Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 февраля 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Карпачевой М.И.,
судей Ермолаевой Л.П., Пивоваровой Л.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Улесовой М.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и Администрации Копейского городского округа на решение Арбитражного суда Челябинской области от 05.12.2014 по делу N А76-24456/2014 (судья Бастен Д.А.).
В судебном заседании приняли участие представители:
- заявителя - дачного некоммерческого товарищества "Новое время": Пикельная Юлия Евгеньевна (доверенность от 14.10.2014 б/н,);
- третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Администрации Копейского городского округа: Кизилова Юлия Анатольевна (доверенность от 22.12.2014 N 47-ДВ).
Дачное некоммерческое товарищество "Новое время" (далее по тексту заявитель, товарищество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Челябинской области (далее по тексту - Кадастровая палата, заинтересованное лицо, Филиал) о признании незаконным бездействия выразившегося в невнесении в государственный кадастр недвижимости сведений об изменении категории земельных участков с кадастровыми номерами: 74:12:1408006:2736, 74:12:1408006:2734, 74:12:1408006:601, 74:12:1408006:598, 74:12:1408006:2570, 74:12:1408006:584, 74:12:1408006:2728, 74:12:1408006:2650, 74:12:1408006:2727, 74:12:1408006:2726, 74:12:1408006:2660, 74:12:1408006:393, 74:12:1408006:409, 74:12:1408006:385, 74:12:1408006:386, 74:12:1408006:387, 74:12:1408006:389, 74:12:1408006:390, 74:12:1408006:391, 74:12:1408006:443, 74:12:1408006:448, 74:12:1408006:450, 74:12:1408006:470, 74:12:1408006:469, 74:12:1408006:468, 74:12:1408006:467, 74:12:1408006:476, 74:12:1408006:477, 74:12:1408006:484, 74:12:1408006:2667, 74:12:1408006:2564, 74:12:1408006:438, 74:12:1408006:2563, 74:12:1408006:2565, 74:12:1408006:2567, 4:12:1408006:2566, 74:12:1408006:381, 74:12:1408006:193, 74:12:1408006:454, 74:12:1408006:455, 74:12:1408006:149, 74:12:1408006:148, 74:12:1408006:150, 74:12:1408006:186, с категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", на "земли населенных пунктов" и обязании в десятидневный срок со дня вступления решения по настоящему делу в законную силу внести в государственный кадастр недвижимости сведения об изменении категории земельных участков с категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", на "земли населенных пунктов" (л.д. 4-7 т. 1).
Определением суда от 01.07.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Администрация Копейского городского округа (л.д. 1-3 т. 1).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 05.12.2014 требования заявителя удовлетворены. Суд признал незаконным оспариваемое бездействие Кадастровой палаты. В качестве способа восстановления нарушенного права заявителя суд обязал заинтересованное лицо в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу внести в государственный кадастр недвижимости сведения об изменении категории земель в отношении спорных участков(л.д. 95-101 т. 3).
В апелляционной жалобе Кадастровая палата и Администрация (далее - податели жалобы, апеллянты) просили отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
Доводы апелляционных жалоб схожие и сводятся к следующему. Податели жалоб полагают, что судом не учтены требования ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), а также ст. 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в соответствии с которыми в орган кадастрового учета для внесения соответствующих изменений в кадастр направляются сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенного пункта или исключенных из границ населенного пункта. Апеллянты указывают на то, что основанием для изменения кадастровых сведений о категории земель таких участков будут являться сведения о номерах этих участков, полученные от уполномоченного органа. Поскольку в ходе судебного разбирательства было установлено, что такие сведения Администрацией не направлялись, оснований для удовлетворения заявленных требований у заинтересованного лица не имелось.
Отзывы на апелляционные жалобы в суд апелляционной инстанции не поступили.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представитель Кадастровой палаты не явился.
С учетом мнения заявителя и третьего лица, в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие Кадастровой палаты.
В судебном заседании представитель Администрации поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе по основаниям, изложенным в жалобе.
