Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Купля-продажа земли; Сделки с землей
Обстоятельства: В обоснование отказа указано, что представленный договор купли-продажи земельного участка не подтверждает прав заявителя на объект недвижимого имущества.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Бурганов Р.Р.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н.,
судей Терехина В.А., Сайдашевой Э.Р.,
при секретаре судебного заседания Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Сайдашевой Э.Р. дело по апелляционной жалобе Ю. на решение Нурлатского районного суда Республики Татарстан от 27 мая 2015 года, которым отказано в удовлетворении заявления Ю. о признании незаконным отказа Нурлатского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан в государственной регистрации права собственности на земельный участок.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Ю. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа Нурлатского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан в государственной регистрации права собственности на земельный участок.
В обоснование заявления указано, что Ю., будучи арендатором земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: <адрес>, возвел на нем объект незавершенного строительства, на который зарегистрировал право собственности.
На основании Постановления Исполнительного комитета Нурлатского муниципального района Республики Татарстан N 134 от 12 февраля 2015 года и договора N 35-072-0013 купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной собственности, заключенного 12 февраля 2015 года с Муниципальным учреждением "Палата имущественных и земельных отношений" Нурлатского муниципального района Республики Татарстан, вышеуказанный земельный участок передан в собственность заявителя.
13 февраля 2015 года Ю. обратился в Нурлатский отдел Управления Росреестра по Республике Татарстан с заявлением о регистрации соглашения о расторжении договора аренды и регистрации права собственности на земельный участок, однако в совершении данных регистрационных действий органом государственной регистрации было отказано. В обоснование отказа в регистрации права собственности указано, что представленный договор купли-продажи земельного участка не подтверждает прав заявителя на объект недвижимого имущества, поскольку объекты незавершенного строительства, в том числе являющиеся объектами недвижимости, право собственности на которые зарегистрировано в установленном законом порядке, не указаны в статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации наряду со зданиями, строениями, сооружениями как объекты, для цели эксплуатации которых может быть предоставлен земельный участок.
Считает отказ в государственной регистрации права собственности необоснованным, поскольку действующее законодательство не ограничивает права граждан на приобретение государственного либо муниципального земельного участка в собственность при наличии зарегистрированного объекта недвижимого имущества, в том числе объекта незавершенного строительства.
Просит признать незаконным отказ Нурлатского отдела Управления Росреестра по Республике Татарстан в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым.... и обязать провести государственную регистрацию права собственности.
В судебном заседании представитель Нурлатского отдела Управления Росреестра по Республике Татарстан С. с заявлением не согласился.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Ю. выражает свое несогласие с решением суда и просит его отменить, ссылается на доводы заявления, на то, что законодательство Российской Федерации не ограничивает права граждан на приобретение государственного или муниципального земельного участка в собственность при наличии зарегистрированного объекта недвижимости на данном участке, в том числе объекта незавершенного строительства, что Постановление Исполнительного комитета N 489 от 22 мая 2015 года на момент принятия оспариваемого решения об отказе в государственной регистрации не существовало, а также на то, что сведения о расторжении договора купли-продажи земельного участка, предоставленные Муниципальным учреждением "Палата имущественных и земельных отношений" Нурлатского муниципального района Республики Татарстан, не могут являться надлежащими доказательствами.
От Управления Росреестра по Республике Татарстан поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
Иные лица, участвующие в деле, при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела не явились, представителей не направили, ходатайств об отложении дела не представили, в связи с этим, учитывая положения статьи 167, части первой статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно статье 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
На основании части 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.
Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра.
В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В силу пункта 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Из материалов дела установлено, что 19 июня 2008 года между Муниципальном учреждением "Палата имущественных и земельных отношений" Нурлатского муниципального района Республики Татарстан и И. заключен договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, по условиям которого И. принял в аренду земельный участок с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием под индивидуальное жилищное строительства. Согласно пункту 1.2. арендатор имеет на земельном участке объект незавершенного строительства.
5 октября 2011 года между И. и Ю. заключен договор, по условиям которого И. передал Ю. права и обязанности арендатора по вышеуказанному договору аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности от 19 июня 2008 года.
20 декабря 2014 года Ю. зарегистрировал право собственности на объект незавершенного строительства, расположенного на вышеуказанном земельном участке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
12 февраля 2015 года Постановлением Исполнительного комитета Нурлатского муниципального района Республики Татарстан N 134 от 12 февраля 2015 года вышеуказанный земельный участок передан в собственность Ю.
12 февраля 2015 года между Муниципальном учреждением "Палата имущественных и земельных отношений" Нурлатского муниципального района Республики Татарстан и Ю. заключен договор N 35-072-0013 купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной собственности, по условиям которого Ю. приобрел в собственность земельный участок с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: <адрес>.
Ю. обратился в Нурлатский отдел Управления Росреестра по Республике Татарстан с заявлением о государственной регистрации права собственности на вышеуказанный земельный участок.
26 февраля 2015 года Нурлатским отделом Управления Росреестра по Республике Татарстан принято решение о приостановлении государственной регистрации по заявлению Ю.
