Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Заявление общества о пересмотре кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности земельных участков возвращено в связи с тем, что кадастровая стоимость участков, установленная до принятия Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, подлежит оспариванию только в судебном порядке.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Анишиной В.И., Хаменкова В.Б.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Универсальный магазин "Школьник" об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости, по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Универсальный магазин "Школьник" на решение Челябинского областного суда от 4 марта 2015 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Универсальный магазин "Школьник" (далее - ООО "УМ "Школьник") обратилось в Челябинский областной суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков принадлежащих ему на праве собственности с кадастровыми номерами 74:36:0508013:30 и 74:36:0508013:22 в размере, равном их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2010 г.
К участию в деле привлечены федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Челябинской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Челябинской области), Администрация г. Челябинска, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Управление Росреестра по Челябинской области), Правительство Челябинской области.
Решением Челябинского областного суда от 4 марта 2015 г. в удовлетворении заявления ООО "УМ "Школьник" отказано.
При этом суд сделал вывод об отсутствии у заявителя надлежащих доказательств подтверждения заявленной рыночной стоимости объекта недвижимости. Отчет об оценке испрашиваемого земельного участка и положительное экспертное заключение не соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки.
В апелляционной жалобе общество просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Представители заявителя и заинтересованных лиц в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
ООО "УМ "Школьник" является собственником двух земельных участков: с кадастровым номером 74:36:0508013:30, площадью 3 978 кв. м и с кадастровым номером 74:36:0508013:22, площадью 8 126 кв. м, расположенных по адресу: г. Челябинск, ул. Воровского, д. 6, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации помещений зрелищного и развлекательного назначения с помещениями общественного питания и бытового назначения.
На территории Челябинской области проведена государственная кадастровая оценка земель по состоянию на 1 января 2010 г. Результаты оценки утверждены постановлением Правительства Челябинской области от 17 августа 2011 г. N 284-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области".
Земельные участки вошли в перечень объектов недвижимости, подлежащих этой государственной кадастровой оценке.
На основании проведенной кадастровой оценки определена кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января 2010 г.: для участка с кадастровым номером 74:36:0508013:22 в размере 83 184 318,06 руб. и для участка с кадастровым номером 74:36:0508013:30 в размере 45 381 541,14 руб.
Согласно данным кадастрового паспорта земельный участок с кадастровым номером 74:36:0508013:30 поставлен на кадастровый учет 16 августа 2007 г., и земельный участок с кадастровым номером 74:36:0508013:22 поставлен на кадастровый учет 17 декабря 2006 г.
Из представленного ФГБУ "ФКП Росреестра" по Челябинской области ответа на запрос суда от 4 марта 2015 г. следует, что 15 ноября 2014 г. в соответствии с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости N 74-0-1-1-177/3036/2014-1689 и 29 августа 2014 г. в соответствии с заявлением от 15 августа 2014 г. N 74-0-1-177/3036/2014-693 был изменен вид разрешенного использования земельных участков с вида "для эксплуатации нежилого здания (кинотеатр "Урал")" на вид "для эксплуатации помещений зрелищного и развлекательного назначения с помещениями общественного питания и бытового обслуживания". Кадастровая стоимость земельного участка 74:36:0508013:30 не изменилась, поскольку участок был отнесен к 7 функциональной группе типового перечня, утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от 17 августа 2011 г. N 284-П, что соответствует виду разрешенного использования этого земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка 74:36:0508013:22 изменилась, поскольку участок ошибочно был отнесен к 5 функциональной группе типового перечня, утвержденного постановлением от 17 августа 2011 г. N 284-П, что не соответствует его виду разрешенного использования.
Кадастровая стоимость земельного участка 74:36:0508013:22 должна быть определена с применением удельного показателя земель, утвержденного постановлением от 17 августа 2011 г. N 284-П, для 7 функциональной группы типового перечня земель, расположенных в кадастровом квартале 74:36:0508013, в размере 11407,67 руб.
