Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Лугинина О.В.
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Украинцевой С.Н.
судей Королевой Е.В. и Зиганшина И.К.
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению О. ФИО7 об оспаривании решения ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Приморского края"
по апелляционной жалобе О.
на решение Уссурийского районного суда города Владивостока Приморского края от 28 ноября 2013 года,
которым в удовлетворении жалобы О.Р.В. на решение ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Приморского края" отказано.
Заслушав доклад судьи Королевой Е.В., объяснения представителя О. - П., судебная коллегия
установила:
О. обратился в суд с вышеназванным заявлением, указав, что являясь собственником земельного участка, общей площадью 2600 кв. м, расположенного относительно ориентира - <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: для ведения личного подсобного хозяйства, 19 августа 2013 года обратился в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Приморского края" с заявлением о государственном учете изменений объекта недвижимости. Решением N от ДД.ММ.ГГГГ года заявителю в удовлетворении обращения было отказано в связи с тем, что уточненная площадь земельного участка не может превышать площадь, сведения о которой относительно данного земельного участка содержатся в ГКН, более чем на 10 процентов от декларированной площади, что применительно к данному земельному участку составляет - 260 кв. м. Заявитель полагает данный отказ незаконным, поскольку ссылка на Решение Думы муниципального образования города Уссурийск и Уссурийский район N 104 от 30 ноября 2004 года "О правилах землепользования и застройки земель Уссурийского городского округа" не может применяться в отношении земельных участков, не являющихся образуемыми и измененными. Ссылку на письмо Министерства экономического развития РФ от 17 октября 2011 года N 22781-ИМ/Д23 заявитель также считает неправомерной, поскольку указанное письмо не имеет силы закона и не может регулировать правоотношения. Заявитель полагает, что поскольку имеет место лишь уточнение границ принадлежащего ему земельного участка в размере + 600 кв. м к общей площади, то на государственный кадастровый учет должен быть поставлен земельный участок площадью 3200 кв. м (2600 кв. м + 600 кв. м). Просит признать решение филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Приморского края" N от ДД.ММ.ГГГГ года незаконным, отменить его, обязать филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Приморского края" осуществить государственный кадастровый учет в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка, расположенного относительно ориентира - <адрес>, в соответствии с межевым планом.
Дело рассмотрено в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Представитель филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Приморского края" представил суду письменные возражения относительно заявленных требований, настаивая на законности оспариваемых действий.
Судом вынесено указанное решение, с которым не согласился О. Им подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда, в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильным применением норм материального права.
Судебная коллегия, изучив письменные материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела таких нарушений судом не допущено.
Ведение государственного кадастра недвижимости, осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулируется Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с частью 1 статьи 16 указанного закона кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего закона сведений об объекте недвижимости.
Согласно пункту 1 части 5 статьи 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с данным Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Судом установлено, что заявитель, являясь собственником земельного участка, общей площадью 2600 кв. м, расположенного относительно ориентира: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов с разрешенным использованием - для ведения личного подсобного хозяйства. Согласно сведениям ГКН уточняемый земельный участок расположен в территориальной зоне "зона застройки индивидуальными жилыми домами" (Ж-1). ДД.ММ.ГГГГ О. обратился с заявлением о государственном учете изменений объекта недвижимости, представив межевой план о площади земельного участка с кадастровым номером N в 3 200 кв. м. Решением N от ДД.ММ.ГГГГ года заявителю в осуществлении государственного учета изменений объекта недвижимости было отказано в связи с тем, что уточненная площадь ранее указанного земельного участка более чем на 10 процентов превышает площадь, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ГКН.
В силу пункта 1 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Градостроительные регламенты являются частью правил землепользования и застройки (часть 2 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ), утверждаемых представительным органом местного самоуправления (часть 1 статьи 32 Градостроительного кодекса РФ). В них указываются: виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 6 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ).
Таким образом, применительно к положениям пункта 1 части 5 статьи 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, должен определяться с учетом положений градостроительных регламентов и правил землепользования и застройки.
