Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 18.11.2014 N Ф04-10783/2014 ПО ДЕЛУ N А46-1400/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 ноября 2014 г. по делу N А46-1400/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 18 ноября 2014 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сириной В.В.
судей Орловой Н.В Тихомирова В.В.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Белевич Н.В., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Омска на постановление от 17.07.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Золотова Л.А., Сидоренко О.А.) по делу N А46-1400/2014 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ИНВЕСТХИМПРОМ" (644035, г. Омск, пр-т Губкина, д. 13, ОГРН 1025500515260, ИНН 5501053490) к администрации города Омска (644099, г. Омск, ул. Гагарина, 34, ОГРН 1025500757259, ИНН 5503047244) о признании незаконным бездействия уполномоченного муниципального органа.
Другие лица, участвующие в деле: департамент архитектуры и градостроительства администрации города Омска, департамент имущественных отношений администрации города Омска.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Беседина Т.И.) в заседании участвовал представитель общества с ограниченной ответственностью "ИНВЕСТХИМПРОМ" Кондрахин В.Б. по доверенности от 27.12.2013.
С у д

установил:

общество с ограниченной ответственностью "ИНВЕСТХИМПРОМ" (далее - ООО "ИНВЕСТХИМПРОМ", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к администрации города Омска (далее - администрация, заинтересованное лицо), в котором просило признать незаконным бездействие администрации, выразившееся в несоблюдении порядка рассмотрения заявления ООО "ИНВЕСТХИМПРОМ" о предоставлении земельного участка в аренду и обязать администрацию принять решение, предусмотренное пунктом 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) о предоставлении ООО "ИНВЕСТХИМПРОМ" в аренду под строительство сроком на три года земельного участка с кадастровым номером 55:36:130126:5728, площадью 7 399 кв. м, расположенного в 22-х метрах по направлению на северо-запад относительно ориентира - здания с почтовым адресом: г. Омск, ул. Волгоградская, д. 63.
Решением от 17.04.2014 Арбитражного суда Омской области (судья Голобородько Н.А.) отказано в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением от 17.07.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение от 17.04.2014 Арбитражного суда Омской области отменено. Принят новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Признано незаконным бездействие администрации, выразившееся в несоблюдении порядка рассмотрения заявления ООО "ИНВЕСТХИМПРОМ" о предоставлении земельного участка в аренду, администрация обязана принять решение, предусмотренное пунктом 2 статьи 32 ЗК РФ о предоставлении обществу в аренду под строительство сроком на три года земельного участка с кадастровым номером 55:36:130126:5728, площадью 7 399 кв. м, расположенного в 22-х метрах по направлению на северо-запад относительно ориентира - здания с почтовым адресом: г. Омск, ул. Волгоградская, д. 63. С администрации в пользу общества взыскано 3 000 руб. судебных расходов за рассмотрение заявления в суде первой инстанции и апелляционной жалобы.
Администрация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит постановление от 17.07.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда отменить, оставить в силе решение от 17.04.2014 Арбитражного суда Омской области.
По мнению подателя жалобы, органом местного самоуправления порядок рассмотрения заявления ООО "ИНВЕСТХИМПРОМ", предусмотренный статями 31, 32 ЗК РФ, был соблюден, что свидетельствует об отсутствии в рассматриваемой ситуации неправомерного бездействия. При этом основания для возложения на администрацию обязанности предоставить в аренду обществу спорный земельный участок отсутствуют в связи с истечением срока действия решения о предварительном согласовании места размещения гостиницы, кафе, офисов коммерческих организаций.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения как соответствующий действующему законодательству.
В судебном заседании представитель общества просил в удовлетворении жалобы отказать.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287, 288 АПК РФ правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, а также соответствие выводов в указанном акте установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "ИНВЕСТХИМПРОМ" 01.07.2009 обратилось в Главное управление по земельным ресурсам Омской области с заявлением о выборе земельного участка площадью 8 000 кв. м с местоположением относительно строения N 63 по ул. Волгоградской в г. Омске для строительства объекта недвижимости: "Гостиница, кафе, офисы коммерческих организаций".