Представитель заявителя высказала возражения по доводам апелляционной жалобы, указав, что решение суда является верным, а доводы жалобы подлежат отклонению. Сослалась на наличие судебной практики по спорному вопросу между лицами, участвующими в настоящем деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, заявителю на праве собственности принадлежат земельные участка с кадастровыми номерами 74:12:1408006:2736, 74:12:1408006:2734, 74:12:1408006:601, 74:12:1408006:598, 74:12:1408006:2570, 74:12:1408006:584, 74:12:1408006:2728, 74:12:1408006:2650, 74:12:1408006:2727, 74:12:1408006:2726, 74:12:1408006:2660, 74:12:1408006:393, 74:12:1408006:409, 74:12:1408006:385, 74:12:1408006:386, 74:12:1408006:387, 74:12:1408006:389, 74:12:1408006:390, 74:12:1408006:391, 74:12:1408006:443, 74:12:1408006:448, 74:12:1408006:450, 74:12:1408006:470, 74:12:1408006:469, 74:12:1408006:468, 74:12:1408006:467, 74:12:1408006:476, 74:12:1408006:477, 74:12:1408006:484, 74:12:1408006:2667, 74:12:1408006:2564, 74:12:1408006:438, 74:12:1408006:2563, 74:12:1408006:2565, 74:12:1408006:2567, 4:12:1408006:2566, 74:12:1408006:381, 74:12:1408006:193, 74:12:1408006:454, 74:12:1408006:455, 74:12:1408006:149, 74:12:1408006:148, 74:12:1408006:150, 74:12:1408006:186 из земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для дачного строительства, местоположение примерно в 7700 м по направлению на северо-запад от ориентира п.Луговой, расположенного за пределами участка, адрес ориентира Челябинская область, Красноармейский район, что подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. 26-71 т. 1).
Товарищество обратилось в Кадастровую палату с заявлением от 27.06.2014 о внесении в государственный кадастр недвижимости изменений в части категории указанных земельных участков с категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" на категорию "земли населенных пунктов" (л.д. 9 т. 1, л.д. 81 т. 3).
Письмом от 05.08.2014 заинтересованное лицо, со ссылкой на положения ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Федерального закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее по тексту Закон N 172-ФЗ), сообщило заявителю, что сведения в государственный кадастр недвижимости о границах населенного пункта г. Копейск внесены 12.08.2008 на основании решения органа кадастрового учета от 12.09.2008 N Ф30/08-2-1964 в соответствии с поступившими в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия документами: заявления от 10.09.2008 N К30/08-2-2035, Постановления Законодательного собрания Челябинской области от 30.12.2004 N 1609, постановления собрания депутатов Копейского городского округа от 30.05.2007 N 520 "Об утверждении проекта Генерального плана города Копейска. Корректировка", протокола публичных слушаний от 26.02.2007, описания границ городской черты и списка координат характерных точек границ г. Копейска. Сведения о кадастровых номерах земельных участках, включенных в границы населенного пункта г. Копейска, в Филиал не направлялись, таким образом, основания для изменения категории земельных участков отсутствуют. Также сообщено, что согласно сведениям государственного кадастра недвижимости, земельные участки, указанные в обращении фактически располагаются в границах населенного пункта г. Копейск. Кроме того, в результате рассмотрения обращения направлен межведомственный запрос в Администрацию Копейского городского округа о необходимости предоставления сведений об изменении категории земельных участков указанных в обращении (л.д. 11 т. 1).
В материалы дела представлен ответ Администрации Копейского городского округа на указанный межведомственный запрос из которого следует, что органом местного самоуправления, акты об изменении категории земель не принимались (л.д. 84 т. 3).
Полагая, что со стороны Кадастровой палаты имеется незаконное бездействие, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии бездействия со стороны Филиала, выразившегося в невнесении в государственный кадастр недвижимости сведений о категории спорных земельных участков, которые уже включены в состав городской черты г. Копейска, в связи с чем, дополнительного перевода этих участков в категорию "земли населенных пунктов" и предоставления дополнительных документов не требуется.
