Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 08 мая 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
- от открытого акционерного общества "Сетевая компания"- извещен, не явился;
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан - извещен, не явился;
- от Министерства лесного хозяйства РТ - извещен, не явился;
- рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24 февраля 2015 года по делу N А65-30302/2014 (судья Аппакова Л.Р.),
по заявлению открытого акционерного общества "Сетевая компания", г. Казань,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (Управление Росреестра по РТ), г. Казань,
при участии третьего лица - Министерства лесного хозяйства РТ, г. Казань,
о признании незаконным отказа, об обязании Управления Росреестра по РТ произвести регистрацию права аренды лесного участка,
установил:
Открытое акционерное общество "Сетевая компания", г. Казань (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (Управление Росреестра по РТ), г. Казань, при участии третьего лица - Министерства лесного хозяйства РТ, г. Казань, о признании незаконным отказ Управления росреестра по РТ от 07.11.2014 г. N 82/011/2014-458 в государственной регистрации права по договору аренды от 07.08.2014 г. N 655, об обязании Управления Росреестра по РТ произвести регистрацию права аренды лесного участка общей площадью 0,13745 га, имеющего месторасположение: РТ, Нурлатский муниципальный район, квартал 9 выдел 6, квартал 69 выдел 18, кварта 83 выдел 1,3, квартал 84 выдел 13, Вишнево-Полянского участкового лесничества Нурлатского лесничества, квартал 23 выдел 13, квартал 72 выдел 1, квартал 71 выдел выдел 19,квартал 16 выдел 25, квартал 29 выдел 25, квартал 39 выдел 6, квартал 44 выдел 5, квартал 50 выдел 28 Восходского участкового лесничества Нурлатского лесничества, квартал 68 выдел 15, квартал 72 выделы 7,15, квартал 84 выдел 7, квартала 127 выдел 3, Мамыковского участкового лесничества Нурлатского лесничества, квартал 25 выдел 23, квартал 31 выдел 9, квартал 37 выдел 7, квартал 53 выдел 4, квартал 60 выдел 8, квартал 52 выдел 16, квартал 69 выдел 4, квартал 59 выделы 22,23, квартал 70 выдел 2 Тимерликовского участкового лесничества Нурлатского лесничества номера учетной записи в государственном лесном реестре 27881-2014-08, 28740-2014-08, 28741-2014-08, 28742-2014-08, 287432014-08, 28744-2014-08, 28745-2014-08, 28746-2014-08,28747-2014-08, 28748-2014-08, 28749-2014-08, 28750-2014-08, 28751-2014-08, 28752-2014-08, по договору от 07.08.2014 г. N 655.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.02.2015 г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Управление Росреестра по РТ подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что решение арбитражного суда незаконно и необоснованно, вынесено с существенным нарушением норм материального права: п. 3 ст. ст. 12, 18 Федерального закона N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ), п. 2 ст. 3, ст. 93 Лесного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 606, п. 3 ст. 607 ГК РФ, ст. 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон о введении N 201-ФЗ), а также процессуального права: п. 1 ст. 168, п. 3, п. 4 ст. 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проведено в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 26.09.2014 г. в Управление Росреестра по Республике Татарстан заявителем было подано заявление о государственной регистрации права аренды на следующие земельные участки:
- - земельный участок, расположенный по адресу: Республика Татарстан (Татарстан), Нурлатский район" Нурлатское лесничество, Вишнево-Полянское участковое лесничество, кв. N 23 часть выдела 13;
- - земельный участок, расположенный по адресу: Республика Татарстан (Татарстан), Нурлатский район, Тимерликовское участковое лесничество, кв. N 70 часть выдела 2;
- - земельный участок, расположенный по адресу: Республика Татарстан (Татарстан), Нурлатский район, Нурлатское лесничество, Мамыковское участковое лесничество, кв. 72 часть выдела 7,15;
- - земельный участок, расположенный по адресу: Республика Татарстан (Татарстан), Нурлатский район, Нурлатское лесничество, Мамыковское участковое лесничество, кв. N 84 часть выдела 7;
- - земельный участок, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Нурлатский район, Нурлатское лесничество, Мамыковское участковое лесничество, кв. N 127 часть выдела 3;
- - земельный участок, расположенный по адресу: Республика Татарстан (Татарстан) Нурлатский район, Тимерликовское участковое лесничество, кв. N 59 часть выдела 22,23;
- - земельный участок, расположенный по адресу; Республика Татарстан (Татарстан), Нурлатский район, Нурлатское лесничество, Восходное участковое лесничество" кв. 71 часть выдела 19, кв. N 72 часть выдела 1;
- - земельный участок, расположенный по адресу: Республика Татарстан (Татарстан), Нурлатский район. Нурлатское лесничество, Вишнево-Полянское участковое лесничество, кв. 69 часть выдела 18, кв. N 83;
- - земельный участок, расположенный по адресу: Республика Татарстан (Татарстан), Нурлатский район, Нурлатское лесничество, Мамыковское участковое лесничество, кв. 69 часть выдела 15;
- - земельный участок, расположенный по адресу: Республика Татарстан (Татарстан), Нурлатский район, Нурлатское лесничество, Вишнево-Шлянское участковое лесничество, кв. N 9 часть выдела 6;
- - земельный участок, расположенный по адресу: Республика Татарстан (Татарстан), Нурлатский район, Тимерликовское участковое лесничество, кв. N 25 часть выдела 31, кв, N 31 часть выдела 9, кв. N 37 часть выдела 7, кв. N 52 часть выдела 16, кв. N 53 часть выдела 4, кв. 60 часть выдела 8;
- - земельный участок, расположенный по адресу: Республика Татарстан (Татарстан), Нурлатский район, Нурлатское лесничество, Вишнево-Полянское участковое лесничество, кв. N 16 часть выдела 25, кв. 29 часть выдела 25;
- - земельный участок, расположенный по адресу: Республика Татарстан (Татарстан), Нурлатский район, Нурлатское лесничество, Восходное участковое лесничество, кв. N 39 часть выдела 6, кв. N 44 часть выдела 5, кв. N 50 часть выдела 28;
- - земельный участок, расположенный по адресу: Республика Татарстан (Татарстан), Нурлатский район, Тимерликовское участковое лесничество, кв. N 69 часть выдела 4.
