Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 марта 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Величко М.Г., Чотчаева Б.Т.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Косеевой М.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования город Армавир на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.12.2014 по делу N А32-19639/2014
по иску ООО "ЮгИнтерСервис"
к ответчику - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю
при участии третьего лица - администрации муниципального образования город Армавир
об установлении кадастровой стоимости земельных участков
принятое в составе судьи Гречко О.А.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЮгИнтерСервис" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:38:0108084:21 в размере равном его рыночной стоимости, определенной на основании судебной экспертизы - 1679600 рублей и земельного участка с кадастровым номером 23:38:0108084:22 в размере равном его рыночной стоимости, определенной на основании судебной экспертизы - 1683000 рублей и об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Краснодарскому краю внести изменения в государственный кадастр недвижимости и определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:38:0108084:21 в размере 1679600, с кадастровым номером 23:38:0108084:22 в размере 1683000 рублей (с учетом изменения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - т. 2 л.д. 180).
Определением от 02.07.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена администрация муниципального образования города Армавира.
Решением от 22.12.2014 иск удовлетворен, суд определил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:38:0108082:21, площадью 988 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации торгового комплекса, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Армавир, ул. Железнодорожная 49 б, в размере его рыночной стоимости 1679600 рублей определенной по состоянию на 01.01.2011 и обязал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Краснодарскому краю с момента вступления в законную силу решения суда внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:38:0108082:21, площадью 988 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации торгового комплекса, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Армавир, ул. Железнодорожная, 49 б, в размере его рыночной стоимости 1 679600 рублей, определенной по состоянию на 01.01.2011.
Суд определил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:38:0108082:22, площадью 990 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации торгового комплекса, расположенный по адресу: г. Армавир, ул. Железнодорожная 49 в, в размере его рыночной стоимости 1683000 рублей определенной по состоянию на 01.01.2011 и обязал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Краснодарскому краю с момента вступления в законную силу решения суда внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:38:0108082:22, площадью 990 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации торгового комплекса, расположенный по адресу: г. Армавир, ул. Железнодорожная 49 в, в размере его рыночной стоимости 1683000 рублей, определенной по состоянию на 01.01.2011.
Решение мотивировано тем, что в действующем законодательстве отсутствует запрет определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости. Рыночная стоимость спорных земельных участков определена по результатам судебной экспертизы.
Не согласившись с указанным судебным актом, администрация муниципального образования города Армавира обжаловала его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на необоснованность решения, просил его отменить.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что снижение размера кадастровой стоимости влечет снижение размера арендной платы, следовательно, администрация муниципального образования города Армавира вправе обжаловать судебный акт. В экспертном заключении, на основании которого определена кадастровая стоимость, объекты-аналоги имеют иной вид разрешенного использования.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель администрации муниципального образования город Армавир не явился. Администрация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещена надлежащим образом.
Представитель ООО "ЮгИнтерСервис" в заседание не явился. Общество о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом.
Представитель ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в заседание не явился. Учреждение о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено в порядке пункта 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 12 от 17.02.2011.
Изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 23:38:0108084:21, площадью 988 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации торгового комплекса, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Армавир, ул. Железнодорожная, 49 б, используется ООО "ЮгИнтерСервис" на основании договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения N-00005550 от 16.07.2009 (в редакции дополнительного соглашения от 03.02.2011).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 08.04.2014, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:38:0108084:21 составляет 6172105 руб. 16 коп. (т. 1 л.д. 28).
Земельный участок с кадастровым номером 23:38:0108084:22, площадью 990 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации торгового комплекса, расположенный по адресу: г. Армавир, ул. Железнодорожная 49 в, используется ООО "ЮгИнтерСервис" на основании договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения N 38000007005 от 23.03.2012.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 08.04.2014, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:38:0108084:22 составляет 6184272 руб. 60 коп. (т. 1 л.д. 31).
Полагая, что кадастровая стоимость земельных участков завышена, ООО "ЮгИнтерСервис" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной. Следовательно, законодательство допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Из пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.2000 следует, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
В соответствии с пунктами 2.2.1, 2.2.5, 2.2.6 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России N 39 от 15.02.2007, расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10, 1.2.17 настоящих Методических указаний, осуществляется на основе построения статистических моделей. Для каждой сформированной группы земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется сбор достаточной и достоверной рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости. Построение статистических моделей расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется на основе сведений о рыночной стоимости и (или) рыночной информации о цене указанных земельных участков.
Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки или индивидуально для конкретного объекта недвижимости рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об утверждении стоимости предметом оспаривания в этом случае не являются.
В соответствии с пунктами 1, 10, 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.2000, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами (в настоящее время ФГБУ "ФКП Росреестра").
Как указал Высший Арбитражный суд Российской Федерации в постановлении Президиума от 28.06.2011 N 913/11, требование об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе, и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой, в случае необходимости, судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
В материалы дела истцом представлен отчет об оценке N 0904/0010-14/01 (т. 1 л.д. 60-115), в соответствии с которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:38:0108084:21 по состоянию на 01.01.2011 составляет 1294280 рублей.
