Судебные решения, арбитраж
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 05 февраля 2014 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ушаковой И.В.,
судей Суховой И.Б.,
Поротикова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Труновой Т.В.,
при участии:
от муниципального унитарного предприятия "Городские тепловые сети" муниципального образования Город Курчатов: Авдеевой Л.Н., представителя по доверенности от 20.01.2014,
от администрации Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от администрации Октябрьского района Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 30.05.2013 по делу N А35-1303/2013 (судья Курятина А.А.) по исковому заявлению муниципального унитарного предприятия "Городские тепловые сети" муниципального образования Город Курчатов (ОГРН 1024601277546) к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Курской области (ОГРН 1027700485757 ИНН 7705401340), третьи лица - администрация Курской области, администрация Октябрьского района Курской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 46:17:051201:2 площадью 11 451 кв. м, расположенного по адресу: Курская область, Октябрьский район, Катыринский сельсовет, вид разрешенного использования: "для размещения Дичнянского водозабора", равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2009 отчетом общества с ограниченной ответственностью "Экспертиза собственности" Торгово-Промышленной Палаты Российской Федерации N 11/0213 в сумме 1 265 450 руб. 00 коп.; установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 46:17:051201:3 площадью 113 000 кв. м, расположенного по адресу: Курская область, Октябрьский район, Катыринский сельсовет, д. Малютина, вид разрешенного использования: "для размещения Дичнянского водозабора", равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2009 отчетом общества с ограниченной ответственностью "Экспертиза собственности" Торгово-Промышленной Палаты Российской Федерации N 11/0213, в сумме 10 459 280 руб. 00 коп.
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" муниципального образования "Город Курчатов" Курской области (далее - МУП "Водоканал"), правопреемником которого является муниципальное унитарное предприятие "Городские тепловые сети" муниципального образования Город Курчатов (далее - МУП "ГТС", истец) обратилось в Арбитражный суд Курской области с уточненными в ходе рассмотрения дела исковыми требованиями к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", ответчик) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 46:17:051201:2, площадью 11 451 кв. м, расположенного по адресу: Курская область, Октябрьский район, Катыринский сельсовет, вид разрешенного использования: "для размещения Дичнянского водозабора", равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2009 отчетом ООО "Экспертиза собственности" Торгово-Промышленной Палаты Российской Федерации N 11/0213, в сумме 1 265 450 руб. 00 коп., и установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 46:17:051201:3, площадью 113 000 кв. м, расположенного по адресу: Курская область, Октябрьский район, Катыринский сельсовет, д. Малютина, вид разрешенного использования: "для размещения Дичнянского водозабора", равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2009 отчетом общества с ограниченной ответственностью "Экспертиза собственности" Торгово-Промышленной Палаты Российской Федерации N 11/0213, в сумме 10 459 280 руб. 00 коп.
Определением Арбитражного суда Курской области от 27.02.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Курской области, Администрация Октябрьского района Курской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области.
Решением Арбитражного суда Курской области от 30.05.2013 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с состоявшимся решением, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение Арбитражного суда Курской области от 30.05.2013 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Рассмотрение дела неоднократно откладывалось, судебная коллегия предлагала разрешить вопрос о необходимости проведения по делу судебной экспертизы с учетом позиции, изложенной в Постановлении Президиуму Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 913/11.
Определением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда 06.11.2013 по делу назначена судебная экспертиза, производство которой поручено Некоммерческому партнерству по содействию специалистам кадастровой оценки "Кадастр-оценка".
Определением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2014 произведена замена истца по настоящему делу МУП "Водоканал" на его правопреемника МУП "ГТС".
В настоящем судебном заседании суда апелляционной инстанции администрация Курской области, администрация Октябрьского района Курской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области явку полномочных представителей не обеспечили.
Учитывая наличие в материалах дела доказательств надлежащего извещения указанных лиц о месте и времени судебного заседания, апелляционная жалоба была рассмотрена в отсутствие их представителей в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ, пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопроса применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации".
Представитель МУП "ГТС" возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса РФ, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав объяснения представителя истца, считает необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Из материалов дела усматривается, на основании постановления Главы администрации города Курчатова Курской области "О передаче имущества городским комитетом по управлению имуществом на право хозяйственного ведения муниципальным предприятиям жилищно-коммунального обслуживания" от 14.06.1996 N 233 по акту приема-передачи основных средств 01.07.1996 МУП "Водоканал" (правопреемником которого является МУП "ГТС") было передано в хозяйственное ведение сооружение "Дичнянский водозабор с водоводом", являющееся муниципальной собственностью города Курчатова.
