Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 04.03.2015 ПО ДЕЛУ N 33-1399/2015

Требование: Об оспаривании отказа в предоставлении в первоочередном порядке земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, обязании обеспечить выбор земельного участка.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что он является инвалидом и поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 марта 2015 г. по делу N 33-1399/2015


Председательствующий: Лопаткин В.А.

Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Латышенко Н.Ф.,
судей областного суда Иволгиной Н.В., Цериградских И.В.,
при секретаре М.,
рассмотрела в судебном заседании 04 марта 2015 года дело по апелляционной жалобе департамента имущественных отношений Администрации г. Омска на решение Кировского районного суда г. Омска от 16 декабря 2014 года, которым постановлено:
"Исковые требования Е.С. удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска в предоставлении Е.С. в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства с кадастровым номером N <...> площадью <...> кв. м.
В удовлетворении остальной части исковых требований Е.С. отказать".
Заслушав доклад судьи областного суда Иволгиной Н.В., пояснения представителя департамента имущественных отношений Администрации г. Омска С. и пояснения Е.Е., судебная коллегия

установила:

Е.С. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа в предоставлении в первоочередном порядке земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, ссылаясь на то, что он является инвалидом <...> группы <...>. Постановлением Администрации г. Омска от 02.07.2014 он поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
03.09.2014 он подал заявление на имя Мэра г. Омска о выборе земельного участка на территории города Омска и предварительном согласовании места размещения объекта с приложением к заявлению нотариально заверенных копий документов, в том числе, распечатки из "<...>" с примерным расположением участка.
18.09.2014 он получил ответ из департамента имущественных отношений Администрации г. Омска, в котором ему было отказано в предоставлении земельного участка со ссылкой на ст. 7.1 Закона Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области", в которой инвалиды не указаны в качестве лиц которым может быть бесплатно предоставлен земельный участок, а также на то, что ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не подкреплена законодательным установлением льготного порядка предоставления земельных участков для жилищного строительства бесплатно или за меньшую плату, без проведения торгов, а также, что в его случае предоставление земельного участка возможно в порядке ст. 30.1 ЗК РФ с аукциона.
Считает, что данным решением нарушены его права, поскольку предоставление инвалидам земельных участков является одним из способов улучшения их жилищных условий.
Земельный участок ему необходим для строительства индивидуального жилого дома, с целью улучшения своих жилищных условий, поскольку ему приходится проживать с остальными пятью членами семьи на <...> кв. м общей площади частного жилого дома, из которых лишь <...> кв. м, являются жилыми.
Просил признать незаконным отказ департамента имущественных отношений Администрации г. Омска в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства с кадастровым номером N <...> площадью <...> кв. м в <...> м от ориентира по направлению на <...>, почтовый адрес ориентира: <...>; обязать департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска обеспечить выбор указанного земельного участка, результаты которого оформив актом о выборе земельного участка для строительства.
В судебном заседании Е.С. заявленные требования поддержал. Пояснил, что требование об обязании обеспечить выбор заявлено в силу необходимости установления возможности подключения индивидуального дома к системам коммуникации, поскольку при отсутствии такой возможности, необходимость получения в аренду земельного участка отпадает.
Представитель департамента имущественных отношений Администрации г. Омска С. в судебном заседании заявленные Е.С. требования не признал.
В судебном заседании представитель департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска Б. возражала против удовлетворения требований Е.С.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе департамент имущественных отношений Администрации г. Омска просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что предоставление земельного участка под ИЖС без размещения информации в сети Интернет, а в случае наличия более одной заявки - без проведения аукциона, земельным законодательством не предусмотрено, в связи с чем у департамента не имелось законных оснований для предоставления спорного земельного участка под ИЖС без соблюдения указанных процедур.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
В силу ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе обжаловать решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Конституция РФ (ст. 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определена Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 2 ФЗ РФ от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
К числу таких гарантий относится и положение ч. 14 ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющее право для инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 N 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями данных Правил.
Исходя из системного анализа приведенных норм закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, и, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.
Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.
Вместе с тем ч. 14 ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не подкреплена законодательным установлением порядка предоставления земельных участков для данных целей.
