Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24.03.2014,
постановление изготовлено в полном объеме 28.03.2014.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Нарусова М.М.,
судей Сорокиной И.В., Гриднева А.Н.
от истца:
Комитет по управлению имуществом Тамбовской области не явились, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежаще
от ответчика:
ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области не явились, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежаще
от третьего лица:
Тамбовское областное государственное казенное учреждение "Центр занятости населения N 3" не явились, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежаще
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 04.09.2013 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2013 по делу N А64-4452/2013,
установил:
Комитет по управлению имуществом Тамбовской области (ОГРН 1066829046844, далее - истец) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области (ОГРН 1096829003974, далее - ответчик) о признании права государственной собственности субъекта Российской Федерации - Тамбовской области на земельный участок, площадью 908,00 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под размещение административного здания - с кадастровым (или условным) номером 68:23:1101056:0008:1239/27; гаража - с кадастровым (или условным) номером 68:23:1101056:0008:1239/Г/278, адрес (местоположение) объекта: Тамбовская область, Уметский район, р.п. Умет, ул. Молодежная, д. 2, кадастровый номер 68:23:1101056:8.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Тамбовское областное государственное казенное учреждение "Центр занятости населения N 3" (ОГРН 1136828000044).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 04.09.2013 (судья Егорова Т.В.), оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2013 (судьи Ушакова И.В., Сухова И.Б., Мокроусова Л.М.), заявленные исковые требования удовлетворены.
Ссылаясь на нарушение судом норм действующего законодательства, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Стороны, извещенные о дате, времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, своих представителей в суд округа не направили. Дело рассмотрено в отсутствие истца, ответчика и третьего лица в порядке, предусмотренном ст. 284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, отзыва на нее, проверив в порядке ст. 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу об оставлении принятых судебных актов без изменения на основании следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", на основании распоряжений Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тамбовской области (приказом Росимущества от 05.03.2009 N 63 реорганизовано в форме преобразования в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тамбовской области) от 06.12.2006 N 298-р, 26.03.2007 N 64-р осуществлена безвозмездная передача имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за Управлением Федеральной государственной службы занятости населения по Тамбовской области в собственность субъекта Российской Федерации - Тамбовской области.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тамбовской области "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за Управлением Федеральной государственной службы занятости населения по Тамбовской области в собственность Тамбовской области" от 26.03.2007 N 64-р прекращено право оперативного управления Управления Федеральной государственной службы занятости населения по Тамбовской области на относящееся к федеральной собственности имущество, указанное в приложении к указанному распоряжению. Субъекту Российской Федерации - Тамбовской области передано указанное в приложении к распоряжению имущество, имущественные и неимущественные права и обязанности в отношении всех кредиторов и должников ликвидируемого Управления Федеральной службы занятости населения по Тамбовской области.
В соблюдении пункта 6 указанного распоряжения, право собственности Тамбовской области на передаваемое имущество возникло с момента утверждения акта приема-передачи имущества государственных учреждений службы занятости (центров занятости населения), как имущественных комплексов, в государственную собственность Тамбовской области.
Согласно распоряжению Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тамбовской области от 06.12.2006 N 298-р "О безвозмездной передаче государственных учреждений службы занятости (центр занятости населения), как имущественных комплексов, в государственную собственность Тамбовской области" в государственную собственность Тамбовской области переданы государственные учреждения службы занятости (центр занятости населения), в том числе Тамбовское областное государственное учреждение "Центр занятости населения города Кирсанова", расположенное по адресу: Тамбовская область, Уметский район, р.п. Умет, ул. Молодежная, д. 2.
Тамбовское областное государственное учреждение "Центр занятости населения города Кирсанова" 02.11.2007 реорганизовано в форме выделения в Тамбовское областное государственное казенное учреждение "Центр занятости населения Уметского района".