Дичнянский водозабор с водоводом расположен на земельных участках с кадастровым номером 46:17:051201:2, площадью 11451 кв. м, местоположение: Курская область, Октябрьский район, Катыринский сельсовет, и с кадастровым номером 46:17:051201:3, площадью 113000 кв. м, местоположение: Курская область, Октябрьский район, Катыринский сельсовет, д. Малютина, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, которые ранее были предоставлены правопредшественнику истца на праве постоянного бессрочного пользования (копии свидетельства о праве постоянного бессрочного пользования на землю и договоров аренды приобщены к материалам дела).
Постановлением Правительства Курской области от 14.09.2011 N 147-пп утверждены представленные Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области результаты государственной оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Курской области по состоянию на 01.01.2009. Результаты государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения применяются с 01.01.2012.
В связи с вновь утвержденными результатами государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 46:17:051201:2 составила 3 609 011 руб. 67 коп., удельный показатель кадастровой стоимости равен 315,17 руб. /кв. м; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 46:17:051201:3 составила 35 614 210 руб., удельный показатель кадастровой стоимости равен 315,17 руб. /кв. м
Данные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости и содержатся в кадастровых паспортах на спорные земельные участки.
В целях определения достоверности вновь утвержденной кадастровой стоимости спорных земельных участков МУП "Водоканал" был получен отчет N 11/0213 независимого эксперта-оценщика Сафонова Ю.В. общества с ограниченной ответственностью "Экспертиза собственности" Торгово-Промышленной Палаты Российской Федерации об определении рыночной стоимости земельных участков для размещения Дичнянского водозабора с кадастровыми номерами 46:17:051201:3, 46:17:051201:2, по состоянию на 01.01.2009, которая по земельному участку с кадастровым номером 46:17:051201:3, общей площадью 113000 кв. м, расположенному по адресу: Курская область, Октябрьский район, Катыринский сельсовет, д. Малютина, составила 10 459 280 руб. или 92 руб. 56 коп. за 1 кв. м; по земельному участку с кадастровым номером 46:17:051201:2, общей площадью 11451 кв. м, расположенному по адресу: Курская область, Октябрьский район, Катыринский сельсовет, составила 1 265 450 руб. или 110 руб. 51 коп. за 1 кв. м.
По вопросу соответствия отчета N 11/0213 законодательству об оценочной деятельности истцом в материалы дела представлено положительное экспертное заключение N Э13-0228-01-01 от 15.03.2013 некоммерческого партнерства по содействию специалистам кадастровой оценки "Кадастр-оценки".
В указанном экспертном заключении сделан вывод о том, что отчет N 11/0213 об определении рыночной стоимости земельных участков для размещения Дичнянского водозабора с кадастровыми номерами 46:17:051201:3, 46:17:051201:2, по состоянию на 01.01.2009 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности).
Ссылаясь на несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорных земельных участков их рыночной стоимости, чем, по мнению истца, нарушаются его права как арендатора земельных участков, МУП "Водоканал" (правопреемником которого в настоящее время является МУП "ГТС") обратилось в арбитражный суд с уточненными в ходе рассмотрения дела исковыми требованиями об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 46:17:051201:2, площадью 11 451 кв. м, расположенного по адресу: Курская область, Октябрьский район, Катыринский сельсовет, вид разрешенного использования: "для размещения Дичнянского водозабора", равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2009 отчетом общества с ограниченной ответственностью "Экспертиза собственности" Торгово-Промышленной Палаты Российской Федерации N 11/0213, в сумме 1 265 450 руб. 00 коп., и установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 46:17:051201:3, площадью 113 000 кв. м, расположенного по адресу: Курская область, Октябрьский район, Катыринский сельсовет, д. Малютина, вид разрешенного использования: "для размещения Дичнянского водозабора", равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2009 отчетом общества с ограниченной ответственностью "Экспертиза собственности" Торгово-Промышленной Палаты Российской Федерации N 11/0213, в сумме 10 459 280 руб. 00 коп.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда области о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно Федеральному стандарту оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)", утвержденному приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила).
В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В силу пункта 9 Правил государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Пунктами 1 и 10 Правил предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования учитываются факторы стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков.
