Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.08.2014 ПО ДЕЛУ N А03-24454/2013

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 августа 2014 г. по делу N А03-24454/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 18 августа 2014 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С.В.
судей Хайкиной С.Н., Ходыревой Л.Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Плешивцевой Ю.В.
без участия сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Алтайский Экологический Фонд" на решение Арбитражного суда Алтайского края от 27.05.2014 по делу N А03-24454/2013 (судья В.В. Синцова) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Алтайский Экологический Фонд" (ИНН 2224097391, ОГРН 1052242172113), г. Барнаул, к Главному Управлению имущественных отношений Алтайского края о признании незаконным решения, выразившегося в письме от 26.09.2013 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка площадью 178 кв. м, по адресу: г. Барнаул, ул. Панфиловцев, 3В (кадастровый номер 22:63:030113:2242), об обязании принять решение по заявлению от 28.08.2013 о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Барнаул, ул. Панфиловцев, 3В, в аренду для строительства продовольственного магазина,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Алтайский Экологический Фонд" (далее - ООО "Алтайский Экологический Фонд", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Главному Управлению имущественных отношений Алтайского края (далее - Управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения, выразившегося в письме от 26.09.2013 в отказе предоставлении в аренду земельного участка площадью 178 кв. м, по адресу: г. Барнаул, ул. Панфиловцев, 3В (кадастровый номер 22:63:030113:2242), об обязании принять решение по заявлению от 28.08.2013 о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Барнаул, ул. Панфиловцев, 3В, в аренду для строительства продовольственного магазина.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 27.05.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным решением, ООО "Алтайский Экологический Фонд" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда первой инстанции изменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме.
В обоснование своей позиции заявитель ссылается на то обстоятельство, что им были выполнены все условия, указанные в пункте 2.7 Порядка предоставления земельных участков, находящихся в границах муниципального образования городского округа - город Барнаула Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного Постановлением Администрации Алтайского края от 08.02.2007 N 48.
Апеллянт, кроме того, ссылается на то, что 09.04.2008 были проведены публичные слушания по вопросу по проекту межевания подлежащей застройке территории общего пользования по ул. Панфиловцев, 3-в, что оформлено Протоколом от 09.04.2008, в связи с чем выводы суда об отсутствии информирования населения является несостоятельным.
Также заявитель считает необоснованной ссылку в оспариваемом отказе на отмену Распоряжения о предварительном согласовании места размещения объекта от 19.10.2010 N 3645.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Управление в отзыве не соглашается с доводами апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным.
На основании части 3 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ООО "Алтайский Экологический Фонд" был подготовлен проект строительства магазина продовольственных продуктов (свежей рыбы).
Комитетом по архитектуре и развитию города Барнаула по заявлению ООО "Алтайский Экологический Фонд" от 01.02.2006 вх. N 81, был составлен акт N 523 от 07.06.2006 о выборе земельного участка для строительства.
09.04.2008 на основании Постановления Администрации г. Барнаула N 214 от 30.01.2008, были проведены публичные слушания по вопросу по проекту межевания подлежащей застройке территории общего пользования по ул. Панфиловцев, 3в, что оформлено протоколом от 09.04.2008.
06.05.2008 в газете "Вечерний Барнаул" опубликован итоговый документ публичных слушаний от 09.04.2008 по проекту межевания подлежащей застройке территории по ул. Панфиловцев, 3в.
07.05.2008 по итогам публичных слушаний Администрацией города Барнаула вынесено постановление N 1252 "Об утверждении проекта межевания подлежащей застройке территории по улице Панфиловцев, 3в".
Постановлением Администрации города Барнаула от 15.01.2010 N 167 утвержден проект границ земельного участка из земель населенных пунктов площадью 0,0200 га для строительства продовольственного магазина по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, ул. Панфиловцев, 3в.
Распоряжением Управления от 19.10.2010 N 3645 предварительно согласовано ООО "Алтайский Экологический Фонд место размещения продовольственного магазина на земельном участке площадью 0,02 га, утвержден акт о выборе земельного участка для строительства от 07.06.2006 N 523.