Таким образом, 4 марта 2015 г. техническая ошибка в сведениях о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:36:0508013:22 кадастровой палатой была устранена. Его кадастровая стоимость составила 92 698 726,42 руб., сведения о ней внесены в государственный кадастр недвижимости 4 марта 2015 г.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции заявитель представил отчет об определении рыночной стоимости земельного участка от 1 декабря 2014 г. N 180/2014, выполненный оценщиком - индивидуальным предпринимателем Подрезовым Н.В., а также положительное экспертное заключение по результатам экспертизы отчета от 2 декабря 2014 г., проведенной Общероссийской общественной организацией "Российское общество оценщиков" Региональное отделение "Челябинское".
Согласно названному отчету рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0508013:22 определена в размере 62 300 000 руб. и земельного участка с кадастровым номером 74:36:0508013:30 определена в размере 31 360 000 руб. по состоянию на 1 января 2010 г.
Заявитель обращался в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при Управлении Росреестра по Челябинской области.
Из уведомления комиссии от 19 декабря 2014 г. N 74-2014/3689 следует, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка возвращено заявителю в связи с тем, что кадастровая стоимость, установленная до принятия Федерального закона от 22 июня 2010 г. N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", подлежит оспариванию только в судебном порядке.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает, что доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости, определенной в соответствии с законодательством об оценочной деятельности. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами кадастровой оценки и не может быть определена на произвольную дату.
В силу положений статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности при внесении в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Согласно пункту 2.6 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 г. N 222, в случае образования нового земельного участка стоимость такого земельного участка определяется на дату внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости.
Поскольку в данном случае вид разрешенного использования двух земельных участков был изменен, то дата определения их кадастровой стоимости будет определяться с момента внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости.
Кроме того, как установлено судом апелляционной инстанции, в ходе подготовки ответа на запрос суда первой инстанции в отношении земельного участка с кадастровым номером 74:36:0508013:22 кадастровой палатой выявлена техническая ошибка в сведениях о кадастровой стоимости земельного участка, допущенная 29 августа 2014 г., которая устранена 4 марта 2015 г. Кадастровая стоимость определена в размере 92 698 726,42 руб.
В соответствии с требованиями статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае исправления технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о величине кадастровой стоимости сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений, содержавших техническую ошибку.
Таким образом, в силу требований статей 24.19, 24.20 Закона об оценочной деятельности в данном случае датой определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:36:0508013:22 является 29 августа 2014 г., датой определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:36:0508013:30 является 15 ноября 2014 г.
Исходя из положений статей 24.15 и 24.18 Закона об оценочной деятельности при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из необходимых доказательств является отчет независимого оценщика о рыночной стоимости объекта недвижимости, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки, а также, в установленных законом случаях, положительное заключение эксперта саморегулируемой организации оценщиков на отчет об оценке.
Вместе с тем из представленного заявителем отчета об оценке следует, что оценка объекта недвижимости проводилась по состоянию на 1 января 2010 г. (на дату формирования перечня земельных участков Челябинской области, в отношении которых постановлением Правительства Челябинской области от 17 августа 2011 г. N 284-П утверждены результаты государственной кадастровой оценки), то есть на дату, отличную от даты внесения сведений об объектах недвижимости в государственный кадастр недвижимости, которые послужили причиной для определения их кадастровой стоимости.
Следовательно, названный отчет не может служить допустимым доказательством, подтверждающим итоговую величину рыночной стоимости земельных участков на дату, по состоянию на которую в соответствии со статьей 24.19 и статьей 24.20 Закона об оценочной деятельности должны быть установлены их кадастровые стоимости.
