятия "Водоканал" муниципального образования "Няндомский район" - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального предприятия "Водоканал" муниципального образования "Няндомский район" (ОГРН 1062918000573; место нахождения: 164200, Архангельская обл., г. Няндома, ул. Строителей, д. 20а) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 руб. за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.

Председательствующий
А.В.ЖУРАВЛЕВ

Судьи
О.К.ЕЛАГИНА
Л.Н.РОГАТЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)