Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 октября 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Волкова Я.Е., судей Епифанова В.Е. и Мазуровой Н.С., при участии в судебном заседании от заявителя - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае - Минькова Е.А. (доверенность от 22.09.2014), в отсутствие заинтересованного лица - федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю", третьих лиц: федерального государственного бюджетного образовательного учреждения "Федеральный детский оздоровительно-образовательный центр "Смена", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.05.2014 (судья Савин Р.Ю.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2014 (судьи Филимонова С.С., Смотрова Н.Н., Соловьева М.В.) по делу N А32-558/2014, установил следующее.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - Росимущество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю (далее - орган кадастрового учета) с заявлением о признании незаконными действий филиала органа кадастрового учета по Краснодарскому краю по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 23:37:1101003:23 площадью 184311 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, с/о Супсехский, с. Сукко (далее - спорный земельный участок), и об обязании заинтересованного лица исключить из государственного кадастра недвижимости сведения об уникальных характеристиках спорного земельного участка, то есть исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о координатах характерных точек границ спорного земельного участка.
Решением от 26.05.2014, оставленным без изменения постановлением от 04.08.2014, в удовлетворении заявления отказано. Суды указали на избрание ненадлежащего способа защиты нарушенного права. Орган кадастрового учета не допустил нарушений действующего законодательства. Требование об исключении из государственного кадастра сведений об уникальных характеристиках спорного земельного участка не подлежит удовлетворению, поскольку закон не содержит такой процедуры, поэтому судебный акт в этой части окажется неисполнимым. Внесение заинтересованным лицом в государственный кадастр недвижимости сведений об уточнении границ спорного земельного участка повлекло кадастровую ошибку. Постановка земельного участка на кадастровый учет осуществлена заинтересованным лицом в соответствии с действующим законодательством. Заявитель не лишен возможности поставить земельный участок на кадастровый учет в уточненных границах, соответствующих фактически используемому земельному участку.
Росимущество обжаловало судебные акты в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и просило суд кассационной инстанции отменить судебные акты, а требования Росимущества - удовлетворить. Заявитель полагает, что заинтересованное лицо осуществило постановку спорного земельного участка на кадастровый учет с нарушением требований действующего законодательства, поскольку на землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется формирование земельных участков (статья 102 Земельного кодекса Российской Федерации; далее - Земельный кодекс).
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела следует и судами установлено, что федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Федеральный детский оздоровительно-образовательный центр "Смена" образовано постановлением Секретариата ВЦСПС, Бюро ЦК ВЛКСМ, коллегии Госпрофобра СССР от 12.05.1985 N 11-24/Б-46/1а/7 как Всесоюзный трудовой оздоровительный лагерь для учащихся системы профессионального технического образования "Рабочая смена", который впоследствии переименован во Всесоюзный оздоровительный комплекс "Рабочая смена".
Согласно уставу учредителем ФГБОУ ДОД "Смена" (далее - учреждение) является Российская Федерация.
В соответствии с постановлением главы города-курорта Анапы от 17.03.1998 N 283 учреждению выдан государственный акт серии КК-2 N 403000000672 на право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками общей площадью 20,37 га.
Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет 14.06.2007, имеет статус "ранее учтенный", категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения государственного оздоровительно-образовательного учреждения дополнительного образования детей.
На основании заявления представителя ФГБОУ "Федеральный детский оздоровительно-образовательный центр "Смена" Чичериной Е.А. об уточнении границ и площади спорного земельного участка от 25.01.2011 N 2343/1/11-1972, а также приложенного к нему межевого плана, выполненного в отношении спорного земельного участка в связи с уточнением границ от 13.11.2010, заинтересованное лицо приняло решение от 28.01.2011 N 2343/5/11-19855 об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости.
В результате принятия данного решения изменилась площадь и конфигурация земельного участка (184 311 кв. м), что подтверждается кадастровой выпиской от 26.06.2013.
