Судебные решения, арбитраж
Купля-продажа земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кольцовой Н.Н.,
судей Мухина С.М., Марковой Т.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тер-Акопян Г.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества г. Москвы на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.12.2014 по делу N А40-129332/14 принятое судьей Рыбиным Д.С. (шифр судьи: 176-653)
по заявлению ОАО "Автокомбинат-4" (ОГРН 1027700283050, 115114, Москва, Шлюзовая наб., д. 2/1, стр. 1)
к Департаменту городского имущества г. Москвы (115054, Москва, ул. Бахрушина, д. 20)
о признании незаконным решения,
при участии:
- от заявителя: Литвинов Д.В. по дов. от 11.08.2014; Тер-Акопов В.Г. по дов. от 18.02.2015;
- от ответчика: Важина А.Н. по дов. от 30.12.2014;
- установил:
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось ОАО "Автокомбинат-4" с заявлением о признании незаконным отказа Департамента городского имущества города Москвы, изложенного в письме от 28.11.2011 N 33-5ТО-2398/11-(0)-1, в заключении с ОАО "Автокомбинат-4" договора купли-продажи земельного участка площадью 14.700 кв. м с кадастровым номером 77:01:0006018:11, расположенного по адресу: г. Москва, Шлюзовая набережная, вл. 2/1; об обязании ответчика вынести распоряжение о возмездном предоставлении в собственность ОАО "Автокомбинат-4" земельного участка площадью 14.700 кв. м с кадастровым номером 77:01:0006018:11, расположенного по адресу: г. Москва, Шлюзовая набережная, вл. 2/1, по цене 20% от его кадастровой стоимости, действовавшей на 21.11.2011; об обязании ответчика подготовить и заключить с ОАО "Автокомбинат-4" договор купли-продажи земельного участка площадью 14.700 кв. м с кадастровым номером 77:01:0006018:11, расположенного по адресу: г. Москва, Шлюзовая набережная, вл. 2/1, по цене 20% от его кадастровой стоимости, действовавшей на 21.11.2011.
Решением суда от 15.12.2014 г. решение Департамента городского имущества г. Москвы, изложенное в письме от 28.11.2011 N 33-5ТО-2398/11-(0)-1, в заключении с ОАО "Автокомбинат-4" договора купли-продажи земельного участка площадью 14.700 кв. м с кадастровым номером 77:01:0006018:11, расположенного по адресу: г. Москва, Шлюзовая набережная, вл. 2/1, признано незаконным. Суд обязал Департамент городского имущества города Москвы вынести распоряжение о возмездном предоставлении в собственность ОАО "Автокомбинат-4" земельного участка площадью 14.700 кв. м с кадастровым номером 77:01:0006018:11, расположенного по адресу: г. Москва, Шлюзовая набережная, вл. 2/1, по цене 20% от его кадастровой стоимости, действовавшей на 21.11.2011, а также подготовить и направить в адрес ОАО "Автокомбинат-4" проект договора купли-продажи земельного участка площадью 14.700 кв. м с кадастровым номером 77:01:0006018:11, расположенного по адресу: г. Москва, Шлюзовая набережная, вл. 2/1, по цене 20% от его кадастровой стоимости, действовавшей на 21.11.2011. При этом суд исходил из того, что вид разрешенного использования земельного участка может быть установлен самостоятельно органом государственной власти при принятии решения о предоставлении его в собственность.
С решением суда не согласился ответчик - Департамент городского имущества города Москвы и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт. В обоснование своих требований ответчик ссылается на то, что оснований для применения п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и выкупа земельного участка по цене 20% от кадастровой стоимости земельного участка отсутствуют.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель возражает против удовлетворения апелляционной жалобы и просит решение суда оставить без изменения, поскольку считает решение суда законным и обоснованным. Заявителем представлен отзыв на апелляционную жалобу.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156, 266, 268 АПК РФ. Оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, обстоятельствами, подлежащими установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов, являются проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Срок, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем соблюден.