Указанные выводы суда первой инстанции следует признать правильными, основанными на правильном применении норм материального права и соответствующим представленным в дело доказательствам.
Из анализа норм статей 198, 200 АПК РФ следует, что для удовлетворения требований заявителя необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: несоответствие оспариваемого решения и действия (бездействия) закону и иному нормативному правовому акту; нарушение таким решением и действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности оспариваемого решения и действия (бездействия) лежит на соответствующем органе. Вместе с тем, в соответствии со статьей 65 АПК РФ, поскольку каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, бремя доказывания наличия факта нарушения оспариваемым решением и действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя лежит на последнем.
В рассматриваемом деле такая совокупность условий для удовлетворения заявленных требований имеется.
Под бездействием, обжалуемым в порядке ст. 198 АПК РФ, следует понимать неисполнение органом власти, должностным лицом обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц.
Из материалов настоящего дела следует, что заявителем, по существу, обжалуется бездействие по невнесению соответствующих сведений о категории земель в отношении земельных участков, включенных в состав населенного пункта.
Согласно статье 7 ЗК РФ все земли по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории, в частности, на земли поселений (населенных пунктов), земли сельскохозяйственного назначения.
Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий (часть 2 статьи 83 ЗК РФ).
Статья 8 ЗК РФ устанавливает критерии отнесения земель к категориям, а также порядок перевода их из одной категории в другую.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно ст. 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является:
1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;
2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 172-ФЗ установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Из приведенной выше нормы права следует, что утверждение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением границ населенных пунктов, что в свою очередь является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Проекты генеральных планов поселений, схемы территориального планирования муниципальных районов подлежат обязательному согласованию с уполномоченным федеральным органом, если планируется включение в границы населенных пунктов земельных участков из земель лесного фонда, и с высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, если в границы населенных пунктов планируется включить земли сельскохозяйственного назначения (части 1 и 2 статьи 21, части 1 и 2 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Иначе говоря, при утверждении схем территориального планирования районов и генеральных планов поселений земли лесного фонда и сельскохозяйственного назначения не могут быть самостоятельно "переведены" органами местного самоуправления в земли населенных пунктов.
До утверждения генеральных планов и схем территориального планирования, но не позднее 31 декабря 2012 года (в Московской области не позднее 31 декабря 2014 года), или после их утверждения включение конкретных земельных участков в границы населенных пунктов возможно ненормативными актами - решением исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по заявлению правообладателя земельного участка (части 1 и 1.1 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации").
Материалами дела подтверждается, что сведения о границах населенного пункта г. Копейск в государственный кадастр недвижимости были внесены 12.08.2008 на основании решения органа кадастрового учета от 12.09.2008 N Ф30/08-2-1964 в соответствии с поступившими в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия документами: заявления от 10.09.2008 N К30/08-2-2035, Постановления Законодательного собрания Челябинской области от 30.12.2004 N 1609, постановления собрания депутатов Копейского городского округа от 30.05.2007 N 520 "Об утверждении проекта Генерального плана города Копейска. Корректировка", протокола публичных слушаний от 26.02.2007, описания границ городской черты и списка координат характерных точек границ г. Копейска.
Материалами дела подтверждается также, что спорные земельные участки фактически располагаются в границах населенного пункта г. Копейск.
С момента утверждения в 2007 году проекта Генерального плана города Копейска, каких либо изменений границ этого населенного пункта, влияющих на категорию земель, включенных в городскую черту, принято не было.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает верным подход суда первой инстанции, заключающийся в том, что попадающие в состав городской черты г. Копейска земли не требуют дополнительного прохождения процедуры перевода земельных участков из существующей категории в категорию "земли населенных пунктов".
Указанная процедура была проведена путем утверждения соответствующих документов в 2007 году и актуальные сведения об этих землях, подпадающих под категорию "земли населенных пунктов" должны отражаться в государственном кадастре недвижимости.
Указанные выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным вступившими в законную силу судебными актами по делам N А76-23665/2013 и N А76-23666/2013.