Росимущество, полагая, что орган кадастрового учета нарушил действующее законодательство, что повлекло нарушение прав и законных интересов заявителя, обратилось с заявлением в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества, регулируются нормами Федерального закона от 04.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 04.07.2007 N 221-ФЗ).
Статья 16 Федерального закона от 04.07.2007 N 221-ФЗ устанавливает, что кадастровый учет осуществляется в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости на основании заявления о кадастровом учете и документов, необходимых для такого учета.
Учет изменений объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета (часть 1 статьи 23 Федерального закона от 04.07.2007 N 221-ФЗ).
Суды, оценив по правилам статьи 71 Кодекса представленные в дело доказательства, установили, что решение от 28.01.2011 N 2343/5/11-19855 об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости принято на основании заявления представителя ФГБОУ "Федеральный детский оздоровительно-образовательный центр "Смена" Чичериной Е.А. об уточнении границ и площади спорного земельного участка от 25.01.2011 N 2343/1/11-1972, а также приложенного к нему межевого плана, выполненного в отношении спорного земельного участка в связи с уточнением границ от 13.11.2010. Указанные обстоятельства не оспариваются Росимуществом.
С учетом изложенного суды пришли к правомерным выводам о том, что орган кадастрового учета при осуществлении кадастрового учета спорного земельного участка не допустил нарушения норм действующего законодательства, поэтому оснований для признания незаконными действий заинтересованного лица по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 23:37:1101003:23 не имелось.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов о том, что действующее законодательство не предусматривает такой процедуры, как исключение из государственного кадастра недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 04.07.2007 N 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в ГКН сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование (прекращение существования) такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.
Описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок, отнесено Законом о кадастре недвижимости (пункт 3 части 1 статьи 7) к числу сведений об уникальных характеристиках объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 64 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, сведения о местоположении границы земельного участка определяются посредством указания списка координат (обозначения характерных точек границы земельного участка, описание их закрепления на местности, координаты характерных точек границы земельного участка в метрах с округлением до 0,01 метра и с указанием погрешности определения, система координат).
По сути, исключение из государственного кадастра недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка означает снятие его с кадастрового учета.
- Федеральный закон от 04.07.2007 N 221-ФЗ предусматривает следующие случаи снятия земельного участка с кадастрового учета: земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости (раздел, объединение, перераспределение); сведения о земельном участке носят временный характер;
- Как установили суды, спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет 14.06.2007, имеет статус "ранее учтенный" (статья 45 Федеральный закон от 04.07.2007 N 221-ФЗ), поэтому у судов не было оснований для его снятия с кадастрового учета.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, если заявитель полагает, что в результате изменений границы спорного земельного участка вышли за пределы береговой линии и распространились на земли лесного фонда, которые не могут быть использованы третьим лицом в своих уставных целях, действующим законодательством предусматривается процедура постановки объекта недвижимости (земельного участка) в уточненных границах, соответствующих фактически используемому земельному участку, на которую, по существу, и обращал внимание заявителя орган кадастрового учета в письме от 08.11.2013 N 16376/01-6 на N 10-10/11641 от 08.10.2013, (т 1, л.д. 76-78).
Суд первой инстанции обоснованно указал заявителю, что при избрании надлежащего способа защиты своего права он вправе руководствоваться положениями статьи 28 Федеральный закон от 04.07.2007 N 221-ФЗ.