Уведомлением от 08.10.2014 г. N 82/011/2014-458 регистрационным органом была приостановлена государственная регистрация до 07.11.2014 со ссылкой на необходимость приведения договора аренды в соответствие с требованиями действующего законодательства. Если предметом договора является часть лесного участка, то необходимо представление в регистрационный орган кадастрового паспорта на арендуемые части земель. В случае если предметом договора является лесной участок, имеющий определенные границы, необходимо зарегистрировать право собственности РФ на данный лесной участок.
Далее сообщением от 07.11.2014 г. N 82/011/2014-458 регистрационным органом на основании абзацев 4, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) отказано в государственной регистрации договора аренды на вышеуказанные земельные участки, по основаниям изложенным в приостановлении регистрации.
Заявитель полагая, что вышеуказанное сообщение об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратился в суд с настоящим заявлением.
При принятии решения об удовлетворении заявленных обществом требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Порядок проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним предусмотрен Федеральным законом от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ).
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии с абзацами 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано, в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Федеральным законом для государственной регистрации прав, и не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
В силу пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
В соответствии со статьей 4.3 Федерального закона от 04.12.2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", право собственности Российской Федерации на участки лесного фонда, ограничения (обременения) этого права и сделки с такими участками, зарегистрированные до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, признаются соответственно правом собственности Российской Федерации на соответствующие лесные участки в составе земель лесного фонда, ограничениями (обременениями) этого права и сделками с ними.
Государственная регистрация договоров аренды лесных участков, договоров безвозмездного срочного пользования лесными участками в составе земель лесного фонда, приведенных в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, осуществляется без представления кадастровых планов или кадастровых паспортов лесных участков (при условии, если государственный кадастровый учет таких лесных участков не осуществлялся).
На основании статьи 7, части 2 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации, лесным участком является земельный участок, местоположение, границы и площадь которого определяются соответственно по лесным кварталам и лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Исходя из правил названных статей, местоположение, границы и площадь лесных участков определяются на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотакционным выделам, их границам и площади.
В порядке статьи 93 Лесного кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу пункта 1 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субъектам Российской Федерации переданы полномочия по ведению государственного лесного реестра; осуществлению на землях лесного фонда государственного лесного надзора; организации использования лесов и их охраны; разработку и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, выдаче разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, субъектам Российской Федерации переданы полномочия по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе по организации и проведению соответствующих аукционов.
В соответствии со статьей 20 Земельного кодекса Российской Федерации, в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
В соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации, п. 9 ч. 3 ст. 3 Закон РТ от 22.05.2008 г. N 2-ЗРТ "Об использовании лесов в Республике Татарстан", Положением о Министерстве лесного хозяйства Республики Татарстан, утвержденное Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.02.2007 года N 38, предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов относится к полномочиям Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан.
Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан является органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственное управление в сфере использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов на территории РТ.
Лесным кодексом РФ, непосредственно ст. 71, урегулирован порядок предоставления в аренду гражданам и юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Распоряжением от 08.04.2014 г. N 96-р Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан спорные вышеназванные лесные участки, площадью 0,13745 га предоставлены заявителю для эксплуатации линейных объектов (линий электропередач) N 655, сроком на 49 лет.
07.08.2014 г. на основании вышеуказанного распоряжения между ОАО "Сетевая компания" и Министерством лесного хозяйства РТ был заключен договор аренды лесного участка N 655 в целях использования лесов для эксплуатации линейных объектов (линий электропередачи).
Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии с пунктом 3 статьи 607 ГК РФ в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды.
Согласно пунктам 1, 2 вышеуказанного договора, арендодатель обязуется предоставить, а Арендатор обязуется принять во временное пользование находящийся в государственной собственности Лесной участок площадью 0,13745 га, предоставляемый в аренду по настоящему Договору, имеет местоположение: Республика Татарстан, Нурлатский муниципальный район:
- - квартал 9 выделы 6, квартал 69 выдел 18, квартал 83 выдел 1,3, квартал 84 выдел 13, Вишнево-Полянского участкового лесничества Нурлатского лесничества;
- - квартал 23 выделы 13, квартал 72 выдел 1, квартал 71 выдел 19, квартал 16 выдел 25, квартал 29 выдел 25, квартал 39 выделы 6, квартал 44 выделы 5, квартал 50 выделы 28, Восходского участкового лесничества Нурлатского лесничества.
