Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец указал, что ответчик сослался на обстоятельства, не предусмотренные законом для отказа.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Шахбанов А.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда
в составе: председательствующего Бакулина А.А.,
судей Чиченевой Н.А., Вороновой М.Н.,
при секретаре С.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 24 ноября 2014 года апелляционную жалобу Администрации сельского поселения Баранцевское Чеховского муниципального района Московской области на решение Чеховского городского суда Московской области от 26 августа 2014 года по делу по заявлению Д. об оспаривании отказа Администрации сельского поселения Баранцевское Чеховского муниципального района Московской области в согласовании градостроительного плана,
заслушав доклад судьи Бакулина А.А.,
объяснения представителя Администрации сельского поселения Баранцевское Чеховского муниципального района Московской области С.В.,
Д. обратился в суд с заявлением об оспаривании отказа Администрации сельского поселения Баранцевское Чеховского муниципального района Московской области в согласовании градостроительного плана. Требования мотивировал тем, что, отказывая в согласовании градостроительного плана, Администрация сослалась на обстоятельства, не предусмотренные законом для отказа.
В судебном заседании представитель заявителя заявленные требования поддержал.
Представитель Администрации сельского поселения Баранцевское Чеховского муниципального района Московской области требования не признал.
Представитель Администрации Чеховского муниципального района Московской области требования не поддержал.
Решением Чеховского городского суда Московской области от 26 августа 2014 года заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Администрация сельского поселения Баранцевское Чеховского муниципального района Московской области просит об отмене данного решения.
Д. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия установила следующее.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Из материалов дела усматривается, что Д. является собственником земельного участка общей площадью 1354 кв. м с кадастровым номером 50:31:0060313:452, расположенного по адресу: <...>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для застройки жилыми и нежилыми строениями.
25.02.2014 года Д. обратился в Администрацию сельского поселения Баранцевское Чеховского муниципального района Московской области с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка для дальнейшего получения разрешения на строительство индивидуального жилого дома.
Администрация сельского поселения Баранцевское Чеховского муниципального района Московской области ответом от 24.03.2014 года отказала заявителю в подготовке, утверждении и выдаче градостроительного плана земельного участка в связи с тем, что земельный участок не входит в границы населенного пункта д. Попово и данная территория обозначена как земли сельскохозяйственного назначения.
Кроме того, Д. сообщено, что проект Генерального плана сельского поселения Беранцевское Чеховского муниципального района Московской области в настоящее момент находится на согласовании в Правительстве Московской области, рассмотрение вопроса возможно только после согласования и утверждения генерального плана.
Удовлетворяя требования, суд первой инстанции указал, что нахождение земельного участка заявителя вне границ населенного пункта, опровергается материалами дела и не свидетельствует о невозможности выдачи градостроительного плана земельного участка.
Судебная коллегия не может согласиться с законностью постановленного судом решения, поскольку судом неверно применен материальный закон. В силу положений ст. 330 ГПК РФ решение суда первой инстанции подлежит отмене.
В соответствии с ч. 26 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории.
По смыслу ч. 5 ст. 41 ГрК РФ, одним из видов документации по планировке территории является градостроительный план земельного участка.
В ч. ч. 1 и 2 ст. 44 ГрК РФ указано на то, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
В ч. 6 ст. 43 данного Кодекса отражено, что подготовка градостроительных планов земельных участков, подлежащих застройке, должна осуществляться в составе проектов межевания территорий, такая же возможность предусмотрена и в отношении застроенных земельных участков.
Часть 11 ст. 48 ГрК РФ определяет градостроительный план земельного участка в качестве одного из оснований подготовки проектной документации объектов капитального строительства.
Согласно п. 5 ч. 4 ст. 36 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения обеспечивается главой муниципального образования.
Из материалов дела следует, что земельный участок Д. входит в территорию ДНТ "Святые источники", расположенного на землях населенных пунктов в районе д. Попово, ранее принадлежащих на праве собственности сельскохозяйственному производственному кооперативу "Чеховское" (л.д. 51).
Судебная коллегия не может согласиться с утверждением заявителя о том, что принадлежащий ему на праве собственности земельный участок входит в границы населенного пункта д. Попово и расположен на землях населенных пунктов по следующим основаниям.
