Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 17.03.2015 N Ф03-659/2015 ПО ДЕЛУ N А73-8115/2014

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 марта 2015 г. N Ф03-659/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Гребенщикова С.И.
Судей: Цирулик О.В., Новиковой С.Н.
при участии
- от ТУ Росимущества в Хабаровском крае: Кочетова А.Г., представитель по доверенности от 06.10.2014 N 11юр/113-9737.1-08;
- от Правительства Хабаровского края: Ислямова Е.Г., представитель по доверенности от 26.12.2014 N 9.3.28-29279 (до перерыва); Маслаков А.И., представитель по доверенности от 26.12.2014 N 9.3.28-29278
- от Министерства природных ресурсов Хабаровского края: Лебедева Е.С., представитель по доверенности от 19.02.2015 N 9.3.39-3943;
- от иных участвующих в деле лиц: представители не явились
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Правительства Хабаровского края
на решение от 26.08.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2014
по делу N А73-8115/2014 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Манник С.Д., в апелляционном суде судьи Пескова Т.Д., Балинская И.И., Швец Е.А.
По заявлению общества с ограниченной ответственностью "Амут Сноу Лэйк"
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае
третьи лица: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Правительство Хабаровского края, Министерство природных ресурсов Хабаровского края
о признании незаконным отказа от 30.04.2014 N 4279.1-08 о разделе земельного участка и обязании произвести раздел земельного участка с кадастровым номером 27:14:0000000:49
Общество с ограниченной ответственностью "Амут Сноу Лэйк" (ОГРН 1032700220520, ИНН 2714011225; место нахождения: 681000, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Молодогвардейская, 8; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае (ОРГН 1092721008005, ИНН 2721172546; место нахождения: 680000, г. Хабаровск, ул. Запарина, 65; далее - Управление), оформленного письмом от 30.04.2014 N 4279.1-08, об отказе в разделе земельного (лесного) участка с кадастровым номером 27:14:0000000:49, расположенного по адресу: Хабаровский край, Солнечный район, Солнечное лесничество, участковые лесничества: Харпинское, кварталы 1-574; Солнечное 1-е, кварталы 1-21, 23-142; Солнечное-2, кварталы 1-83; Хурмулинское, кварталы 1-43, 45-157, и о возложении на ответчика обязанности произвести раздел указанного участка, находящегося в федеральной собственности, путем выделения из него земельного участка площадью 114 661 кв. м, расположенного в лесах Солнечного лесничества в кварталах N 1 (части выделов 2, 3, 12), N 6 (части выделов: 7, 8, 9, 10, 15, 16, 18), N 7 (части выделов: 8, 9, 14) Солнечного-2 участкового лесничества (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
Требования заявлены на основании статьи 11.2 Земельного кодекса РФ, статей 72, 83 Лесного кодекса РФ и обусловлены тем, что выделение спорного участка с последующей постановкой его на самостоятельный кадастровый учет необходимо для организации аукциона на право заключения договора аренды лесного участка. При этом на территории данного участка фактически расположена принадлежащая обществу спортивно-туристическая база, возведенная обществом в период действия ранее заключенного с ним договора аренды от 31.12.2008 N 0036/2008.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество), Правительство Хабаровского края (далее - Правительство края) и Министерство природных ресурсов Хабаровского края (далее - Минприроды края).
Решением суда от 26.08.2014, оставленным постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2014 без изменения, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано полностью.
В кассационной жалобе Правительство края (третье лицо) выражает несогласие с принятыми по делу судебными актами, указывает на существенное нарушение судами норм материального и процессуального права, в связи с чем просит их отменить.
В обоснование поданной жалобы заявителем приведены доводы о том, что судами сделан неверный вывод о возможности представления в аренду части лесного участка, поскольку это прямо противоречит разъяснениям пункта 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды". При этом, как полагает заявитель жалобы, присвоение спорному участку учетного номера не свидетельствует об его индивидуализации и вовлечении в оборот в качестве самостоятельного объекта. Также Правительство края опровергает утверждение судов о наличии у органов публичной власти субъекта Российской Федерации полномочий по образованию участков лесного фонда (в том числе путем раздела существующих участков), являющихся федеральной собственностью. В данном случае заявитель жалобы считает, что частное мнение Минэкономразвития России, изложенное в письме от 29.11.2013 N 26439-ПК/Д23, не носит нормативного характера и не подлежит обязательному применению.