- - квартал 68 выделы 15, квартал 72 выдел 7, 15, квартал 84 выдел 7, квартал 127 выдел 3, Мамыковского участкового лесничества Нурлатского лесничества;
- - квартал 25 выделы 23, квартал 31 выдел 9, квартал 37 выдел 7, квартал 53 выдел 4, квартал 60 выдел 8, квартал 52 выдел 16, квартал 69 выдел 4, квартал 59 выдел 22, 23,
- квартал 70 выдел 2, Тимерликовского участкового лесничества Нурлатского лесничества.
Вместе с тем, в силу статьи 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон), до 01 января 2015 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности.
При предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственного кадастрового учета, осуществляется их государственный учет (п. 2 ст. 4.1 Вводного закона).
Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 ЛК РФ, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 ЛК РФ (п. 3 ст. 4.1 Вводного закона).
Порядок проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п. 5 ст. 4.1 Вводного закона).
Согласно пункта 12 Порядка проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 13.04.2012 N 139 по результатам государственного учета выдается план лесного участка.
С учетом приведенных норм права, принимая во внимание, что спорный лесной участок образован из участка лесного фонда, в отношении которого не проводился государственный кадастровый учет в соответствии с требованиями законодательства, суд пришел к правильному выводу, что в данном случае не требуется постановка спорного участка на кадастровый учет.
В соответствии со статьей 4.4 Закона N 201 "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201), если государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Законом N 122.
Выводы суда основываются на единообразной судебной практике, складывающейся при рассмотрении аналогичных дел Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 31.05.2013 по делу N А12-18495/2012, Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 04.03.2014 г. по делу N А71-5017/2013.
Анализ положений норм 7, 69, 93 Лесного кодекса Российской Федерации, положений статей 4.3, 4.4 Закона N 201 позволяет сделать вывод о том, что предоставление лесного участка как части земельного участка в вещное владение, либо по договору не требует разделения земельного участка, на котором находятся лесные участки, и не требует формирования этих лесных участков как новых объектов недвижимости.
Таким образом, выданные планы лесного участка свидетельствуют о проведенном государственном учете передаваемого в аренду лесного участка.
Как усматривается из материалов дела, согласно расписки в получении документов на государственную регистрацию от 26.09.2014. в регистрационный орган были представлены ряд документов, необходимых для государственной регистрации (расписка имеется в материалах дела).
Однако уведомлением от 08.10.2014 N 82/011/2014-458 регистрационным органом была приостановлена государственная регистрация до 07.11.2014, по основаниям изложенным в уведомлении о приостановлении.
В связи с тем, что в отведенные сроки причины, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации права по договору аренды, устранены не были, регистрирующим органом 07.11.2014 было принято решение N 82/011/2014458, на основании абзацев 4, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), об отказе в государственной регистрации договора аренды на вышеуказанные земельные участки.
На лесные участки, имеющие месторасположение: Республика Татарстан, Нурлатский муниципальный район, квартал 9 выделы 6, квартал 69 выдел 18, квартал 83 выдел 1,3, квартал 84 выдел 13, Вишнево-Полянского участкового лесничества Нурлатского лесничества; квартал 23 выделы 13, квартал 72 выдел 1, квартал 71 выдел 19, квартал 16 выдел 25, квартал 29 выдел 25, квартал 39 выделы 6, квартал 44 выделы 5, квартал 50 выделы 28, Восходского участкового лесничества Нурлатского лесничества; квартал 68 выделы 15, квартал 72 выдел 7, 15, квартал 84 выдел 7, квартал 127 выдел 3, Мамыковского участкового лесничества Нурлатского лесничества; квартал 25 выделы 23, квартал 31 выдел 9, квартал 37 выдел 7, квартал 53 выдел 4, квартал 60 выдел 8, квартал 52 выдел 16, квартал 69 выдел 4, квартал 59 выдел 22, 23, квартал 70 выдел 2, Тимерликовского участкового лесничества Нурлатского лесничества, зарегистрировано право собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права: свидетельство о регистрации права серии 16-АС N 161598; свидетельство о регистрации права серии 16-АС N 161667; свидетельство о регистрации права серии 16-АС N 161670; свидетельство о регистрации права серии 16-АС N 287853; свидетельство о регистрации права серии 16-АС N 287855; свидетельство о регистрации права серии 16-АС N 287854; свидетельство о регистрации права серии 16-АС N 287856; свидетельство о регистрации права серии 16-АС N 287948; свидетельство о регистрации права серии 16-АБ N 333961.
Таким образом, представленные заявителем в адрес регистрирующего органа правоустанавливающие документы содержат описание местоположения предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков.
Земельный участок включен в лесной реестр; имеется план лесного участка и карты-схемы расположения и границы лесного участка.
Судом первой инстанции правильно учтено, что право собственности Российской Федерации на лесной участок не прекращалось, решений о разделении лесного участка и об образовании новых земельных участков не принималось.