Пунктом 1.3 Методических указаний установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 01 января года путем проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, результаты государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Курской области по состоянию на 01.01.2009 утверждены постановлением Правительства Курской области от 14.09.2011 N 147-пп.
Утвержденные результаты государственной кадастровой оценки земель были внесены в государственный кадастр недвижимости. В связи с чем удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков составил 315,17 руб. /кв. м, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 46:17:051201:3 составила 35 614 210 руб., земельного участка с кадастровым номером 46:17:051201:2 составила 3 609 011 руб. 67 коп.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О).
Физические и юридические лица, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их, в том числе в суде, на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке (Федеральный закон от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в новой редакции ФЗ-167 от 22.07.2010 - глава III.1).
В соответствии с правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно быть основанием для возложения обязанности на орган кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В ходе искового производства по требованию об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости может быть назначена судебная оценочная экспертиза для определения рыночной стоимости конкретного земельного участка.
Кадастровая стоимость земельного участка представляет собой публичный эквивалент стоимости земельного участка, который учитывается при исчислении земельного налога, арендной платы за пользование земельными участками, выкупной стоимости земельного участка при его приобретении из государственной и муниципальной собственности, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.
Размер кадастровой стоимости является одной из основных составляющих, определяющих экономическую эффективность использования земельного участка и затраты, связанные с приобретением и использованием земельных участков. Неправильное определение кадастровой стоимости земельного участка может привести к финансовым потерям для его правообладателей, а также сделать невозможными отдельные способы его использования. В то же время необходимо принять во внимание, что связанные с кадастровой стоимостью обязательные платежи, составляющие доходную часть бюджетов различных уровней должны отвечать требованиям экономической обоснованности.
Искомая рыночная стоимость как действительная цена земельного участка должна отражать стоимость участка на открытом рынке с ориентацией на фактическое использование, для чего представляется предпочтительным использование сравнительного метода оценки на основе использования данных о цене отчуждения аналогов, имеющих сходные характеристики, влияющие на стоимость земельного участка.
При использовании методов массовой оценки не учитываются виды прав и ограничений (обременений) на объекты оценки, за исключением сервитутов, установленных законом или иным нормативными правовыми актами, тогда как данные факторы неизбежно отражаются на экономической привлекательности земельного участка.
Кроме того, использование доходного метода и метода капитализации не представляется целесообразным, так как на определение действительной рыночной стоимости для целей установления кадастровой стоимости участка не должны влиять такие факторы как наличие вариантов наиболее эффективного использования участка, величина затрат для их реализации, размер арендной платы или земельного налога, так как эта величина зависима от размера кадастровой стоимости, которая оспаривается. Также не могут быть использованы данные о рыночной стоимости земельного участка, полученные путем использования затратного метода оценки.
Применительно к статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости могут являться:
- - недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- - установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Из приведенного следует, что для разрешения спора о недостоверности сведений о кадастровой оценке, данные о рыночной стоимости необходимы на дату установления кадастровой стоимости (а не на дату оценки), так как ответственность за актуальность этих сведений не может быть отнесена на землепользователя или землевладельца. Риск несоответствия фактической стоимости и официальных данных несет уполномоченный орган, обеспечивающий работы по установлению кадастровой стоимости земельных участков.
Требования к содержанию отчета об оценке определены в статье 11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
Из содержания статьи 15 Закона об оценочной деятельности следует, что при осуществлении оценочной деятельности оценщик обязан соблюдать требования названного закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральные стандарты оценки, а также стандарты и правила оценочной деятельности, утвержденные саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является.
Согласно пункту 4 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 254 (далее - ФСО N 3), при составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться принципов существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости и достаточности.
В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ для целей Федерального закона N 135-ФЗ под экспертизой отчета понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации, в соответствии с видом экспертизы. При проведении экспертизы отчета об оценке экспертом (экспертами) не проводится повторная оценка.
Результатом экспертизы отчета является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков (часть 2 статьи 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ).
Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения устанавливаются федеральным стандартом оценки.
Пунктом 5 ФСО N 5 установлено два вида отчетов об оценке: экспертиза на подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете об оценке, включающая также проверку отчета об оценке на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности и экспертиза на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности (нормативно-методическая экспертиза).
