Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.07.2014 ПО ДЕЛУ N А56-61028/2013

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 июля 2014 г. по делу N А56-61028/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июля 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Есиповой О.И., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: Федосеевой Е.С.
при участии:
от ООО "ЭВРИКАл": Грибова Л.В. по доверенности от 26.06.2014
от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Санкт-Петербургу и Ленинградской области: Красильникова Ю.Г. по доверенности от 04.07.2013
от Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратуры: Рыбин С.В. по удостоверению N 158369 от 27.04.2014
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8367/2014) Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.03.2014 по делу N А56-61028/2013 (судья Соколова Н.Г.), принятое
по иску (заявлению) ООО "ЭВРИКАл"
к 1. Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
2. Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратуре
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ЭВРИКАл" (ОГРН 1127847039605, адрес: 192177, г. Санкт-Петербург, Шлиссельбургский пр., 3; далее - общество, ООО "ЭВРИКАл") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (адрес: 198095, г. Санкт-Петербург, ул. Швецова, д. 12; далее - Управление, административный орган) от 12.09.2013 N ОЗН-01/13-п-2 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Ленинградская межрайонная природоохранная прокуратура (адрес: 191028, г. Санкт-Петербург, ул. Моховая, д. 8; далее - Прокуратура).
Решением от 25.03.2014 арбитражный суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, признал незаконным и отменил постановление Управления от 12.09.2013 N ОЗН-01/13-п-2.
Не согласившись с решением суда, Управление обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, ООО "ЭВРИКАл" законно и обоснованно привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ, административным органом правомерно и обоснованно установлено и материалами дела подтверждается факт совершения обществом вменяемого административного правонарушения, выразившегося в том, что на земельном участке сельскохозяйственного назначения, принадлежащем ООО "ЭВРИКАл" на праве собственности, не выполняются установленные требования и обязательные мероприятия по защите земель и охране почв.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Прокуратуры поддержал позицию Управления по делу. Представитель ООО "ЭВРИКАл" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в возражениях.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, 13.06.2013 на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 47:26:0220001:248, расположенном по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, массив "Тельмана", ул. Красноборская, уч. 77/3-1 и принадлежащем ООО "ЭВРИКАл" на праве собственности, Прокуратурой проведена проверка соблюдения обществом земельного законодательства Российской Федерации. В качестве приглашенных специалистов принимали сотрудники Управления и специалисты ФГБУ "Межобластная Ленинградская ветеринарная лаборатория". Основанием для проведения проверки послужило обращение вице-губернатора Ленинградской области - Председателя по агропромышленному холдингу и рыбохозяйственному комплексу.
В ходе осмотра установлено, что ООО "ЭВРИКАл" на земельном участке сельскохозяйственного назначения не выполняет установленные требования и обязательные мероприятия по защите земель и охране почв от негативных (вредных) воздействий, в том числе связанных с нарушением почвенного покрова, в результате которых происходит деградация земель, не проводит механическую обработку почв, не использует участок для сельскохозяйственных целей.
Результаты осмотра земельного участка зафиксированы актом натурного обследования от 13.06.2013 (л.д. 132-133).
По итогам проверки 08.07.2013 прокурором в отношении ООО "ЭВРИКАл" вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении (л.д. 127-131), предусмотренном частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, которое вместе с материалами дела было передано в Управление для рассмотрения дела по существу.
Определением от 19.08.2013 Управлением назначена экспертиза почвы (грунта) земельного участка общества, проведение экспертизы поручено ФГБУ "Межобластная Ленинградская ветеринарная лаборатория". Определением от 29.08.2013 административным органом назначена повторная экспертиза, поскольку экспертиза, назначенная определением от 19.08.2013 проведена не была по причине воспрепятствования указанным действиям, о чем составлен акт от 26.08.2013. ООО "ЭВРИКАл", несмотря на надлежащее уведомление о проведении экспертизы, на отбор проб почвенных образцов не явилось.
По результатам рассмотрения постановления Прокурора и иных материалов проверки уполномоченным должностным лицом Управления вынесено постановление от 12.09.2013 N ОЗН-01/13-п-2 о назначении обществу административного наказания по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по защите земель и охране почв земельного участка от негативных (вредных) воздействий на окружающую среду, ухудшающего качественное состояние земель.
Обществу вменено нарушение требований Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ), Федерального закона от 10.01.1996 N 4-ФЗ "О мелиорации земель" (далее - Закон о мелиорации земель), Закона Ленинградской области от 12.07.1999 N 41-оз "О плодородии земель сельскохозяйственного назначения Ленинградской области" (далее - Закон ЛО N 41-оз).
Постановление от 12.09.2013 N ОЗН-01/13-п-2 оспорено обществом в судебном порядке.
Удовлетворяя требования ООО "ЭВРИКАл", арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности вменяемого обществу административного правонарушения, в связи с чем признал незаконным и отменил постановление Управления от 12.09.2013.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об обоснованности апелляционной жалобы Управления и наличии оснований для отмены решения суда.