В силу пункта 2 части 1 статьи 28 Федерального закона от 04.07.2007 N 221-ФЗ одной из типов ошибок в государственном кадастре недвижимости является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Частью 4 статьи 28 Федерального закона от 04.07.2007 N 221-ФЗ предусмотрено, что кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 данного Федерального закона заявителем), либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
С учетом изложенного суды обоснованно указали, что заявителем избран ненадлежащий способ правовой защиты, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы не опровергают правильности выводов судов, соответствие выводов судебных инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Кодекса.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.05.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2014 по делу N А32-558/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 17.10.2014 ПО ДЕЛУ N А32-558/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 октября 2014 г. по делу N А32-558/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 октября 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Волкова Я.Е., судей Епифанова В.Е. и Мазуровой Н.С., при участии в судебном заседании от заявителя - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае - Минькова Е.А. (доверенность от 22.09.2014), в отсутствие заинтересованного лица - федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю", третьих лиц: федерального государственного бюджетного образовательного учреждения "Федеральный детский оздоровительно-образовательный центр "Смена", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.05.2014 (судья Савин Р.Ю.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2014 (судьи Филимонова С.С., Смотрова Н.Н., Соловьева М.В.) по делу N А32-558/2014, установил следующее.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - Росимущество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю (далее - орган кадастрового учета) с заявлением о признании незаконными действий филиала органа кадастрового учета по Краснодарскому краю по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 23:37:1101003:23 площадью 184311 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, с/о Супсехский, с. Сукко (далее - спорный земельный участок), и об обязании заинтересованного лица исключить из государственного кадастра недвижимости сведения об уникальных характеристиках спорного земельного участка, то есть исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о координатах характерных точек границ спорного земельного участка.
Решением от 26.05.2014, оставленным без изменения постановлением от 04.08.2014, в удовлетворении заявления отказано. Суды указали на избрание ненадлежащего способа защиты нарушенного права. Орган кадастрового учета не допустил нарушений действующего законодательства. Требование об исключении из государственного кадастра сведений об уникальных характеристиках спорного земельного участка не подлежит удовлетворению, поскольку закон не содержит такой процедуры, поэтому судебный акт в этой части окажется неисполнимым. Внесение заинтересованным лицом в государственный кадастр недвижимости сведений об уточнении границ спорного земельного участка повлекло кадастровую ошибку. Постановка земельного участка на кадастровый учет осуществлена заинтересованным лицом в соответствии с действующим законодательством. Заявитель не лишен возможности поставить земельный участок на кадастровый учет в уточненных границах, соответствующих фактически используемому земельному участку.
Росимущество обжаловало судебные акты в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и просило суд кассационной инстанции отменить судебные акты, а требования Росимущества - удовлетворить. Заявитель полагает, что заинтересованное лицо осуществило постановку спорного земельного участка на кадастровый учет с нарушением требований действующего законодательства, поскольку на землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется формирование земельных участков (статья 102 Земельного кодекса Российской Федерации; далее - Земельный кодекс).
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела следует и судами установлено, что федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Федеральный детский оздоровительно-образовательный центр "Смена" образовано постановлением Секретариата ВЦСПС, Бюро ЦК ВЛКСМ, коллегии Госпрофобра СССР от 12.05.1985 N 11-24/Б-46/1а/7 как Всесоюзный трудовой оздоровительный лагерь для учащихся системы профессионального технического образования "Рабочая смена", который впоследствии переименован во Всесоюзный оздоровительный комплекс "Рабочая смена".
Согласно уставу учредителем ФГБОУ ДОД "Смена" (далее - учреждение) является Российская Федерация.
В соответствии с постановлением главы города-курорта Анапы от 17.03.1998 N 283 учреждению выдан государственный акт серии КК-2 N 403000000672 на право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками общей площадью 20,37 га.
Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет 14.06.2007, имеет статус "ранее учтенный", категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения государственного оздоровительно-образовательного учреждения дополнительного образования детей.
На основании заявления представителя ФГБОУ "Федеральный детский оздоровительно-образовательный центр "Смена" Чичериной Е.А. об уточнении границ и площади спорного земельного участка от 25.01.2011 N 2343/1/11-1972, а также приложенного к нему межевого плана, выполненного в отношении спорного земельного участка в связи с уточнением границ от 13.11.2010, заинтересованное лицо приняло решение от 28.01.2011 N 2343/5/11-19855 об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости.
В результате принятия данного решения изменилась площадь и конфигурация земельного участка (184 311 кв. м), что подтверждается кадастровой выпиской от 26.06.2013.
Росимущество, полагая, что орган кадастрового учета нарушил действующее законодательство, что повлекло нарушение прав и законных интересов заявителя, обратилось с заявлением в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества, регулируются нормами Федерального закона от 04.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 04.07.2007 N 221-ФЗ).
