Судебные решения, арбитраж
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения; Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 января 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иноземцева И.В.
судей Волковой М.О., Дроздовой В.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кушнерчуком И.А.
при участии в заседании:
- от Администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края: Карев Сергей Александрович, представитель по доверенности от 29.01.2013 N 1-23/275;
- от Общества с ограниченной ответственностью "Порт Мечел-Ванино": Вырупаева Александра Сергеевна, представитель по доверенности от 27.11.2013;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края
на решение от 11.11.2013
по делу N А73-9064/2013
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Паниной А.А.
по иску Администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края
к Обществу с ограниченной ответственностью "Порт Мечел-Ванино"
о взыскании 36 917 935 руб.
установил:
Администрация Ванинского муниципального района Хабаровского края (ОГРН 1022700712891, ИНН 2709003742, место нахождения: 682860, Хабаровский край, рабочий поселок Ванино, площадь Мира,1; далее- Администрация, истец, заявитель жалобы) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Порт Мечел-Ванино" (ОГРН 1082709001540, ИНН 2709005108, место нахождения: 682860, Хабаровский край, рабочий поселок Ванино, ул. Портовая, 1а; далее- ООО "Порт Мечел-Ванино", общество, ответчик) о взыскании задолженности в размере 36 917 935 руб. по договору аренды земельных участков N 1847 от 04.05.2011 за период с 01.11.2012 по 01.07.2013.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 11.11.2013 в иске отказано.
Не согласившись с решением суда, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы приводит доводы о том, что Постановление Правительства Хабаровского края от 30.12.2009 N 411-пр не обжаловано и является действующим; Правительство Хабаровского края в силу норм Федерального закона Российской Федерации от 25.10.2001 N 137-ФЗ является органом, регулирующим порядок определения размера арендной платы.
По мнению заявителя жалобы, позиция Высшего арбитражного суда Российской Федерации, сформулированная в Постановлении Президиума от 17.04.2012 N 15837/11, не может быть выше положений Федерального закона N 137-ФЗ; в силу оспариваемого решения ответчик приобретает преимущество перед другими арендаторами земельных участков в части порядка и условий внесения арендной платы в сторону существенного уменьшения арендной платы, а Администрация теряет значительную часть собственных доходов, что приводит к дефициту бюджета.
Отзыва на апелляционную жалобу не предоставлено.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца настаивал на доводах жалобы и отмене решения суда.
Представитель ответчика просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 04.05.2011 между Администрацией (арендодатель) и ООО "Порт Мечел-Ванино" (арендатор) заключен договор аренды земельных участков N 1847 по условиям которого арендатор принял в аренду два земельных участка, расположенных в Ванинском районе на межселенной территории в районе мыса Токи в северной части бухты Мучке для проектирования и строительства объекта "Специализированный угольный перегрузочный комплекс (СУПК) навалочных и генеральных грузов производительностью 25 млн. тонн в год в бухте Мучке, п. Ванино Хабаровского края", категория земли- земли промышленности и иного специального назначения, вид разрешенного использования-земельные участки, предназначенные для размещения причалов, пристаней, железнодорожных путей и других частей транспорта, для проектирования с 01.04.2011 по 01.04.2013; для строительства: с 01.04.2013 до 01.04.2016: участок N 1 площадью 2 337 674 кв. м с кадастровым номером 27:04:0701003:9; участок N 2 площадью 1 662 326 кв. м с кадастровым номером 27:04:0702001:13.
Земельные участки переданы арендатору по акту приема-передачи. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
Дополнительным соглашением N 2 в предмет договора внесены изменения в части определения объекта, для проектирования и строительства которого предоставлены земельные участки, который заменен на "Специализированный портовый перегрузочный комплекс (СППК) навалочных и генеральных грузов производительностью 25 млн. тонн".
В соответствии с пунктом 3.1. договора аренды арендатор обязался вносить арендную плату в размере, определенном в прилагаемом к договору расчете арендной платы (приложение N 3).