Спорный лесной участок является частью лесных участков, имеющих месторасположение: Республика Татарстан, Нурлатский муниципальный район, квартал 9 выделы 6, квартал 69 выдел 18, квартал 83 выдел 1,3, квартал 84 выдел 13, Вишнево-Полянского участкового лесничества Нурлатского лесничества; квартал 23 выделы 13, квартал 72 выдел 1, квартал 71 выдел 19, квартал 16 выдел 25, квартал 29 выдел 25, квартал 39 выделы 6, квартал 44 выделы 5, квартал 50 выделы 28, Восходского участкового лесничества Нурлатского лесничества; квартал 68 выделы 15, квартал 72 выдел 7, 15, квартал 84 выдел 7, квартал 127 выдел 3, Мамыковского участкового лесничества Нурлатского лесничества; квартал 25 выделы 23, квартал 31 выдел 9, квартал 37 выдел 7, квартал 53 выдел 4, квартал 60 выдел 8, квартал 52 выдел 16, квартал 69 выдел 4, квартал 59 выдел 22, 23, квартал 70 выдел 2, Тимерликовского участкового лесничества Нурлатского лесничества, в связи с чем, право собственности Российской Федерации на него сохраняется.
При этом, в силу действующего законодательства, право постоянного (бессрочного) пользования должно быть зарегистрировано на испрашиваемый земельный участок за лицом, которому этот земельный участок предоставлен.
С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу о том, что у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации права собственности на земельные участки, по основаниям, предусмотренным абзацами 4, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Доводы подателя жалобы отклоняются арбитражным апелляционным судом в связи со следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 74 Лесного кодекса РФ, п. 4 Правил подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324, договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных ч. 3 ст. 74 Лесного кодекса РФ, которая предусматривает исчерпывающий перечень оснований, при которых заключаются договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности без проведения аукциона.
Лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 настоящего Кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.
В соответствии с данными государственного лесного реестра, материалами учета лесного фонда и лесоустройства ГКУ "Нурлатское лесничество" лесные участки, расположенные в квартале 9 выдел 6, квартал 69 выдела 18, квартал 83 выделы 1, 3, квартал 84 выдел 13 Вишнево-Полянского участкового лесничества, квартал 23 выдел 13, квартал 72 выдел 1, квартал 71 выдел 19, квартал 16 выдел 25, квартал 29 выдел 25, квартал 39 выдел 6, квартал 44 выдел 5, квартал 50 выдел 28 Восходского участкового лесничества, квартал 68 выдел 15, квартал 72 выделы 7, 15, квартал 84 выдел 7, квартал 127 выдел 3 Мамыковского участкового лесничества, квартал 25 выдел 23, квартал 31 выдел 9, квартал 37 выдел 7, квартал 53 выдел 4, квартал 60 выдел 8, квартал 52 выдел 16, квартал 69 выдел 4, квартал 59 выделы 22, 23, квартал 70 выдел 2 Тимерликовского участкового лесничества являются собственностью Российской Федерации.
Распоряжением от 08.04.2014 N 96-р Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан предоставило заявителю вышеназванные лесные участки, площадью 0,13745 га для эксплуатации линейных объектов (линий электропередач) сроком на 49 лет. Далее между ОАО "Сетевая компания" и Министерством заключен договор N 655 от 07.08.2014 года.
На момент заключения договора аренды действующее законодательство устанавливало, что план лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным.
Статья 4.4 вышеназванного закона гласила, что в случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно пункта 12 Порядка проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 13.04.2012 N 139, по результатам государственного учета выдается план лесного участка.
Таким образом, выданный план лесного участка свидетельствует о проведенном государственном учете передаваемого в аренду лесного участка.
План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда (ч. 6 ст. 47 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" N 221-ФЗ).
Спорный лесной участок общей площадью 0,13745 га является частью лесных участков, имеющий месторасположение: Республика Татарстан, Нурлатский муниципальный район, ГКУ "Нурлатское лесничество" лесные участки, расположенные в квартале 9 выдел 6, квартал 69 выдела 18, квартал 83 выделы 1,3, квартал 84 выдел 13 Вишнево-Полянского участкового лесничества, квартал 23 выдел 13, квартал 72 выдел 1, квартал 71 выдел 19, квартал 16 выдел 25, квартал 29 выдел 25, квартал 39 выдел 6, квартал 44 выдел 5, квартал 50 выдел 28 Восходского участкового лесничества, квартал 68 выдел 15, квартал 72 выделы 7, 15, квартал 84 выдел 7, квартал 127 выдел 3 Мамыковского участкового лесничества, квартал 25 выдел 23, квартал 31 выдел 9, квартал 37 выдел 7, квартал 53 выдел 4, квартал 60 выдел 8, квартал 52 выдел 16, квартал 69 выдел 4, квартал 59 выделы 22, 23, квартал 70 выдел 2 Тимерликовского участкового лесничества, следовательно, право собственности Российской Федерации на него сохраняется.
Заявителем были предоставлены все необходимые документы для регистрации права аренды, в том числе и все копии свидетельств о государственной регистрации права Российской Федерации на спорные лесные участки, в которых имеется информация об их условных номерах, по которым можно идентифицировать лесные участки.
Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24 февраля 2015 года по делу N А65-30302/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
П.В.БАЖАН
В.Е.КУВШИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.05.2015 N 11АП-4588/2015 ПО ДЕЛУ N А65-30302/2014
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 мая 2015 г. по делу N А65-30302/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 08 мая 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
- от открытого акционерного общества "Сетевая компания"- извещен, не явился;
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан - извещен, не явился;
- от Министерства лесного хозяйства РТ - извещен, не явился;
- рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24 февраля 2015 года по делу N А65-30302/2014 (судья Аппакова Л.Р.),
по заявлению открытого акционерного общества "Сетевая компания", г. Казань,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (Управление Росреестра по РТ), г. Казань,
при участии третьего лица - Министерства лесного хозяйства РТ, г. Казань,
о признании незаконным отказа, об обязании Управления Росреестра по РТ произвести регистрацию права аренды лесного участка,
установил:
Открытое акционерное общество "Сетевая компания", г. Казань (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (Управление Росреестра по РТ), г. Казань, при участии третьего лица - Министерства лесного хозяйства РТ, г. Казань, о признании незаконным отказ Управления росреестра по РТ от 07.11.2014 г. N 82/011/2014-458 в государственной регистрации права по договору аренды от 07.08.2014 г. N 655, об обязании Управления Росреестра по РТ произвести регистрацию права аренды лесного участка общей площадью 0,13745 га, имеющего месторасположение: РТ, Нурлатский муниципальный район, квартал 9 выдел 6, квартал 69 выдел 18, кварта 83 выдел 1,3, квартал 84 выдел 13, Вишнево-Полянского участкового лесничества Нурлатского лесничества, квартал 23 выдел 13, квартал 72 выдел 1, квартал 71 выдел выдел 19,квартал 16 выдел 25, квартал 29 выдел 25, квартал 39 выдел 6, квартал 44 выдел 5, квартал 50 выдел 28 Восходского участкового лесничества Нурлатского лесничества, квартал 68 выдел 15, квартал 72 выделы 7,15, квартал 84 выдел 7, квартала 127 выдел 3, Мамыковского участкового лесничества Нурлатского лесничества, квартал 25 выдел 23, квартал 31 выдел 9, квартал 37 выдел 7, квартал 53 выдел 4, квартал 60 выдел 8, квартал 52 выдел 16, квартал 69 выдел 4, квартал 59 выделы 22,23, квартал 70 выдел 2 Тимерликовского участкового лесничества Нурлатского лесничества номера учетной записи в государственном лесном реестре 27881-2014-08, 28740-2014-08, 28741-2014-08, 28742-2014-08, 287432014-08, 28744-2014-08, 28745-2014-08, 28746-2014-08,28747-2014-08, 28748-2014-08, 28749-2014-08, 28750-2014-08, 28751-2014-08, 28752-2014-08, по договору от 07.08.2014 г. N 655.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.02.2015 г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Управление Росреестра по РТ подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что решение арбитражного суда незаконно и необоснованно, вынесено с существенным нарушением норм материального права: п. 3 ст. ст. 12, 18 Федерального закона N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ), п. 2 ст. 3, ст. 93 Лесного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 606, п. 3 ст. 607 ГК РФ, ст. 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон о введении N 201-ФЗ), а также процессуального права: п. 1 ст. 168, п. 3, п. 4 ст. 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проведено в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 26.09.2014 г. в Управление Росреестра по Республике Татарстан заявителем было подано заявление о государственной регистрации права аренды на следующие земельные участки:
- - земельный участок, расположенный по адресу: Республика Татарстан (Татарстан), Нурлатский район" Нурлатское лесничество, Вишнево-Полянское участковое лесничество, кв. N 23 часть выдела 13;
- - земельный участок, расположенный по адресу: Республика Татарстан (Татарстан), Нурлатский район, Тимерликовское участковое лесничество, кв. N 70 часть выдела 2;
- - земельный участок, расположенный по адресу: Республика Татарстан (Татарстан), Нурлатский район, Нурлатское лесничество, Мамыковское участковое лесничество, кв. 72 часть выдела 7,15;
- - земельный участок, расположенный по адресу: Республика Татарстан (Татарстан), Нурлатский район, Нурлатское лесничество, Мамыковское участковое лесничество, кв. N 84 часть выдела 7;
- - земельный участок, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Нурлатский район, Нурлатское лесничество, Мамыковское участковое лесничество, кв. N 127 часть выдела 3;
- - земельный участок, расположенный по адресу: Республика Татарстан (Татарстан) Нурлатский район, Тимерликовское участковое лесничество, кв. N 59 часть выдела 22,23;
- - земельный участок, расположенный по адресу; Республика Татарстан (Татарстан), Нурлатский район, Нурлатское лесничество, Восходное участковое лесничество" кв. 71 часть выдела 19, кв. N 72 часть выдела 1;
- - земельный участок, расположенный по адресу: Республика Татарстан (Татарстан), Нурлатский район. Нурлатское лесничество, Вишнево-Полянское участковое лесничество, кв. 69 часть выдела 18, кв. N 83;
- - земельный участок, расположенный по адресу: Республика Татарстан (Татарстан), Нурлатский район, Нурлатское лесничество, Мамыковское участковое лесничество, кв. 69 часть выдела 15;
- - земельный участок, расположенный по адресу: Республика Татарстан (Татарстан), Нурлатский район, Нурлатское лесничество, Вишнево-Шлянское участковое лесничество, кв. N 9 часть выдела 6;
- - земельный участок, расположенный по адресу: Республика Татарстан (Татарстан), Нурлатский район, Тимерликовское участковое лесничество, кв. N 25 часть выдела 31, кв, N 31 часть выдела 9, кв. N 37 часть выдела 7, кв. N 52 часть выдела 16, кв. N 53 часть выдела 4, кв. 60 часть выдела 8;
- - земельный участок, расположенный по адресу: Республика Татарстан (Татарстан), Нурлатский район, Нурлатское лесничество, Вишнево-Полянское участковое лесничество, кв. N 16 часть выдела 25, кв. 29 часть выдела 25;
- - земельный участок, расположенный по адресу: Республика Татарстан (Татарстан), Нурлатский район, Нурлатское лесничество, Восходное участковое лесничество, кв. N 39 часть выдела 6, кв. N 44 часть выдела 5, кв. N 50 часть выдела 28;
- - земельный участок, расположенный по адресу: Республика Татарстан (Татарстан), Нурлатский район, Тимерликовское участковое лесничество, кв. N 69 часть выдела 4.
