Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.09.2014 N 18АП-8087/2014 ПО ДЕЛУ N А07-6066/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 сентября 2014 г. N 18АП-8087/2014

Дело N А07-6066/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 сентября 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Карпачевой М.И.,
судей Ермолаевой Л.П., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Савчук А.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.06.2014 по делу N А07-6066/2014 (судья Харисов А.Ф.).

Индивидуальный предприниматель Нурисламов Дмитрий Илдарович (далее - заявитель, предприниматель, ИП Нурисламов Д.И.) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, Администрация) в котором просил:
- признать незаконным, бездействие Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан выраженное в оставлении без рассмотрения заявления индивидуального предпринимателя Нурисламова Дмитрия Илдаровича исходящий N 11 от 13.02.2014 в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
- обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан в срок, не превышающий двух недель после вступления в законную силу настоящего решения, предоставить индивидуальному предпринимателю Нурисламову Дмитрию Илдаровичу утвержденную схему расположения земельного участка площадью 74 944 кв. м, расположенного по адресу г. Уфа, в придорожной полосе автодороги М-5 "Урал", в кадастровом квартале 02:55:040622, на кадастровом плане территории в координатах:



























(требования изложены с учетом их уточнения и отказа в части требований о признании отказа ГУАиГ Администрации ГО г. Уфа РБ, выраженного в форме письма от 28.02.2014 N 7-1910/ю незаконным, принятыми судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) - л.д. 42, 44-46).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - ГУАиГ Администрации ГО г. Уфа РБ, третье лицо), Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - УЗР Администрации ГО г. Уфа РБ, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.06.2014 (резолютивная часть оглашена 02.06.2014) заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным, ввиду несоответствия статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации, бездействие Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, выраженное в оставлении без рассмотрения заявления индивидуального предпринимателя Нурисламова Дмитрия Илдаровича исходящий N 11 от 13.02.2014 в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Суд обязал Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан в срок, не превышающий 14 дней после вступления в законную силу настоящего решения, предоставить индивидуальному предпринимателю Нурисламову Дмитрию Илдаровичу, утвержденную схему расположения земельного участка площадью 74 944 кв. м, расположенного по адресу: г. Уфа, в придорожной полосе автодороги М-5 "Урал", в кадастровом квартале 02:55:040622, на кадастровом плане территории в координатах: N точки Координаты Х(м) Координаты Y(м) 1 649 614,60 1 366 758,33 2 649 487,73 1 366 917,07 3 649 515,13 1 367 131,68 4 649 548,14 1 367 390,32 5 649 692,95 1 367 374,36 6 649 670,87 1 367 203,29 7 649 614,60 1 366 758,33.
Производство по делу в части требований о признании отказа ГУАиГ Администрации ГО г. Уфа РБ, выраженного в форме письма от 28.02.2014 N 7-1910/ю незаконным прекращено (л.д. 63-72).
С вынесенным решением не согласилось заинтересованное лицо, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Администрация (далее также - податель жалобы, апеллянт) просила решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на расположение испрашиваемого предпринимателем земельного участка в границах кадастрового квартала зарезервированного для муниципальных нужд, как территории общего пользования. Указывает на ограничение оборотоспособности таких земельных участков и недопустимость их предоставления в собственность по основаниям подпункта 13 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Кроме того, апеллянт указал, что испрашиваемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах, что в силу статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации является существенным препятствием для утверждения схемы расположения земельного участка.
К дате судебного заседания ИП Нурисламов Д.И. представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указал, что с доводами апелляционной жалобы не согласен, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации - без удовлетворения.
Также заявитель в отзыве пояснил, что довод апеллянта о расположении кадастрового квартала 02:55:040622 в границах территории общего пользования, зарезервированной для муниципальных нужд, не соответствует действительности. Кроме того, по мнению заявителя, сам факт резервирования земельного участка не может служить основанием для отказа в утверждении схемы расположения участка на кадастровом плане территории, так как такое утверждение является этапом предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством и необходимо в том случае, если испрашиваемый земельный участок не поставлен на кадастровый учет.