Исходя из положений приведенных выше норм следует, что процедура включения конкретных земельных участков в границы населенных пунктов, регламентированная нормами права, на которые ссылаются апеллянты, не подлежит применению в рассматриваемом случае, поскольку отнесение спорных участков к землям населенных пунктов было осуществлено в 2007 году в процессе утверждения проекта Генерального плана города Копейска.
Кроме того, материалами дела подтверждается, что сведения о спорных земельных участках впервые были внесены в государственный кадастр недвижимости в 2011-2012 годах, то есть уже после того, как был утвержден Генеральный план города Копейска, в черту которого вошли земли, из которых впоследствии и были образованы спорные земельные участки.
Указанное объективно исключало возможность направления сведений об этих участках в уполномоченный орган в установленном порядке для включения их в состав населенного пункта.
На основании изложенного, апелляционный суд полагает, что доводы апелляционных жалоб основаны на неправильном толковании приведенных выше норм права, а потому не принимаются судом апелляционной инстанции.
Стороны согласно статьям 8, 9 АПК РФ, пользуются равными правами на представление доказательств и несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в том числе представления доказательств обоснованности и законности своих требований или возражений.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в арбитражном процессе, обязано доказать наличие тех обстоятельств, на которые оно ссылается в обоснование своих требований или возражений.
Принимая во внимание требования вышеназванных норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что Кадастровая палата и Администрация не доказали обоснованность доводов апелляционных жалоб.
Арбитражным судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено по существу законное и обоснованное решение об удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционные жалобы - удовлетворению.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционных жалоб относятся на их подателей по правилам статьи 110 АПК РФ. Их взыскание в доход федерального бюджета не производится, поскольку податели жалоб освобождены от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 05.12.2014 по делу N А76-24456/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и Администрации Копейского городского округа - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
М.И.КАРПАЧЕВА
Судьи
Л.П.ЕРМОЛАЕВА
Л.В.ПИВОВАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.02.2015 N 18АП-356/2015, 18АП-360/2015 ПО ДЕЛУ N А76-24456/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 февраля 2015 г. N 18АП-356/2015, 18АП-360/2015
Дело N А76-24456/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 февраля 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Карпачевой М.И.,
судей Ермолаевой Л.П., Пивоваровой Л.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Улесовой М.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и Администрации Копейского городского округа на решение Арбитражного суда Челябинской области от 05.12.2014 по делу N А76-24456/2014 (судья Бастен Д.А.).
В судебном заседании приняли участие представители:
- заявителя - дачного некоммерческого товарищества "Новое время": Пикельная Юлия Евгеньевна (доверенность от 14.10.2014 б/н,);
- третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Администрации Копейского городского округа: Кизилова Юлия Анатольевна (доверенность от 22.12.2014 N 47-ДВ).
Дачное некоммерческое товарищество "Новое время" (далее по тексту заявитель, товарищество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Челябинской области (далее по тексту - Кадастровая палата, заинтересованное лицо, Филиал) о признании незаконным бездействия выразившегося в невнесении в государственный кадастр недвижимости сведений об изменении категории земельных участков с кадастровыми номерами: 74:12:1408006:2736, 74:12:1408006:2734, 74:12:1408006:601, 74:12:1408006:598, 74:12:1408006:2570, 74:12:1408006:584, 74:12:1408006:2728, 74:12:1408006:2650, 74:12:1408006:2727, 74:12:1408006:2726, 74:12:1408006:2660, 74:12:1408006:393, 74:12:1408006:409, 74:12:1408006:385, 74:12:1408006:386, 74:12:1408006:387, 74:12:1408006:389, 74:12:1408006:390, 74:12:1408006:391, 74:12:1408006:443, 74:12:1408006:448, 74:12:1408006:450, 74:12:1408006:470, 74:12:1408006:469, 74:12:1408006:468, 74:12:1408006:467, 74:12:1408006:476, 74:12:1408006:477, 74:12:1408006:484, 74:12:1408006:2667, 74:12:1408006:2564, 74:12:1408006:438, 74:12:1408006:2563, 74:12:1408006:2565, 74:12:1408006:2567, 4:12:1408006:2566, 74:12:1408006:381, 74:12:1408006:193, 74:12:1408006:454, 74:12:1408006:455, 74:12:1408006:149, 74:12:1408006:148, 74:12:1408006:150, 74:12:1408006:186, с категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", на "земли населенных пунктов" и обязании в десятидневный срок со дня вступления решения по настоящему делу в законную силу внести в государственный кадастр недвижимости сведения об изменении категории земельных участков с категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", на "земли населенных пунктов" (л.д. 4-7 т. 1).