В соответствии с пунктом 3.2 договора, размер арендной платы по календарным годам мог быть пересмотрен арендодателем в одностороннем порядке с учетом изменяющейся экономической ситуации, в связи с решениями Правительства РФ, Правительства Хабаровского края и Собрания депутатов Ванинского муниципального района, централизованно устанавливающими корректирующие коэффициенты к платежам за землю, оценочные зоны, размер нормативной цены земли (кадастровую стоимость земельного участка), базовые размеры арендной платы и льготы. Перерасчет арендной платы по годам за пользование участками выполняется арендатором самостоятельно на основании публикуемых в периодической печати постановлений о применении коэффициентов, корректирующих размер арендной платы.
Согласно пункту 3.4. договора арендная плата исчисляется с 01.04.2011 и вносится арендатором ежемесячно до 10 числа соответствующего месяца равными долями от годового размера арендной платы.
В случае неуплаты арендной платы в установленные договором сроки предусмотрена обязанность арендатора по уплате пеней в размере 0,1% от суммы неуплаты за каждый календарный день просрочки, начиная со следующего за установленным днем уплаты (пункт 7.1. договора).
Согласно представленных в материалы дела платежных поручений и расчета истца, за период с июня 2011 по октябрь 2012 ответчиком оплачено 46 846 025 руб.
Наличие задолженности по арендной платы за период с ноября 2012 по июль 2013 года в размере 36 080 726 руб., пени за несвоевременное внесение арендных платежей в размере 902 904 руб. явилось основанием для обращения Администрации в Арбитражный суд Хабаровского края с настоящим иском. Изучив материалы дела, и проверив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 1 и пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации пользование землей в Российской Федерации является платным.
Обязанность арендатора своевременно вносить плату за пользование имуществом в установленном размере, предусмотрена статьей 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии со статей 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии с частью 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 3 статьи 65 ЗК РФ).
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Правительством Российской Федерации 16.07.2009 принято Постановление N 582, которым установлены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частности, принципы:
- - экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;
- - предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;
- -запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 17.04.2012 N 15837/11 сформулирована правовая позиция, согласно которой, учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, основные принципы определения арендной платы, установленные постановлением Правительства Российской Федерации N 582, являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены. При этом принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Из материалов дела следует, что спорные земельные участки отнесены к категории земель, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации" от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Следовательно, стоимость аренды земли, находящейся в публичной собственности, относится к категории регулируемых цен. Арендная плата в таком случае должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.
В 2012 и 2013 годах арендная плата рассчитывалась арендодателем в соответствии с Постановлением Правительства Хабаровского края от 30.12.2009 N 411-пр "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Хабаровского края"; Постановлением Правительства Хабаровского края от 30.03.2011 N 78-пр "Об установлении на 2011 год значений коэффициентов к арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Ванинского муниципального района", Постановлением Правительства Хабаровского края от 06.12.2011 N 406-пр "О внесении изменений в постановление Правительства Хабаровского края от 30 декабря 2009 г. N 411-пр "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Хабаровского края", решением Собрания депутатов Ванинского муниципального района от 26.01.2012 N 233 "Об установлении на 2012 год значений коэффициентов (Квз) по виду разрешенного использования и зонированию территории для расчета арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Ванинского муниципального района Хабаровского края".
Расчет суммы арендной платы по договору N 1847 производился по формуле: А=УПКСЗ*Квз*Кп*S, где УПКСЗ-удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, Квз- коэффициент по виду разрешенного использования, Кп- коэффициент, учитывающий площадь земельного участка, S- площадь земельного участка в квадратных метрах.
Согласно указанному расчету в 2011 году стоимость арендной платы составила 12 188 278 руб., в 2012 году 41 589 300 руб., в 2013 году 56 897 261 руб.
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 582размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации, в расчете на год определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в отношении таких земельных участков полномочия собственника, если иное не установлено федеральными законами, одним из следующих способов: на основании кадастровой стоимости земельных участков; по результатам торгов (конкурсов, аукционов); в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации; на основании рыночной стоимости земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и составляет 2 процента, если земельный участок предоставлен в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации (подпункт "д" пункта 3 Постановления N 582)
Согласно заключенному договору аренды земельные участки предоставлены ответчику для проектирования и строительства специализированного портового перегрузочного комплекса навалочных и генеральных грузов производительностью 25 млн. тонн.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание указанные выше нормы права и разъяснения вышестоящей судебной инстанции, изложенных в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11, согласно которых размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных Постановлением N 582 для земель федеральной собственности, размер годовой арендной платы по договору с ответчиком не должен превышать 2% от кадастровой стоимости земельных участков.