Как следует из материалов дела, экспертиза отчета N 11/0213 об определении рыночной стоимости земельных участков для размещения Дичнянского водозабора с кадастровыми номерами 46:17:051201:3, 46:17:051201:2 проведена. Истцом в материалы дела представлено положительное экспертное заключение N Э13-0228-01-01 некоммерческого партнерства по содействия специалистам кадастровой оценки "Кадастр-оценка" на отчет N 11/0213 (нормативно-методическая экспертиза), выводы которой не оспорены.
Определением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2013 по ходатайству истца по делу была назначена судебная экспертиза, производство которой поручено Некоммерческому партнерству по содействию специалистам кадастровой оценки "Кадастр-оценка".
На разрешение эксперта поставлен следующий вопрос: является ли достоверной стоимость объектов оценки, определенной оценщиком в отчете об оценке (отчет N 11/0213 от 22.02.2013 об определении рыночной стоимости земельных участков "для размещения Дичнянского водозабора" с кадастровыми номерами 46:17:051201:2, 46:17:051201:3, расположенных по адресу: Курская область, Октябрьский район, Катыринский сельсовет, по состоянию на 01.01.2009, выполненный ООО "Экспертиза собственности" Торгово-Промышленной Палаты Российской Федерации (оценщик 1 категории Сафонов Юрий Вячеславович)? Сделать вывод на соответствие указанного отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Как следует из заключения эксперта Некоммерческого партнерства по содействию специалистам кадастровой оценки "Кадастр-оценка" N Э13-114-02-01_А35-1303/2013 от 18.12.2013 стоимость объектов оценки, определенная оценщиком в отчете об оценке является достоверной на дату 01.01.2009 (подтверждается и находится в диапазоне рыночной стоимости). Отчет об оценке соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса РФ заключение эксперта является одним из доказательств по делу, порядок получения которого и содержание должно оцениваться с учетом положений Федерального закона N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ", а также Методических рекомендаций по производству судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации от 20.12.2002.
У судебной коллегии отсутствуют основания сомневаться в достоверности и правильности выводов экспертизы, поскольку эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Указанное экспертное заключение не оспорено, доказательств несоответствия данного заключения требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности, ответчиком и третьими лицами, вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ, не представлено.
Ходатайства о назначении по делу оценочной экспертизы в суде апелляционной инстанции не было заявлено, методика оценки не оспаривалась.
Таким образом, с учетом положений статей 86 Арбитражного процессуального кодекса РФ и Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", суд правомерно признал заключение эксперта N 11/0213 от 22.02.2013 надлежащими доказательством рыночной стоимости спорных земельных участков.
При таких обстоятельствах, в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ) суд области правомерно счел возможным установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 46:17:051201:3 по состоянию на 01.01.2009 в размере 10 459 280 руб., земельного участка с кадастровым номером 46:17:051201:2 по состоянию на 01.01.2009 в размере 1 265 450 руб.
Доводы апелляционной жалобы относительно того, что Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" является ненадлежащим ответчиком по делу, не могут повлиять на правильность выводов суда.
При возложении обязанности внести изменения в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельных участков на федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Курской области суд руководствовался правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 и сложившейся судебной практикой по данной категории дел.
Учитывая недоказанность достоверности результата кадастровой оценки в отношении спорных земельных участков, права и законные интересы МУП "ГТС" нарушены результатом проведенной государственной кадастровой оценки и заявленные исковые требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельных участков на их рыночную стоимость.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" учреждение осуществляет полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества в соответствии с пунктом 2 Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии N П/93 от 11.03.2010 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета", пунктом 1 Приказа Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 473 "О реорганизации федеральных бюджетных учреждений "Кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации".
Суд апелляционной инстанции считает, что удовлетворение настоящего иска к Учреждению достаточно для восстановления нарушенных прав истца.
Таким образом, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, полагая указанное решение законным и обоснованным.
Доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемое решение, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Обстоятельства дела установлены судом верно и в полном объеме.
Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по оплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, относятся на ее заявителя. Вместе с тем, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области в силу статьи 333.37 Налогового кодекса РФ освобождено от уплаты госпошлины.
Судебные издержки, связанные с оплатой и проведением экспертизы в порядке статьи 106, 110 АПК РФ относятся на истца. Доказательства оплаты имеются в материалах дела.
