Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 11.08.2015 ПО ДЕЛУ N 33-3080/2015

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 августа 2015 г. по делу N 33-3080/2015


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Королевой С.В.,
судей Касянчук Е.С., Данилова О.И.
при секретаре Ч.Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 08 июня 2015 года по иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия, обществу с ограниченной ответственностью "Приоритет" о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

установила:

прокурор обратился в суд с иском по тем основаниям, что в ходе осуществления проверки соблюдения требований природоохранного законодательства, была обнаружена несанкционированная свалка мусора. Ссылаясь на нарушения норм Федеральных законов "Об охране окружающей среды", "Об отходах производства и потребления", Лесного кодекса РФ, прокурор просил обязать администрацию Прионежского муниципального района Республики Карелия, ООО "Приоритет" ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, расположенную в квартале 76 выдел 5 Пригородного участкового лесничества на территории Деревянского сельского поселения.
Решением суда иск Карельского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворен. Суд возложил на администрацию Прионежского муниципального района Республики Карелия, общество с ограниченной ответственностью "Приоритет" обязанность ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, расположенную на территории Деревянского сельского поселения в квартале 76 выдел 5 Пригородного участкового лесничества в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.
С решением суда не согласен ответчик администрация Прионежского муниципального района. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. ссылаясь на положения ч. 1 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации" указывает, что не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку не заключала соглашений на передачу полномочий с администрацией Деревянского сельского поселения. Полагает, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется Деревянским сельским поселением. Кроме того, указывает, что истцом не доказан факт принадлежности отходов администрации Прионежского муниципального района; факт образования отходов в процессе деятельности или по завершении определенной деятельности администрации района; стоимость отходов, расположенных на указанном земельном участке; факт соответствия отходов критериям одного из классов опасности отходов, предусмотренных ФЗ "Об отходах производства и потребления". Также указывает, что из протокола о лесонарушении N 40 от 29.12.2014 следует, что земельный участок, расположенный под свалкой относится к землям лесного фонда, а именно к защитным лесам, а администрация поселения распоряжается земельными участками, собственность на которые не разграничена. Лесной участок предоставлен на праве аренды ЗАО "Приоритет" на основании договора аренды от 07.12.2007, заключенного между Государственным комитетом Республики Карелия по лесу и ЗАО "Приоритет", на которого возложена обязанность осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов. Указывает также, что в материалы дела не представлено доказательств по идентификации отходов. Настаивают на своих доводах о том, что администрация Прионежского муниципального района не ответственна за уборку территории Деревянского сельского поселения и не является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
В суде апелляционной инстанции представитель администрации Прионежского муниципального района по доверенности Б.А.С. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель истца прокурор Крылов Д.И. возражал по доводам апелляционной жалобы.
Остальные участвующие в деле лица в суд апелляционной инстанции не явились, извещены о слушании дела надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Согласно положениям статей 3, 4, 51 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе леса и иная растительность. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в недра и на почву.
В соответствии с подп. 18 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к вопросам местного значения муниципального района.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что согласно акту от 29 декабря 2014 года по выявлению нарушений лесного законодательства установлено, что рядом с СНТ "<...>" на землях лесного фонда в 76 квартале выдела 5 обнаружена несанкционированная свалка: строительный мусор, выкорчеванные пни. Несанкционированная свалка находится на территории Деревянского сельского поселения Прионежского района. Лесной участок общей площадью 11235 га, на котором находится указанная свалка, предоставлен в аренду ООО "Приоритет" на основании договора аренды от 07.12.2007 г., заключенного между Государственным комитетом Республики Карелия по лесу (арендодатель), ООО "Приоритет". По условиям договора аренды (3.4.5) ЗАО "Приоритет" (арендатор) обязано осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов.
Суд, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, обоснованно применил положения подп. 18 п. 1 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 13 ФЗ "Об отходах производства и потребления", ч. 1 ст. 55 и ст. ст. 12, 88 Лесного кодекса РФ и возложил на ответчиков обязанность по ликвидации несанкционированной свалки.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда. Оспариваемое решение суда является законным и обоснованным, правовых оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется, поскольку доводы жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Прионежского районного суда от <...> по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Прионежского муниципального района - без удовлетворения.
Председательствующий

Судьи




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)