Кадастровая стоимость земельных участков предусмотрена кадастровыми паспортами и определена для земельного участка площадью 2 337 674 кв. м с кадастровым номером 27:04:0701003:9 в сумме 112 559 003,10 руб., земельного участка площадью 1 662 326 кв. м с кадастровым номером 27:04:0702001:13 в сумме 80 040 996,90 руб.
При таких обстоятельствах, осуществив перерасчет размера арендной платы за период действия договора исходя из годовой платы в размере 2% от указанной выше кадастровой стоимости земельных участков, принимая во внимание осуществленные ответчиком по договору платежи в общей сумме 46 846 025,40 руб., в то время как стоимость по договору в год составляет 3 852 000 руб., суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу об отсутствии у ответчика задолженности по договору аренды за спорный период, и как следствие, об отсутствии оснований для привлечения к ответственности за ненадлежащее исполнение обязательства в виде неустойки.
Довод истца о том, что размер арендной платы был определен в соответствии с действующими в спорный период нормативными правовыми актами, которые не были обжалованы в судебном порядке не принимается.
Нормативные акты публичных образований, устанавливающие ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, включая участки, государственная собственность на которые не разграничена, либо устанавливающие методики и формулы расчета арендной платы за эти участки или отдельные элементы (величины, коэффициенты и т.п.) таких методик и формул, с учетом правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2012 N 10034/11, могут быть обжалованы в арбитражный суд в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса и правилами главы 23 АПК РФ, в том числе и по мотивам несоответствия принципам определения арендной платы, установленным Постановлением N 582. Кроме того, применительно к статье 12 Гражданского кодекса и статье 13 АПК РФ суд вправе давать оценку нормативным актам публичных образований, регламентирующим размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, с точки зрения их соответствия этим принципам и ориентирам и при рассмотрении гражданско-правовых споров, вытекающих из договоров аренды таких земельных участков (Постановление Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации N 15837/11 от 17.04.2012).
Принимая во внимание принципы экономической обоснованности и запрета необоснованных предпочтений, закрепленные в Постановлении N 582, цель предоставления земельных участков, при аренде земельных участков в случаях, аналогичных указанным в пункте "д" пункта 3 Постановления N 582, арендная плата, установленная органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, не может превышать размеров, установленных в этом подпункте, то есть превышать 2% от кадастровой стоимости земельного участка.
В настоящем случае, при определении размера арендной платы в соответствии с действующими в спорный период нормативными правовыми актами Правительства Хабаровского края размер арендной платы по договору значительно превысил предельный размер арендной платы, установленный в подпункте "д" пункта 3 Постановления N 582.
Также, в соответствии с пунктом 2.5. Постановления Хабаровского края N 411-пр повышающий коэффициент для определения размера арендной платы за земельные участки, предоставленные для проведения изыскательских работ и строительства, устанавливается при превышении срока, определенного в распорядительном акте о предоставлении земельного участка, до одного года применяется 1,5; от одного до двух лет - 2; от двух лет и более - 3.
Согласно представленным расчетам, стоимость арендной платы увеличивалась за счет необоснованного применения к арендатору до 01.04.2013 (по условиям договора и Постановления Главы Администрации Ванинского района N 399 от 04.05.2011 земельные участки предоставлены для проектирования на срок с 01.04.2011 по 01.04.2013) повышающих коэффициентов за превышение сроков проектирования и строительства.
При этом, пункт 2.5. Постановления N 411-пр не предусматривает применение повышающего коэффициента одновременно с понижающим, то есть до истечения сроков, установленных договором и распорядительных актов, применение повышающих коэффициентов при определении размера арендной платы исключено.