Постановлением Администрации города Барнаула от 14.09.2010 N 2775 утвержден проект межевания застроенной территории в границах кадастрового квартала 22:63:030113, ограниченного улицей Панфиловцев, улицей Энтузиастов, улицей Георгиева, улицей Сухэ-Батора".
Постановлением Администрации города Барнаула от 20.01.2011 N 58 отменено постановление Администрации города от 07.05.2008 N 1252 "Об утверждении проекта межевания подлежащей застройке территории по улице панфиловцев, 3в", в связи с принятием постановления от 14.09.2010 N 2775 "Об утверждении проекта межевания застроенной территории в границах кадастрового квартала 22:63:030113, ограниченного улицей Панфиловцев, улицей Энтузиастов, улицей Георгиева, улицей Сухэ-Батора".
ООО "Алтайский Экологический Фонд" осуществило постановку земельного участка на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 22:63:030113:2242. Подготовлен межевой план кадастровым инженером Аверьяновой И.М. от 19.07.2013 с определением границ земельного участка по адресу: г. Барнаул, ул. Панфиловцев, 3в.
28.08.2013 ООО "Алтайский Экологический Фонд" обратилось в Управление с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 187 кв. м, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, ул. Панфиловцев, 3-в в аренду для строительства продовольственного магазина сроком на 3 года.
Распоряжением Управления от 26.09.2013 N 1809 отменено распоряжение Управления от 19.10.2010 N 3645 о предварительном согласовании ООО "Алтайский Экологический Фонд" места размещения продовольственного магазина на земельном участке площадью 0,02 га и утверждении акт о выборе земельного участка для строительства от 07.06.2006 N 523.
Письмом от 26.09.2013 N 24/13943 Управление сообщило ООО "Алтайский Экологический Фонд", что в соответствии с пунктом 2.11 Порядка у Управления отсутствуют основания для принятия решения о предоставлении в аренду земельного участка по ул. Панфиловцев, 3в, поскольку на основании статей 29, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации, закона Алтайского края от 04.02.2007 N 12-ЗС, пункта 2.7. Порядка, ввиду отсутствия документа, подтверждающего информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства, в порядке самоконтроля принято решение об отмене распоряжения о предварительном согласовании места размещения объекта от 19.10.2010 N 3645. Постановлением Администрации города Барнаула от 20.01.2011 N 58 отменено Постановление главы города от 07.05.2008 N 1252 "Об утверждении проекта межевания подлежащей застройке территории по улице Панфиловцев, 3в".
Не согласившись с решением Управления, выраженном в письме от 26.09.2013 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка площадью 178 кв. м, по адресу: г. Барнаул, ул. Панфиловцев, 3В (кадастровый номер 22:63:030113:2242), ООО "Алтайский Экологический Фонд" обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании его незаконным, а также с требованием об обязании Управления принять решение по заявлению от 28.08.2013 о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Барнаул, ул. Панфиловцев, 3В, в аренду для строительства продовольственного магазина.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что заявитель в совокупности не доказал несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в области предпринимательской и иной экономической деятельности.
Седьмой арбитражный апелляционный суд при рассмотрении апелляционной жалобы исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Законами субъектов Российской Федерации может быть установлено, что в административных центрах субъектов Российской Федерации распоряжение такими земельными участками осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В силу положений статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Статьей 4 Закона Алтайского края от 04.02.2007 N 12-ЗС "О полномочиях органов государственной власти Алтайского края в сфере управления и распоряжения земельными участками в Алтайском крае" и Положением о Главном управлении имущественных отношений Алтайского края, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 02.02.2006 N 32, установлено, что Главное управление является уполномоченным органом по рассмотрению вопроса о выборе земельного участка.
На момент обращения общества в Управление с заявкой на территории Алтайского края действовал Порядок предоставления земельных участков, находящихся в границах муниципального образования городского округа - города Барнаула Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденный Постановлением Администрации Алтайского края от 08.02.2007 N 48 (далее - Порядок).