Заявитель указал в отзыве, что нахождение испрашиваемого земельного участка в двух территориальных зонах, во-первых, не подтверждено документально, во-вторых, не препятствует утверждению схемы, так как на основании утвержденной схемы, по выбору заявителя, возможно поставить на кадастровый учет не один, а несколько земельных участков.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители сторон не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена без участия не явившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ИП Нурисламов Д.И. 13.02.2014 исх. N 11 обратился в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка для размещения временной стоянки грузовой техники в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации. В заявлении указана площадь земельного участка 79 944 кв. м, его местоположение - Республика Башкортостан, Октябрьский район городского округа город Уфа в придорожной полосе автодороги М-5 "Урал" и координаты границ земельного участка. К заявлению прилагалась схема расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. 12-13).
Данное заявление получено Администрацией 14.02.2014, о чем свидетельствует имеющийся на заявлении штамп входящей корреспонденции.
В материалах дела имеется письмо ГУАиГ Администрации ГО г. Уфа РБ N 7-1910/Ю от 28.02.2014 в котором указано, что обращение о предоставлении земельного участка для организации временной стоянки грузовой техники в районе н.п. Жилино вдоль автодороги "Самара-Уфа-Челябинск" рассмотрено. В связи с расположением испрашиваемого земельного участка в придорожной полосе федеральной автомобильной дороги "Самара-Уфа-Челябинск", вопрос размещения стоянки грузовой техники необходимо предварительно согласовать с Федеральным государственным учреждением "Управление автомобильной магистрали Самара-Уфа-Челябинск федерального дорожного агентства".
Указанный документ не содержит положительных или отрицательных результатов рассмотрения заявления ИП Нурисламова Д.И. о предоставлении земельного участка, В данном письме имеется лишь отсылка на необходимость предварительного согласования с Федеральным государственным учреждением "Управление автомобильной магистрали Самара-Уфа-Челябинск федерального дорожного агентства".
Заявитель, полагая, что допущенное уполномоченным органом бездействие по не рассмотрению заявления о предоставлении земельного участка незаконно и нарушает права и законные интересы заявителя в области предпринимательской деятельности, обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии неправомерного бездействия Администрации по рассмотрению заявления предпринимателя об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровой карте (кадастровом плане) соответствующей территории и отсутствии доказательств, свидетельствующих о наличии оснований для отказа в ее утверждении. Установив, что такое бездействие нарушает право предпринимателя на предоставление ему земельного участка в порядке статьи 34 ЗК РФ, суд удовлетворил заявленные требования.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 АПК РФ, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 АПК РФ, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказать соответствие обжалуемых ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону лежит на принявшим их государственном органе, органе местного самоуправления, ином органе, должностном лице.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьей 29 ЗК РФ, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе путем предоставления в аренду, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, предусмотрен статьей 34 ЗК РФ.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
В соответствии с пунктом 4 указанной статьи орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В силу пункта 5 указанной статьи исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка, принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Пунктом 1 статьи 34 ЗК РФ на органы государственной власти и органы местного самоуправления возложена обязанность по принятию соответствующего акта, устанавливающего процедуры и критерии предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия по ним решений.
В соответствии с Положением о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденным решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 23.11.2011 N 43/7, предоставление земельного участка для целей, не связанных со строительством, осуществляется на основании заявления физического лица или юридического лица (индивидуального предпринимателя), заинтересованного в предоставлении земельного участка (пункт 2.1).
В заявлении указывается цель использования земельного участка; площадь, местоположение, кадастровый номер земельного участка (если имеется); испрашиваемое право на земельный участок.
К заявлению физического лица прилагается следующий перечень документов: копия паспорта; нотариально заверенная доверенность, подтверждающая полномочия лица, действующего в интересах заявителя (при необходимости); схема расположения земельного участка или кадастровый паспорт земельного участка (при наличии) (пункт 2.2).