17.01.2013 Тамбовское областное государственное казенное учреждение "Центр занятости населения Уметского района" реорганизовано в форме слияния в Тамбовское областное государственное казенное учреждение "Центр занятости населения N 3".
Административное здание указанного центра занятости - с кадастровым (или условным) номером 68:23:1101056:0008:1239/27; гараж - с кадастровым (или условным) номером 68:23:1101056:0008:1239/Г/278, которые расположены на спорном земельном участке находятся в собственности субъекта Российской Федерации - Тамбовской области, что подтверждают свидетельства о государственной регистрации права серии 68-АА 956494 выданное 10.07.2009, серии 68-АА 956496 выданное 10.07.2009.
Приобретение права собственности субъекта Российской Федерации - Тамбовской области на указанное недвижимое имущество осуществлено без переоформления прав на земельный участок, на котором расположено указанное недвижимое имущество.
Спорный земельный участок общей площадью 908,00 кв. м с кадастровым номером 68:23:1101056:8, расположенный по адресу: Тамбовская область, Уметский район, р.п. Умет, ул. Молодежная, д. 2, находится в собственности Российской Федерации и закреплен на постоянном (бессрочном) пользовании за Управлением Федеральной государственной службы занятости по Тамбовской области, что подтверждает свидетельство о государственной регистрации права серии 68 АА 299283 выданное 20.04.2004.
Ссылаясь на то, что государственную регистрацию права собственности субъекта Российской Федерации - Тамбовской области на спорный земельный участок не представляется возможным, истец обратился с исковым заявлением в арбитражный суд.
Кассационная коллегия полагает, что оценив все представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, суды пришли к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований, при этом правомерно руководствуясь следующим.
Согласно пункту 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком.
В соответствии с пунктом 2 статьи 214 Гражданского кодекса РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации) (п. 1 ст. 214 Гражданского кодекса РФ).
Пунктом 1 статьи 18 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в собственности субъектов Российской Федерации находятся, в том числе земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
В силу части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом, в котором указываются наименования и места нахождения передаваемого имущества.
Права на находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности объекты недвижимости регистрируются одновременно с правами на земельные участки, на которых расположены данные объекты недвижимости, на основании указанных в настоящей части решений, подписанных передаточных актов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой указанными в настоящей части решениями.
Согласно пункту 2 статьи 3.1. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации, в частности, относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, судами верно указано на то, что пункт 2 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ является нормой федерального закона, с момента введения в действие которой соответствующие земельные участки признаются находящимися в областной собственности. Данное положение представляет собой реализацию закрепленного в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. То обстоятельство, что в отношении спорного земельного участка ранее было зарегистрировано право собственности Российской Федерации, не может служить основанием для неприменения рассматриваемой нормы. По смыслу статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ закрепленное в нем разграничение государственной и областной собственности на землю должно реализовываться вне проведения каких-либо специальных процедур по передаче участков из собственности одного публичного образования в собственность другого публичного образования. Следовательно, ссылка заявителя жалобы на необходимость руководствоваться порядком передачи объектов недвижимости в областную собственность, установленным частью 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ, необоснованна.
Руководствуясь разъяснениями, содержащимися в п. п. 58, 59 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", правовой позицией, содержащейся в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 2178/11 от 19.07.2011, учитывая, что право собственности на расположенные на спорном земельном участке объекты недвижимости принадлежит субъекту Российской Федерации - Тамбовской области, суды пришли к обоснованному выводу о том, что спорный земельный участок в силу вышеприведенных норм права относится к собственности субъекта Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанции и не опровергают их выводы, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемых судебных актах выводов. В силу ст. 286 АПК РФ переоценка доказательств не входит в компетенцию кассационной инстанции.
Суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 04.09.2013 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2013 по делу N А64-4452/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий
М.М.НАРУСОВ
Судьи
И.В.СОРОКИНА
А.Н.ГРИДНЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 28.03.2014 ПО ДЕЛУ N А64-4452/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 марта 2014 г. по делу N А64-4452/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 24.03.2014,
постановление изготовлено в полном объеме 28.03.2014.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Нарусова М.М.,
судей Сорокиной И.В., Гриднева А.Н.