27 марта 2015 года Нурлатским отделом Управления Росреестра по Республике Татарстан принято решение об отказе Ю. в государственной регистрации права собственности на земельный участок. Отказ мотивирован тем, что представленный на государственную регистрацию договор купли-продажи свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на заявленный земельный участок, поскольку заявитель не является собственником объекта недвижимого имущества, определенного пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, наличие которого в собственности гарантирует собственнику таких объектов преимущественное право на приобретение в собственность земельного участка, на котором расположен этот объект.
Согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" одним из этапов государственной регистрации прав является правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу абзаца восьмого пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент заключения договора купли-продажи) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
При таких обстоятельствах, поскольку на спорном земельном участке расположен находящийся на праве собственности заявителя объект незавершенного строительства, который не включен законом в перечень объектов, для целей которого может быть предоставлен земельный участок, Нурлатский отдел Управления Росреестра по Республике Татарстан обоснованно пришел к выводу об отсутствии у Ю. прав на земельный участок, а судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявления Ю. о признании незаконным отказа в государственной регистрации.
Довод апелляционной жалобы о том, законодательство Российской Федерации не ограничивает права граждан на приобретение государственного или муниципального земельного участка в собственность при наличии зарегистрированного объекта недвижимости на данном участке, в том числе объекта незавершенного строительства, судебной коллегией отклоняется в силу следующего.
Как было указано выше, объект незавершенного строительства не входил в перечень объектов недвижимости, установленный пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники которых имели преимущественное право на приобретение в собственность земельных участков, на которых расположены данные объекты недвижимого имущества.
Кроме того, согласно пункту 21 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 1 марта 2015 года или такой земельный участок предоставлен до 1 марта 2015 года в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Положения настоящего пункта применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с настоящим пунктом.
Таким образом, действующее законодательство содержит прямое указание на возможность предоставления земельного участка, на котором расположен объект незавершенного строительства, собственнику данного объекта незавершенного строительства однократно только на праве аренды для завершения строительства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Постановление Исполнительного комитета N 489 на момент принятия оспариваемого решения об отказе в государственной регистрации не существовало, а также что сведения о расторжении договора купли-продажи земельного участка, предоставленные Муниципальным учреждением "Палата имущественных и земельных отношений" Нурлатского муниципального района Республики Татарстан, не могут являться надлежащими доказательствами, правового значения не имеют в силу вышеизложенного.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, обстоятельства по делу проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам, которым дана надлежащая оценка. Новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 199, 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Нурлатского районного суда Республики Татарстан от 27 мая 2015 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Ю. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 10.08.2015 ПО ДЕЛУ N 33-10949/2015
Требование: О признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок.Разделы:
Купля-продажа земли; Сделки с землей
Обстоятельства: В обоснование отказа указано, что представленный договор купли-продажи земельного участка не подтверждает прав заявителя на объект недвижимого имущества.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 августа 2015 г. по делу N 33-10949/2015
Судья: Бурганов Р.Р.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н.,
судей Терехина В.А., Сайдашевой Э.Р.,
при секретаре судебного заседания Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Сайдашевой Э.Р. дело по апелляционной жалобе Ю. на решение Нурлатского районного суда Республики Татарстан от 27 мая 2015 года, которым отказано в удовлетворении заявления Ю. о признании незаконным отказа Нурлатского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан в государственной регистрации права собственности на земельный участок.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Ю. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа Нурлатского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан в государственной регистрации права собственности на земельный участок.
В обоснование заявления указано, что Ю., будучи арендатором земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: <адрес>, возвел на нем объект незавершенного строительства, на который зарегистрировал право собственности.
На основании Постановления Исполнительного комитета Нурлатского муниципального района Республики Татарстан N 134 от 12 февраля 2015 года и договора N 35-072-0013 купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной собственности, заключенного 12 февраля 2015 года с Муниципальным учреждением "Палата имущественных и земельных отношений" Нурлатского муниципального района Республики Татарстан, вышеуказанный земельный участок передан в собственность заявителя.
13 февраля 2015 года Ю. обратился в Нурлатский отдел Управления Росреестра по Республике Татарстан с заявлением о регистрации соглашения о расторжении договора аренды и регистрации права собственности на земельный участок, однако в совершении данных регистрационных действий органом государственной регистрации было отказано. В обоснование отказа в регистрации права собственности указано, что представленный договор купли-продажи земельного участка не подтверждает прав заявителя на объект недвижимого имущества, поскольку объекты незавершенного строительства, в том числе являющиеся объектами недвижимости, право собственности на которые зарегистрировано в установленном законом порядке, не указаны в статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации наряду со зданиями, строениями, сооружениями как объекты, для цели эксплуатации которых может быть предоставлен земельный участок.
Считает отказ в государственной регистрации права собственности необоснованным, поскольку действующее законодательство не ограничивает права граждан на приобретение государственного либо муниципального земельного участка в собственность при наличии зарегистрированного объекта недвижимого имущества, в том числе объекта незавершенного строительства.
Просит признать незаконным отказ Нурлатского отдела Управления Росреестра по Республике Татарстан в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым.... и обязать провести государственную регистрацию права собственности.