Заявление с приложением документов на имя главы администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставляется в администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан для регистрации и, после наложения резолюции главой администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (либо уполномоченным заместителем главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан), в трехдневный срок, копии заявления и приложенных документов направляются для рассмотрения в Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
В случае, если к заявлению не приложен кадастровый паспорт земельного участка, Управление на основании заявления с учетом зонирования территорий, в месячный срок со дня поступления указанного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Если в процессе утверждения расположения земельного участка на кадастровой карте либо выяснения возможности предоставления земельного участка, стоящего на государственном кадастровом учете, выясняется, что этот земельный участок не может быть предоставлен для испрашиваемых целей в силу наличия прав третьих лиц, либо в силу противоречия требованиям градостроительного регламента, либо по иным причинам, установленным действующим законодательством, то Управлением в двухнедельный срок готовится мотивированный отказ заявителю о невозможности формирования земельного участка и его предоставления (пункт 2.3).
Из изложенных положений следует, что утверждение схемы расположения земельного участка необходимо для постановки испрашиваемого, в порядке статьи 34 ЗК РФ, земельного участка на кадастровый учет для дальнейшего рассмотрения вопроса о предоставлении земельного участка заявителю и является необходимым этапом предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, в случаях отсутствия формирования земельного участка, что имеет место в рассматриваемом случае. В рамках названного этапа проводится формирование границ земельного участка с учетом зонирования и условий использования соответствующей территории и корректировка границ и площади согласовываемого земельного участка по сравнению с земельным участком, указанным ориентировочно в заявлении.
Из материалов дела и содержания апелляционной жалобы следует, что бездействие по утверждению схемы расположения земельного участка мотивировано органом местного самоуправления расположением испрашиваемого предпринимателем земельного участка в границах кадастрового квартала, зарезервированного для муниципальных нужд, как территории общего пользования.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в совокупности, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии в материалах дела сведений о резервировании земельного участка либо его расположении в границах красных линий.
Решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 22.10.2012 N 10/12 "О внесении изменений в решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 23 декабря 2010 года N 32/15 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" вместе со "Схемой размещения зарезервированных земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд", "Перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель" были зарезервированы полностью или частично земельные участки согласно приложению N 2.
Указанное приложение не содержит сведений об осуществлении резервирования кадастрового квартала 02:55:040622 в целом. Оснований для вывода о совпадении испрашиваемого заявителем земельного участка (в соответствии с приведенной схемой и описанием границ) с одним из зарезервированных земельных участков, расположенных в названном квартале у судебной коллегии не имеется.
Иного, включая расположение испрашиваемого земельного участка на землях общего пользования, в нарушение положений пункта 5 статьи 200 АПК РФ апеллянтом не доказано.
Таким образом, приведенные Администрацией возражения не являются фактами, исключающими возможность утверждения схемы расположения земельного участка, испрашиваемого предпринимателем.
Судебная коллегия отмечает, что нормы Земельного кодекса Российской Федерации не содержат запрета в предоставлении в аренду земельных участков, находящихся в резерве для государственных или муниципальных нужд, поскольку в соответствии с пунктом 3.1 статьи 22 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, заключается на срок, продолжительность которого не может превышать срок резервирования таких земель.
Доводы подателя жалобы о нахождении земельного участка в двух территориальных зонах не подтверждены соответствующими доказательствами.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно признал бездействие Администрации не соответствующим положениям закона и нарушающим права и законные интересы ИП Нурисламова Д.И. в сфере предпринимательской деятельности и в качестве меры восстановления нарушенного права, по правилам пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, обязал заинтересованное лицо утвердить и выдать схему расположения спорного земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории.
Таким образом, обжалуемый судебный акт отвечает нормам материального и процессуального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Оснований для отмены судебного акта по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 АПК РФ. Ее взыскание в доход федерального бюджета не производится ввиду освобождения Администрации от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.47 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.06.2014 по делу N А07-6066/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья
М.И.КАРПАЧЕВА

Судьи
Л.П.ЕРМОЛАЕВА
Л.А.СУСПИЦИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)