Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.02.2014 N 15АП-288/2014 ПО ДЕЛУ N А32-29997/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 февраля 2014 г. N 15АП-288/2014

Дело N А32-29997/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 февраля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова А.А.,
судей Галова В.В., Малыхиной М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шаовым Т.Д.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации г. Краснодар
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 28 ноября 2013 года по делу N А32-29997/2013
по иску общества с ограниченной ответственностью "Выставочный центр "Краснодар ЭКСПО"
к ответчику федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю
при участии третьих лиц: администрации г. Краснодар, Департамента имущественных отношений Краснодарского края, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
об установлении кадастровой стоимости,
принятое в составе судьи Данько М.М.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Выставочный центр "Краснодар ЭКСПО" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю (далее - ответчик, учреждение) об установлении кадастровой стоимости следующих объектов недвижимости:
- - земельного участка площадью 14 415 кв. м с кадастровым номером 23:43:0301001:942, расположенного по адресу: г. Краснодар, Центральный внутригородской округ, район улицы Зиповская, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2011 в размере 83 526 132 руб.;
- - земельного участка площадью 3 010 кв. м с кадастровым номером 23:43:0301001:325, расположенного по адресу: г. Краснодар, Центральный внутригородской округ, ул. Зиповская, 5/30, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2011 в размере 21 091 792 руб.;
- - земельного участка площадью 2 118 кв. м с кадастровым номером 23:43:0301001:943, расположенного по адресу: г. Краснодар, Центральный внутригородской округ, район улицы Зиповская, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2011 в размере 15 573 654 руб.;
- - земельного участка площадью 17 026 кв. м с кадастровым номером 23:43:0301001:940, расположенного по адресу: г. Краснодар, Центральный внутригородской округ, район улицы Зиповская, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2011 в размере 96 965 113 руб.
Также истец просил суд обязать ответчика в течение 5 дней со дня вступления решения в законную силу внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости.
Исковые требования мотивированы несоответствием кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости, что нарушает права истца как плательщика земельного налога.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация города Краснодар, Департамент имущественных отношений Краснодарского края, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственных имуществом в Краснодарском крае, Васильев Станислав Юрьевич.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28 ноября 2013 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции на основании статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении N 913/11 от 28.06.2011, пришел к выводу, что в законодательстве отсутствует запрет определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для обязания органа кадастрового учета внести рыночную стоимость спорного земельного участка в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. При определении рыночной стоимости спорных земельных участков суд руководствовался экспертным заключением общества с ограниченной ответственностью "Партнеръ" от N 1125 от 12.11.2013, устанавливающим рыночную стоимость спорных земельных участков.
Администрация города Краснодар обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила его отменить, в иске отказать.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к следующему:
- - истцом избран ненадлежащий способ защиты;
- - внесение в государственный кадастр недвижимости рыночной стоимости земельного участок возможно только на момент разрешения спора;
- - уменьшение кадастровой стоимости земельного участка приведет к сокращению налоговых поступлений в бюджет города Краснодара, что в свою очередь повлечет усугубление дефицита бюджета.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие указанных лиц, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, обществу на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 23:43:0301001:942 (свидетельство о государственной регистрации права от 03.12.2012 N 23-АЛ 004385), 23:43:0301001:325 (свидетельство о государственной регистрации права от 06.06.2012 N 23-АК 792345), 23:43:0301001:943 (свидетельство о государственной регистрации права от 15.01.2013 N 23-АЛ 338042) и 23:43:0301001:940 (свидетельство о государственной регистрации права от 21.11.2012 N 23-АЛ 035818)
Кадастровая стоимость данных земельных участков составляет 154 581 847 руб. 20 коп., 32 278 277 руб., 22 712 754 руб. 24 коп., 182 580 524 руб. 38 коп. соответственно.
Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельных участков превышает их рыночную стоимость, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавший в редакции до принятия Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Исходя из пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.2000, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
В соответствии с пунктами 2.2.1, 2.2.5, 2.2.6 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России N 39 от 15.02.2007, расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10, 1.2.17 настоящих Методических указаний, осуществляется на основе построения статистических моделей. Для каждой сформированной группы земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется сбор достаточной и достоверной рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости. Построение статистических моделей расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется на основе сведений о рыночной стоимости и (или) рыночной информации о цене указанных земельных участков.
Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Как обосновано указал суд первой инстанции, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Согласно пунктам 1, 10, 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.2000 (далее - Правила кадастровой оценки земель) организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами (в настоящее время ФГБУ "ФКП Росреестра").
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости определения кадастровой стоимости спорных земельных участков равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на дату, на которую была определена их кадастровая стоимость.
Так согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25.06.2013 N 10761/11, Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, предъявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
Таким образом, в исковом заявлении общество правомерно просило установить кадастровую стоимость спорных земельных участков равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2011, то есть на дату, на которую была определена их кадастровая стоимость, на что обоснованно указал суд первой инстанции.
Учитывая вышеизложенное, довод администрации о том, что кадастровая стоимость земельных участков должна быть установлена равной их рыночной стоимости, определенной на момент принятия решения суда, подлежит отклонению.
Права истца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорных земельных участков их рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данных объектов недвижимости.
Как указал Высший Арбитражный суд Российской Федерации в постановлении Президиума от 28.06.2011 N 913/11, требование об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе, и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой, в случае необходимости, судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
По ходатайству истца судом первой инстанции была назначена экспертиза по определению рыночной стоимости земельных участков, проведение которой было поручено эксперту ООО "Партнеръ" Брусовой Елене Николаевне.
В соответствии с экспертным заключением ООО "Партнеръ" от N 1125 от 12.11.2013 рыночная стоимость по состоянию на 01.01.2011 составила: земельного участка с кадастровым номером 23:43:0301001:940-96 965 113 руб., земельного участка с кадастровым номером 23:43:0301001:942-83 526 132 руб., земельного участка с кадастровым номером 23:43:0301001:943-15 573 654 руб., земельного участка с кадастровым номером 23:43:0301001:325-21 091 792 руб.
Указанное экспертное заключение лицами, участвующими в деле, оспорено не было.
Оценив экспертное заключение, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что он соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, содержит достаточную, достоверную информацию и статистический анализ о стоимости сравнимых и схожих земельных участков. Рыночная стоимость спорного земельного участка определена оценщиком по состоянию на 01.01.2011, то есть на дату проведения государственной кадастровой оценки земель.
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", являясь органом кадастрового учета, не оспаривает как возможность применения к спорным правоотношениям положений части 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, так и результаты определения рыночной стоимости земельного участка.
Указание администрации на то, что корректировка кадастровой стоимости земельного участка вызовет уменьшение поступления в бюджет суммы земельного налога, подлежит отклонению, так как в силу положений статьи 57 Конституции Российской Федерации администрация может претендовать только на законно установленные и исчисленные налоги.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку, носят формальный характер и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены правильного по существу судебного акта.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в арбитражном суде апелляционной инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков. В рамках настоящего дела апеллянт выступает в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в связи с чем льгота по освобождению его от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой, установленная выше указанными нормами Налогового кодекса Российской Федерации, на него не распространяется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28 ноября 2013 года по делу N А32-29997/2013 оставить без изменения.
Взыскать с администрации г. Краснодар (ИНН 2310032246, ОГРН 1022301606799) в доход федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
А.А.ПОПОВ

Судьи
В.В.ГАЛОВ
М.Н.МАЛЫХИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)