Как следует из материалов дела, 21.11.2011 года ОАО "Автокомбинат-4" обратилось в Департамент Земельных ресурсов города Москвы с заявление о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006018:11, площадью 14 700 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, Шлюзовая наб., вл. 2/1 (т. 1, л.д. 8).
Департамент городского имущества г. Москвы в письме от 12.05.2014 N ДГИ-1-45044/14-1 сообщил, что по результатам заявления департаментом был подготовлен отказ от 28.11.2011 N 33-5Т0-2398/11-(0)-1 в оформлении договора купли-продажи земельного участка и направлен ООО "Автокомбинат-4" почтовой связью по адресу: Шлюзовая набережная, д. 2/1, стр. 1 Москва (т. 1, л.д. 9).
В ответ на письмо от 12.05.2014 N ДГИ-1-45044/14-1 заявитель направил в адрес Департамента городского имущества г. Москвы письмо от 27.05.2014 N 212, в котором указывает, что решение Департамента городского имущества г. Москвы связанное с оформлением договора купли-продажи земельного участка по заявке от 20.11.2011 N 33-5ТО-2398/11-(0)-0 в адрес ОАО "Автокомбинат-4" не поступало и просит выдать документы в ответ на ранее поданное заявление о предоставлении в собственность земельного участка (т. 1, л.д. 10).
26.06.2014 года Департамент городского имущества г. Москвы письмом N ДГИ-1-67852/14-1 сообщил, что отказ получен представителем заявителя "30" ноября 2011 года (л.д. 13).
Оспариваемым отказом, оформленным письмом от 28.11.2011 N 33-5ТО-2398/11-(0)-1, заявителю было сообщено о невозможности оформления запрашиваемого документа с указанием на то, что в соответствии с кадастровым паспортом от 09.11.2011 N 77/501/11-64447 разрешенного использование земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006018:11 - "эксплуатация зданий и сооружений". Данный вид разрешенного использования не соответствует Приказу Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39 "Об утверждении методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" и постановлению Правительства Москвы от 25.05.2011 N 228-ПП "Об утверждении перечня видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в г. Москве" (т. 2, л.д. 7 - 8).
Посчитав данный отказ не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и нарушающим права и законные интересы заявителя, ОАО "Автокомбинат-4" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с п. 1 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно п. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
На основании п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Согласно п. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
В соответствии с п. 6 ст. 36 ЗК РФ решение о предоставлении земельного участка в аренду уполномоченный орган должен принять в месячный срок со дня поступления заявления о приобретении прав на земельный участок. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
- Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 1 июля 2012 года осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности коммерческим организациям, являющихся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участках. При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;
- В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона РФ от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно п. 5 ст. 4 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" в решениях Правительства Москвы (уполномоченных им органов) о предоставлении земельного участка в частную собственность, на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного срочного пользования, аренды, а также в заключаемых указанными органами исполнительной власти города Москвы договорах купли-продажи, аренды и иных договорах, предметом которых являются земельные участки, устанавливаются вид использования земельного участка из числа разрешенных градостроительным регламентом, соответствующий фактическому использованию на момент передачи земельного участка, а также требования к использованию земельного участка, обусловленные природоохранным законодательством Российской Федерации и законодательством города Москвы.
В материалы дела представлены свидетельства о государственной регистрации права собственности от 14.11.2000 серии 77 НН N 206402, серии 77 НН N 206403, серии 77 НН N 206404, серии 77 НН N 206405, серии 77 НН N 206406, от 13.06.2012 серии 77-АО N 105562, серии 77-АО N 060689, от 07.03.2001 серии 77 НН 022806 из которых следует, что ОАО "Автокомбинат-4" на праве собственности принадлежат объекты недвижимости
Таким образом, основание, указанное в отказе Департамента городского имущества об оформлении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номер 77:01:0006018:11 выразившееся в письме от 28.11.2011 N 33-5ТО-2398/11-(0)-1 не соответствует нормам Земельного кодекса Российской Федерации и не может являться законным.
Судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что вид разрешенного использования земельного участка может быть установлен самостоятельно органом государственной власти при принятии решения о предоставлении его в собственность.