В силу положений ст. 7 ЗК РФ, действовавшей на момент издания постановления Главы Чеховского муниципального района Московской области от 19.05.2011 года N 393/11-1 "О согласовании размещения и проектирования дачного некоммерческого товарищества "Святые источники", земли сельскохозяйственного назначения являются одной из самостоятельных категорий земель в РФ.
Следовательно, при издании вышеуказанного постановления орган местного самоуправления фактически осуществил перевод земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов.
Согласно ст. 8 ЗК РФ перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В силу ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
На основании п. п. 7 и 7.1 ч. 1 ст. 3 Закона Московской области от 07.06.1996 г. N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" принятие правовых актов о включении земельных участков в границы населенных пунктов или об исключении земельных участков из границ населенных пунктов, об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков в случаях включения таких земельных участков в границы населенных пунктов или исключения их из границ населенных пунктов, относится к полномочиям Правительства Московской области.
Генеральный план в сельского поселения Баранцевское Чеховского муниципального района Московской области в установленном порядке не утвержден, что установлено судом и не оспаривалось лицами участвующими в деле.
С учетом изложенного Глава Чеховского муниципального района Московской области не вправе был относить спорный земельный участок к землям населенных пунктов, так как принятие подобных решений в силу приведенных выше норм права является компетенцией Правительства Московской области, и в соответствии с п. 12 ст. 12 ГК РФ суд вправе не применять акт органа местного самоуправления, противоречащий закону вне зависимости от признания его недействительным судом.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований Д., поскольку в силу требований пп. 1 п. 17 ст. 51 ГрК РФ не требуется выдача разрешения на строительство на земельном участке предназначенного для дачного хозяйства, а следовательно нет необходимости в выдаче и утверждении градостроительного плана, так как член ДНТ либо собственник земельного участка входящего в состав ДНТ обязан осуществлять застройку принадлежащего ему земельного участка в соответствии с проектом организации и застройки его территории (п. 1 ст. 34 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан").
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
решение Чеховского городского суда Московской области от 26 августа 2014 года отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении заявления Д. отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 24.11.2014 ПО ДЕЛУ N 33-23454/2014
Требование: Об оспаривании отказа в согласовании градостроительного плана.Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец указал, что ответчик сослался на обстоятельства, не предусмотренные законом для отказа.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 ноября 2014 г. по делу N 33-23454/2014
Судья Шахбанов А.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда
в составе: председательствующего Бакулина А.А.,
судей Чиченевой Н.А., Вороновой М.Н.,
при секретаре С.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 24 ноября 2014 года апелляционную жалобу Администрации сельского поселения Баранцевское Чеховского муниципального района Московской области на решение Чеховского городского суда Московской области от 26 августа 2014 года по делу по заявлению Д. об оспаривании отказа Администрации сельского поселения Баранцевское Чеховского муниципального района Московской области в согласовании градостроительного плана,
заслушав доклад судьи Бакулина А.А.,
объяснения представителя Администрации сельского поселения Баранцевское Чеховского муниципального района Московской области С.В.,
установила:
Д. обратился в суд с заявлением об оспаривании отказа Администрации сельского поселения Баранцевское Чеховского муниципального района Московской области в согласовании градостроительного плана. Требования мотивировал тем, что, отказывая в согласовании градостроительного плана, Администрация сослалась на обстоятельства, не предусмотренные законом для отказа.
В судебном заседании представитель заявителя заявленные требования поддержал.
Представитель Администрации сельского поселения Баранцевское Чеховского муниципального района Московской области требования не признал.
Представитель Администрации Чеховского муниципального района Московской области требования не поддержал.
Решением Чеховского городского суда Московской области от 26 августа 2014 года заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Администрация сельского поселения Баранцевское Чеховского муниципального района Московской области просит об отмене данного решения.
Д. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия установила следующее.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Из материалов дела усматривается, что Д. является собственником земельного участка общей площадью 1354 кв. м с кадастровым номером 50:31:0060313:452, расположенного по адресу: <...>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для застройки жилыми и нежилыми строениями.
25.02.2014 года Д. обратился в Администрацию сельского поселения Баранцевское Чеховского муниципального района Московской области с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка для дальнейшего получения разрешения на строительство индивидуального жилого дома.