Уведомлением от 08.10.2014 г. N 82/011/2014-458 регистрационным органом была приостановлена государственная регистрация до 07.11.2014 со ссылкой на необходимость приведения договора аренды в соответствие с требованиями действующего законодательства. Если предметом договора является часть лесного участка, то необходимо представление в регистрационный орган кадастрового паспорта на арендуемые части земель. В случае если предметом договора является лесной участок, имеющий определенные границы, необходимо зарегистрировать право собственности РФ на данный лесной участок.
Далее сообщением от 07.11.2014 г. N 82/011/2014-458 регистрационным органом на основании абзацев 4, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) отказано в государственной регистрации договора аренды на вышеуказанные земельные участки, по основаниям изложенным в приостановлении регистрации.
Заявитель полагая, что вышеуказанное сообщение об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратился в суд с настоящим заявлением.
При принятии решения об удовлетворении заявленных обществом требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Порядок проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним предусмотрен Федеральным законом от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ).
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии с абзацами 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано, в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Федеральным законом для государственной регистрации прав, и не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
В силу пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
В соответствии со статьей 4.3 Федерального закона от 04.12.2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", право собственности Российской Федерации на участки лесного фонда, ограничения (обременения) этого права и сделки с такими участками, зарегистрированные до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, признаются соответственно правом собственности Российской Федерации на соответствующие лесные участки в составе земель лесного фонда, ограничениями (обременениями) этого права и сделками с ними.
Государственная регистрация договоров аренды лесных участков, договоров безвозмездного срочного пользования лесными участками в составе земель лесного фонда, приведенных в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, осуществляется без представления кадастровых планов или кадастровых паспортов лесных участков (при условии, если государственный кадастровый учет таких лесных участков не осуществлялся).
На основании статьи 7, части 2 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации, лесным участком является земельный участок, местоположение, границы и площадь которого определяются соответственно по лесным кварталам и лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Исходя из правил названных статей, местоположение, границы и площадь лесных участков определяются на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотакционным выделам, их границам и площади.
В порядке статьи 93 Лесного кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу пункта 1 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субъектам Российской Федерации переданы полномочия по ведению государственного лесного реестра; осуществлению на землях лесного фонда государственного лесного надзора; организации использования лесов и их охраны; разработку и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, выдаче разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, субъектам Российской Федерации переданы полномочия по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе по организации и проведению соответствующих аукционов.
В соответствии со статьей 20 Земельного кодекса Российской Федерации, в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
В соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации, п. 9 ч. 3 ст. 3 Закон РТ от 22.05.2008 г. N 2-ЗРТ "Об использовании лесов в Республике Татарстан", Положением о Министерстве лесного хозяйства Республики Татарстан, утвержденное Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.02.2007 года N 38, предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов относится к полномочиям Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан.
Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан является органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственное управление в сфере использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов на территории РТ.
Лесным кодексом РФ, непосредственно ст. 71, урегулирован порядок предоставления в аренду гражданам и юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Распоряжением от 08.04.2014 г. N 96-р Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан спорные вышеназванные лесные участки, площадью 0,13745 га предоставлены заявителю для эксплуатации линейных объектов (линий электропередач) N 655, сроком на 49 лет.
07.08.2014 г. на основании вышеуказанного распоряжения между ОАО "Сетевая компания" и Министерством лесного хозяйства РТ был заключен договор аренды лесного участка N 655 в целях использования лесов для эксплуатации линейных объектов (линий электропередачи).
Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии с пунктом 3 статьи 607 ГК РФ в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды.
Согласно пунктам 1, 2 вышеуказанного договора, арендодатель обязуется предоставить, а Арендатор обязуется принять во временное пользование находящийся в государственной собственности Лесной участок площадью 0,13745 га, предоставляемый в аренду по настоящему Договору, имеет местоположение: Республика Татарстан, Нурлатский муниципальный район:
- - квартал 9 выделы 6, квартал 69 выдел 18, квартал 83 выдел 1,3, квартал 84 выдел 13, Вишнево-Полянского участкового лесничества Нурлатского лесничества;
- - квартал 23 выделы 13, квартал 72 выдел 1, квартал 71 выдел 19, квартал 16 выдел 25, квартал 29 выдел 25, квартал 39 выделы 6, квартал 44 выделы 5, квартал 50 выделы 28, Восходского участкового лесничества Нурлатского лесничества.