С учетом изложенного, удовлетворяя требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспариваемый отказ Департамента в предоставлении ОАО "Автокомбинат-4" в собственность земельного участка площадью 14.700 кв. м с кадастровым номером 77:01:0006018:11, расположенного по адресу: г. Москва, Шлюзовая набережная, вл. 2/1, не соответствует действующему законодательству РФ и нарушает права и законные интересы заявителя, как собственника расположенных по вышеуказанному адресу зданий, в связи с чем подлежит признанию незаконным.
Довод ответчика о том, что оснований для выкупа земельного участка по цене 20% его кадастровой стоимости земельного участка отсутствуют, не принимается судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 6 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в г. Москве" до 1 июля 2012 года цена в размере 20 процентов кадастровой стоимости земельного участка устанавливается при приобретении земельных участков коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями, являющимися собственниками расположенных на таких земельных участках объектов капитального строительства, в том числе возведенных на месте разрушенных или снесенных либо реконструированных зданий, строений, сооружений, если эти объекты капитального строительства были отчуждены из государственной или муниципальной собственности.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 1 июля 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка.
Таким образом, учитывая, что ОАО "Автокомбинат-4" обратился к ответчику с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006018:11, площадью 14 700 кв. м, 21.11.2011, то выкупная цена указанного земельного участка устанавливается на момент подачи заявления, то есть 20% от его кадастровой стоимости.
Довод ответчика о нарушении срока на подачу заявления обращения в суд, рассмотрен судом первой инстанции и обоснованно отклонен, поскольку доказательств направления письма от 28.11.2011 N 33-5ТО2398/11-(0)-1 в адрес заявителя и получения заявителем не представлено. Об оспариваемом отказе заявитель узнал из письма Департамента от 12.05.2014 N ДГИ-1-45044/ш-1 (т. 1, л.д. 9).
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.12.2014 по делу N А40-129332/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
Н.Н.КОЛЬЦОВА
Судьи
Т.Т.МАРКОВА
С.М.МУХИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.03.2015 N 09АП-2797/2015 ПО ДЕЛУ N А40-129332/14
Разделы:Купля-продажа земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 марта 2015 г. N 09АП-2797/2015
Дело N А40-129332/14
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кольцовой Н.Н.,
судей Мухина С.М., Марковой Т.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тер-Акопян Г.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества г. Москвы на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.12.2014 по делу N А40-129332/14 принятое судьей Рыбиным Д.С. (шифр судьи: 176-653)
по заявлению ОАО "Автокомбинат-4" (ОГРН 1027700283050, 115114, Москва, Шлюзовая наб., д. 2/1, стр. 1)
к Департаменту городского имущества г. Москвы (115054, Москва, ул. Бахрушина, д. 20)
о признании незаконным решения,
при участии:
- от заявителя: Литвинов Д.В. по дов. от 11.08.2014; Тер-Акопов В.Г. по дов. от 18.02.2015;
- от ответчика: Важина А.Н. по дов. от 30.12.2014;
- установил:
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось ОАО "Автокомбинат-4" с заявлением о признании незаконным отказа Департамента городского имущества города Москвы, изложенного в письме от 28.11.2011 N 33-5ТО-2398/11-(0)-1, в заключении с ОАО "Автокомбинат-4" договора купли-продажи земельного участка площадью 14.700 кв. м с кадастровым номером 77:01:0006018:11, расположенного по адресу: г. Москва, Шлюзовая набережная, вл. 2/1; об обязании ответчика вынести распоряжение о возмездном предоставлении в собственность ОАО "Автокомбинат-4" земельного участка площадью 14.700 кв. м с кадастровым номером 77:01:0006018:11, расположенного по адресу: г. Москва, Шлюзовая набережная, вл. 2/1, по цене 20% от его кадастровой стоимости, действовавшей на 21.11.2011; об обязании ответчика подготовить и заключить с ОАО "Автокомбинат-4" договор купли-продажи земельного участка площадью 14.700 кв. м с кадастровым номером 77:01:0006018:11, расположенного по адресу: г. Москва, Шлюзовая набережная, вл. 2/1, по цене 20% от его кадастровой стоимости, действовавшей на 21.11.2011.