Минприроды края в отзыве на кассационную жалобу поддерживает позицию Правительства края и также выражает несогласие с выводами судов, изложенными в мотивировочных частях обжалуемых судебных актов.
Управление в своем отзыве на поданную Правительством края жалобу напротив опровергает приведенные в ней доводы и настаивает на том, что формирование лесных участков должно осуществляться органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, наделенными соответствующими полномочиями по предоставлению таких участков в аренду в силу пункта 2 статьи 83 Лесного кодекса РФ.
Общество и Росимущество отзывы на кассационную жалобу не представили.
В судебном заседании кассационной инстанции представители Правительства края и Минприроды края настаивали на отмене обжалуемых судебных актов, против чего возражал представитель Управления. Другие участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, явку своих представителей в заседание суда не обеспечили.
В порядке статьи 163 АПК РФ в заседании суда 03.03.2015 объявлялся перерыв до 12 часов 40 минут 10.03.2015.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы и с учетом поступивших возражений на нее, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для их отмены в данном случае отсутствуют.
Как установлено арбитражными судами и подтверждается материалами дела, согласно сведениям государственного кадастра 21.10.2004 на кадастровый учет поставлен многоконтурный земельный участок с кадастровым номером 27:14:0000000:49, общей площадью 5 272 322 819 +/- 69 088 кв. м, категория земель - земли лесного фонда, местоположение: Хабаровский район, Солнечное лесничество, участковые лесничества: Харпинское, кварталы 1-574; Солнечное 1-е, кварталы 1-21, 23-142; Солнечное 2-е, кварталы 1-83; Хурмулинское, кварталы 1-43, 45-157 (кадастровый паспорт от 04.02.2014 N 2700/301/14-19826).
Собственником указанного земельного участка является Российская Федерация (свидетельство о регистрации от 18.02.2014 серии 27-АВ N 988248).
Ранее, на основании статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) в порядке переоформления между Правительством края (арендодатель) и ООО "Амут Сноу Лейк" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 31.12.2008 N 0036/2008, согласно которому обществу на срок до 30.01.2014 предоставлен лесной участок площадью 22,5 га, условный номер (номер учетной записи в государственном лесном реестре) 08:244:28:0036, местоположение: Солнечное участковое лесничество, квартал N 1 (частично выделы 2, 3, 6, 12), квартал N 6 (частично выделы 1, 2, 4, 7-10, 15-19), квартал N 7 (частично выделы 7-10, 13), для целей осуществления рекреационной деятельности (организация отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности).
По истечении срока действия указанного договора общество в целях организации аукциона по предоставлению права аренды для дальнейшей эксплуатации базы отдыха по своей инициативе осуществило межевание части арендуемого им участка и обратилось в Управление с заявлением от 17.04.2014 N 79 по вопросу о разделе лесного (земельного) участка с кадастровым номером 27:14:0000000:49 путем выделения из него участка площадью 114 661 кв. м, расположенного на территории Солнечного лесничества в кварталах N 1 (части выделов 2, 3, 12), N 6 (части выделов 7-10, 15, 16, 18), N 7 (части выделов: 8, 9, 14).
По результатам рассмотрения данного обращения Управление в направленном обществу ответе от 30.04.2014 N 4279.1-08, сославшись на позицию Минэкономразвития России, поручение Росимущества, а также положения Земельного и Лесного кодексов РФ, возвратило заявителю представленный комплект документов для их последующего направления в соответствующий исполнительный орган государственной власти Хабаровского края.
Полагая, что такие действия Управления противоречат закону и нарушают право общества на получение в аренду спорного лесного участка, последнее оспорило данный отказ ответчика в арбитражном суде в порядке статьи 198 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 3 статьи 71 Лесного кодекса РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом.
