Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 03.09.2015 ПО ДЕЛУ N 33-13178/2015

Требование: Об оспаривании акта об утверждении проекта границ разделения земельного участка, признании необоснованной постановки участка на ГКН, исключении из ГКН сведений об участке.

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Прокурор ссылается на то, что фактически участок находится на территории лесного фонда, а мероприятия по расширению границ населенного пункта не проведены.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 сентября 2015 года


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Нурисламова Ф.Т.,
судей: Киньягуловой Т.М., Мугиновой Р.Х.,
при секретаре Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции гражданское дело по иску прокурора Иглинского района Республики Башкортостан в интересах Российской Федерации к администрации МР Иглинский район РБ о признании постановления первого заместителя главы администрации МР Иглинский район РБ N ... от 18 марта 2009 года, признании постановки на государственный кадастровый учет земельного участка незаконным, исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке по апелляционной жалобе Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по РБ" на решение Иглинского районного суда Республики Башкортостан от 27 апреля 2015 года.
Заслушав доклад судьи Верховного суда РБ Киньягуловой Т.М., судебная коллегия

установила:

Прокурор Иглинского района РБ обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации к администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан о признании постановления первого заместителя главы администрации МР Иглинский район РБ N ... от 18 марта 2009 года, признании постановки на государственный кадастровый учет земельного участка незаконным, исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке. В обоснование исковых требований указывает, что в связи с обращением ФИО1 проведена проверка исполнения лесного законодательства в деятельности администрации МР Иглинский район РБ. Установлено, что государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером ... осуществлен ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по РБ 17 июля 2009 года в соответствии с ч. 2 ст. 16 и п. 2 ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Считает, что кадастровый учет указанного земельного участка является незаконным, поскольку постановка указанного земельного участка осуществлена на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от 20 марта 2009 года N ... и описания земельных участков от 19 марта 2009 года, подготовленного землеустроительной организацией МУП "..." Иглинского района на основании постановления администрации МР Иглинский район РБ от 18 марта 2009 года N .... Указанный земельный участок образовался одновременно с земельным участком с кадастровым номером ... в результате раздела земельного участка ... и поставлен на кадастровый учет с местоположением "адрес", категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: под малоэтажное строительство, описанием местоположения границ и площадью ... кв. м. Постановлением первого заместителя главы администрации МР Иглинский район РБ N ... от 18 марта 2009 года утвержден проект границ разделения земельного участка с кадастровым номером ... на земельные участки ... и ... Указанным постановлением земельному участку с кадастровым номером ... присвоена следующая характеристика: местоположение - адрес, площадь - ... кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под малоэтажное строительство. Истец указывает, что администрацией МР Иглинский район РБ в отношении земельного участка с кадастровым номером ... проведены мероприятия по землеустройству, а именно по установлению его границ на местности. Как показала проверка, фактически указанный земельный участок находится на территории лесного фонда, а мероприятия по расширению границ населенного пункта с .... не проведены. Полномочиями по распоряжению земельными участками государственного лесного фонда обладает Минлесхоз РБ. Факт нахождения земельного участка с кадастровым номером ... на территории земель лесного фонда подтверждается протоколом осмотра территории Территориального отдела Минлесхоза РБ от 20 марта 2015 года, согласно которому земельный участок по вышеуказанному адресу находится в квартале ... в выделах ... ... участкового лесничества, а также данными, предоставленными Федеральным агентством лесного хозяйства ФГБУ "...", из которых следует нахождение вышеназванного земельного участка на территории лесного фонда. Сведения об изложенных нарушениях закона стали известны прокурору 24 марта 2015 года в момент получения копий кадастровых дел земельных участков с кадастровыми номерами ..., ... из Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по РБ". Просил признать постановление первого заместителя главы администрации МР Иглинский район РБ N ... от 18 марта 2009 года незаконным, признать постановку на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером ... незаконной, исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером ....
Решением Иглинского районного суда Республики Башкортостан от 27 апреля 2015 года исковые требования прокурора Иглинского района Республики Башкортостан удовлетворены. Постановление первого заместителя главы администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан N ... от 18 марта 2009 года признано незаконным. Признана незаконной постановка на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером ....
Не согласившись с решением суда, в апелляционной жалобе и.о. директора Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по РБ" П. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указывает, что судебное заседание по настоящему делу назначено на дата в ... часов, однако судебная повестка поступила к ним дата в ....