Руководствуясь статьями 110, 268, частью 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Курской области от 30.05.2013 по делу N А35-1303/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
И.В.УШАКОВА
Судьи
И.Б.СУХОВА
А.И.ПОРОТИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.02.2014 ПО ДЕЛУ N А35-1303/2013
Разделы:Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 февраля 2014 г. по делу N А35-1303/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 05 февраля 2014 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ушаковой И.В.,
судей Суховой И.Б.,
Поротикова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Труновой Т.В.,
при участии:
от муниципального унитарного предприятия "Городские тепловые сети" муниципального образования Город Курчатов: Авдеевой Л.Н., представителя по доверенности от 20.01.2014,
от администрации Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от администрации Октябрьского района Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 30.05.2013 по делу N А35-1303/2013 (судья Курятина А.А.) по исковому заявлению муниципального унитарного предприятия "Городские тепловые сети" муниципального образования Город Курчатов (ОГРН 1024601277546) к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Курской области (ОГРН 1027700485757 ИНН 7705401340), третьи лица - администрация Курской области, администрация Октябрьского района Курской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 46:17:051201:2 площадью 11 451 кв. м, расположенного по адресу: Курская область, Октябрьский район, Катыринский сельсовет, вид разрешенного использования: "для размещения Дичнянского водозабора", равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2009 отчетом общества с ограниченной ответственностью "Экспертиза собственности" Торгово-Промышленной Палаты Российской Федерации N 11/0213 в сумме 1 265 450 руб. 00 коп.; установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 46:17:051201:3 площадью 113 000 кв. м, расположенного по адресу: Курская область, Октябрьский район, Катыринский сельсовет, д. Малютина, вид разрешенного использования: "для размещения Дичнянского водозабора", равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2009 отчетом общества с ограниченной ответственностью "Экспертиза собственности" Торгово-Промышленной Палаты Российской Федерации N 11/0213, в сумме 10 459 280 руб. 00 коп.
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" муниципального образования "Город Курчатов" Курской области (далее - МУП "Водоканал"), правопреемником которого является муниципальное унитарное предприятие "Городские тепловые сети" муниципального образования Город Курчатов (далее - МУП "ГТС", истец) обратилось в Арбитражный суд Курской области с уточненными в ходе рассмотрения дела исковыми требованиями к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", ответчик) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 46:17:051201:2, площадью 11 451 кв. м, расположенного по адресу: Курская область, Октябрьский район, Катыринский сельсовет, вид разрешенного использования: "для размещения Дичнянского водозабора", равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2009 отчетом ООО "Экспертиза собственности" Торгово-Промышленной Палаты Российской Федерации N 11/0213, в сумме 1 265 450 руб. 00 коп., и установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 46:17:051201:3, площадью 113 000 кв. м, расположенного по адресу: Курская область, Октябрьский район, Катыринский сельсовет, д. Малютина, вид разрешенного использования: "для размещения Дичнянского водозабора", равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2009 отчетом общества с ограниченной ответственностью "Экспертиза собственности" Торгово-Промышленной Палаты Российской Федерации N 11/0213, в сумме 10 459 280 руб. 00 коп.
Определением Арбитражного суда Курской области от 27.02.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Курской области, Администрация Октябрьского района Курской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области.
Решением Арбитражного суда Курской области от 30.05.2013 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с состоявшимся решением, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение Арбитражного суда Курской области от 30.05.2013 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Рассмотрение дела неоднократно откладывалось, судебная коллегия предлагала разрешить вопрос о необходимости проведения по делу судебной экспертизы с учетом позиции, изложенной в Постановлении Президиуму Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 913/11.
Определением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда 06.11.2013 по делу назначена судебная экспертиза, производство которой поручено Некоммерческому партнерству по содействию специалистам кадастровой оценки "Кадастр-оценка".
Определением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2014 произведена замена истца по настоящему делу МУП "Водоканал" на его правопреемника МУП "ГТС".
В настоящем судебном заседании суда апелляционной инстанции администрация Курской области, администрация Октябрьского района Курской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области явку полномочных представителей не обеспечили.
Учитывая наличие в материалах дела доказательств надлежащего извещения указанных лиц о месте и времени судебного заседания, апелляционная жалоба была рассмотрена в отсутствие их представителей в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ, пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопроса применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации".
Представитель МУП "ГТС" возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса РФ, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав объяснения представителя истца, считает необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Из материалов дела усматривается, на основании постановления Главы администрации города Курчатова Курской области "О передаче имущества городским комитетом по управлению имуществом на право хозяйственного ведения муниципальным предприятиям жилищно-коммунального обслуживания" от 14.06.1996 N 233 по акту приема-передачи основных средств 01.07.1996 МУП "Водоканал" (правопреемником которого является МУП "ГТС") было передано в хозяйственное ведение сооружение "Дичнянский водозабор с водоводом", являющееся муниципальной собственностью города Курчатова.