При этом частью 2 статьи 72 Лесного кодекса РФ установлено, что объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
Согласно пункту 5 статьи 4 Вводного закона арендатор, заключивший договор аренды участка лесного фонда на срок до десяти лет, после приведения этого договора в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации по истечении срока действия этого договора не вправе заключить договор аренды лесного участка на новый срок в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации.
При этом положения пункта 1 статьи 4.1 Вводного закона (в редакции, действующей на момент возникновения спора) допускали до 1 января 2015 года возможность предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности.
По общему правилу, закрепленному в части 1 статьи 74 Лесного кодекса РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
Так, в части 3 статьи 74 Лесного кодекса РФ указано, что без проведения аукциона договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях: предусмотренных статьями 36, 43 - 45 настоящего Кодекса; реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов; заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса; нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).
Согласно разъяснениям пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 73) в случаях, предусмотренных законом (например, статьей 74 Лесного кодекса РФ), договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов.
В связи с этим договор аренды названного имущества, заключенный на новый срок без проведения торгов, является ничтожным (статья 168 ГК РФ), равно как и соглашение о продлении такого договора.
Вместе с тем договор аренды государственного или муниципального имущества может быть возобновлен на неопределенный срок в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 621 ГК РФ, если этот договор заключен до вступления в силу закона, требующего обязательного проведения торгов для заключения договора аренды (статья 422 ГК РФ).
В рассматриваемой ситуации, как указано самим обществом, ввиду отсутствия возражений арендодателя (Правительства края) лесной участок, являющийся предметом договора от 31.12.2008 N 0036/2008, по истечении срока его действия остался во владении арендатора. Данные обстоятельства участвующими в деле лицами не опровергаются.
Таким образом, исходя из целевого назначения спорного участка - использование его для рекреационной деятельности, новый договор аренды такого участка в силу прямого указания приведенных выше норм лесного законодательства после 01.01.2012 мог быть заключен только по результатам проведения торгов.
Доказательств возникновения у арендатора преимущественного права на получение спорного участка в аренду (с учетом пункта 5 статьи 4 Вводного закона и пункта 3 статьи 74 Лесного кодекса РФ) в деле не имеется. Факт наличия на спорном лесном участке объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений), собственником которых является общество, также документально не подтвержден.
Кроме того, по смыслу общих норм пунктов 1, 3 статьи 607 ГК РФ и специальных положений статьи 72 Лесного кодекса РФ преимущественное право на заключение договора аренды может быть реализовано арендатором только в отношении конкретного объекта, который ранее находился в его пользовании.
Вместе с тем, в данной ситуации согласно материалам дела общество намерено реализовать право на получение в аренду лишь части (114 661 кв. м) ранее арендуемого им лесного участка (22,5 га). При этом такое намерение само по себе не влечет у арендодателя безусловной обязанности предоставить испрашиваемый участок в аренду на новый срок, в том числе и по результатам проведения торгов. Аналогичный правовой подход сформулирован в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 05.06.2012 N 17540/11.
Лесным кодексом РФ прямо не урегулированы вопросы по формированию лесных участков, тогда как процедура образования земельных участков подробно определена нормами главы I.1 Земельного кодекса РФ, которые также могут применяться к спорным правоотношениям.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков может быть осуществлено на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки (пункт 6 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, за исключением предусмотренных данной нормой права случаев, к числу которых рассматриваемый спор не относится.
При этом пунктом 2 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что решения об образовании указанных земельных участков могут быть приняты уполномоченным органом на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия такого решения необходимы следующие документы: кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка; правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Поскольку, как уже указывалось выше, в данном случае предусмотренных законом оснований для понуждения уполномоченного органа заключить с обществом в обязательном порядке новый договор аренды на часть фактически используемого им по ранее заключенному договору от 31.12.2008 N 0036/2008 лесного участка не имеется, то отказ Управления в формировании путем раздела общего участка с кадастровым номером 27:14:0000000:49, независимо от мотивов такого решения, нормам действующего земельного и лесного законодательства также не противоречит.
Суд кассационной инстанции соглашается с позицией Правительства края и Минприроды края об ошибочности вывода судов первой и апелляционной инстанции о возможности представления в аренду части лесного участка (при наличии учетного номера) для рекреационной деятельности.