Доводы жалобы о том, что ответчик приобретает преимущество перед другими арендаторами земельных участков в части порядка и условий внесения арендной платы в сторону существенного уменьшения арендной платы, а исчисление арендной платы по методике, указанной судом, приведет к дефициту бюджета не принимаются с учетом установленных выше обстоятельств и норм права, и кроме того, признаются противоречащим принципам, закрепленным в Постановлении N 582, являющимися обязательными при определении арендной платы за земельные участки, находящиеся в публичной собственности, когда размер арендной платы определяется не по результатам торгов и не установлен федеральным законом, а согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации подлежит установлению соответствующими органами власти в качестве регулируемой цены.
Кроме того, осуществление публичным органом своих полномочий должно осуществляться при неукоснительном соблюдении принципа законности, не может иметь произвольных оснований, и направлено обеспечение баланса публичных и частных интересов.
В свою очередь, задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность (пункт 1 статьи 2 АПК РФ).
Ходатайство истца о приостановлении производства по делу до размещения в полном объеме на сайте Высшего арбитражного суда Российской Федерации Постановления Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации по делу N А47-11260/2012 подлежит отклонению.
В силу пункта 1 части 1 статьи 143 АПК РФ арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации, судом общей юрисдикции, арбитражным судом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 145 АПК РФ производство по делу приостанавливается в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 143 АПК РФ, до вступления в законную силу судебного акта соответствующего суда.
Обязательным условием приостановления производства по делу по пункту 1 части 1 статьи 143 АПК РФ является объективная невозможность разрешения данного дела до рассмотрения спора по иному делу.
Наличие таких условий для приостановления производства не усматривается.
В свою очередь, в силу пункта 5 части 3 статьи 311 АПК РФ определение либо изменение в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации или в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации практики применения правовой нормы, если в соответствующем акте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации содержится указание на возможность пересмотра вступивших в законную силу судебных актов в силу данного обстоятельства, является основанием для пересмотра судебных актов по новыми обстоятельствам.
С учетом изложенного, апелляционный суд приходит к выводу о правомерности оспариваемого решения и несостоятельности доводов апелляционной жалобы, что исключает ее удовлетворение. Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 11.11.2013 по делу N А73-9064/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
И.В.ИНОЗЕМЦЕВ
Судьи
М.О.ВОЛКОВА
В.Г.ДРОЗДОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.01.2014 N 06АП-6993/2013 ПО ДЕЛУ N А73-9064/2013
Разделы:Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения; Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 января 2014 г. N 06АП-6993/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 09 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 января 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иноземцева И.В.
судей Волковой М.О., Дроздовой В.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кушнерчуком И.А.
при участии в заседании:
- от Администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края: Карев Сергей Александрович, представитель по доверенности от 29.01.2013 N 1-23/275;
- от Общества с ограниченной ответственностью "Порт Мечел-Ванино": Вырупаева Александра Сергеевна, представитель по доверенности от 27.11.2013;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края
на решение от 11.11.2013
по делу N А73-9064/2013
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Паниной А.А.
по иску Администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края
к Обществу с ограниченной ответственностью "Порт Мечел-Ванино"
о взыскании 36 917 935 руб.
установил:
Администрация Ванинского муниципального района Хабаровского края (ОГРН 1022700712891, ИНН 2709003742, место нахождения: 682860, Хабаровский край, рабочий поселок Ванино, площадь Мира,1; далее- Администрация, истец, заявитель жалобы) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Порт Мечел-Ванино" (ОГРН 1082709001540, ИНН 2709005108, место нахождения: 682860, Хабаровский край, рабочий поселок Ванино, ул. Портовая, 1а; далее- ООО "Порт Мечел-Ванино", общество, ответчик) о взыскании задолженности в размере 36 917 935 руб. по договору аренды земельных участков N 1847 от 04.05.2011 за период с 01.11.2012 по 01.07.2013.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 11.11.2013 в иске отказано.
Не согласившись с решением суда, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы приводит доводы о том, что Постановление Правительства Хабаровского края от 30.12.2009 N 411-пр не обжаловано и является действующим; Правительство Хабаровского края в силу норм Федерального закона Российской Федерации от 25.10.2001 N 137-ФЗ является органом, регулирующим порядок определения размера арендной платы.
По мнению заявителя жалобы, позиция Высшего арбитражного суда Российской Федерации, сформулированная в Постановлении Президиума от 17.04.2012 N 15837/11, не может быть выше положений Федерального закона N 137-ФЗ; в силу оспариваемого решения ответчик приобретает преимущество перед другими арендаторами земельных участков в части порядка и условий внесения арендной платы в сторону существенного уменьшения арендной платы, а Администрация теряет значительную часть собственных доходов, что приводит к дефициту бюджета.
