Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ему было обещано предоставление земельного участка после проведения землеустроительных и проектно-планировочных работ на земельном массиве, планируемом для предоставления льготным категориям граждан. До настоящего времени земельный участок ему не предоставлен.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Беседина Е.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Шмелева А.Л.,
судей Мадатовой Н.А., Колесник Н.А.
при секретаре Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании от 06 мая 2015 года апелляционную жалобу Ш.
на решение Балашихинского городского суда Московской области от 02 февраля 2015 года по делу по иску Ш. к Управлению имущественных отношений администрации городского округа Балашиха о признании неправомерным отказа в предоставлении земельного участка, обязании предоставить земельный участок, компенсации морального вреда, заслушав доклад судьи Шмелева А.Л., объяснения Ш.,
установила:
Ш. предъявлен иск к Управлению имущественных отношений администрации городского округа Балашиха о признании неправомерным отказа в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, обязании предоставить земельный участок в черте городского округа Балашиха 1500 кв. м или в сельской местности 2500 кв. м, взыскании компенсации морального вреда в размер 200000 руб. Ссылаясь на п. 12 ст. 15 Закона "О статусе военнослужащих" N 76-ФЗ от 27 мая 1998 года, требования мотивировал тем, что в августе 2013 года Главой городского округа Балашиха ему было обещано предоставление земельного участка после проведения землеустроительных и проектно-планировочных работ на земельном массиве, планируемом для предоставления льготным категориям граждан. До настоящего времени земельный участок ему не предоставлен. Участок истцу необходим для строительства жилого дома и разведения сада.
Представитель ответчика иск не признал, ссылаясь на отсутствие законных оснований для предоставления истцу земельного участка в собственность бесплатно.
В апелляционной жалобе Ш. просит решение отменить, как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что истец не имеет законных оснований для предоставления ему земельного участка в собственность бесплатно, и норма закона, на которую истец ссылается такое предоставление истцу не гарантирует. Возможность такого предоставления, является правом, но не обязанностью органов местного самоуправления.
С выводом суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку он согласуется с действующим законодательством.
Согласно п. 12 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а также военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу за пределами территории Российской Федерации, в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, органы местного самоуправления вправе в первоочередном порядке предоставлять право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо выделять земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов.
Исходя из смысла данной нормы предусмотрено выделение земельных участков для строительства в первоочередном порядке, но не право на безвозмездное получение земельного участка в собственность.
В соответствии с п. 2 ст. 17 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ Федерального закона "О статусе военнослужащих" гражданам, уволенным с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 15 лет и более, по месту военной службы или избранному месту жительства бесплатно предоставляются в собственность земельные участки по их желанию для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, крестьянского (фермерского) хозяйства или индивидуального (коллективного) садоводства.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ст. 17 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ утратила силу с 01 января 2005 года.
Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 24 февраля 2011 года N 163-О-О по жалобе бывшего военнослужащего по вопросу предоставления земельного участка бесплатно для индивидуального жилищного строительства, отмена пунктом 10 статьи 100 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ льготы по предоставлению земельного участка определенным категориям граждан - при том, что бесплатное предоставление земельных участков Конституцией Российской Федерации не гарантируется - не выходит за пределы дискреции федерального законодателя, а потому оспариваемое законоположение не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя, указанные в жалобе.
В суде апелляционной инстанции истец пояснил, что в очереди на получение земельных участков не состоит, жильем обеспечен.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке собранных по делу доказательств, к неверному толкованию положений законодательства в их совокупности.
При разрешении спора судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Балашихинского городского суда Московской области от 02 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ш. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 06.05.2015 ПО ДЕЛУ N 33-10725/2015
Требование: О признании неправомерным отказа в предоставлении земельного участка, обязании предоставить земельный участок.Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ему было обещано предоставление земельного участка после проведения землеустроительных и проектно-планировочных работ на земельном массиве, планируемом для предоставления льготным категориям граждан. До настоящего времени земельный участок ему не предоставлен.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 мая 2015 г. по делу N 33-10725/2015
Судья: Беседина Е.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Шмелева А.Л.,
судей Мадатовой Н.А., Колесник Н.А.
при секретаре Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании от 06 мая 2015 года апелляционную жалобу Ш.
на решение Балашихинского городского суда Московской области от 02 февраля 2015 года по делу по иску Ш. к Управлению имущественных отношений администрации городского округа Балашиха о признании неправомерным отказа в предоставлении земельного участка, обязании предоставить земельный участок, компенсации морального вреда, заслушав доклад судьи Шмелева А.Л., объяснения Ш.,
установила:
Ш. предъявлен иск к Управлению имущественных отношений администрации городского округа Балашиха о признании неправомерным отказа в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, обязании предоставить земельный участок в черте городского округа Балашиха 1500 кв. м или в сельской местности 2500 кв. м, взыскании компенсации морального вреда в размер 200000 руб. Ссылаясь на п. 12 ст. 15 Закона "О статусе военнослужащих" N 76-ФЗ от 27 мая 1998 года, требования мотивировал тем, что в августе 2013 года Главой городского округа Балашиха ему было обещано предоставление земельного участка после проведения землеустроительных и проектно-планировочных работ на земельном массиве, планируемом для предоставления льготным категориям граждан. До настоящего времени земельный участок ему не предоставлен. Участок истцу необходим для строительства жилого дома и разведения сада.
Представитель ответчика иск не признал, ссылаясь на отсутствие законных оснований для предоставления истцу земельного участка в собственность бесплатно.
В апелляционной жалобе Ш. просит решение отменить, как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что истец не имеет законных оснований для предоставления ему земельного участка в собственность бесплатно, и норма закона, на которую истец ссылается такое предоставление истцу не гарантирует. Возможность такого предоставления, является правом, но не обязанностью органов местного самоуправления.
С выводом суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку он согласуется с действующим законодательством.
Согласно п. 12 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а также военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу за пределами территории Российской Федерации, в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, органы местного самоуправления вправе в первоочередном порядке предоставлять право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо выделять земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов.
Исходя из смысла данной нормы предусмотрено выделение земельных участков для строительства в первоочередном порядке, но не право на безвозмездное получение земельного участка в собственность.
В соответствии с п. 2 ст. 17 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ Федерального закона "О статусе военнослужащих" гражданам, уволенным с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 15 лет и более, по месту военной службы или избранному месту жительства бесплатно предоставляются в собственность земельные участки по их желанию для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, крестьянского (фермерского) хозяйства или индивидуального (коллективного) садоводства.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ст. 17 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ утратила силу с 01 января 2005 года.
Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 24 февраля 2011 года N 163-О-О по жалобе бывшего военнослужащего по вопросу предоставления земельного участка бесплатно для индивидуального жилищного строительства, отмена пунктом 10 статьи 100 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ льготы по предоставлению земельного участка определенным категориям граждан - при том, что бесплатное предоставление земельных участков Конституцией Российской Федерации не гарантируется - не выходит за пределы дискреции федерального законодателя, а потому оспариваемое законоположение не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя, указанные в жалобе.
В суде апелляционной инстанции истец пояснил, что в очереди на получение земельных участков не состоит, жильем обеспечен.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке собранных по делу доказательств, к неверному толкованию положений законодательства в их совокупности.
При разрешении спора судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Балашихинского городского суда Московской области от 02 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ш. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)