Иные доводы апелляционной жалобы не могут повлиять на исход рассмотрения дела по существу.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого решения по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Челябинского областного суда от 4 марта 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Универсальный магазин "Школьник" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 15.07.2015 N 48-АПГ15-24
Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости.Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Заявление общества о пересмотре кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности земельных участков возвращено в связи с тем, что кадастровая стоимость участков, установленная до принятия Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, подлежит оспариванию только в судебном порядке.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 июля 2015 г. N 48-АПГ15-24
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Анишиной В.И., Хаменкова В.Б.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Универсальный магазин "Школьник" об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости, по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Универсальный магазин "Школьник" на решение Челябинского областного суда от 4 марта 2015 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Универсальный магазин "Школьник" (далее - ООО "УМ "Школьник") обратилось в Челябинский областной суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков принадлежащих ему на праве собственности с кадастровыми номерами 74:36:0508013:30 и 74:36:0508013:22 в размере, равном их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2010 г.
К участию в деле привлечены федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Челябинской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Челябинской области), Администрация г. Челябинска, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Управление Росреестра по Челябинской области), Правительство Челябинской области.
Решением Челябинского областного суда от 4 марта 2015 г. в удовлетворении заявления ООО "УМ "Школьник" отказано.
При этом суд сделал вывод об отсутствии у заявителя надлежащих доказательств подтверждения заявленной рыночной стоимости объекта недвижимости. Отчет об оценке испрашиваемого земельного участка и положительное экспертное заключение не соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки.
В апелляционной жалобе общество просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Представители заявителя и заинтересованных лиц в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
ООО "УМ "Школьник" является собственником двух земельных участков: с кадастровым номером 74:36:0508013:30, площадью 3 978 кв. м и с кадастровым номером 74:36:0508013:22, площадью 8 126 кв. м, расположенных по адресу: г. Челябинск, ул. Воровского, д. 6, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации помещений зрелищного и развлекательного назначения с помещениями общественного питания и бытового назначения.
На территории Челябинской области проведена государственная кадастровая оценка земель по состоянию на 1 января 2010 г. Результаты оценки утверждены постановлением Правительства Челябинской области от 17 августа 2011 г. N 284-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области".
Земельные участки вошли в перечень объектов недвижимости, подлежащих этой государственной кадастровой оценке.
На основании проведенной кадастровой оценки определена кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января 2010 г.: для участка с кадастровым номером 74:36:0508013:22 в размере 83 184 318,06 руб. и для участка с кадастровым номером 74:36:0508013:30 в размере 45 381 541,14 руб.
Согласно данным кадастрового паспорта земельный участок с кадастровым номером 74:36:0508013:30 поставлен на кадастровый учет 16 августа 2007 г., и земельный участок с кадастровым номером 74:36:0508013:22 поставлен на кадастровый учет 17 декабря 2006 г.
Из представленного ФГБУ "ФКП Росреестра" по Челябинской области ответа на запрос суда от 4 марта 2015 г. следует, что 15 ноября 2014 г. в соответствии с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости N 74-0-1-1-177/3036/2014-1689 и 29 августа 2014 г. в соответствии с заявлением от 15 августа 2014 г. N 74-0-1-177/3036/2014-693 был изменен вид разрешенного использования земельных участков с вида "для эксплуатации нежилого здания (кинотеатр "Урал")" на вид "для эксплуатации помещений зрелищного и развлекательного назначения с помещениями общественного питания и бытового обслуживания". Кадастровая стоимость земельного участка 74:36:0508013:30 не изменилась, поскольку участок был отнесен к 7 функциональной группе типового перечня, утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от 17 августа 2011 г. N 284-П, что соответствует виду разрешенного использования этого земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка 74:36:0508013:22 изменилась, поскольку участок ошибочно был отнесен к 5 функциональной группе типового перечня, утвержденного постановлением от 17 августа 2011 г. N 284-П, что не соответствует его виду разрешенного использования.
Кадастровая стоимость земельного участка 74:36:0508013:22 должна быть определена с применением удельного показателя земель, утвержденного постановлением от 17 августа 2011 г. N 284-П, для 7 функциональной группы типового перечня земель, расположенных в кадастровом квартале 74:36:0508013, в размере 11407,67 руб.