Согласно отчету об оценке N 0904/0010-14/02 (т. 1 л.д. 117-171), рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:38:0108084:22 по состоянию на 01.01.2011 составляет 1296900 рублей.
Поскольку между сторонами возник спор относительно расхождений кадастровой стоимости земельных участков с их рыночной стоимостью, судом первой инстанции по ходатайству истца определением от 06.11.2014 назначена судебная экспертиза.
В соответствии с выводами эксперта (заключение от 21.11.2014) рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:38:0108084:21 по состоянию на 01.01.2011 составляет 1679600 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:38:0108084:22 по состоянию на 01.01.2011 составляет 1683000 рублей (т. 2 л.д. 150-175).
Довод заявителя жалобы о том, что в экспертном заключении, на основании которого определена кадастровая стоимость, объекты-аналоги имеют иной вид разрешенного использования, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Результаты судебной экспертизы сторонами в суде первой инстанции не оспорены. Заявителем жалобы не даны пояснения относительно того, каким образом принятие экспертом в качестве объектов-аналогов земельных участков с иным видом разрешенного использования влечет недостоверность выводов эксперта. Доводы заявителя жалобы в данной части носят предположительный и вероятный характер, не подтверждены документально.
Заявителем жалобы не представлено доказательств того, что принятие в качестве объектов-аналогов земельных участков с иным видом разрешенного использования привело к занижению рыночной стоимости спорных земельных участков.
Требования ООО "ЮгИнтерСервис" правомерно удовлетворены судом первой инстанции с учетом рыночной стоимости спорных земельных участков, определенной по результатам судебной экспертизы.
В данном случае истец надлежащим образом легитимирован для заявленного иска.
Истец является арендатором вышеназванных земельных участков. Договоры аренды заключены сторонами после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, статья 65 которого устанавливает регулируемую арендную плату за пользование земельными участками публичной собственности.
Согласно толкованию, данному в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 (в редакции от 25.12.2013) "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", к договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Таким образом, суд первой инстанции законно и обоснованно удовлетворил исковые требования, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
Указание в резолютивной части обжалуемого решения на кадастровые номера 23:38:0108082:21 и 23:38:0108082:22, вместо 23:38:0108084:21 и 23:38:0108084:22, свидетельствует о допущенных в решении опечатках, которые могут быть исправлены в порядке статьи 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.12.2014 по делу N А32-19639/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
О.А.ЕРЕМИНА
Судьи
М.Г.ВЕЛИЧКО
Б.Т.ЧОТЧАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.03.2015 N 15АП-2246/2015 ПО ДЕЛУ N А32-19639/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 марта 2015 г. N 15АП-2246/2015
Дело N А32-19639/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 марта 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Величко М.Г., Чотчаева Б.Т.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Косеевой М.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования город Армавир на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.12.2014 по делу N А32-19639/2014
по иску ООО "ЮгИнтерСервис"
к ответчику - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю
при участии третьего лица - администрации муниципального образования город Армавир
об установлении кадастровой стоимости земельных участков
принятое в составе судьи Гречко О.А.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЮгИнтерСервис" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:38:0108084:21 в размере равном его рыночной стоимости, определенной на основании судебной экспертизы - 1679600 рублей и земельного участка с кадастровым номером 23:38:0108084:22 в размере равном его рыночной стоимости, определенной на основании судебной экспертизы - 1683000 рублей и об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Краснодарскому краю внести изменения в государственный кадастр недвижимости и определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:38:0108084:21 в размере 1679600, с кадастровым номером 23:38:0108084:22 в размере 1683000 рублей (с учетом изменения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - т. 2 л.д. 180).
Определением от 02.07.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена администрация муниципального образования города Армавира.
Решением от 22.12.2014 иск удовлетворен, суд определил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:38:0108082:21, площадью 988 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации торгового комплекса, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Армавир, ул. Железнодорожная 49 б, в размере его рыночной стоимости 1679600 рублей определенной по состоянию на 01.01.2011 и обязал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Краснодарскому краю с момента вступления в законную силу решения суда внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:38:0108082:21, площадью 988 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации торгового комплекса, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Армавир, ул. Железнодорожная, 49 б, в размере его рыночной стоимости 1 679600 рублей, определенной по состоянию на 01.01.2011.
Суд определил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:38:0108082:22, площадью 990 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации торгового комплекса, расположенный по адресу: г. Армавир, ул. Железнодорожная 49 в, в размере его рыночной стоимости 1683000 рублей определенной по состоянию на 01.01.2011 и обязал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Краснодарскому краю с момента вступления в законную силу решения суда внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:38:0108082:22, площадью 990 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации торгового комплекса, расположенный по адресу: г. Армавир, ул. Железнодорожная 49 в, в размере его рыночной стоимости 1683000 рублей, определенной по состоянию на 01.01.2011.
Решение мотивировано тем, что в действующем законодательстве отсутствует запрет определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости. Рыночная стоимость спорных земельных участков определена по результатам судебной экспертизы.