от истца:
Комитет по управлению имуществом Тамбовской области не явились, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежаще
от ответчика:
ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области не явились, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежаще
от третьего лица:
Тамбовское областное государственное казенное учреждение "Центр занятости населения N 3" не явились, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежаще
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 04.09.2013 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2013 по делу N А64-4452/2013,
установил:
Комитет по управлению имуществом Тамбовской области (ОГРН 1066829046844, далее - истец) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области (ОГРН 1096829003974, далее - ответчик) о признании права государственной собственности субъекта Российской Федерации - Тамбовской области на земельный участок, площадью 908,00 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под размещение административного здания - с кадастровым (или условным) номером 68:23:1101056:0008:1239/27; гаража - с кадастровым (или условным) номером 68:23:1101056:0008:1239/Г/278, адрес (местоположение) объекта: Тамбовская область, Уметский район, р.п. Умет, ул. Молодежная, д. 2, кадастровый номер 68:23:1101056:8.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Тамбовское областное государственное казенное учреждение "Центр занятости населения N 3" (ОГРН 1136828000044).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 04.09.2013 (судья Егорова Т.В.), оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2013 (судьи Ушакова И.В., Сухова И.Б., Мокроусова Л.М.), заявленные исковые требования удовлетворены.
Ссылаясь на нарушение судом норм действующего законодательства, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Стороны, извещенные о дате, времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, своих представителей в суд округа не направили. Дело рассмотрено в отсутствие истца, ответчика и третьего лица в порядке, предусмотренном ст. 284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, отзыва на нее, проверив в порядке ст. 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу об оставлении принятых судебных актов без изменения на основании следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", на основании распоряжений Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тамбовской области (приказом Росимущества от 05.03.2009 N 63 реорганизовано в форме преобразования в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тамбовской области) от 06.12.2006 N 298-р, 26.03.2007 N 64-р осуществлена безвозмездная передача имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за Управлением Федеральной государственной службы занятости населения по Тамбовской области в собственность субъекта Российской Федерации - Тамбовской области.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тамбовской области "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за Управлением Федеральной государственной службы занятости населения по Тамбовской области в собственность Тамбовской области" от 26.03.2007 N 64-р прекращено право оперативного управления Управления Федеральной государственной службы занятости населения по Тамбовской области на относящееся к федеральной собственности имущество, указанное в приложении к указанному распоряжению. Субъекту Российской Федерации - Тамбовской области передано указанное в приложении к распоряжению имущество, имущественные и неимущественные права и обязанности в отношении всех кредиторов и должников ликвидируемого Управления Федеральной службы занятости населения по Тамбовской области.
В соблюдении пункта 6 указанного распоряжения, право собственности Тамбовской области на передаваемое имущество возникло с момента утверждения акта приема-передачи имущества государственных учреждений службы занятости (центров занятости населения), как имущественных комплексов, в государственную собственность Тамбовской области.
Согласно распоряжению Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тамбовской области от 06.12.2006 N 298-р "О безвозмездной передаче государственных учреждений службы занятости (центр занятости населения), как имущественных комплексов, в государственную собственность Тамбовской области" в государственную собственность Тамбовской области переданы государственные учреждения службы занятости (центр занятости населения), в том числе Тамбовское областное государственное учреждение "Центр занятости населения города Кирсанова", расположенное по адресу: Тамбовская область, Уметский район, р.п. Умет, ул. Молодежная, д. 2.
Тамбовское областное государственное учреждение "Центр занятости населения города Кирсанова" 02.11.2007 реорганизовано в форме выделения в Тамбовское областное государственное казенное учреждение "Центр занятости населения Уметского района".