Такой вывод действительно противоречит пункту 1 статьи 4.1 Вводного закона, части 2 статьи 72 Лесного кодекса РФ и абзацу 6 пункта 9 Постановления Пленума ВАС РФ N 73, по смыслу которых заключение договора аренды находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, предусматривающего, что арендатору будет предоставлена в пользование только часть земельного участка, без предварительного проведения кадастрового учета названной части участка не допускается.
Однако данный вывод судов не повлиял на итоги рассмотрения настоящего спора.
Также с учетом вышеизложенного не имеет решающего значения для правильного рассмотрения спора вопрос о полномочиях отдельных органов публичной власти (федерального или регионального значения) по формированию лесных участков.
Вместе с тем, несмотря на это, суд кассационной инстанции считает возможным согласиться с выводами арбитражных судов о том, что образование лесных участков в целях их дальнейшего предоставления в аренду заинтересованным лицам должно осуществляться исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Такие выводы судов первой и апелляционной инстанции сделаны по итогам анализа содержания полномочий Росимущества в целом и его территориальных органов в частности, предусмотренных Приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374 (в редакции от 18.09.2013, от 17.01.2014) "Об утверждении типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом" (далее - Положение о территориальном органе Росимущества) а также с учетом информационных писем Минэкономразвития России от 11.10.2013 N 21800-ПК/23н и заместителя руководителя Росимущества от 23.10.2013 N ПП-10/49554 "О полномочиях по разделу лесных участков из состава земель лесного фонда".
При этом рекомендательный характер названных писем не является определяющим и не свидетельствует о незаконности указанных выводов судов.
Однако при этом следует дополнительно отметить, что полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений прямо определены в статье 81 Лесного кодекса РФ, в которой формирование (образование) лесных участков отдельным образом не упоминается.
Наряду с этим пунктом 2 частью 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ прямо предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление ряда полномочий в области лесных отношений, включая предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих аукционов), принятие решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключение соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда.
При этом уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе давать обязательные для исполнения указания о формировании лесных участков и об их предоставлении для федеральных нужд в порядке, установленном настоящим Кодексом (пункт 7 части 9 статьи 83 Лесного кодекса РФ).
Следовательно, принимая во внимание, что определение (описание) предмета договора аренды (а при необходимости его формирование в установленном законом порядке) осуществляется непосредственно арендодателем и является одной из неотъемлемых стадий процедуры заключения договора, то реализация таких полномочий в силу специальных предписаний лесного законодательства действительно должна является прерогативой органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Иное может привести к несогласованности действий публичных органов власти по вопросам формирования и дальнейшего предоставления в пользование лесных участков, а также повлечь необоснованное затягивание данных процедур.
Таким образом, как правильно указано судами первой и апелляционной инстанций в обжалуемых судебных актах, оспариваемое письмо Управления от 30.04.2014 N 4279.1-08 соответствует действующему законодательству, что само по себе исключает возможность удовлетворения заявленных обществом требований.
Ссылки заявителя жалобы на пункт 4.2.25 Положения о территориальном органе Росимущества, в силу которого к полномочиям Управления относится принятие решений об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью более десяти гектар, в данном случае не принимаются, поскольку эти полномочия носят общий характер и не учитывают особенностей распоряжения участками лесного форда.
В то же время согласно пункту 5.35 (3) Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432, Росимущество в установленном порядке принимает решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
В данном же случае иной порядок распоряжения участками лесного фонда специальным образом определен нормами статей 81, 83 Лесного кодекса РФ.
По этой причине доводы кассационной жалобы в части несогласия с выводами судов о наличии у органов публичной власти субъекта Российской Федерации соответствующих полномочий по образованию участков лесного фонда, являющихся федеральной собственностью, подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании подлежащих применению норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 АПК РФ), арбитражными судами не допущено.
С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 26.08.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2014 по делу N А73-8115/2014 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
С.И.ГРЕБЕНЩИКОВ

Судьи
О.В.ЦИРУЛИК
С.Н.НОВИКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)