- - квартал 68 выделы 15, квартал 72 выдел 7, 15, квартал 84 выдел 7, квартал 127 выдел 3, Мамыковского участкового лесничества Нурлатского лесничества;
- - квартал 25 выделы 23, квартал 31 выдел 9, квартал 37 выдел 7, квартал 53 выдел 4, квартал 60 выдел 8, квартал 52 выдел 16, квартал 69 выдел 4, квартал 59 выдел 22, 23,
- квартал 70 выдел 2, Тимерликовского участкового лесничества Нурлатского лесничества.
Вместе с тем, в силу статьи 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон), до 01 января 2015 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности.
При предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственного кадастрового учета, осуществляется их государственный учет (п. 2 ст. 4.1 Вводного закона).
Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 ЛК РФ, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 ЛК РФ (п. 3 ст. 4.1 Вводного закона).
Порядок проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п. 5 ст. 4.1 Вводного закона).
Согласно пункта 12 Порядка проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 13.04.2012 N 139 по результатам государственного учета выдается план лесного участка.
С учетом приведенных норм права, принимая во внимание, что спорный лесной участок образован из участка лесного фонда, в отношении которого не проводился государственный кадастровый учет в соответствии с требованиями законодательства, суд пришел к правильному выводу, что в данном случае не требуется постановка спорного участка на кадастровый учет.
В соответствии со статьей 4.4 Закона N 201 "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201), если государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Законом N 122.
Выводы суда основываются на единообразной судебной практике, складывающейся при рассмотрении аналогичных дел Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 31.05.2013 по делу N А12-18495/2012, Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 04.03.2014 г. по делу N А71-5017/2013.
Анализ положений норм 7, 69, 93 Лесного кодекса Российской Федерации, положений статей 4.3, 4.4 Закона N 201 позволяет сделать вывод о том, что предоставление лесного участка как части земельного участка в вещное владение, либо по договору не требует разделения земельного участка, на котором находятся лесные участки, и не требует формирования этих лесных участков как новых объектов недвижимости.
Таким образом, выданные планы лесного участка свидетельствуют о проведенном государственном учете передаваемого в аренду лесного участка.
Как усматривается из материалов дела, согласно расписки в получении документов на государственную регистрацию от 26.09.2014. в регистрационный орган были представлены ряд документов, необходимых для государственной регистрации (расписка имеется в материалах дела).
Однако уведомлением от 08.10.2014 N 82/011/2014-458 регистрационным органом была приостановлена государственная регистрация до 07.11.2014, по основаниям изложенным в уведомлении о приостановлении.
В связи с тем, что в отведенные сроки причины, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации права по договору аренды, устранены не были, регистрирующим органом 07.11.2014 было принято решение N 82/011/2014458, на основании абзацев 4, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), об отказе в государственной регистрации договора аренды на вышеуказанные земельные участки.
На лесные участки, имеющие месторасположение: Республика Татарстан, Нурлатский муниципальный район, квартал 9 выделы 6, квартал 69 выдел 18, квартал 83 выдел 1,3, квартал 84 выдел 13, Вишнево-Полянского участкового лесничества Нурлатского лесничества; квартал 23 выделы 13, квартал 72 выдел 1, квартал 71 выдел 19, квартал 16 выдел 25, квартал 29 выдел 25, квартал 39 выделы 6, квартал 44 выделы 5, квартал 50 выделы 28, Восходского участкового лесничества Нурлатского лесничества; квартал 68 выделы 15, квартал 72 выдел 7, 15, квартал 84 выдел 7, квартал 127 выдел 3, Мамыковского участкового лесничества Нурлатского лесничества; квартал 25 выделы 23, квартал 31 выдел 9, квартал 37 выдел 7, квартал 53 выдел 4, квартал 60 выдел 8, квартал 52 выдел 16, квартал 69 выдел 4, квартал 59 выдел 22, 23, квартал 70 выдел 2, Тимерликовского участкового лесничества Нурлатского лесничества, зарегистрировано право собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права: свидетельство о регистрации права серии 16-АС N 161598; свидетельство о регистрации права серии 16-АС N 161667; свидетельство о регистрации права серии 16-АС N 161670; свидетельство о регистрации права серии 16-АС N 287853; свидетельство о регистрации права серии 16-АС N 287855; свидетельство о регистрации права серии 16-АС N 287854; свидетельство о регистрации права серии 16-АС N 287856; свидетельство о регистрации права серии 16-АС N 287948; свидетельство о регистрации права серии 16-АБ N 333961.
Таким образом, представленные заявителем в адрес регистрирующего органа правоустанавливающие документы содержат описание местоположения предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков.
Земельный участок включен в лесной реестр; имеется план лесного участка и карты-схемы расположения и границы лесного участка.
Судом первой инстанции правильно учтено, что право собственности Российской Федерации на лесной участок не прекращалось, решений о разделении лесного участка и об образовании новых земельных участков не принималось.