17.01.2013 Тамбовское областное государственное казенное учреждение "Центр занятости населения Уметского района" реорганизовано в форме слияния в Тамбовское областное государственное казенное учреждение "Центр занятости населения N 3".
Административное здание указанного центра занятости - с кадастровым (или условным) номером 68:23:1101056:0008:1239/27; гараж - с кадастровым (или условным) номером 68:23:1101056:0008:1239/Г/278, которые расположены на спорном земельном участке находятся в собственности субъекта Российской Федерации - Тамбовской области, что подтверждают свидетельства о государственной регистрации права серии 68-АА 956494 выданное 10.07.2009, серии 68-АА 956496 выданное 10.07.2009.
Приобретение права собственности субъекта Российской Федерации - Тамбовской области на указанное недвижимое имущество осуществлено без переоформления прав на земельный участок, на котором расположено указанное недвижимое имущество.
Спорный земельный участок общей площадью 908,00 кв. м с кадастровым номером 68:23:1101056:8, расположенный по адресу: Тамбовская область, Уметский район, р.п. Умет, ул. Молодежная, д. 2, находится в собственности Российской Федерации и закреплен на постоянном (бессрочном) пользовании за Управлением Федеральной государственной службы занятости по Тамбовской области, что подтверждает свидетельство о государственной регистрации права серии 68 АА 299283 выданное 20.04.2004.
Ссылаясь на то, что государственную регистрацию права собственности субъекта Российской Федерации - Тамбовской области на спорный земельный участок не представляется возможным, истец обратился с исковым заявлением в арбитражный суд.
Кассационная коллегия полагает, что оценив все представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, суды пришли к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований, при этом правомерно руководствуясь следующим.
Согласно пункту 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком.
В соответствии с пунктом 2 статьи 214 Гражданского кодекса РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации) (п. 1 ст. 214 Гражданского кодекса РФ).
Пунктом 1 статьи 18 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в собственности субъектов Российской Федерации находятся, в том числе земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
В силу части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом, в котором указываются наименования и места нахождения передаваемого имущества.
Права на находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности объекты недвижимости регистрируются одновременно с правами на земельные участки, на которых расположены данные объекты недвижимости, на основании указанных в настоящей части решений, подписанных передаточных актов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой указанными в настоящей части решениями.
Согласно пункту 2 статьи 3.1. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации, в частности, относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, судами верно указано на то, что пункт 2 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ является нормой федерального закона, с момента введения в действие которой соответствующие земельные участки признаются находящимися в областной собственности. Данное положение представляет собой реализацию закрепленного в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. То обстоятельство, что в отношении спорного земельного участка ранее было зарегистрировано право собственности Российской Федерации, не может служить основанием для неприменения рассматриваемой нормы. По смыслу статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ закрепленное в нем разграничение государственной и областной собственности на землю должно реализовываться вне проведения каких-либо специальных процедур по передаче участков из собственности одного публичного образования в собственность другого публичного образования. Следовательно, ссылка заявителя жалобы на необходимость руководствоваться порядком передачи объектов недвижимости в областную собственность, установленным частью 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ, необоснованна.
Руководствуясь разъяснениями, содержащимися в п. п. 58, 59 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", правовой позицией, содержащейся в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 2178/11 от 19.07.2011, учитывая, что право собственности на расположенные на спорном земельном участке объекты недвижимости принадлежит субъекту Российской Федерации - Тамбовской области, суды пришли к обоснованному выводу о том, что спорный земельный участок в силу вышеприведенных норм права относится к собственности субъекта Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанции и не опровергают их выводы, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемых судебных актах выводов. В силу ст. 286 АПК РФ переоценка доказательств не входит в компетенцию кассационной инстанции.
Суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 04.09.2013 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2013 по делу N А64-4452/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий
М.М.НАРУСОВ
Судьи
И.В.СОРОКИНА
А.Н.ГРИДНЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)