Распоряжением департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска от 11.03.2010 N 162-р "О предварительном согласовании места размещения гостиницы, кафе, офисов коммерческих организаций по ул. Волгоградская в Кировском административном округе г. Омска" утвержден акт о выборе земельного участка для строительства гостиницы, кафе, офисов коммерческих организаций по ул. Волгоградская в Кировском административном округе г. Омска; предварительно согласовано место размещения гостиницы, кафе, офисов коммерческих организаций по ул. Волгоградская в Кировском административном округе г. Омска согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной распоряжением департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска от 19.08.2009 N 746-р.
Главное управление по земельным ресурсам Омской области 28.04.2010 издало распоряжение N 2205-р, которым утвердило прилагаемый акт о выборе земельного участка для строительства гостиницы, кафе, офисов коммерческих организаций и предварительно согласовало место размещения гостиницы, кафе, офисов коммерческих организаций по ул. Волгоградская, в Кировском административном округе г. Омска, на земельном участке площадью 632 кв. м, согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной распоряжением департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска от 19.08.2009 N 746-р.
ООО "ИНВЕСТХИМПРОМ" в соответствии с требованием пункта 3 распоряжения от 11.03.2010 N 162-р обеспечило проведение работ по формированию земельного участка и постановке его на государственный кадастровый учет в порядке, установленном законодательством.
В результате проведения межевых работ по утвержденному акту выбора был сформирован земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:5728, который поставлен на кадастровый учет в установленном законом порядке.
ООО "ИНВЕСТХИМПРОМ" 11.12.2012 обратилось в департамент архитектуры и градостроительства администрации города Омска с заявлением о предоставлении земельного участка с вышеуказанным кадастровым номером в аренду под строительство сроком на 3 года.
В ответ на указанное обращение департаментом архитектуры и градостроительства администрации города Омска был подготовлен проект правового акта администрации города Омска о предоставлении земельного участка для строительства.
Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Омска 21.12.2012 направил заявителю письмо N 09/15093, в котором указал, что предоставление земельного участка для строительства возможно после получения свидетельства о государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок.
Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Омска 21.12.2012 обратился в департамент имущественных отношений администрации города Омска с просьбой направить копию свидетельства о регистрации права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:5728.
От департамента имущественных отношений администрации города Омска 17.01.2013 поступил ответ о том, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:5728 учтен в государственном кадастре недвижимости 17.10.2012, кадастровый учет носит временный характер, права на участок не зарегистрированы.
В департамент имущественных отношений администрации города Омска на согласование 12.03.2013 был направлен проект постановления администрации города Омска "О предоставлении в аренду обществу с ограниченной ответственностью "ИНВЕСТХИМПРОМ" земельного участка по ул. Волгоградская в Кировском административном округе г. Омска".
От департамента имущественных отношений администрации города Омска 15.03.2013 поступил ответ о том, что право муниципальной собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:130126:5728 не зарегистрировано, проект постановления отклоняется от согласования.
ООО "ИНВЕСТХИМПРОМ" 20.11.2013 обратилось к мэру города Омска с заявлением, в котором указало, что по обращению общества не принимается никаких действий, направленных на заключение договора аренды земельного участка со стороны администрации города Омска.
Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Омска, которому указанное обращение было передано для рассмотрения, 03.12.2013 направил ООО "ИНВЕСТХИМПРОМ" письмо N 09/145272, которым проинформировал общество о невозможности предоставления спорного земельного участка в аренду под строительство, поскольку срок действия распоряжения департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска от 11.03.2010 N 162-р истек. Продление решения о предварительном согласовании места размещения объекта действующим законодательством не предусмотрено.