Решением Думы муниципального образования город Уссурийск и Уссурийский район от 30 ноября 2004 года N 104 утверждены Правила землепользования и застройки Уссурийского городского округа. В соответствии с указанными Правилами к видам разрешенного использования земель в зоне Ж-1, в которой расположен земельный участок заявителя, не относится ведение личного подсобного хозяйства. Предельные размеры земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, Правилами не установлены.
Учитывая данное обстоятельство, суд пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку предельные размеры земельных участков, расположенных в зоне застройки индивидуальными жилыми домами, с разрешенным видом использования - ведение личного подсобного хозяйства, Правилами землепользования и застройки Уссурийского городского округа не определены, то максимальная величина уточнения площади земельного участка должна определяться процентным отношением к площади участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Установив, что площадь земельного участка составляет 2 600 кв. м, заявитель просит зарегистрировать уточнение на 600 кв. м, что составляет больше 10 процентов от площади земельного участка, запись о котором содержится в кадастре, то оспариваемые действия ФГБУ "ФКП Росреестра" по Приморскому краю об отказе в учете изменений объекта недвижимости обоснованно признаны судом соответствующими закону и не нарушающими прав и свобод заявителя.
Довод апелляционной жалобы о том, что к сложившимся правоотношениям следовало применять Постановление администрации Уссурийского муниципального образования город Уссурийск и Уссурийский район Приморского края от 23 июня 1997 года N 842 "О предельных минимальных размерах земельных участков в Уссурийском районе", которым предельные минимальные размеры земельных участков, выделяемых под личное подсобное хозяйство в Уссурийском районе, определены в 600 кв. м, нельзя признать состоятельным, поскольку вид разрешенного использования земельного участка заявителя не соответствует градостроительным нормам, разрешенному регламенту использования земельного участка. Применение указанного постановления к земельному участку, имеющему вид разрешенного использования не допустимый для территориальной зоны, в которой он расположен, противоречило бы земельному законодательству.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства, доводы апелляционной жалобы повторяют позицию заявителя, являвшуюся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и не влекут отмену или изменение решения суда.
Руководствуясь статьями 327 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Уссурийского районного суда Приморского края от 28 ноября 2013 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИМОРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 13.02.2014 ПО ДЕЛУ N 33-967
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 февраля 2014 г. по делу N 33-967
Судья Лугинина О.В.
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Украинцевой С.Н.
судей Королевой Е.В. и Зиганшина И.К.
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению О. ФИО7 об оспаривании решения ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Приморского края"
по апелляционной жалобе О.
на решение Уссурийского районного суда города Владивостока Приморского края от 28 ноября 2013 года,
которым в удовлетворении жалобы О.Р.В. на решение ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Приморского края" отказано.
Заслушав доклад судьи Королевой Е.В., объяснения представителя О. - П., судебная коллегия
установила:
О. обратился в суд с вышеназванным заявлением, указав, что являясь собственником земельного участка, общей площадью 2600 кв. м, расположенного относительно ориентира - <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: для ведения личного подсобного хозяйства, 19 августа 2013 года обратился в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Приморского края" с заявлением о государственном учете изменений объекта недвижимости. Решением N от ДД.ММ.ГГГГ года заявителю в удовлетворении обращения было отказано в связи с тем, что уточненная площадь земельного участка не может превышать площадь, сведения о которой относительно данного земельного участка содержатся в ГКН, более чем на 10 процентов от декларированной площади, что применительно к данному земельному участку составляет - 260 кв. м. Заявитель полагает данный отказ незаконным, поскольку ссылка на Решение Думы муниципального образования города Уссурийск и Уссурийский район N 104 от 30 ноября 2004 года "О правилах землепользования и застройки земель Уссурийского городского округа" не может применяться в отношении земельных участков, не являющихся образуемыми и измененными. Ссылку на письмо Министерства экономического развития РФ от 17 октября 2011 года N 22781-ИМ/Д23 заявитель также считает неправомерной, поскольку указанное письмо не имеет силы закона и не может регулировать правоотношения. Заявитель полагает, что поскольку имеет место лишь уточнение границ принадлежащего ему земельного участка в размере + 600 кв. м к общей площади, то на государственный кадастровый учет должен быть поставлен земельный участок площадью 3200 кв. м (2600 кв. м + 600 кв. м). Просит признать решение филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Приморского края" N от ДД.ММ.ГГГГ года незаконным, отменить его, обязать филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Приморского края" осуществить государственный кадастровый учет в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка, расположенного относительно ориентира - <адрес>, в соответствии с межевым планом.