В судебном заседании представитель Нурлатского отдела Управления Росреестра по Республике Татарстан С. с заявлением не согласился.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Ю. выражает свое несогласие с решением суда и просит его отменить, ссылается на доводы заявления, на то, что законодательство Российской Федерации не ограничивает права граждан на приобретение государственного или муниципального земельного участка в собственность при наличии зарегистрированного объекта недвижимости на данном участке, в том числе объекта незавершенного строительства, что Постановление Исполнительного комитета N 489 от 22 мая 2015 года на момент принятия оспариваемого решения об отказе в государственной регистрации не существовало, а также на то, что сведения о расторжении договора купли-продажи земельного участка, предоставленные Муниципальным учреждением "Палата имущественных и земельных отношений" Нурлатского муниципального района Республики Татарстан, не могут являться надлежащими доказательствами.
От Управления Росреестра по Республике Татарстан поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
Иные лица, участвующие в деле, при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела не явились, представителей не направили, ходатайств об отложении дела не представили, в связи с этим, учитывая положения статьи 167, части первой статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно статье 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
На основании части 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.
Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра.
В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В силу пункта 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Из материалов дела установлено, что 19 июня 2008 года между Муниципальном учреждением "Палата имущественных и земельных отношений" Нурлатского муниципального района Республики Татарстан и И. заключен договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, по условиям которого И. принял в аренду земельный участок с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием под индивидуальное жилищное строительства. Согласно пункту 1.2. арендатор имеет на земельном участке объект незавершенного строительства.
5 октября 2011 года между И. и Ю. заключен договор, по условиям которого И. передал Ю. права и обязанности арендатора по вышеуказанному договору аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности от 19 июня 2008 года.
20 декабря 2014 года Ю. зарегистрировал право собственности на объект незавершенного строительства, расположенного на вышеуказанном земельном участке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
12 февраля 2015 года Постановлением Исполнительного комитета Нурлатского муниципального района Республики Татарстан N 134 от 12 февраля 2015 года вышеуказанный земельный участок передан в собственность Ю.
12 февраля 2015 года между Муниципальном учреждением "Палата имущественных и земельных отношений" Нурлатского муниципального района Республики Татарстан и Ю. заключен договор N 35-072-0013 купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной собственности, по условиям которого Ю. приобрел в собственность земельный участок с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: <адрес>.
Ю. обратился в Нурлатский отдел Управления Росреестра по Республике Татарстан с заявлением о государственной регистрации права собственности на вышеуказанный земельный участок.
26 февраля 2015 года Нурлатским отделом Управления Росреестра по Республике Татарстан принято решение о приостановлении государственной регистрации по заявлению Ю.
27 марта 2015 года Нурлатским отделом Управления Росреестра по Республике Татарстан принято решение об отказе Ю. в государственной регистрации права собственности на земельный участок. Отказ мотивирован тем, что представленный на государственную регистрацию договор купли-продажи свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на заявленный земельный участок, поскольку заявитель не является собственником объекта недвижимого имущества, определенного пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, наличие которого в собственности гарантирует собственнику таких объектов преимущественное право на приобретение в собственность земельного участка, на котором расположен этот объект.
Согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" одним из этапов государственной регистрации прав является правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу абзаца восьмого пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент заключения договора купли-продажи) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
При таких обстоятельствах, поскольку на спорном земельном участке расположен находящийся на праве собственности заявителя объект незавершенного строительства, который не включен законом в перечень объектов, для целей которого может быть предоставлен земельный участок, Нурлатский отдел Управления Росреестра по Республике Татарстан обоснованно пришел к выводу об отсутствии у Ю. прав на земельный участок, а судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявления Ю. о признании незаконным отказа в государственной регистрации.
Довод апелляционной жалобы о том, законодательство Российской Федерации не ограничивает права граждан на приобретение государственного или муниципального земельного участка в собственность при наличии зарегистрированного объекта недвижимости на данном участке, в том числе объекта незавершенного строительства, судебной коллегией отклоняется в силу следующего.
Как было указано выше, объект незавершенного строительства не входил в перечень объектов недвижимости, установленный пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники которых имели преимущественное право на приобретение в собственность земельных участков, на которых расположены данные объекты недвижимого имущества.
Кроме того, согласно пункту 21 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 1 марта 2015 года или такой земельный участок предоставлен до 1 марта 2015 года в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Положения настоящего пункта применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с настоящим пунктом.
Таким образом, действующее законодательство содержит прямое указание на возможность предоставления земельного участка, на котором расположен объект незавершенного строительства, собственнику данного объекта незавершенного строительства однократно только на праве аренды для завершения строительства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Постановление Исполнительного комитета N 489 на момент принятия оспариваемого решения об отказе в государственной регистрации не существовало, а также что сведения о расторжении договора купли-продажи земельного участка, предоставленные Муниципальным учреждением "Палата имущественных и земельных отношений" Нурлатского муниципального района Республики Татарстан, не могут являться надлежащими доказательствами, правового значения не имеют в силу вышеизложенного.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, обстоятельства по делу проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам, которым дана надлежащая оценка. Новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 199, 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Нурлатского районного суда Республики Татарстан от 27 мая 2015 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Ю. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)