Дичнянский водозабор с водоводом расположен на земельных участках с кадастровым номером 46:17:051201:2, площадью 11451 кв. м, местоположение: Курская область, Октябрьский район, Катыринский сельсовет, и с кадастровым номером 46:17:051201:3, площадью 113000 кв. м, местоположение: Курская область, Октябрьский район, Катыринский сельсовет, д. Малютина, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, которые ранее были предоставлены правопредшественнику истца на праве постоянного бессрочного пользования (копии свидетельства о праве постоянного бессрочного пользования на землю и договоров аренды приобщены к материалам дела).
Постановлением Правительства Курской области от 14.09.2011 N 147-пп утверждены представленные Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области результаты государственной оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Курской области по состоянию на 01.01.2009. Результаты государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения применяются с 01.01.2012.
В связи с вновь утвержденными результатами государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 46:17:051201:2 составила 3 609 011 руб. 67 коп., удельный показатель кадастровой стоимости равен 315,17 руб. /кв. м; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 46:17:051201:3 составила 35 614 210 руб., удельный показатель кадастровой стоимости равен 315,17 руб. /кв. м
Данные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости и содержатся в кадастровых паспортах на спорные земельные участки.
В целях определения достоверности вновь утвержденной кадастровой стоимости спорных земельных участков МУП "Водоканал" был получен отчет N 11/0213 независимого эксперта-оценщика Сафонова Ю.В. общества с ограниченной ответственностью "Экспертиза собственности" Торгово-Промышленной Палаты Российской Федерации об определении рыночной стоимости земельных участков для размещения Дичнянского водозабора с кадастровыми номерами 46:17:051201:3, 46:17:051201:2, по состоянию на 01.01.2009, которая по земельному участку с кадастровым номером 46:17:051201:3, общей площадью 113000 кв. м, расположенному по адресу: Курская область, Октябрьский район, Катыринский сельсовет, д. Малютина, составила 10 459 280 руб. или 92 руб. 56 коп. за 1 кв. м; по земельному участку с кадастровым номером 46:17:051201:2, общей площадью 11451 кв. м, расположенному по адресу: Курская область, Октябрьский район, Катыринский сельсовет, составила 1 265 450 руб. или 110 руб. 51 коп. за 1 кв. м.
По вопросу соответствия отчета N 11/0213 законодательству об оценочной деятельности истцом в материалы дела представлено положительное экспертное заключение N Э13-0228-01-01 от 15.03.2013 некоммерческого партнерства по содействию специалистам кадастровой оценки "Кадастр-оценки".
В указанном экспертном заключении сделан вывод о том, что отчет N 11/0213 об определении рыночной стоимости земельных участков для размещения Дичнянского водозабора с кадастровыми номерами 46:17:051201:3, 46:17:051201:2, по состоянию на 01.01.2009 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности).
Ссылаясь на несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорных земельных участков их рыночной стоимости, чем, по мнению истца, нарушаются его права как арендатора земельных участков, МУП "Водоканал" (правопреемником которого в настоящее время является МУП "ГТС") обратилось в арбитражный суд с уточненными в ходе рассмотрения дела исковыми требованиями об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 46:17:051201:2, площадью 11 451 кв. м, расположенного по адресу: Курская область, Октябрьский район, Катыринский сельсовет, вид разрешенного использования: "для размещения Дичнянского водозабора", равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2009 отчетом общества с ограниченной ответственностью "Экспертиза собственности" Торгово-Промышленной Палаты Российской Федерации N 11/0213, в сумме 1 265 450 руб. 00 коп., и установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 46:17:051201:3, площадью 113 000 кв. м, расположенного по адресу: Курская область, Октябрьский район, Катыринский сельсовет, д. Малютина, вид разрешенного использования: "для размещения Дичнянского водозабора", равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2009 отчетом общества с ограниченной ответственностью "Экспертиза собственности" Торгово-Промышленной Палаты Российской Федерации N 11/0213, в сумме 10 459 280 руб. 00 коп.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда области о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно Федеральному стандарту оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)", утвержденному приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила).
В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В силу пункта 9 Правил государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Пунктами 1 и 10 Правил предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования учитываются факторы стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков.