Дело рассмотрено в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Представитель филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Приморского края" представил суду письменные возражения относительно заявленных требований, настаивая на законности оспариваемых действий.
Судом вынесено указанное решение, с которым не согласился О. Им подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда, в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильным применением норм материального права.
Судебная коллегия, изучив письменные материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела таких нарушений судом не допущено.
Ведение государственного кадастра недвижимости, осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулируется Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с частью 1 статьи 16 указанного закона кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего закона сведений об объекте недвижимости.
Согласно пункту 1 части 5 статьи 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с данным Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Судом установлено, что заявитель, являясь собственником земельного участка, общей площадью 2600 кв. м, расположенного относительно ориентира: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов с разрешенным использованием - для ведения личного подсобного хозяйства. Согласно сведениям ГКН уточняемый земельный участок расположен в территориальной зоне "зона застройки индивидуальными жилыми домами" (Ж-1). ДД.ММ.ГГГГ О. обратился с заявлением о государственном учете изменений объекта недвижимости, представив межевой план о площади земельного участка с кадастровым номером N в 3 200 кв. м. Решением N от ДД.ММ.ГГГГ года заявителю в осуществлении государственного учета изменений объекта недвижимости было отказано в связи с тем, что уточненная площадь ранее указанного земельного участка более чем на 10 процентов превышает площадь, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ГКН.
В силу пункта 1 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Градостроительные регламенты являются частью правил землепользования и застройки (часть 2 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ), утверждаемых представительным органом местного самоуправления (часть 1 статьи 32 Градостроительного кодекса РФ). В них указываются: виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 6 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ).
Таким образом, применительно к положениям пункта 1 части 5 статьи 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, должен определяться с учетом положений градостроительных регламентов и правил землепользования и застройки.
Решением Думы муниципального образования город Уссурийск и Уссурийский район от 30 ноября 2004 года N 104 утверждены Правила землепользования и застройки Уссурийского городского округа. В соответствии с указанными Правилами к видам разрешенного использования земель в зоне Ж-1, в которой расположен земельный участок заявителя, не относится ведение личного подсобного хозяйства. Предельные размеры земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, Правилами не установлены.
Учитывая данное обстоятельство, суд пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку предельные размеры земельных участков, расположенных в зоне застройки индивидуальными жилыми домами, с разрешенным видом использования - ведение личного подсобного хозяйства, Правилами землепользования и застройки Уссурийского городского округа не определены, то максимальная величина уточнения площади земельного участка должна определяться процентным отношением к площади участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Установив, что площадь земельного участка составляет 2 600 кв. м, заявитель просит зарегистрировать уточнение на 600 кв. м, что составляет больше 10 процентов от площади земельного участка, запись о котором содержится в кадастре, то оспариваемые действия ФГБУ "ФКП Росреестра" по Приморскому краю об отказе в учете изменений объекта недвижимости обоснованно признаны судом соответствующими закону и не нарушающими прав и свобод заявителя.
Довод апелляционной жалобы о том, что к сложившимся правоотношениям следовало применять Постановление администрации Уссурийского муниципального образования город Уссурийск и Уссурийский район Приморского края от 23 июня 1997 года N 842 "О предельных минимальных размерах земельных участков в Уссурийском районе", которым предельные минимальные размеры земельных участков, выделяемых под личное подсобное хозяйство в Уссурийском районе, определены в 600 кв. м, нельзя признать состоятельным, поскольку вид разрешенного использования земельного участка заявителя не соответствует градостроительным нормам, разрешенному регламенту использования земельного участка. Применение указанного постановления к земельному участку, имеющему вид разрешенного использования не допустимый для территориальной зоны, в которой он расположен, противоречило бы земельному законодательству.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства, доводы апелляционной жалобы повторяют позицию заявителя, являвшуюся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и не влекут отмену или изменение решения суда.
Руководствуясь статьями 327 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Уссурийского районного суда Приморского края от 28 ноября 2013 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)