Отзыва на апелляционную жалобу не предоставлено.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца настаивал на доводах жалобы и отмене решения суда.
Представитель ответчика просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 04.05.2011 между Администрацией (арендодатель) и ООО "Порт Мечел-Ванино" (арендатор) заключен договор аренды земельных участков N 1847 по условиям которого арендатор принял в аренду два земельных участка, расположенных в Ванинском районе на межселенной территории в районе мыса Токи в северной части бухты Мучке для проектирования и строительства объекта "Специализированный угольный перегрузочный комплекс (СУПК) навалочных и генеральных грузов производительностью 25 млн. тонн в год в бухте Мучке, п. Ванино Хабаровского края", категория земли- земли промышленности и иного специального назначения, вид разрешенного использования-земельные участки, предназначенные для размещения причалов, пристаней, железнодорожных путей и других частей транспорта, для проектирования с 01.04.2011 по 01.04.2013; для строительства: с 01.04.2013 до 01.04.2016: участок N 1 площадью 2 337 674 кв. м с кадастровым номером 27:04:0701003:9; участок N 2 площадью 1 662 326 кв. м с кадастровым номером 27:04:0702001:13.
Земельные участки переданы арендатору по акту приема-передачи. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
Дополнительным соглашением N 2 в предмет договора внесены изменения в части определения объекта, для проектирования и строительства которого предоставлены земельные участки, который заменен на "Специализированный портовый перегрузочный комплекс (СППК) навалочных и генеральных грузов производительностью 25 млн. тонн".
В соответствии с пунктом 3.1. договора аренды арендатор обязался вносить арендную плату в размере, определенном в прилагаемом к договору расчете арендной платы (приложение N 3).
В соответствии с пунктом 3.2 договора, размер арендной платы по календарным годам мог быть пересмотрен арендодателем в одностороннем порядке с учетом изменяющейся экономической ситуации, в связи с решениями Правительства РФ, Правительства Хабаровского края и Собрания депутатов Ванинского муниципального района, централизованно устанавливающими корректирующие коэффициенты к платежам за землю, оценочные зоны, размер нормативной цены земли (кадастровую стоимость земельного участка), базовые размеры арендной платы и льготы. Перерасчет арендной платы по годам за пользование участками выполняется арендатором самостоятельно на основании публикуемых в периодической печати постановлений о применении коэффициентов, корректирующих размер арендной платы.
Согласно пункту 3.4. договора арендная плата исчисляется с 01.04.2011 и вносится арендатором ежемесячно до 10 числа соответствующего месяца равными долями от годового размера арендной платы.
В случае неуплаты арендной платы в установленные договором сроки предусмотрена обязанность арендатора по уплате пеней в размере 0,1% от суммы неуплаты за каждый календарный день просрочки, начиная со следующего за установленным днем уплаты (пункт 7.1. договора).
Согласно представленных в материалы дела платежных поручений и расчета истца, за период с июня 2011 по октябрь 2012 ответчиком оплачено 46 846 025 руб.
Наличие задолженности по арендной платы за период с ноября 2012 по июль 2013 года в размере 36 080 726 руб., пени за несвоевременное внесение арендных платежей в размере 902 904 руб. явилось основанием для обращения Администрации в Арбитражный суд Хабаровского края с настоящим иском. Изучив материалы дела, и проверив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 1 и пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации пользование землей в Российской Федерации является платным.
Обязанность арендатора своевременно вносить плату за пользование имуществом в установленном размере, предусмотрена статьей 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии со статей 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии с частью 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 3 статьи 65 ЗК РФ).
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Правительством Российской Федерации 16.07.2009 принято Постановление N 582, которым установлены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частности, принципы:
- - экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;
- - предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;
- -запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 17.04.2012 N 15837/11 сформулирована правовая позиция, согласно которой, учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, основные принципы определения арендной платы, установленные постановлением Правительства Российской Федерации N 582, являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены. При этом принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Из материалов дела следует, что спорные земельные участки отнесены к категории земель, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации" от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Следовательно, стоимость аренды земли, находящейся в публичной собственности, относится к категории регулируемых цен. Арендная плата в таком случае должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.