В связи с тем, что третье лицо ФГБУ "ФКП Росреестра по РБ" не извещено о времени и месте рассмотрения дела на 27.04.2015 года, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан 06 августа 2015 года перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.
В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Согласно ч. 5 ст. 330 ГПК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроков их совершения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, какого-либо ходатайство об отложении судебного заседания не заявлено.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, учитывая надлежащее извещение участников процесса, отсутствие сведений о причинах неявки отсутствующих в судебном заседании лиц, а также отсутствие ходатайства об отложении судебного заседания, судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело при данной явке.
Рассматривая дело по правилам производства в суде первой инстанции, исследовав материалы дела, выслушав помощника прокурора Иглинского района РБ Мигранова Р.М., судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неограниченного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 61 п. 1 Земельного кодекса РФ ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
Статьей 17 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
В силу пункта 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ, в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.12.2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно ст. 6 Лесного кодекса РФ границы земель лесного фонда, границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. Определение границ лесного участка категории земель лесного фонда, обороны и безопасности, поселений (населенных пунктов), особо охраняемых территорий осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству и землеустройству.
В соответствии со статьей 4.2 (пункты 1, 2) Вводного закона к Лесному кодексу лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Статьей 91 Лесного кодекса РФ, разделом 10 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Рослесхоза от 12 декабря 2011 года N ..., Приказом Рослесхоза от 15 февраля 2012 года N ... "Об утверждении форм ведения государственного лесного реестра" регламентировано, что лесоустроительные планшеты, карты-схемы и таксационные описания лесотаксационных выделов являются основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменений.
Согласно статье 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 года N ..., лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
Исходя из смысла приведенных правовых норм и позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в указанном Постановлении, земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом. Распоряжение указанными землями может осуществляться только их собственником - Российской Федерацией в лице соответствующих уполномоченных органов.
Как следует из материалов дела, постановлением первого заместителя главы администрации МР Иглинский район РБ N ... от 18.03.2009 года (л.д. 41) постановлено: изменить разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером ... под малоэтажное жилищное строительство на разрешенное использование для индивидуального жилищного строительства. В соответствии с п. п. 7, 8 ст. 36 земельного кодекса РФ утвердить проект границ разделения земельного участка с кадастровым номером ... на земельные участки ... и ... (л.д. 41).
Указанным постановлением земельному участку с кадастровым номером ... присвоена следующая характеристика: местоположение - адрес, площадь - ... кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под малоэтажное строительство.
По данным кадастрового паспорта земельного участка от 28.11.2014 года земельный участок с кадастровым номером ... внесен в государственный кадастр недвижимости 17.07.2009 года, площадью ... кв. м, почтовый адрес ориентира: адрес, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под малоэтажное строительство, вид права: государственная собственность. Номер участка, подлежащего снятию с кадастрового учета ..., номера образованных участков ... и .... (л.д. 8).
Из материалов кадастровых дел ... и ... следует, что Управлением Роснедвижимости по РБ были приняты решения N ... от 22.05.2009 года, N ... от 28.04.2009 года о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости, установлено, что по представленным координатам вновь образуемые земельные участки ... ... не укладываются в границы кадастрового квартала .... (л.д. 24, 29).
Из письма Федерального агентства лесного хозяйства ФГБУ "Рослесинфорг" от 31.03.2015 года следует, что на основании кадастровой выписки о земельном участке от 31.03.2015 года на земельный участок с кадастровым номером ..., расположенный по ориентиру: адрес и материалам лесоустройства ... лесничества (лесоустройство 1996 г.), в совокупности с данными ортофотопланов и аэрофотоснимков N ... следует, что испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером ... является частью лесного фонда, что усматривается из карты-схемы земельного участка (л.д. 48 - 49).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 05.04.2004 года в федеральной собственности находится земельный участок - земли лесного фонда, для лесоразведения, общей площадью ... кв. м, по адресу: адрес, кадастровый номер ....
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 5.04.2004 года в собственности Российской Федерации находится земельный участок с кадастровым номером ..., категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: для лесоразведения, общей площадью ... кв. м, по адресу: адрес.
Из общедоступных сведений, размещенных в публичной кадастровой карте, на официальном сайте филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по РБ" следует, что земельный участок с кадастровым номером ... является частью лесного фонда.
