Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 09.10.2014 N Ф09-5265/14 ПО ДЕЛУ N А50-23161/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 октября 2014 г. N Ф09-5265/14

Дело N А50-23161/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 октября 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Тороповой М.В.,
судей Купреенкова В.А., Смирнова А.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента земельных отношений администрации города Перми (далее - Департамент земельных отношений) на решение Арбитражного суда Пермского края от 20.02.2014 по делу N А50-23161/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2014 по тому же делу по заявлению гаражно-стояночного кооператива "Гусаровский" (далее - кооператив "Гусаровский") к Департаменту земельных отношений, при участии в качестве заинтересованных лиц - Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми (далее - Департамент градостроительства), общества с ограниченной ответственностью "ПРОЕКТ 5" (далее - общество "ПРОЕКТ 5"), индивидуального предпринимателя Сырчикова Александра Юрьевича (далее - предприниматель Сырчиков А.Ю.), о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель кооператива "Гусаровский" - Чирисиу К.М. (доверенность от 05.08.2014 N 1).
От Департамента градостроительства в электронном виде поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия его представителя. Данное ходатайство судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Кооператив "Гусаровский" обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных отношений от 21.08.2013 N И-21-01-09-15947 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка примерной площадью 3000 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Свердловский р-н, вблизи домов N 9, 11, 13, 22 по ул. Гусарова.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Департамент градостроительства, предприниматель Сырчиков А.Ю., общество "ПРОЕКТ 5".
Решением Арбитражного суда Пермского края от 20.02.2014 (судья Гуляева Е.И.) заявленные требования удовлетворены: признано незаконным, не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации решение Департамента земельных отношений от 21.08.2013 N И-21-01-09-15947 об отказе в предоставлении в аренду кооперативу "Гусаровский" земельного участка примерной площадью 3000 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Свердловский р-н, вблизи домов N 9, 11, 13, 22 по ул. Гусарова, на Департамент земельных отношений возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов кооператива "Гусаровский" путем утверждения и выдачи ему схемы расположения земельного участка примерной площадью 3000 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Свердловский р-н, вблизи домов N 9, 11, 13, 22 по ул. Гусарова, на кадастровом плане территории в течение 14 дней с момента вступления данного решения в законную силу.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2014 (судьи Дюкин В.Ю., Гладких Е.О., Скромова Ю.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Департамент земельных отношений просит данные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, поскольку судами необоснованно не приняты доводы о том, что в представленных заключениях Департамента градостроительства содержатся сведения о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка. Заявитель также полагает, что судами не принят во внимание факт того, что при обследовании Департаментом земельных отношений испрашиваемого земельного участка установлено наличие на нем гаражей, а также факт обращения в администрацию Свердловского района с просьбой принять меры по организации демонтажа металлических гаражей, не привлечена к участию в деле в качестве заинтересованного лица администрация Свердловского района. Также, согласно доводам заявителя, поскольку в просительной части заявления кооператив "Гусаровский" просил признать решение Департамента земельных отношений об отказе в предоставлении земельного участка неправомерным, у суда первой инстанции отсутствовали основания для возложения на заинтересованное лицо обязанности по утверждению и выдаче данному кооперативу схемы расположения спорного земельного участка.
В отзывах на кассационную жалобу кооператив "Гусаровский" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу Департамента градостроительства - без удовлетворения.