Решением суда от 15.12.2014 г. решение Департамента городского имущества г. Москвы, изложенное в письме от 28.11.2011 N 33-5ТО-2398/11-(0)-1, в заключении с ОАО "Автокомбинат-4" договора купли-продажи земельного участка площадью 14.700 кв. м с кадастровым номером 77:01:0006018:11, расположенного по адресу: г. Москва, Шлюзовая набережная, вл. 2/1, признано незаконным. Суд обязал Департамент городского имущества города Москвы вынести распоряжение о возмездном предоставлении в собственность ОАО "Автокомбинат-4" земельного участка площадью 14.700 кв. м с кадастровым номером 77:01:0006018:11, расположенного по адресу: г. Москва, Шлюзовая набережная, вл. 2/1, по цене 20% от его кадастровой стоимости, действовавшей на 21.11.2011, а также подготовить и направить в адрес ОАО "Автокомбинат-4" проект договора купли-продажи земельного участка площадью 14.700 кв. м с кадастровым номером 77:01:0006018:11, расположенного по адресу: г. Москва, Шлюзовая набережная, вл. 2/1, по цене 20% от его кадастровой стоимости, действовавшей на 21.11.2011. При этом суд исходил из того, что вид разрешенного использования земельного участка может быть установлен самостоятельно органом государственной власти при принятии решения о предоставлении его в собственность.
С решением суда не согласился ответчик - Департамент городского имущества города Москвы и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт. В обоснование своих требований ответчик ссылается на то, что оснований для применения п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и выкупа земельного участка по цене 20% от кадастровой стоимости земельного участка отсутствуют.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель возражает против удовлетворения апелляционной жалобы и просит решение суда оставить без изменения, поскольку считает решение суда законным и обоснованным. Заявителем представлен отзыв на апелляционную жалобу.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156, 266, 268 АПК РФ. Оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, обстоятельствами, подлежащими установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов, являются проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Срок, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем соблюден.
Как следует из материалов дела, 21.11.2011 года ОАО "Автокомбинат-4" обратилось в Департамент Земельных ресурсов города Москвы с заявление о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006018:11, площадью 14 700 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, Шлюзовая наб., вл. 2/1 (т. 1, л.д. 8).
Департамент городского имущества г. Москвы в письме от 12.05.2014 N ДГИ-1-45044/14-1 сообщил, что по результатам заявления департаментом был подготовлен отказ от 28.11.2011 N 33-5Т0-2398/11-(0)-1 в оформлении договора купли-продажи земельного участка и направлен ООО "Автокомбинат-4" почтовой связью по адресу: Шлюзовая набережная, д. 2/1, стр. 1 Москва (т. 1, л.д. 9).
В ответ на письмо от 12.05.2014 N ДГИ-1-45044/14-1 заявитель направил в адрес Департамента городского имущества г. Москвы письмо от 27.05.2014 N 212, в котором указывает, что решение Департамента городского имущества г. Москвы связанное с оформлением договора купли-продажи земельного участка по заявке от 20.11.2011 N 33-5ТО-2398/11-(0)-0 в адрес ОАО "Автокомбинат-4" не поступало и просит выдать документы в ответ на ранее поданное заявление о предоставлении в собственность земельного участка (т. 1, л.д. 10).
26.06.2014 года Департамент городского имущества г. Москвы письмом N ДГИ-1-67852/14-1 сообщил, что отказ получен представителем заявителя "30" ноября 2011 года (л.д. 13).
Оспариваемым отказом, оформленным письмом от 28.11.2011 N 33-5ТО-2398/11-(0)-1, заявителю было сообщено о невозможности оформления запрашиваемого документа с указанием на то, что в соответствии с кадастровым паспортом от 09.11.2011 N 77/501/11-64447 разрешенного использование земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006018:11 - "эксплуатация зданий и сооружений". Данный вид разрешенного использования не соответствует Приказу Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39 "Об утверждении методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" и постановлению Правительства Москвы от 25.05.2011 N 228-ПП "Об утверждении перечня видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в г. Москве" (т. 2, л.д. 7 - 8).