В 2012 и 2013 годах арендная плата рассчитывалась арендодателем в соответствии с Постановлением Правительства Хабаровского края от 30.12.2009 N 411-пр "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Хабаровского края"; Постановлением Правительства Хабаровского края от 30.03.2011 N 78-пр "Об установлении на 2011 год значений коэффициентов к арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Ванинского муниципального района", Постановлением Правительства Хабаровского края от 06.12.2011 N 406-пр "О внесении изменений в постановление Правительства Хабаровского края от 30 декабря 2009 г. N 411-пр "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Хабаровского края", решением Собрания депутатов Ванинского муниципального района от 26.01.2012 N 233 "Об установлении на 2012 год значений коэффициентов (Квз) по виду разрешенного использования и зонированию территории для расчета арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Ванинского муниципального района Хабаровского края".
Расчет суммы арендной платы по договору N 1847 производился по формуле: А=УПКСЗ*Квз*Кп*S, где УПКСЗ-удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, Квз- коэффициент по виду разрешенного использования, Кп- коэффициент, учитывающий площадь земельного участка, S- площадь земельного участка в квадратных метрах.
Согласно указанному расчету в 2011 году стоимость арендной платы составила 12 188 278 руб., в 2012 году 41 589 300 руб., в 2013 году 56 897 261 руб.
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 582размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации, в расчете на год определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в отношении таких земельных участков полномочия собственника, если иное не установлено федеральными законами, одним из следующих способов: на основании кадастровой стоимости земельных участков; по результатам торгов (конкурсов, аукционов); в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации; на основании рыночной стоимости земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и составляет 2 процента, если земельный участок предоставлен в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации (подпункт "д" пункта 3 Постановления N 582)
Согласно заключенному договору аренды земельные участки предоставлены ответчику для проектирования и строительства специализированного портового перегрузочного комплекса навалочных и генеральных грузов производительностью 25 млн. тонн.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание указанные выше нормы права и разъяснения вышестоящей судебной инстанции, изложенных в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11, согласно которых размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных Постановлением N 582 для земель федеральной собственности, размер годовой арендной платы по договору с ответчиком не должен превышать 2% от кадастровой стоимости земельных участков.
Кадастровая стоимость земельных участков предусмотрена кадастровыми паспортами и определена для земельного участка площадью 2 337 674 кв. м с кадастровым номером 27:04:0701003:9 в сумме 112 559 003,10 руб., земельного участка площадью 1 662 326 кв. м с кадастровым номером 27:04:0702001:13 в сумме 80 040 996,90 руб.
При таких обстоятельствах, осуществив перерасчет размера арендной платы за период действия договора исходя из годовой платы в размере 2% от указанной выше кадастровой стоимости земельных участков, принимая во внимание осуществленные ответчиком по договору платежи в общей сумме 46 846 025,40 руб., в то время как стоимость по договору в год составляет 3 852 000 руб., суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу об отсутствии у ответчика задолженности по договору аренды за спорный период, и как следствие, об отсутствии оснований для привлечения к ответственности за ненадлежащее исполнение обязательства в виде неустойки.
Довод истца о том, что размер арендной платы был определен в соответствии с действующими в спорный период нормативными правовыми актами, которые не были обжалованы в судебном порядке не принимается.
Нормативные акты публичных образований, устанавливающие ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, включая участки, государственная собственность на которые не разграничена, либо устанавливающие методики и формулы расчета арендной платы за эти участки или отдельные элементы (величины, коэффициенты и т.п.) таких методик и формул, с учетом правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2012 N 10034/11, могут быть обжалованы в арбитражный суд в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса и правилами главы 23 АПК РФ, в том числе и по мотивам несоответствия принципам определения арендной платы, установленным Постановлением N 582. Кроме того, применительно к статье 12 Гражданского кодекса и статье 13 АПК РФ суд вправе давать оценку нормативным актам публичных образований, регламентирующим размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, с точки зрения их соответствия этим принципам и ориентирам и при рассмотрении гражданско-правовых споров, вытекающих из договоров аренды таких земельных участков (Постановление Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации N 15837/11 от 17.04.2012).