Пунктом 1.3 Методических указаний установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 01 января года путем проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, результаты государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Курской области по состоянию на 01.01.2009 утверждены постановлением Правительства Курской области от 14.09.2011 N 147-пп.
Утвержденные результаты государственной кадастровой оценки земель были внесены в государственный кадастр недвижимости. В связи с чем удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков составил 315,17 руб. /кв. м, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 46:17:051201:3 составила 35 614 210 руб., земельного участка с кадастровым номером 46:17:051201:2 составила 3 609 011 руб. 67 коп.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О).
Физические и юридические лица, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их, в том числе в суде, на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке (Федеральный закон от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в новой редакции ФЗ-167 от 22.07.2010 - глава III.1).
В соответствии с правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно быть основанием для возложения обязанности на орган кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В ходе искового производства по требованию об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости может быть назначена судебная оценочная экспертиза для определения рыночной стоимости конкретного земельного участка.
Кадастровая стоимость земельного участка представляет собой публичный эквивалент стоимости земельного участка, который учитывается при исчислении земельного налога, арендной платы за пользование земельными участками, выкупной стоимости земельного участка при его приобретении из государственной и муниципальной собственности, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.
Размер кадастровой стоимости является одной из основных составляющих, определяющих экономическую эффективность использования земельного участка и затраты, связанные с приобретением и использованием земельных участков. Неправильное определение кадастровой стоимости земельного участка может привести к финансовым потерям для его правообладателей, а также сделать невозможными отдельные способы его использования. В то же время необходимо принять во внимание, что связанные с кадастровой стоимостью обязательные платежи, составляющие доходную часть бюджетов различных уровней должны отвечать требованиям экономической обоснованности.
Искомая рыночная стоимость как действительная цена земельного участка должна отражать стоимость участка на открытом рынке с ориентацией на фактическое использование, для чего представляется предпочтительным использование сравнительного метода оценки на основе использования данных о цене отчуждения аналогов, имеющих сходные характеристики, влияющие на стоимость земельного участка.
При использовании методов массовой оценки не учитываются виды прав и ограничений (обременений) на объекты оценки, за исключением сервитутов, установленных законом или иным нормативными правовыми актами, тогда как данные факторы неизбежно отражаются на экономической привлекательности земельного участка.
Кроме того, использование доходного метода и метода капитализации не представляется целесообразным, так как на определение действительной рыночной стоимости для целей установления кадастровой стоимости участка не должны влиять такие факторы как наличие вариантов наиболее эффективного использования участка, величина затрат для их реализации, размер арендной платы или земельного налога, так как эта величина зависима от размера кадастровой стоимости, которая оспаривается. Также не могут быть использованы данные о рыночной стоимости земельного участка, полученные путем использования затратного метода оценки.
Применительно к статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости могут являться:
- - недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- - установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Из приведенного следует, что для разрешения спора о недостоверности сведений о кадастровой оценке, данные о рыночной стоимости необходимы на дату установления кадастровой стоимости (а не на дату оценки), так как ответственность за актуальность этих сведений не может быть отнесена на землепользователя или землевладельца. Риск несоответствия фактической стоимости и официальных данных несет уполномоченный орган, обеспечивающий работы по установлению кадастровой стоимости земельных участков.
Требования к содержанию отчета об оценке определены в статье 11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
Из содержания статьи 15 Закона об оценочной деятельности следует, что при осуществлении оценочной деятельности оценщик обязан соблюдать требования названного закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральные стандарты оценки, а также стандарты и правила оценочной деятельности, утвержденные саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является.
Согласно пункту 4 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 254 (далее - ФСО N 3), при составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться принципов существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости и достаточности.
В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ для целей Федерального закона N 135-ФЗ под экспертизой отчета понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации, в соответствии с видом экспертизы. При проведении экспертизы отчета об оценке экспертом (экспертами) не проводится повторная оценка.
Результатом экспертизы отчета является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков (часть 2 статьи 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ).
Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения устанавливаются федеральным стандартом оценки.
Пунктом 5 ФСО N 5 установлено два вида отчетов об оценке: экспертиза на подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете об оценке, включающая также проверку отчета об оценке на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности и экспертиза на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности (нормативно-методическая экспертиза).