Не согласившись с указанным судебным актом, администрация муниципального образования города Армавира обжаловала его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на необоснованность решения, просил его отменить.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что снижение размера кадастровой стоимости влечет снижение размера арендной платы, следовательно, администрация муниципального образования города Армавира вправе обжаловать судебный акт. В экспертном заключении, на основании которого определена кадастровая стоимость, объекты-аналоги имеют иной вид разрешенного использования.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель администрации муниципального образования город Армавир не явился. Администрация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещена надлежащим образом.
Представитель ООО "ЮгИнтерСервис" в заседание не явился. Общество о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом.
Представитель ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в заседание не явился. Учреждение о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено в порядке пункта 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 12 от 17.02.2011.
Изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 23:38:0108084:21, площадью 988 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации торгового комплекса, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Армавир, ул. Железнодорожная, 49 б, используется ООО "ЮгИнтерСервис" на основании договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения N-00005550 от 16.07.2009 (в редакции дополнительного соглашения от 03.02.2011).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 08.04.2014, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:38:0108084:21 составляет 6172105 руб. 16 коп. (т. 1 л.д. 28).
Земельный участок с кадастровым номером 23:38:0108084:22, площадью 990 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации торгового комплекса, расположенный по адресу: г. Армавир, ул. Железнодорожная 49 в, используется ООО "ЮгИнтерСервис" на основании договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения N 38000007005 от 23.03.2012.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 08.04.2014, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:38:0108084:22 составляет 6184272 руб. 60 коп. (т. 1 л.д. 31).
Полагая, что кадастровая стоимость земельных участков завышена, ООО "ЮгИнтерСервис" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной. Следовательно, законодательство допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Из пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.2000 следует, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
В соответствии с пунктами 2.2.1, 2.2.5, 2.2.6 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России N 39 от 15.02.2007, расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10, 1.2.17 настоящих Методических указаний, осуществляется на основе построения статистических моделей. Для каждой сформированной группы земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется сбор достаточной и достоверной рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости. Построение статистических моделей расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется на основе сведений о рыночной стоимости и (или) рыночной информации о цене указанных земельных участков.
Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки или индивидуально для конкретного объекта недвижимости рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об утверждении стоимости предметом оспаривания в этом случае не являются.
В соответствии с пунктами 1, 10, 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.2000, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами (в настоящее время ФГБУ "ФКП Росреестра").
Как указал Высший Арбитражный суд Российской Федерации в постановлении Президиума от 28.06.2011 N 913/11, требование об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе, и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой, в случае необходимости, судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
В материалы дела истцом представлен отчет об оценке N 0904/0010-14/01 (т. 1 л.д. 60-115), в соответствии с которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:38:0108084:21 по состоянию на 01.01.2011 составляет 1294280 рублей.
Согласно отчету об оценке N 0904/0010-14/02 (т. 1 л.д. 117-171), рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:38:0108084:22 по состоянию на 01.01.2011 составляет 1296900 рублей.
Поскольку между сторонами возник спор относительно расхождений кадастровой стоимости земельных участков с их рыночной стоимостью, судом первой инстанции по ходатайству истца определением от 06.11.2014 назначена судебная экспертиза.
В соответствии с выводами эксперта (заключение от 21.11.2014) рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:38:0108084:21 по состоянию на 01.01.2011 составляет 1679600 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:38:0108084:22 по состоянию на 01.01.2011 составляет 1683000 рублей (т. 2 л.д. 150-175).
Довод заявителя жалобы о том, что в экспертном заключении, на основании которого определена кадастровая стоимость, объекты-аналоги имеют иной вид разрешенного использования, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Результаты судебной экспертизы сторонами в суде первой инстанции не оспорены. Заявителем жалобы не даны пояснения относительно того, каким образом принятие экспертом в качестве объектов-аналогов земельных участков с иным видом разрешенного использования влечет недостоверность выводов эксперта. Доводы заявителя жалобы в данной части носят предположительный и вероятный характер, не подтверждены документально.
Заявителем жалобы не представлено доказательств того, что принятие в качестве объектов-аналогов земельных участков с иным видом разрешенного использования привело к занижению рыночной стоимости спорных земельных участков.
Требования ООО "ЮгИнтерСервис" правомерно удовлетворены судом первой инстанции с учетом рыночной стоимости спорных земельных участков, определенной по результатам судебной экспертизы.
В данном случае истец надлежащим образом легитимирован для заявленного иска.
Истец является арендатором вышеназванных земельных участков. Договоры аренды заключены сторонами после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, статья 65 которого устанавливает регулируемую арендную плату за пользование земельными участками публичной собственности.
Согласно толкованию, данному в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 (в редакции от 25.12.2013) "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", к договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Таким образом, суд первой инстанции законно и обоснованно удовлетворил исковые требования, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
Указание в резолютивной части обжалуемого решения на кадастровые номера 23:38:0108082:21 и 23:38:0108082:22, вместо 23:38:0108084:21 и 23:38:0108084:22, свидетельствует о допущенных в решении опечатках, которые могут быть исправлены в порядке статьи 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.12.2014 по делу N А32-19639/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
О.А.ЕРЕМИНА
Судьи
М.Г.ВЕЛИЧКО
Б.Т.ЧОТЧАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)