Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 24.06.2015 N 18-АПГ15-8

Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости.

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец указывает, что кадастровая стоимость объекта недвижимости превышает рыночную стоимость, а поскольку расчет арендной платы осуществляется исходя из кадастровой стоимости, то нарушаются его права.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 июня 2015 г. N 18-АПГ15-8


Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Никифорова С.Б.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества "Пансионат отдыха "Гизель-Дере" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости,
по апелляционной жалобе закрытого акционерного общества "Пансионат отдыха "Гизель-Дере" на решение Краснодарского краевого суда от 21 января 2015 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

закрытое акционерное общество "Пансионат отдыха "Гизель-Дере" (далее - ЗАО "Пансионат отдыха "Гизель-Дере") обратилось в Краснодарский краевой суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:33:0202001:959 в размере рыночной стоимости.
В обосновании заявления общество указало, что оно является арендатором земельного участка, находящегося в государственной собственности, с кадастровым номером 23:33:0202001:959 площадью 28 220 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использования - для размещения пансионата "Гизель-Дере", местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес: Краснодарский край, Туапсинский район, пос. пансионата "Гизель-Дере", на основании договора аренды от 19 февраля 1998 г. N 284 и дополнительного соглашения от 1 апреля 2014 г. N 936 к договору аренды. Кадастровая стоимость объекта недвижимости превышает рыночную стоимость, а поскольку расчет арендной платы за пользование земельным участком осуществляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка, то нарушаются его права на установление действительного размера арендных платежей.
К участию в деле привлечены филиал ФГУБ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю), администрация муниципального образования Туапсинский район Краснодарского края, департамент имущественных отношений Краснодарского края.
Решением Краснодарского краевого суда от 21 января 2015 г. в удовлетворении заявления отказано.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд сделал вывод об отсутствии у пансионата зарегистрированного права на испрашиваемый земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Сведения о земельном участке с кадастровым номером 23:33:0202001:959 носят временных характер ввиду их отсутствия.
В апелляционной жалобе ЗАО "Пансионат отдыха "Гизель-Дере" просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
ЗАО "Пансионат отдыха "Гизель-Дере" является арендатором земельного участка, находящегося в государственной собственности, с кадастровым номером 23:33:0202001:959 площадью 28 220 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использования - для размещения пансионата "Гизель-Дере", местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес: Краснодарский край, Туапсинский район, пос. пансионата "Гизель-Дере", на основании договора аренды от 19 февраля 1998 г. N 284 и дополнительного соглашения от 1 апреля 2014 г. N 936 к договору аренды. Расчет арендной платы за пользование земельным участком осуществляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
На территории Краснодарского края проведена государственная кадастровая оценка земель по состоянию на 1 января 2011 г. Результаты оценки утверждены приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22 ноября 2011 г. N 1756 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из земель населенных пунктов Краснодарского края".
Согласно данным кадастрового паспорта кадастровая стоимость составляет 107 581 130,60 руб.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции заявитель представил отчет об определении рыночной стоимости земельного участка от 30 апреля 2014 г. N А-0079/14, выполненный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Академия оценки бизнеса". Согласно названному отчету рыночная стоимость земельного участка определена по состоянию на 1 января 2011 г. в размере 44 840 733,40 руб.
По результатам экспертизы отчета от 18 июля 2014 г. N 500/21-14, проведенной ПК "Саморегулируемая организация оценщиков "НП "Межрегиональный союз оценщиков", указанная рыночная стоимость земельного участка подтверждена, отчет признан соответствующим Федеральному закону от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Из статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности следует, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости, определенной в соответствии с законодательством об оценочной деятельности. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами кадастровой оценки и не может быть определена на произвольную дату.
В силу положений статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
В случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке, а также в случаях изменения характеристик земельного участка, влияющих на кадастровую стоимость (отнесение земельного участка к другой категории земель, изменение вида разрешенного использования земельного участка или уточнение площади земельного участка), определение кадастровой стоимости проводится в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 г. N 222.
Согласно пункту 2.6 Методических рекомендаций в случае образования нового или выявления ранее учтенного земельного участка кадастровая стоимость такого земельного участка определяется на дату внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости.
В данном случае, как усматривается из кадастрового паспорта, спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет 17 февраля 2014 г. и эта дата является датой определения кадастровой стоимости.
Исходя из положений статей 24.15 и 24.18 Закона об оценочной деятельности при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из необходимых доказательств является отчет независимого оценщика о рыночной стоимости объекта недвижимости, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки, а также в установленных законом случаях положительное заключение эксперта саморегулируемой организации оценщиков на отчет об оценке.
Вместе с тем из представленного заявителем отчета об оценке следует, что оценка объекта недвижимости проводилась по состоянию на 1 января 2011 г. (на дату формирования перечня земельных участков Краснодарского края, в отношении которых приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22 ноября 2011 г. N 1756 утверждены результаты государственной кадастровой оценки), то есть на дату, отличную от даты внесения сведений об объекте недвижимости в государственный кадастр недвижимости, которые послужили причиной для определения его кадастровой стоимости.
Следовательно, названный отчет не подтверждает итоговую рыночную стоимость земельного участка на дату, по состоянию на которую в соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности должна быть установлена его кадастровая стоимость.
С учетом изложенного у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявления общества.
Руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Краснодарского краевого суда от 21 января 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Пансионат отдыха "Гизель-Дере" - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)