Спорный лесной участок является частью лесных участков, имеющих месторасположение: Республика Татарстан, Нурлатский муниципальный район, квартал 9 выделы 6, квартал 69 выдел 18, квартал 83 выдел 1,3, квартал 84 выдел 13, Вишнево-Полянского участкового лесничества Нурлатского лесничества; квартал 23 выделы 13, квартал 72 выдел 1, квартал 71 выдел 19, квартал 16 выдел 25, квартал 29 выдел 25, квартал 39 выделы 6, квартал 44 выделы 5, квартал 50 выделы 28, Восходского участкового лесничества Нурлатского лесничества; квартал 68 выделы 15, квартал 72 выдел 7, 15, квартал 84 выдел 7, квартал 127 выдел 3, Мамыковского участкового лесничества Нурлатского лесничества; квартал 25 выделы 23, квартал 31 выдел 9, квартал 37 выдел 7, квартал 53 выдел 4, квартал 60 выдел 8, квартал 52 выдел 16, квартал 69 выдел 4, квартал 59 выдел 22, 23, квартал 70 выдел 2, Тимерликовского участкового лесничества Нурлатского лесничества, в связи с чем, право собственности Российской Федерации на него сохраняется.
При этом, в силу действующего законодательства, право постоянного (бессрочного) пользования должно быть зарегистрировано на испрашиваемый земельный участок за лицом, которому этот земельный участок предоставлен.
С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу о том, что у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации права собственности на земельные участки, по основаниям, предусмотренным абзацами 4, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Доводы подателя жалобы отклоняются арбитражным апелляционным судом в связи со следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 74 Лесного кодекса РФ, п. 4 Правил подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324, договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных ч. 3 ст. 74 Лесного кодекса РФ, которая предусматривает исчерпывающий перечень оснований, при которых заключаются договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности без проведения аукциона.
Лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 настоящего Кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.
В соответствии с данными государственного лесного реестра, материалами учета лесного фонда и лесоустройства ГКУ "Нурлатское лесничество" лесные участки, расположенные в квартале 9 выдел 6, квартал 69 выдела 18, квартал 83 выделы 1, 3, квартал 84 выдел 13 Вишнево-Полянского участкового лесничества, квартал 23 выдел 13, квартал 72 выдел 1, квартал 71 выдел 19, квартал 16 выдел 25, квартал 29 выдел 25, квартал 39 выдел 6, квартал 44 выдел 5, квартал 50 выдел 28 Восходского участкового лесничества, квартал 68 выдел 15, квартал 72 выделы 7, 15, квартал 84 выдел 7, квартал 127 выдел 3 Мамыковского участкового лесничества, квартал 25 выдел 23, квартал 31 выдел 9, квартал 37 выдел 7, квартал 53 выдел 4, квартал 60 выдел 8, квартал 52 выдел 16, квартал 69 выдел 4, квартал 59 выделы 22, 23, квартал 70 выдел 2 Тимерликовского участкового лесничества являются собственностью Российской Федерации.
Распоряжением от 08.04.2014 N 96-р Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан предоставило заявителю вышеназванные лесные участки, площадью 0,13745 га для эксплуатации линейных объектов (линий электропередач) сроком на 49 лет. Далее между ОАО "Сетевая компания" и Министерством заключен договор N 655 от 07.08.2014 года.
На момент заключения договора аренды действующее законодательство устанавливало, что план лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным.
Статья 4.4 вышеназванного закона гласила, что в случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно пункта 12 Порядка проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 13.04.2012 N 139, по результатам государственного учета выдается план лесного участка.
Таким образом, выданный план лесного участка свидетельствует о проведенном государственном учете передаваемого в аренду лесного участка.
План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда (ч. 6 ст. 47 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" N 221-ФЗ).
Спорный лесной участок общей площадью 0,13745 га является частью лесных участков, имеющий месторасположение: Республика Татарстан, Нурлатский муниципальный район, ГКУ "Нурлатское лесничество" лесные участки, расположенные в квартале 9 выдел 6, квартал 69 выдела 18, квартал 83 выделы 1,3, квартал 84 выдел 13 Вишнево-Полянского участкового лесничества, квартал 23 выдел 13, квартал 72 выдел 1, квартал 71 выдел 19, квартал 16 выдел 25, квартал 29 выдел 25, квартал 39 выдел 6, квартал 44 выдел 5, квартал 50 выдел 28 Восходского участкового лесничества, квартал 68 выдел 15, квартал 72 выделы 7, 15, квартал 84 выдел 7, квартал 127 выдел 3 Мамыковского участкового лесничества, квартал 25 выдел 23, квартал 31 выдел 9, квартал 37 выдел 7, квартал 53 выдел 4, квартал 60 выдел 8, квартал 52 выдел 16, квартал 69 выдел 4, квартал 59 выделы 22, 23, квартал 70 выдел 2 Тимерликовского участкового лесничества, следовательно, право собственности Российской Федерации на него сохраняется.
Заявителем были предоставлены все необходимые документы для регистрации права аренды, в том числе и все копии свидетельств о государственной регистрации права Российской Федерации на спорные лесные участки, в которых имеется информация об их условных номерах, по которым можно идентифицировать лесные участки.
Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24 февраля 2015 года по делу N А65-30302/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
П.В.БАЖАН
В.Е.КУВШИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)