Согласно части 2 статьи 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Частью 1 статьи 1 ЗК РФ к основным принципам земельного законодательства Российской Федерации отнесены, в том числе: учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю (пункт 1); приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде (пункт 2); деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (пункт 8).
В силу статьи 12 ЗК РФ использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: 1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; 2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В соответствии со статьей 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В силу части 1 статья 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: сохранению почв и их плодородия (пункт 1); защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель (пункт 2); ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель (пункт 4); рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот (пункт 6).
В силу части 1, 2 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Согласно части 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
В соответствии со статьей 8 Закона N 101-ФЗ собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны, в числе прочего, осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.
Собственники земель сельскохозяйственного назначения обязаны рационально использовать земли; исключать любое химическое, механическое и биологическое воздействие, приводящее к снижению плодородия и ухудшению фитосанитарного состояния земель (статья 9 областного закона N 41-оз).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 N 369 утвержден перечень признаков неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации. К таким признакам в частности относятся следующие: на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы; на сенокосах не производится сенокошение; на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка; на пастбищах не производится выпас скота; на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений; залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка; залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов; закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка.
В соответствии с ГОСТ 26640-85 85 "Земля. Термины и определения" охрана земель - это комплекс организационно-хозяйственных агрономических, технических, мелиоративных, экономических и правовых мероприятий по предотвращению и устранению процессов, ухудшающих состояние земель, а также случаев нарушения порядка пользования землями.
Факт совершения обществом вменяемого административного правонарушения подтверждается материалами дела, а именно актом натурального обследования от 13.06.2013, постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 08.07.2013. Кроме того, в материалы дела подставлен акт местной администрации муниципального образования от 24.04.2013, в соответствии с которым установлен факт сброса жидких отходов производства ООО "Мясоперерабатывающий комбинат "Тосненский" и признаки нарушения экологических, земельных, строительных норм со стороны ООО "Мясоперерабатывающий комбинат "Тосненский". Обществом направлена жалоба в Управление по факту незаконных действий Комбината. Между тем, других действий по защите земель и охране почв земельного участка, находящегося в собственности ООО "ЭВРИКАл" в материалы дела не представлено, доказательств направления претензий в адрес ООО "Мясоперерабатывающий комбинат "Тосненский" не представлено. Более того, в материалах дела имеется договор на проведение вертикальной планировки земельного участка от 23.04.2013 N Р23-04/13-2, заключенный ООО "ЭВРИКАл" с ООО "Империал Эко", в соответствии с которым на данном земельном участке будет производится вертикальная планировку земельного участка. Согласно техническому заданию от 23.04.2013 (приложение N 2 к договору N Р23-04/13-2) вертикальная планировка производится строительными отходами 5 класса опасности (грунт, бой бетона, бой кирпича). Проведение планировки земельных участков сельскохозяйственного назначения строительными отходами 5 класса опасности не соответствует требованиям земельного законодательства Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах, апелляционный суд считает представленные в материалы дела доказательства надлежащими и достаточными для установления в действиях ООО "ЭВРИКАл" состава вменяемого административного правонарушения в форме бездействия, выразившееся в том, что на земельном участке сельскохозяйственного назначения, находящемся в собственности общества, не выполняются установленные требования и обязательные мероприятия по защите земель и охране почв.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, обществом в материалы дела не представлено. ООО "ЭВРИКАл" имело реальную и объективную возможность для исполнения требований земельного законодательства по защите земель и охране почв на земельном участке сельскохозяйственного назначения.
При таких обстоятельствах выводы арбитражного суда первой инстанции о недоказанности вины общества во вменяемом правонарушении признаются апелляционным судом ошибочными.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения общества к административной ответственности арбитражными судами первой и апелляционной инстанции не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
Размер административного штрафа проверен судом апелляционной инстанции и признан обоснованным, назначенным с учетом характера вменяемого административного правонарушения, с учетом отсутствия сведений об обстоятельствах, смягчающих административную ответственность, в пределах санкции части 2 статьи 8.7 КоАП РФ. По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное обществу наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
На основании изложенного апелляционная жалоба Управления подлежит удовлетворения, а решение суда первой инстанции отмене. Излишне уплаченная ООО "ЭВРИКАл" государственная пошлина при обращении в арбитражный суд первой инстанции в размере 2 000 руб. подлежит возвращению обществу, поскольку в силу части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности не облагается государственной пошлиной.
Руководствуясь статьей 104, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25 марта 2014 года по делу N А56-61028/2013 отменить.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "ЭВРИКАл" о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 12.09.2013 N ОЗН-01/13-п-2 отказать.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ЭВРИКАл" (ОГРН 1127847039605, адрес: 192177, г. Санкт-Петербург, Шлиссельбургский пр., 3) из федерального бюджета 2 000 рублей государственной пошлины по первой инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
А.Б.СЕМЕНОВА

Судьи
О.И.ЕСИПОВА
Л.В.ЗОТЕЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)