Администрация сельского поселения Баранцевское Чеховского муниципального района Московской области ответом от 24.03.2014 года отказала заявителю в подготовке, утверждении и выдаче градостроительного плана земельного участка в связи с тем, что земельный участок не входит в границы населенного пункта д. Попово и данная территория обозначена как земли сельскохозяйственного назначения.
Кроме того, Д. сообщено, что проект Генерального плана сельского поселения Беранцевское Чеховского муниципального района Московской области в настоящее момент находится на согласовании в Правительстве Московской области, рассмотрение вопроса возможно только после согласования и утверждения генерального плана.
Удовлетворяя требования, суд первой инстанции указал, что нахождение земельного участка заявителя вне границ населенного пункта, опровергается материалами дела и не свидетельствует о невозможности выдачи градостроительного плана земельного участка.
Судебная коллегия не может согласиться с законностью постановленного судом решения, поскольку судом неверно применен материальный закон. В силу положений ст. 330 ГПК РФ решение суда первой инстанции подлежит отмене.
В соответствии с ч. 26 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории.
По смыслу ч. 5 ст. 41 ГрК РФ, одним из видов документации по планировке территории является градостроительный план земельного участка.
В ч. ч. 1 и 2 ст. 44 ГрК РФ указано на то, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
В ч. 6 ст. 43 данного Кодекса отражено, что подготовка градостроительных планов земельных участков, подлежащих застройке, должна осуществляться в составе проектов межевания территорий, такая же возможность предусмотрена и в отношении застроенных земельных участков.
Часть 11 ст. 48 ГрК РФ определяет градостроительный план земельного участка в качестве одного из оснований подготовки проектной документации объектов капитального строительства.
Согласно п. 5 ч. 4 ст. 36 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения обеспечивается главой муниципального образования.
Из материалов дела следует, что земельный участок Д. входит в территорию ДНТ "Святые источники", расположенного на землях населенных пунктов в районе д. Попово, ранее принадлежащих на праве собственности сельскохозяйственному производственному кооперативу "Чеховское" (л.д. 51).
Судебная коллегия не может согласиться с утверждением заявителя о том, что принадлежащий ему на праве собственности земельный участок входит в границы населенного пункта д. Попово и расположен на землях населенных пунктов по следующим основаниям.
В силу положений ст. 7 ЗК РФ, действовавшей на момент издания постановления Главы Чеховского муниципального района Московской области от 19.05.2011 года N 393/11-1 "О согласовании размещения и проектирования дачного некоммерческого товарищества "Святые источники", земли сельскохозяйственного назначения являются одной из самостоятельных категорий земель в РФ.
Следовательно, при издании вышеуказанного постановления орган местного самоуправления фактически осуществил перевод земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов.
Согласно ст. 8 ЗК РФ перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В силу ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
На основании п. п. 7 и 7.1 ч. 1 ст. 3 Закона Московской области от 07.06.1996 г. N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" принятие правовых актов о включении земельных участков в границы населенных пунктов или об исключении земельных участков из границ населенных пунктов, об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков в случаях включения таких земельных участков в границы населенных пунктов или исключения их из границ населенных пунктов, относится к полномочиям Правительства Московской области.
Генеральный план в сельского поселения Баранцевское Чеховского муниципального района Московской области в установленном порядке не утвержден, что установлено судом и не оспаривалось лицами участвующими в деле.
С учетом изложенного Глава Чеховского муниципального района Московской области не вправе был относить спорный земельный участок к землям населенных пунктов, так как принятие подобных решений в силу приведенных выше норм права является компетенцией Правительства Московской области, и в соответствии с п. 12 ст. 12 ГК РФ суд вправе не применять акт органа местного самоуправления, противоречащий закону вне зависимости от признания его недействительным судом.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований Д., поскольку в силу требований пп. 1 п. 17 ст. 51 ГрК РФ не требуется выдача разрешения на строительство на земельном участке предназначенного для дачного хозяйства, а следовательно нет необходимости в выдаче и утверждении градостроительного плана, так как член ДНТ либо собственник земельного участка входящего в состав ДНТ обязан осуществлять застройку принадлежащего ему земельного участка в соответствии с проектом организации и застройки его территории (п. 1 ст. 34 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан").
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Чеховского городского суда Московской области от 26 августа 2014 года отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении заявления Д. отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)