Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.10.2015 N 10АП-11774/2015 ПО ДЕЛУ N А41-38134/15

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 октября 2015 г. по делу N А41-38134/15


Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 октября 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Игнахиной М.В., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу общества с ограниченной ответственностью "Экоквартал" - Пилюгина И.С. (представителя по доверенности от 28.08.2015),
от администрации Красногорского муниципального района Московской области - извещена, представитель не явился,
от Министерства имущественных отношений Московской области - извещено, представитель не явился
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Красногорского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 28.08.2015 по делу N А41-38134/15, принятое судьей Бирюковым Р.Ш.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Экоквартал" (прежнее наименование - общество с ограниченной ответственностью "Загородный квартал", далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации Красногорского муниципального района Московской области (далее - администрация) со следующими требованиями:
- - признать незаконным отказ администрации, выраженный в письме от 14.05.2015 N 1.2.6.-86/1078 в предоставлении в аренду земельного участка площадью 18 000+/-47 кв. м с кадастровым номером 50:11:0020206:295, расположенного по адресу: Московская область, Красногорский муниципальный район, сельское поселение Отрадненское, вблизи д. Сабурово;
- - обязать администрацию принять решение о предоставлении обществу в аренду данного земельного участка и направить в адрес общества проект договора аренды.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Министерство имущественных отношений Московской области (далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Московской области от 28.08.2015 требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе администрация просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение им обстоятельств по делу, неправильное применение норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель общества в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей администрации, министерства.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Общество 06.04.2014 обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в долгосрочную аренду с предварительным согласованием места размещения объекта земельного участка площадью 1,8 га, расположенного по адресу: Московская область, Красногорский район, д. Сабурово, в целях размещения коммунальных, складских, транспортных объектов, инженерных сооружений.
На основании данного обращения в газете "Красногорские вести" от 19.04.2014 N 50 опубликовано извещение, в котором администрация информировала жителей и общественные организации района о том, что общество осуществляет согласование акта выбора земельного участка площадью 1,8 га из земель Красногорского муниципального района, расположенного по адресу: Московская область, Красногорский район, дер. Сабурово, для размещения коммунальных, складских, транспортных объектов, инженерных сооружений. Также в газете была размещена приблизительная схема расположения испрашиваемого обществом земельного участка.
Каких-либо заявлений от других лиц о предоставлении земельного участка после публикации в администрацию не поступало.
Постановлением администрации от 19.11.2014 N 2567/11 обществу предварительно согласовано место размещения объекта на испрашиваемом земельном участке площадью 1,8 га, утвержден акт выбора земельного участка.
Постановлением администрации от 27.01.2015 N 123/1 утверждена схема расположения земельного участка площадью 18 000 кв. м на кадастровом плане территории, расположенного в Московской области, Красногорском районе, вблизи д. Сабурово, в юго-западной части кадастрового квартала 50611:0020206.
На основании этих документов общество организовало проведение кадастровых работ.
Сведения о земельном участке с кадастровым номером 50:11:0020206:295 общей площадью 18000+/-47 кв. м, категория земель: "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования: "для размещения коммунальных, складских, транспортных объектов, инженерных сооружений", расположенного по адресу: Московская область, Красногорский муниципальный район, сельское поселение Отрадненское, д. Сабурово внесены в государственный кадастр недвижимости 18.02.2015.
После постановки земельного участка на кадастровый учет общество 05.03.2015 повторно обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении его в аренду.
Администрация 14.05.2015 направила в адрес общества письмо (исх. N 1.2.6.-86/1078), которым сообщила об отказе в предоставлении земельного участка обществу в аренду, сославшись на то, что на основании протокола межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от 30.04.2015 проект постановления о предоставлении обществу земельного участка в аренду согласован не был. Основанием отказа явилось нарушение процедуры предварительного согласования места размещения объекта.
Не согласившись с отказом в предоставлении земельного участка в аренду, общество 26.05.2015 оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В силу статей 15, 22 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс, в редакции, действовавшей на момент обращения заявителя в администрацию с первоначальным заявлением о предоставлении земельного участка в аренду) граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность (аренду). Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность (аренду) граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности, предоставляться в аренду.
В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом местного самоуправления опубликовано сообщение о наличии предлагаемых для передачи в аренду и находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, предоставление таких земельных участков осуществляется в соответствии со статьями 30, 38, 38.1 и 38.2 Земельного кодекса (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).
В данном случае информация о предоставлении в аренду общества земельного участка опубликована в газете "Красногорские вести" от 19.04.2014 N 50, то есть до 01.03.2015 - дня вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Земельного кодекса предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду без проведения торгов. В связи с этим отклоняется довод администрации об отсутствии у нее правовых оснований для предоставления обществу в аренду земельного участка без проведения торгов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса.
Процедура утверждения акта выбора и схемы границ земельного участка установлена статьей 31 Земельного кодекса.
В соответствии с пунктом 1 данной статьи Земельного кодекса гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, с соответствующим заявлением и необходимым пакетом документов. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 названной статьи).
Согласно пункту 3 статьи 31 Земельного кодекса органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Данная информация была опубликована в газете "Красногорские вести" от 19.04.2014 N 50. Возражений и замечаний по данному информационному сообщению не поступало.
Согласно пункту 5 статьи 31 Земельного кодекса результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Согласно пункту 6 статьи 31 Земельного кодекса исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выбор земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Согласно пункту 7 статьи 31 Земельного кодекса копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения.
Согласно пункту 9 статьи 31 Земельного кодекса решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 3.3 данного Закона, введенному в действие с 01.03.2015, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
Таким образом, в соответствии с приведенными нормами рассмотрение заявлений и принятие в установленные сроки обоснованных решений о предоставлении земельных участков в собственность или аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Ссылка администрации на то, что основанием для отказа послужило отрицательное решение Межведомственной комиссии по земельно-имущественным отношениям в Московской области, отклоняется апелляционным судом по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 Положения о Межведомственной комиссии по земельно-имущественным отношениям в Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 03.09.2012 N 1078/31, Межведомственная комиссия по земельно-имущественным отношениям в Московской области является коллегиальным совещательным органом, обеспечивающим взаимодействие исполнительных органов государственной власти Московской области по вопросам изменения категории земельных участков, приобретения земельных участков в собственность Московской области, передачи земельных участков из собственности Московской области в собственность муниципальных образований Московской области, передачи Московской области полномочий по распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности, об участии Московской области в проектах государственно-частного партнерства.
Таким образом, принимаемые комиссией решения являются предварительными и не влекут каких-либо правовых последствий для заявителя. Решение Межведомственной комиссии, на которое ссылается администрация района, само по себе не могло в соответствии с нормами федерального законодательства (Земельного кодекса) служить основанием для принятия решения об отказе в предоставлении заявителю земельного участка в аренду и не порождает для заявителя предусмотренных законом прав и обязанностей.
Довод общества о том, что на момент повторного обращения общества в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду статьи 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации утратили силу, в связи с чем у администрации отсутствовала возможность выдачи положительного ответа на запрос и предоставления земельного участка в аренду, подлежит отклонению, поскольку общество, первоначально обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду - 06.04.2014, то есть до 01.03.2015 - дня вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования общества.
Из доводов администрации, материалов дела оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 28.08.2015 по делу N А41-38134/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.

Председательствующий судья
Е.Е.ШЕВЧЕНКО

Судьи
М.В.ИГНАХИНА
М.А.НЕМЧИНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)