Определением суда от 01.07.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Администрация Копейского городского округа (л.д. 1-3 т. 1).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 05.12.2014 требования заявителя удовлетворены. Суд признал незаконным оспариваемое бездействие Кадастровой палаты. В качестве способа восстановления нарушенного права заявителя суд обязал заинтересованное лицо в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу внести в государственный кадастр недвижимости сведения об изменении категории земель в отношении спорных участков(л.д. 95-101 т. 3).
В апелляционной жалобе Кадастровая палата и Администрация (далее - податели жалобы, апеллянты) просили отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
Доводы апелляционных жалоб схожие и сводятся к следующему. Податели жалоб полагают, что судом не учтены требования ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), а также ст. 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в соответствии с которыми в орган кадастрового учета для внесения соответствующих изменений в кадастр направляются сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенного пункта или исключенных из границ населенного пункта. Апеллянты указывают на то, что основанием для изменения кадастровых сведений о категории земель таких участков будут являться сведения о номерах этих участков, полученные от уполномоченного органа. Поскольку в ходе судебного разбирательства было установлено, что такие сведения Администрацией не направлялись, оснований для удовлетворения заявленных требований у заинтересованного лица не имелось.
Отзывы на апелляционные жалобы в суд апелляционной инстанции не поступили.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представитель Кадастровой палаты не явился.
С учетом мнения заявителя и третьего лица, в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие Кадастровой палаты.
В судебном заседании представитель Администрации поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе по основаниям, изложенным в жалобе.
Представитель заявителя высказала возражения по доводам апелляционной жалобы, указав, что решение суда является верным, а доводы жалобы подлежат отклонению. Сослалась на наличие судебной практики по спорному вопросу между лицами, участвующими в настоящем деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, заявителю на праве собственности принадлежат земельные участка с кадастровыми номерами 74:12:1408006:2736, 74:12:1408006:2734, 74:12:1408006:601, 74:12:1408006:598, 74:12:1408006:2570, 74:12:1408006:584, 74:12:1408006:2728, 74:12:1408006:2650, 74:12:1408006:2727, 74:12:1408006:2726, 74:12:1408006:2660, 74:12:1408006:393, 74:12:1408006:409, 74:12:1408006:385, 74:12:1408006:386, 74:12:1408006:387, 74:12:1408006:389, 74:12:1408006:390, 74:12:1408006:391, 74:12:1408006:443, 74:12:1408006:448, 74:12:1408006:450, 74:12:1408006:470, 74:12:1408006:469, 74:12:1408006:468, 74:12:1408006:467, 74:12:1408006:476, 74:12:1408006:477, 74:12:1408006:484, 74:12:1408006:2667, 74:12:1408006:2564, 74:12:1408006:438, 74:12:1408006:2563, 74:12:1408006:2565, 74:12:1408006:2567, 4:12:1408006:2566, 74:12:1408006:381, 74:12:1408006:193, 74:12:1408006:454, 74:12:1408006:455, 74:12:1408006:149, 74:12:1408006:148, 74:12:1408006:150, 74:12:1408006:186 из земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для дачного строительства, местоположение примерно в 7700 м по направлению на северо-запад от ориентира п.Луговой, расположенного за пределами участка, адрес ориентира Челябинская область, Красноармейский район, что подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. 26-71 т. 1).
Товарищество обратилось в Кадастровую палату с заявлением от 27.06.2014 о внесении в государственный кадастр недвижимости изменений в части категории указанных земельных участков с категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" на категорию "земли населенных пунктов" (л.д. 9 т. 1, л.д. 81 т. 3).