Проверив законность судебных актов в пределах доводов заявителя кассационной жалобы в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что 18.07.2013 кооператив "Гусаровский" обратился в Департамент земельных отношений с заявлением о предоставлении в аренду на 4 года 11 месяцев земельного участка площадью 3000 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Свердловский р-н, ул. Гусарова, д. N 9, 11, 13, 22.
Департамент земельных отношений письмом от 21.08.2013 N И-21-01-09-15947 уведомил кооператив "Гусаровский" об отказе в удовлетворении заявления, указав при этом на то, что испрашиваемый земельный участок частично накладывается на земельный участок, в отношении которого принято решение о возможности предоставления под автостоянку по обращению предпринимателя Сырчикова А.Ю., в отношении части испрашиваемого участка принято решение о возможности предоставления по обращению общества "ПРОЕКТ 5", по заключению Департамента градостроительства земельный участок расположен на территории общего пользования.
Полагая, что принятое Департаментом земельных отношений решение является незаконным, нарушающим права и законные интересы кооператива "Гусаровский", последний обратился в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
В соответствии со ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 данного Кодекса. В указанном в п. 2 названной статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании указанного в п. 2 данной статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст. 29 вышеназванного Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми утвержден решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 N 260.
Согласно п. 1.6 указанного Порядка предоставление земельного участка невозможно, если: в отношении испрашиваемого земельного участка функциональным органом администрации города Перми, осуществляющим функции по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города Перми, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, принято решение о возможности предоставления земельного участка иному ранее обратившемуся лицу, срок которого на момент подачи заявления не истек; имеются установленные в соответствии с законодательством, а также техническими регламентами ограничения или запреты, не позволяющие использовать испрашиваемый земельный участок для заявленных целей. В пункте п. 1.8.2 данного Порядка предусмотрено, что земельные участки для целей, не связанных со строительством, для размещения временных объектов могут предоставляться, в частности, для размещения металлических гаражей в соответствии с градостроительными регламентами.
Признавая неправомерным отказ в предоставлении кооперативу "Гусаровский" земельного участка в аренду, суды исходили из того, что земельный участок испрашивался кооперативом "Гусаровский" для размещения металлических гаражей; доводы Департаментом земельных отношений о расположении испрашиваемого данным кооперативом земельного участка в пределах территории общего пользования не подтверждены достоверными доказательствами, поскольку заключение Департамента градостроительства N 4380 не содержит указания на обстоятельства, установление которых свидетельствовало бы о расположении участка на территории общего пользования, при этом иных доказательств, которые во взаимосвязи и совокупности подтвердили бы данное обстоятельство, Департаментом земельных отношений в порядке ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено; факт принятия Департаментом земельных отношений решения о возможности предоставления части спорного участка иным ранее обратившимся лицам (обществу "ПРОЕКТ 5" и предпринимателю Сырчикову А.Ю.) документально не подтвержден.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что в заявлении предпринимателя Сырчикова А.Ю. от 09.03.2010 содержалась просьба предоставить ему в аренду земельный участок площадью 901,136 кв. м, расположенный по адресу: г. Пермь, южнее жилого дома N 9 по ул. Гусарова, для размещения автостоянки, а в заявлении общества "ПРОЕКТ 5" от 13.09.2013 - просьба рассмотреть возможность предоставления земельного участка площадью 1700 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Гусарова (вблизи административного здания по ул. Гусарова, 9). При этом доказательства того, что в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации указанным лицам Департаментом земельных отношений были утверждены и выданы схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте территории, а также доказательства информирования населения через средства массовой информации о предстоящем предоставлении этих земельных участков в соответствии с утвержденным Порядком в материалах дела отсутствуют.
Кроме того, суды приняли во внимание, что согласно представленному кооперативом "Гусаровский" заключению кадастрового инженера конфигурация и площадь земельного участка (даже большего по площади - 4370 кв. м, чем испрашиваемый), определена с учетом красных линий, сведений Росреестра, по результатам горизонтальной съемки в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Впоследствии кооперативом "Гусаровский" исключена из направленной в Департамент земельных отношений схемы часть участка, ввиду чего кооператив просит предоставить в аренду участок меньшей площадью - 3000 кв. м.
С учетом данных обстоятельств суды пришли к правомерному выводу о недоказанности Департаментом земельных отношений наличия установленных Земельным кодексом Российской Федерации, иными законами, правовыми актами оснований для отказа в предоставлении кооперативу "Гусаровский" земельного участка в аренду для размещения металлических гаражей.
Довод Департамента земельных отношений о необоснованном возложении на него обязанности по утверждению и выдаче кооперативу "Гусаровский" схемы расположения земельного участка примерной площадью 3000 кв. м по адресу: г. Пермь, Свердловский р-н, вблизи домов N 9, 11, 13, 22 по ул. Гусарова, на кадастровом плане территории, ввиду того, что таких требований кооперативом не заявлялось судом отклоняется, поскольку в соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок (т.е. независимо от наличия или отсутствия указания об этом в просительной части заявления).
С учетом изложенного суды обоснованно исходили из того, что в данном случае способом восстановления нарушенного права заявителя будет являться утверждение и выдача кооперативу "Гусаровский" схемы расположения испрашиваемого земельного участка, о чем должно быть указано в резолютивной части судебного акта.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, данные доводы по существу направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и сделанных судами на их основании выводов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции.
В соответствии с положениями ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, нарушений норм процессуального права, указанных в ч. 3, 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено, предусмотренные ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов отсутствуют.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Пермского края от 20.02.2014 по делу N А50-23161/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента земельных отношений администрации города Перми - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
М.В.ТОРОПОВА

Судьи
В.А.КУПРЕЕНКОВ
А.Ю.СМИРНОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)