Посчитав данный отказ не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и нарушающим права и законные интересы заявителя, ОАО "Автокомбинат-4" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с п. 1 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно п. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
На основании п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Согласно п. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
В соответствии с п. 6 ст. 36 ЗК РФ решение о предоставлении земельного участка в аренду уполномоченный орган должен принять в месячный срок со дня поступления заявления о приобретении прав на земельный участок. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
- Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 1 июля 2012 года осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности коммерческим организациям, являющихся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участках. При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;
- В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона РФ от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно п. 5 ст. 4 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" в решениях Правительства Москвы (уполномоченных им органов) о предоставлении земельного участка в частную собственность, на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного срочного пользования, аренды, а также в заключаемых указанными органами исполнительной власти города Москвы договорах купли-продажи, аренды и иных договорах, предметом которых являются земельные участки, устанавливаются вид использования земельного участка из числа разрешенных градостроительным регламентом, соответствующий фактическому использованию на момент передачи земельного участка, а также требования к использованию земельного участка, обусловленные природоохранным законодательством Российской Федерации и законодательством города Москвы.
В материалы дела представлены свидетельства о государственной регистрации права собственности от 14.11.2000 серии 77 НН N 206402, серии 77 НН N 206403, серии 77 НН N 206404, серии 77 НН N 206405, серии 77 НН N 206406, от 13.06.2012 серии 77-АО N 105562, серии 77-АО N 060689, от 07.03.2001 серии 77 НН 022806 из которых следует, что ОАО "Автокомбинат-4" на праве собственности принадлежат объекты недвижимости
Таким образом, основание, указанное в отказе Департамента городского имущества об оформлении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номер 77:01:0006018:11 выразившееся в письме от 28.11.2011 N 33-5ТО-2398/11-(0)-1 не соответствует нормам Земельного кодекса Российской Федерации и не может являться законным.
Судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что вид разрешенного использования земельного участка может быть установлен самостоятельно органом государственной власти при принятии решения о предоставлении его в собственность.
С учетом изложенного, удовлетворяя требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспариваемый отказ Департамента в предоставлении ОАО "Автокомбинат-4" в собственность земельного участка площадью 14.700 кв. м с кадастровым номером 77:01:0006018:11, расположенного по адресу: г. Москва, Шлюзовая набережная, вл. 2/1, не соответствует действующему законодательству РФ и нарушает права и законные интересы заявителя, как собственника расположенных по вышеуказанному адресу зданий, в связи с чем подлежит признанию незаконным.
Довод ответчика о том, что оснований для выкупа земельного участка по цене 20% его кадастровой стоимости земельного участка отсутствуют, не принимается судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 6 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в г. Москве" до 1 июля 2012 года цена в размере 20 процентов кадастровой стоимости земельного участка устанавливается при приобретении земельных участков коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями, являющимися собственниками расположенных на таких земельных участках объектов капитального строительства, в том числе возведенных на месте разрушенных или снесенных либо реконструированных зданий, строений, сооружений, если эти объекты капитального строительства были отчуждены из государственной или муниципальной собственности.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 1 июля 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка.
Таким образом, учитывая, что ОАО "Автокомбинат-4" обратился к ответчику с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006018:11, площадью 14 700 кв. м, 21.11.2011, то выкупная цена указанного земельного участка устанавливается на момент подачи заявления, то есть 20% от его кадастровой стоимости.
Довод ответчика о нарушении срока на подачу заявления обращения в суд, рассмотрен судом первой инстанции и обоснованно отклонен, поскольку доказательств направления письма от 28.11.2011 N 33-5ТО2398/11-(0)-1 в адрес заявителя и получения заявителем не представлено. Об оспариваемом отказе заявитель узнал из письма Департамента от 12.05.2014 N ДГИ-1-45044/ш-1 (т. 1, л.д. 9).
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.12.2014 по делу N А40-129332/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
Н.Н.КОЛЬЦОВА
Судьи
Т.Т.МАРКОВА
С.М.МУХИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)