Статья 16 Федерального закона от 04.07.2007 N 221-ФЗ устанавливает, что кадастровый учет осуществляется в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости на основании заявления о кадастровом учете и документов, необходимых для такого учета.
Учет изменений объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета (часть 1 статьи 23 Федерального закона от 04.07.2007 N 221-ФЗ).
Суды, оценив по правилам статьи 71 Кодекса представленные в дело доказательства, установили, что решение от 28.01.2011 N 2343/5/11-19855 об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости принято на основании заявления представителя ФГБОУ "Федеральный детский оздоровительно-образовательный центр "Смена" Чичериной Е.А. об уточнении границ и площади спорного земельного участка от 25.01.2011 N 2343/1/11-1972, а также приложенного к нему межевого плана, выполненного в отношении спорного земельного участка в связи с уточнением границ от 13.11.2010. Указанные обстоятельства не оспариваются Росимуществом.
С учетом изложенного суды пришли к правомерным выводам о том, что орган кадастрового учета при осуществлении кадастрового учета спорного земельного участка не допустил нарушения норм действующего законодательства, поэтому оснований для признания незаконными действий заинтересованного лица по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 23:37:1101003:23 не имелось.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов о том, что действующее законодательство не предусматривает такой процедуры, как исключение из государственного кадастра недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 04.07.2007 N 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в ГКН сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование (прекращение существования) такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.
Описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок, отнесено Законом о кадастре недвижимости (пункт 3 части 1 статьи 7) к числу сведений об уникальных характеристиках объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 64 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, сведения о местоположении границы земельного участка определяются посредством указания списка координат (обозначения характерных точек границы земельного участка, описание их закрепления на местности, координаты характерных точек границы земельного участка в метрах с округлением до 0,01 метра и с указанием погрешности определения, система координат).
По сути, исключение из государственного кадастра недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка означает снятие его с кадастрового учета.
- Федеральный закон от 04.07.2007 N 221-ФЗ предусматривает следующие случаи снятия земельного участка с кадастрового учета: земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости (раздел, объединение, перераспределение); сведения о земельном участке носят временный характер;
- Как установили суды, спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет 14.06.2007, имеет статус "ранее учтенный" (статья 45 Федеральный закон от 04.07.2007 N 221-ФЗ), поэтому у судов не было оснований для его снятия с кадастрового учета.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, если заявитель полагает, что в результате изменений границы спорного земельного участка вышли за пределы береговой линии и распространились на земли лесного фонда, которые не могут быть использованы третьим лицом в своих уставных целях, действующим законодательством предусматривается процедура постановки объекта недвижимости (земельного участка) в уточненных границах, соответствующих фактически используемому земельному участку, на которую, по существу, и обращал внимание заявителя орган кадастрового учета в письме от 08.11.2013 N 16376/01-6 на N 10-10/11641 от 08.10.2013, (т 1, л.д. 76-78).
Суд первой инстанции обоснованно указал заявителю, что при избрании надлежащего способа защиты своего права он вправе руководствоваться положениями статьи 28 Федеральный закон от 04.07.2007 N 221-ФЗ.
В силу пункта 2 части 1 статьи 28 Федерального закона от 04.07.2007 N 221-ФЗ одной из типов ошибок в государственном кадастре недвижимости является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Частью 4 статьи 28 Федерального закона от 04.07.2007 N 221-ФЗ предусмотрено, что кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 данного Федерального закона заявителем), либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
С учетом изложенного суды обоснованно указали, что заявителем избран ненадлежащий способ правовой защиты, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы не опровергают правильности выводов судов, соответствие выводов судебных инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Кодекса.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.05.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2014 по делу N А32-558/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Я.Е.ВОЛКОВ
Я.Е.ВОЛКОВ
Судьи
В.Е.ЕПИФАНОВ
Н.С.МАЗУРОВА
В.Е.ЕПИФАНОВ
Н.С.МАЗУРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)