Письмом от 05.08.2014 заинтересованное лицо, со ссылкой на положения ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Федерального закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее по тексту Закон N 172-ФЗ), сообщило заявителю, что сведения в государственный кадастр недвижимости о границах населенного пункта г. Копейск внесены 12.08.2008 на основании решения органа кадастрового учета от 12.09.2008 N Ф30/08-2-1964 в соответствии с поступившими в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия документами: заявления от 10.09.2008 N К30/08-2-2035, Постановления Законодательного собрания Челябинской области от 30.12.2004 N 1609, постановления собрания депутатов Копейского городского округа от 30.05.2007 N 520 "Об утверждении проекта Генерального плана города Копейска. Корректировка", протокола публичных слушаний от 26.02.2007, описания границ городской черты и списка координат характерных точек границ г. Копейска. Сведения о кадастровых номерах земельных участках, включенных в границы населенного пункта г. Копейска, в Филиал не направлялись, таким образом, основания для изменения категории земельных участков отсутствуют. Также сообщено, что согласно сведениям государственного кадастра недвижимости, земельные участки, указанные в обращении фактически располагаются в границах населенного пункта г. Копейск. Кроме того, в результате рассмотрения обращения направлен межведомственный запрос в Администрацию Копейского городского округа о необходимости предоставления сведений об изменении категории земельных участков указанных в обращении (л.д. 11 т. 1).
В материалы дела представлен ответ Администрации Копейского городского округа на указанный межведомственный запрос из которого следует, что органом местного самоуправления, акты об изменении категории земель не принимались (л.д. 84 т. 3).
Полагая, что со стороны Кадастровой палаты имеется незаконное бездействие, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии бездействия со стороны Филиала, выразившегося в невнесении в государственный кадастр недвижимости сведений о категории спорных земельных участков, которые уже включены в состав городской черты г. Копейска, в связи с чем, дополнительного перевода этих участков в категорию "земли населенных пунктов" и предоставления дополнительных документов не требуется.
Указанные выводы суда первой инстанции следует признать правильными, основанными на правильном применении норм материального права и соответствующим представленным в дело доказательствам.
Из анализа норм статей 198, 200 АПК РФ следует, что для удовлетворения требований заявителя необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: несоответствие оспариваемого решения и действия (бездействия) закону и иному нормативному правовому акту; нарушение таким решением и действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности оспариваемого решения и действия (бездействия) лежит на соответствующем органе. Вместе с тем, в соответствии со статьей 65 АПК РФ, поскольку каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, бремя доказывания наличия факта нарушения оспариваемым решением и действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя лежит на последнем.
В рассматриваемом деле такая совокупность условий для удовлетворения заявленных требований имеется.
Под бездействием, обжалуемым в порядке ст. 198 АПК РФ, следует понимать неисполнение органом власти, должностным лицом обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц.
Из материалов настоящего дела следует, что заявителем, по существу, обжалуется бездействие по невнесению соответствующих сведений о категории земель в отношении земельных участков, включенных в состав населенного пункта.
Согласно статье 7 ЗК РФ все земли по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории, в частности, на земли поселений (населенных пунктов), земли сельскохозяйственного назначения.
Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий (часть 2 статьи 83 ЗК РФ).
Статья 8 ЗК РФ устанавливает критерии отнесения земель к категориям, а также порядок перевода их из одной категории в другую.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно ст. 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является:
1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;
2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 172-ФЗ установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Из приведенной выше нормы права следует, что утверждение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением границ населенных пунктов, что в свою очередь является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Проекты генеральных планов поселений, схемы территориального планирования муниципальных районов подлежат обязательному согласованию с уполномоченным федеральным органом, если планируется включение в границы населенных пунктов земельных участков из земель лесного фонда, и с высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, если в границы населенных пунктов планируется включить земли сельскохозяйственного назначения (части 1 и 2 статьи 21, части 1 и 2 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Иначе говоря, при утверждении схем территориального планирования районов и генеральных планов поселений земли лесного фонда и сельскохозяйственного назначения не могут быть самостоятельно "переведены" органами местного самоуправления в земли населенных пунктов.