Согласно п. 10 ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с положениями ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Порядок и особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности предусмотрены ст. ст. 30 и 30.1 ЗК РФ.
В силу ч. 2 ст. 30.1 ЗК РФ, продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что Е.С. является инвалидом <...> группы <...>, с 01.01.2015 инвалидность заявителю установлена бессрочно (л.д. <...>).
Постановлением Администрации г. Омска от <...> 2014 N <...> "О принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" Е.С. принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (л.д. <...>).
Таким образом, Е.С. является инвалидом и нуждается в улучшении жилищных условий, а, следовательно, имеет право на первоочередное получение земельного участка.
03.09.2014 Е.С. обратился к Мэру г. Омска с письменным заявлением, в котором просил выбрать земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, на территории г. Омска и предварительно согласовать место размещения индивидуального жилого дома, строительство которого планируется для улучшения его жилищных условий; предполагаемое место размещения земельного участка указал как г. Омск по соседству с земельным участком ранее бывшим по адресу ул. <...>; испрашиваемое право: аренда сроком на три года (л.д. <...>).
Согласно ответу департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от 12.09.2014 на указанное заявление, в предоставлении в первоочередном порядке земельного участка под индивидуальное жилищное строительство Е.С. было отказано со ссылкой на то, что земельный участок, который он хотел получить в аренду для строительства индивидуального жилого дома, расположен на территории между жилыми домами N <...> и N <...>. На данной территории сформированы два земельных участка с кадастровыми номерами N <...> и N <...>, один из которых - N <...>, реализован с аукциона в собственность, а другой включен в "резерв" земельных участков, предоставляемых для индивидуального жилищного строительства льготным категориям граждан - многодетным семьям, члены которых награждены в соответствии с федеральным законодательствам орденом "<...>". В его случае предоставление земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на территории города Омска в собственность или в аренду возможно только в порядке, установленном ст. 30.1 ЗК РФ (л.д. <...>).
Согласно кадастровой выписке о земельном участке N <...> от 13.11.2014 земельный участок с кадастровым номером N <...> относится к землям населенных пунктов, вид разрешенного использования - для строительства индивидуального жилого дома, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка; ориентир: дом; участок находится примерно в <...> м от ориентира по направлению на <...>; почтовый адрес ориентира: <...> (л.д. <...>
Удовлетворяя требования Е.С. в части, суд обоснованно исходил из того, что действующее законодательство предусматривает возможность предоставления инвалиду, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, земельного участка для индивидуального жилищного строительства, отсутствие правового регулирования порядка льготного предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности инвалидам, отсутствие механизма применения закона не является препятствием для получения гарантированной законом меры социальной поддержки.
При этом, судом обоснованно не приняты во внимание ссылки департамента имущественных отношений Администрации г. Омска на "резервирование" спорного земельного участка, поскольку в кадастровой выписке земельного участка с кадастровым номером N <...> сведения о его резервировании для государственных и муниципальных нужд, а также о каких-либо других ограничениях, запретах отсутствуют (л.д. <...>).
Согласно выписке из ЕГРП от 14.11.2014 права на земельный участок с кадастровым номером N <...>, в том числе, ограничения на них не зарегистрированы (л.д. <...>).
Каких-либо иных доказательств в подтверждение данных доводов департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска не представлено.
Доводы апелляционной жалобы о возможности предоставления Е.С. земельного участка только после соблюдения установленной законом процедуры и проведения торгов, не могут быть приняты во внимание.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики за второй квартал 2008 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 17.09.2008, аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, "шаг аукциона" и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков. Поэтому при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по договору купли-продажи торги не проводятся.
Таким образом, при предоставлении инвалиду земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии со ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по договору купли-продажи или аренды торги не проводятся, поскольку иное противоречило бы смыслу указанного Закона.
Отказывая в удовлетворении требований Е.С. в части возложения обязанности на департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска обеспечить выбор земельного участка с кадастровым номером N <...> площадью <...> кв. м, суд обоснованно исходил из того, что выбранный заявителем земельный участок в установленном порядке уже сформирован, имеет свои границы, площадь, кадастровый номер, установлено его разрешенное использование: для строительства индивидуального жилого дома.
Решение суда в данной части Е.С. не оспаривается.
Решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.
Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда г. Омска от 16 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента имущественных отношений Администрации г. Омска - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)