Принимая во внимание принципы экономической обоснованности и запрета необоснованных предпочтений, закрепленные в Постановлении N 582, цель предоставления земельных участков, при аренде земельных участков в случаях, аналогичных указанным в пункте "д" пункта 3 Постановления N 582, арендная плата, установленная органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, не может превышать размеров, установленных в этом подпункте, то есть превышать 2% от кадастровой стоимости земельного участка.
В настоящем случае, при определении размера арендной платы в соответствии с действующими в спорный период нормативными правовыми актами Правительства Хабаровского края размер арендной платы по договору значительно превысил предельный размер арендной платы, установленный в подпункте "д" пункта 3 Постановления N 582.
Также, в соответствии с пунктом 2.5. Постановления Хабаровского края N 411-пр повышающий коэффициент для определения размера арендной платы за земельные участки, предоставленные для проведения изыскательских работ и строительства, устанавливается при превышении срока, определенного в распорядительном акте о предоставлении земельного участка, до одного года применяется 1,5; от одного до двух лет - 2; от двух лет и более - 3.
Согласно представленным расчетам, стоимость арендной платы увеличивалась за счет необоснованного применения к арендатору до 01.04.2013 (по условиям договора и Постановления Главы Администрации Ванинского района N 399 от 04.05.2011 земельные участки предоставлены для проектирования на срок с 01.04.2011 по 01.04.2013) повышающих коэффициентов за превышение сроков проектирования и строительства.
При этом, пункт 2.5. Постановления N 411-пр не предусматривает применение повышающего коэффициента одновременно с понижающим, то есть до истечения сроков, установленных договором и распорядительных актов, применение повышающих коэффициентов при определении размера арендной платы исключено.
Доводы жалобы о том, что ответчик приобретает преимущество перед другими арендаторами земельных участков в части порядка и условий внесения арендной платы в сторону существенного уменьшения арендной платы, а исчисление арендной платы по методике, указанной судом, приведет к дефициту бюджета не принимаются с учетом установленных выше обстоятельств и норм права, и кроме того, признаются противоречащим принципам, закрепленным в Постановлении N 582, являющимися обязательными при определении арендной платы за земельные участки, находящиеся в публичной собственности, когда размер арендной платы определяется не по результатам торгов и не установлен федеральным законом, а согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации подлежит установлению соответствующими органами власти в качестве регулируемой цены.
Кроме того, осуществление публичным органом своих полномочий должно осуществляться при неукоснительном соблюдении принципа законности, не может иметь произвольных оснований, и направлено обеспечение баланса публичных и частных интересов.
В свою очередь, задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность (пункт 1 статьи 2 АПК РФ).
Ходатайство истца о приостановлении производства по делу до размещения в полном объеме на сайте Высшего арбитражного суда Российской Федерации Постановления Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации по делу N А47-11260/2012 подлежит отклонению.
В силу пункта 1 части 1 статьи 143 АПК РФ арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации, судом общей юрисдикции, арбитражным судом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 145 АПК РФ производство по делу приостанавливается в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 143 АПК РФ, до вступления в законную силу судебного акта соответствующего суда.
Обязательным условием приостановления производства по делу по пункту 1 части 1 статьи 143 АПК РФ является объективная невозможность разрешения данного дела до рассмотрения спора по иному делу.
Наличие таких условий для приостановления производства не усматривается.
В свою очередь, в силу пункта 5 части 3 статьи 311 АПК РФ определение либо изменение в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации или в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации практики применения правовой нормы, если в соответствующем акте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации содержится указание на возможность пересмотра вступивших в законную силу судебных актов в силу данного обстоятельства, является основанием для пересмотра судебных актов по новыми обстоятельствам.
С учетом изложенного, апелляционный суд приходит к выводу о правомерности оспариваемого решения и несостоятельности доводов апелляционной жалобы, что исключает ее удовлетворение. Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 11.11.2013 по делу N А73-9064/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
И.В.ИНОЗЕМЦЕВ
Судьи
М.О.ВОЛКОВА
В.Г.ДРОЗДОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)