Таким образом, 4 марта 2015 г. техническая ошибка в сведениях о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:36:0508013:22 кадастровой палатой была устранена. Его кадастровая стоимость составила 92 698 726,42 руб., сведения о ней внесены в государственный кадастр недвижимости 4 марта 2015 г.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции заявитель представил отчет об определении рыночной стоимости земельного участка от 1 декабря 2014 г. N 180/2014, выполненный оценщиком - индивидуальным предпринимателем Подрезовым Н.В., а также положительное экспертное заключение по результатам экспертизы отчета от 2 декабря 2014 г., проведенной Общероссийской общественной организацией "Российское общество оценщиков" Региональное отделение "Челябинское".
Согласно названному отчету рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0508013:22 определена в размере 62 300 000 руб. и земельного участка с кадастровым номером 74:36:0508013:30 определена в размере 31 360 000 руб. по состоянию на 1 января 2010 г.
Заявитель обращался в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при Управлении Росреестра по Челябинской области.
Из уведомления комиссии от 19 декабря 2014 г. N 74-2014/3689 следует, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка возвращено заявителю в связи с тем, что кадастровая стоимость, установленная до принятия Федерального закона от 22 июня 2010 г. N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", подлежит оспариванию только в судебном порядке.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает, что доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости, определенной в соответствии с законодательством об оценочной деятельности. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами кадастровой оценки и не может быть определена на произвольную дату.
В силу положений статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности при внесении в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Согласно пункту 2.6 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 г. N 222, в случае образования нового земельного участка стоимость такого земельного участка определяется на дату внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости.
Поскольку в данном случае вид разрешенного использования двух земельных участков был изменен, то дата определения их кадастровой стоимости будет определяться с момента внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости.
Кроме того, как установлено судом апелляционной инстанции, в ходе подготовки ответа на запрос суда первой инстанции в отношении земельного участка с кадастровым номером 74:36:0508013:22 кадастровой палатой выявлена техническая ошибка в сведениях о кадастровой стоимости земельного участка, допущенная 29 августа 2014 г., которая устранена 4 марта 2015 г. Кадастровая стоимость определена в размере 92 698 726,42 руб.
В соответствии с требованиями статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае исправления технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о величине кадастровой стоимости сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений, содержавших техническую ошибку.
Таким образом, в силу требований статей 24.19, 24.20 Закона об оценочной деятельности в данном случае датой определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:36:0508013:22 является 29 августа 2014 г., датой определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:36:0508013:30 является 15 ноября 2014 г.
Исходя из положений статей 24.15 и 24.18 Закона об оценочной деятельности при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из необходимых доказательств является отчет независимого оценщика о рыночной стоимости объекта недвижимости, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки, а также, в установленных законом случаях, положительное заключение эксперта саморегулируемой организации оценщиков на отчет об оценке.
Вместе с тем из представленного заявителем отчета об оценке следует, что оценка объекта недвижимости проводилась по состоянию на 1 января 2010 г. (на дату формирования перечня земельных участков Челябинской области, в отношении которых постановлением Правительства Челябинской области от 17 августа 2011 г. N 284-П утверждены результаты государственной кадастровой оценки), то есть на дату, отличную от даты внесения сведений об объектах недвижимости в государственный кадастр недвижимости, которые послужили причиной для определения их кадастровой стоимости.
Следовательно, названный отчет не может служить допустимым доказательством, подтверждающим итоговую величину рыночной стоимости земельных участков на дату, по состоянию на которую в соответствии со статьей 24.19 и статьей 24.20 Закона об оценочной деятельности должны быть установлены их кадастровые стоимости.
Иные доводы апелляционной жалобы не могут повлиять на исход рассмотрения дела по существу.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого решения по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Челябинского областного суда от 4 марта 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Универсальный магазин "Школьник" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)