Факт нахождения земельного участка с кадастровым номером ... на территории земель лесного фонда подтверждается представленным истцом таксационным описанием ... участкового лесничества ГБУ РБ "..." Министерства лесного хозяйства РБ от 2014 года, выкопировкой из таксационного описания квартала N ... выделов N ... Пушкинского участкового лесничества по материалам лесоустройства ..., выкопировкой из таксационного описания квартала 124 выделов 7-14 ... участкового лесничества по материалам лесоустройства 1997 года, Планшетом N ... ... участкового лесничества от 04.04.2014 г., выкопировкой электронной карты Иглинского района РБ на земельные участки с кадастровыми номерами ... и ..., планами лесонасаждений ... лесничества Иглинского лесхоза РБ по состоянию на 1997 год, на 2014 год и другими материалами дела.
Проанализировав и оценив представленные сторонами доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь приведенными выше правовыми нормами, судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о признании незаконным постановления первого заместителя главы администрации МР Иглинский район РБ N ... от 18 марта 2009 года, признании постановки на государственный кадастровый учет земельного участка незаконной, исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке, поскольку спорный земельный участок с кадастровым номером ... находится на территории земель лесного фонда в квартале N ... в выделах N ... ... участкового лесничества Иглинского лесничества РБ и включен в состав лесного фонда, что подтверждается аэрофотоснимком земельного участка, выкопировками из таксационного описания 124 ... участкового лесничества по материалам лесоустройства 1986 г., 1997 г., 2014 г., таксационным описанием ... участкового лесничества ГБУ РБ "..." Министерства лесного хозяйства РБ по состоянию на 01.01.2015 года, картографическим данным лесоустройства ... лесничества 1997 г., 2014 г., планами лесонасаждений ... лесничества Иглинского лесхоза РБ за 1997 г., 2014 г. Как видно из материалов дела, администрация МР Иглинский район РБ исковые требования прокурора признала полностью.
Удовлетворяя требования прокурора, судебная коллегия исходит из того, что в силу статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" и пункта 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации земли лесного фонда, а также лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом. Распоряжение указанными землями может осуществляться только их собственником - Российской Федерацией в лице соответствующих уполномоченных органов.
Несмотря на то, что на момент формирования спорного земельного участка в 2009 году границы земельного участка государственного лесного фонда не были установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, орган местного самоуправления не вправе был произвольно, без учета государственных интересов, распоряжаться землями лесного фонда, находящимися в собственности Российской Федерации.
При рассмотрении требований прокурора о признании постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером ... незаконной, исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером ... судебная коллегия исходит из следующего.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулируются Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В соответствии с ч. 1 ст. 38 Закона о кадастре, постановка на учет осуществляется на основании представляемых в орган кадастрового заявления о кадастровом учете и необходимых для такого учета документов.
В соответствии с п. 31 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, сведения об объектах недвижимости и содержащие их документы, представленные вместе с заявлениями о государственном кадастровом учете, проверяются органом кадастрового учета на предмет выявления отсутствия предусмотренных статьями 26, 27 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" оснований для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Согласно п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Поскольку первоначальные требования прокурора о признании незаконным постановления первого заместителя главы администрации МР Иглинский район РБ N ... от 18.03.2009 года, на основании которого была осуществлена постановка на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером ... с разрешенным использованием: под малоэтажное строительство, описанием месторасположения границ и площадью ... кв. м, судом признаются обоснованными и подлежащими удовлетворению, то производные от него требования о признании постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером ... незаконной, исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером ... также подлежат удовлетворению, поскольку земельный участок с кадастровым номером ..., относящийся к государственному лесному фонду, не может значиться на кадастровом учете как объект недвижимости с иным видом разрешенного использования либо иным назначением, поскольку это противоречит основам как земельного, так и лесного законодательства Российской Федерации.
Оценивая вышеизложенное, решение суда подлежит отмене с принятием нового об удовлетворении исковых требований прокурора, тем более, как видно из материалов дела, администрация муниципального района Иглинский район РБ с исковыми требованиями прокурора согласна.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Иглинского районного суда Республики Башкортостан от 27 апреля 2015 года отменить.
Признать незаконным постановление первого заместителя главы администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан N ... от 18 марта 2009 года.
Признать необоснованной постановку на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером ....
Исключить из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером ....

Председательствующий
Ф.Т.НУРИСЛАМОВ

Судьи
Т.М.КИНЬЯГУЛОВА
Р.Х.МУГИНОВА

Справка: судья Сафина Р.Р.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)