До утверждения генеральных планов и схем территориального планирования, но не позднее 31 декабря 2012 года (в Московской области не позднее 31 декабря 2014 года), или после их утверждения включение конкретных земельных участков в границы населенных пунктов возможно ненормативными актами - решением исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по заявлению правообладателя земельного участка (части 1 и 1.1 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации").
Материалами дела подтверждается, что сведения о границах населенного пункта г. Копейск в государственный кадастр недвижимости были внесены 12.08.2008 на основании решения органа кадастрового учета от 12.09.2008 N Ф30/08-2-1964 в соответствии с поступившими в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия документами: заявления от 10.09.2008 N К30/08-2-2035, Постановления Законодательного собрания Челябинской области от 30.12.2004 N 1609, постановления собрания депутатов Копейского городского округа от 30.05.2007 N 520 "Об утверждении проекта Генерального плана города Копейска. Корректировка", протокола публичных слушаний от 26.02.2007, описания границ городской черты и списка координат характерных точек границ г. Копейска.
Материалами дела подтверждается также, что спорные земельные участки фактически располагаются в границах населенного пункта г. Копейск.
С момента утверждения в 2007 году проекта Генерального плана города Копейска, каких либо изменений границ этого населенного пункта, влияющих на категорию земель, включенных в городскую черту, принято не было.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает верным подход суда первой инстанции, заключающийся в том, что попадающие в состав городской черты г. Копейска земли не требуют дополнительного прохождения процедуры перевода земельных участков из существующей категории в категорию "земли населенных пунктов".
Указанная процедура была проведена путем утверждения соответствующих документов в 2007 году и актуальные сведения об этих землях, подпадающих под категорию "земли населенных пунктов" должны отражаться в государственном кадастре недвижимости.
Указанные выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным вступившими в законную силу судебными актами по делам N А76-23665/2013 и N А76-23666/2013.
Исходя из положений приведенных выше норм следует, что процедура включения конкретных земельных участков в границы населенных пунктов, регламентированная нормами права, на которые ссылаются апеллянты, не подлежит применению в рассматриваемом случае, поскольку отнесение спорных участков к землям населенных пунктов было осуществлено в 2007 году в процессе утверждения проекта Генерального плана города Копейска.
Кроме того, материалами дела подтверждается, что сведения о спорных земельных участках впервые были внесены в государственный кадастр недвижимости в 2011-2012 годах, то есть уже после того, как был утвержден Генеральный план города Копейска, в черту которого вошли земли, из которых впоследствии и были образованы спорные земельные участки.
Указанное объективно исключало возможность направления сведений об этих участках в уполномоченный орган в установленном порядке для включения их в состав населенного пункта.
На основании изложенного, апелляционный суд полагает, что доводы апелляционных жалоб основаны на неправильном толковании приведенных выше норм права, а потому не принимаются судом апелляционной инстанции.
Стороны согласно статьям 8, 9 АПК РФ, пользуются равными правами на представление доказательств и несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в том числе представления доказательств обоснованности и законности своих требований или возражений.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в арбитражном процессе, обязано доказать наличие тех обстоятельств, на которые оно ссылается в обоснование своих требований или возражений.
Принимая во внимание требования вышеназванных норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что Кадастровая палата и Администрация не доказали обоснованность доводов апелляционных жалоб.
Арбитражным судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено по существу законное и обоснованное решение об удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционные жалобы - удовлетворению.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционных жалоб относятся на их подателей по правилам статьи 110 АПК РФ. Их взыскание в доход федерального бюджета не производится, поскольку податели жалоб освобождены от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 05.12.2014 по делу N А76-24456/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и Администрации Копейского городского округа - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
М.И.КАРПАЧЕВА
Судьи
Л.П.ЕРМОЛАЕВА
Л.В.ПИВОВАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)