ООО "ИНВЕСТХИМПРОМ", считая бездействие администрации города Омска незаконным и нарушающим его права и интересы в сфере экономической деятельности, обратилось в Арбитражный суд Омской области с требованием по настоящему делу.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 5, 11.1, 29, 30, 31, пунктами 1, 2 статьи 32 ЗК РФ, частью 3 статьи 201 АПК РФ и, учитывая, что ООО "ИНВЕСТХИМПРОМ" с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 55:36:130126:5728 в аренду для строительства обратилось к мэру города Омска 20.11.2013, то есть по истечении установленного законом трехлетнего срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, в связи с чем в установленный частью 2 статьи 32 ЗК РФ двухнедельный срок был дан ответ о невозможности предоставления спорного земельного участка в аренду под строительство, пришел к выводу о недоказанности факта несоответствия действий (бездействия) администрации закону или иному нормативно-правовому акту.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, руководствовался статьями 5, 11.1, 29, 30, 31, пунктами 1, 2 статьи 32 ЗК РФ и исходил из того, что уполномоченным органом местного самоуправления, в нарушение требований ЗК РФ, в двухнедельный срок не было принято решение по заявлению общества о предоставлении в аренду спорного земельного участка. При этом отметил, что указание в письме департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска от 21.12.2012 N 09/15093 на возможность предоставления земельного участка для строительства после получения свидетельства о государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок, не основано на нормах статьи 32 ЗК РФ.
Суд апелляционной инстанции посчитал, что письмо общества от 20.11.2013, адресованное мэру города Омска, по своему содержанию и форме не является заявлением о предоставлении земельного участка под строительство, поскольку в письме содержится ссылка на заявление общества от 11.12.2012 и просьба принять решение именному по данному заявлению. В связи с этим суд пришел к выводу, что бездействие администрации, выражающееся в несоблюдении порядка рассмотрения заявления ООО "ИНВЕСТХИМПРОМ" о предоставлении земельного участка в аренду, является незаконным.
Суд кассационной инстанции, отклоняя доводы кассационной жалобы, исходит из установленных по делу обстоятельств и следующих норм права.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 5 ЗК РФ участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулирование застройки территории городских и сельских поселений регламентируется Земельным кодексом Российской Федерации.
Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (статья 11.1 ЗК РФ).
В силу статьи 29 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном этим же Кодексом.
В соответствии со статьей 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется:
1) с предварительным согласованием мест размещения объектов;
2) с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов.
Правовая регламентация первой из названных процедур предоставления земельных участков заключается в следующем.
Пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ определен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, согласно которому первым этапом является решение о предварительном согласовании места размещения объекта, затем выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами статьи 32 названного Кодекса.
В силу статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 ЗК РФ).
Решение исполнительного органа местного самоуправления о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункты 6 - 8 статьи 31 ЗК РФ).
При этом согласно пункту 1 статьи 32 ЗК РФ принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства предшествует процедура установления границ земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами. Данная процедура проводится в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, за их счет и на основании решения о предварительном согласовании места размещения объекта и проекта границ земельного участка.
Решение о предоставлении земельного участка для строительства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, принимается на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок (пункт 2 статьи 32 ЗК РФ).
Статья 65 АПК РФ закрепляет принцип состязательности участников арбитражного процесса, согласно которому каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений.
Применительно к данной ситуации это означает, что если законность и обоснованность принятия оспариваемого акта (совершения действия, бездействия) должен доказывать орган государственной власти, то обязанность по доказыванию нарушения прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Согласно части 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 2 статьи 71 АПК РФ).
Учитывая, что каких-либо доказательств наличия оснований для отказа в предоставлении заявителю земельного участка, место размещения которого было ранее согласовано с уполномоченным органом, администрация и департамент архитектуры и градостроительства администрации города Омска не представили, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что бездействие администрации, выражающееся в несоблюдении порядка рассмотрения заявления ООО "ИНВЕСТХИМПРОМ" о предоставлении земельного участка в аренду, является незаконным.
Кроме того, суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что письмо общества от 20.11.2013, адресованное мэру города Омска, по своему содержанию и форме не является заявлением о предоставлении земельного участка под строительство, поскольку в письме содержится ссылка на заявление общества от 11.12.2012 и просьба принять решение именному по данному заявлению.
Таким образом, доводы заинтересованного лица, приведенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку выводов суда апелляционной инстанции о фактических обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения спора, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, не имеется. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

постановление от 17.07.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-1400/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
В.В.СИРИНА

Судьи
Н.В.ОРЛОВА
В.В.ТИХОМИРОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)