Как следует из материалов дела, экспертиза отчета N 11/0213 об определении рыночной стоимости земельных участков для размещения Дичнянского водозабора с кадастровыми номерами 46:17:051201:3, 46:17:051201:2 проведена. Истцом в материалы дела представлено положительное экспертное заключение N Э13-0228-01-01 некоммерческого партнерства по содействия специалистам кадастровой оценки "Кадастр-оценка" на отчет N 11/0213 (нормативно-методическая экспертиза), выводы которой не оспорены.
Определением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2013 по ходатайству истца по делу была назначена судебная экспертиза, производство которой поручено Некоммерческому партнерству по содействию специалистам кадастровой оценки "Кадастр-оценка".
На разрешение эксперта поставлен следующий вопрос: является ли достоверной стоимость объектов оценки, определенной оценщиком в отчете об оценке (отчет N 11/0213 от 22.02.2013 об определении рыночной стоимости земельных участков "для размещения Дичнянского водозабора" с кадастровыми номерами 46:17:051201:2, 46:17:051201:3, расположенных по адресу: Курская область, Октябрьский район, Катыринский сельсовет, по состоянию на 01.01.2009, выполненный ООО "Экспертиза собственности" Торгово-Промышленной Палаты Российской Федерации (оценщик 1 категории Сафонов Юрий Вячеславович)? Сделать вывод на соответствие указанного отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Как следует из заключения эксперта Некоммерческого партнерства по содействию специалистам кадастровой оценки "Кадастр-оценка" N Э13-114-02-01_А35-1303/2013 от 18.12.2013 стоимость объектов оценки, определенная оценщиком в отчете об оценке является достоверной на дату 01.01.2009 (подтверждается и находится в диапазоне рыночной стоимости). Отчет об оценке соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса РФ заключение эксперта является одним из доказательств по делу, порядок получения которого и содержание должно оцениваться с учетом положений Федерального закона N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ", а также Методических рекомендаций по производству судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации от 20.12.2002.
У судебной коллегии отсутствуют основания сомневаться в достоверности и правильности выводов экспертизы, поскольку эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Указанное экспертное заключение не оспорено, доказательств несоответствия данного заключения требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности, ответчиком и третьими лицами, вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ, не представлено.
Ходатайства о назначении по делу оценочной экспертизы в суде апелляционной инстанции не было заявлено, методика оценки не оспаривалась.
Таким образом, с учетом положений статей 86 Арбитражного процессуального кодекса РФ и Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", суд правомерно признал заключение эксперта N 11/0213 от 22.02.2013 надлежащими доказательством рыночной стоимости спорных земельных участков.
При таких обстоятельствах, в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ) суд области правомерно счел возможным установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 46:17:051201:3 по состоянию на 01.01.2009 в размере 10 459 280 руб., земельного участка с кадастровым номером 46:17:051201:2 по состоянию на 01.01.2009 в размере 1 265 450 руб.
Доводы апелляционной жалобы относительно того, что Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" является ненадлежащим ответчиком по делу, не могут повлиять на правильность выводов суда.
При возложении обязанности внести изменения в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельных участков на федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Курской области суд руководствовался правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 и сложившейся судебной практикой по данной категории дел.
Учитывая недоказанность достоверности результата кадастровой оценки в отношении спорных земельных участков, права и законные интересы МУП "ГТС" нарушены результатом проведенной государственной кадастровой оценки и заявленные исковые требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельных участков на их рыночную стоимость.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" учреждение осуществляет полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества в соответствии с пунктом 2 Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии N П/93 от 11.03.2010 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета", пунктом 1 Приказа Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 473 "О реорганизации федеральных бюджетных учреждений "Кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации".
Суд апелляционной инстанции считает, что удовлетворение настоящего иска к Учреждению достаточно для восстановления нарушенных прав истца.
Таким образом, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, полагая указанное решение законным и обоснованным.
Доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемое решение, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Обстоятельства дела установлены судом верно и в полном объеме.
Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по оплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, относятся на ее заявителя. Вместе с тем, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области в силу статьи 333.37 Налогового кодекса РФ освобождено от уплаты госпошлины.
Судебные издержки, связанные с оплатой и проведением экспертизы в порядке статьи 106, 110 АПК РФ относятся на истца. Доказательства оплаты имеются в материалах дела.
Руководствуясь статьями 110, 268, частью 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Курской области от 30.05.2013 по делу N А35-1303/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
И.В.УШАКОВА
Судьи
И.Б.СУХОВА
А.И.ПОРОТИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)