В соответствии со статьей 31 ЗК РФ, пунктом 2.3 Порядка гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Согласно пункту 5 статьи 30 ЗК РФ, пункту 2.2 Порядка предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) проведение работ по формированию земельного участка;
3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Кодекса;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
Согласно пункту 2.4 указанного Порядка Уполномоченный орган на основании полученного заявления в течение семи дней направляет обращение в администрацию муниципального образования городского округа - города Барнаула Алтайского края; получает от администрации города Барнаула:
- - оформленный в установленном порядке с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах акт о выборе земельного участка для строительства (а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны), согласованный в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с соответствующими государственными органами;
- - утвержденные проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора либо проект межевания территории, подготовленный в порядке, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации;
- - необходимую информацию о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, а также дежурные кадастровые карты (планы), содержащие сведения о месте расположении земельных участков;
- - в необходимых случаях подтверждение о должном информировании землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 2 статьи 31 ЗК РФ уполномоченный орган по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В силу пунктов 5 и 6 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением проекта границ земельного участка или решение об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
Согласно пункту 2.6 Порядка отказ в предоставлении земельного участка возможен по следующим основаниям:
- - иное назначение земельного участка в соответствии с документацией о планировке территории;
- - наличие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе данного земельного участка в отношении другого лица;
- - по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Решение об отказе в размещении объекта должно содержать мотивированные основания для отказа с приложением в случае необходимости документов (материалов) служащих основанием для принятия такого решения.
Материалами дела установлено, что из текста оспариваемого решения (ответа Управления на заявление о предоставлении земельного участка в аренду) следует, что распоряжение (решение) о предварительном согласовании места размещения объекта отменено решением Управления в связи с несоблюдением порядка, установленного статьей 31 ЗК РФ, то есть предварительное согласование места размещения объекта осуществлено без информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства (пункт 3 статьи 31 ЗК РФ).
Оспаривая данный отказ, общество в апелляционной жалобе ссылается на то, что им были выполнены все условия, указанные в пункте 2.7 Порядка, 09.04.2008 были проведены публичные слушания по вопросу по проекту межевания подлежащей застройке территории общего пользования по ул. Панфиловцев, 3В, что оформлено протоколом от 09.04.2008, в связи с чем, выводы суда об отсутствии информирования населения является несостоятельным.
Данный довод апеллянта является ошибочным, поскольку Администрацией города Барнаула были проведены публичные слушания по вопросу по проекту межевания подлежащей застройке территории общего пользования по ул. Панфиловцев, 3В, в порядке статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 31 ЗК РФ органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.
Целью публичного информирования населения в порядке пункта 3 статьи 31 ЗК РФ является не только защита интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок. На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 14.09.2010 N 4224/10 исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Кодекса стадий и условий выбора земельного участка под строительство акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
Таким образом, публичное информирование населения является обязательным условием предоставления земельного участка. Публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе, возможных претендентов на земельный участок.
Из материалов дела следует, что Управление, установив на этапе принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства нарушение данной процедуры на предыдущем этапе, правомерно отказало в совершении действий по принятию решения о предоставлении земельного участка в аренду.
Заявитель в тексте апелляционной жалобы также считает необоснованной ссылку в оспариваемом отказе на отмену распоряжения о предварительном согласовании места размещения объекта от 19.10.2010 N 3645.
Между тем, судом установлено, что обществом не оспорено распоряжение Управления от 26.09.2013 N 1809, которым отменено распоряжение Управления от 19.10.2010 N 3645 о предварительном согласовании ООО "Алтайский Экологический Фонд" места размещения продовольственного магазина на земельном участке площадью 0,02 га и утверждении акт о выборе земельного участка для строительства от 07.06.2006 N 523.
Поскольку данное распоряжение не является предметом рассмотрения по настоящему спору, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания давать оценку данному распоряжению.
При изложенных обстоятельствах доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, в связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, у апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Алтайского края от 27.05.2014 по делу N А03-24454/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий
С.В.КРИВОШЕИНА

Судьи
С.Н.ХАЙКИНА
Л.Е.ХОДЫРЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)