Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 18.03.2014 ПО ДЕЛУ N 33-3963/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 марта 2014 г. по делу N 33-3963/2014


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Абубакировой Р.Р.,
судей Старичковой Е.А., Хакимова А.Р.,
при секретаре Х.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе А. на решение Абзелиловского районного суда г. Уфы РБ от 17 декабря 2013 года, которым постановлено:
в удовлетворении иска А. к администрации муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан, Министерству труда и социальной защиты населения о признании незаконным распоряжения администрации муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан от 17.07.2013 г. N ... о снятии с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязании Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан выдать сертификат на приобретение жилья из расчета нуждающихся, взыскании компенсации морального вреда в размере ... руб., возложении на главу администрации Абзелиловского района Республики Башкортостан, председателя жилищной комиссии Абзелиловского района штрафа отказать.
Заслушав доклад судьи Старичковой Е.А., судебная коллегия

установила:

А. обратился к администрации муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан, Министерству труда и социальной защиты населения РБ с иском (с учетом уточнений) о восстановлении прав, обязании предоставить льготы, взыскании компенсации морального вреда, мотивируя требования тем, что решением Администрации муниципального района Абзелиловский район РБ от 17.07.2013 г. N ... истец снят с учета из списков Ветеранов, нуждающихся в жилых помещениях на основании ст. 56 п. 5 Жилищного Кодекса РФ. В данной очереди истец состоит с ... г., на 2012 г. первым, неоднократно прокуратура района восстанавливала его в списках нуждающихся, последний в январе 2013 г., однако его незаконно сняли с учета, поскольку им право на бесплатное получение участка, как требовал закон "О ветеранах" не использовано. Уточнив требования, истец просил восстановить в списке очередников под номером один по Абзелиловскому району, восстановить в Республиканском списке очередников согласно дате постановке на учет с 1993 г.; признать незаконным распоряжение Администрации МР Абзелиловский район РБ от 17.07.2013 г. N ... о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Обязать Министерство труда и социальной защиты Республики Башкортостан Республики Башкортостан выдать сертификат на приобретение жилья, по первому поступлению средств на субсидирования жилья ветеранам, из расчета нуждающихся ... человека, взыскании с администрации Абзелиловского района компенсации морального вреда... руб. Также просил наложить штраф за незаконное решение от 17.07.2013 г. на главу администрации МР Абзелиловского района, председателя жилищной комиссии Абзелиловского района, секретаря ЖК администрации района.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе А. просит решение отменить, повторно излагая обстоятельства дела и основания предъявления иска в суд, указывает, что так как он является ветераном боевых действий и состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий как ветеран с 1993 г. основания отказа согласно Жилищного кодекса РФ к нему не применимо, в связи с чем предоставление земельного участка под личное подсобное хозяйство, по мнению апеллянта, не может быть основанием снятия с учета. Суд пренебрег предоставленными истцом доказательствами, отказав в приобщении к материалам дела постановление N ... от 15.12.2006 г., а аналогичное постановление, предоставленное администрацией района, приобщил. Считает, что суд основал свое решение на сомнительных неизученных документах, на непроверенных сведениях о строительстве жилья на приобретенном у истца земельном участке. Указывает, что не соблюдены гарантии государства по предоставлению истцу жилья ввиду его статуса, судом не установлено обеспечение А. и его семьи жильем. Предоставление земельного участка под личное подсобное хозяйство и под строительство не является обеспечением жильем. Истец настаивает на том, что на момент снятия с учета и на момент рассмотрения дела в суде он являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий, так как в связи с отсутствием денежных средств на строительство жилого дома на предоставленном земельном участке для подсобного хозяйства, участок был отчужден.
Суд апелляционной инстанции, приняв во внимание, что доказательства, свидетельствующие об уважительной причине неявки сторон, на момент рассмотрения дела судебной коллегии не представлены, ходатайства об отложении рассмотрения дела от сторон по делу не поступили, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Министерства труда и социальной защиты населения РБ З., действующую по доверенности от ... г., полагавшую решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что А. был снят с учета из списка ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в жилых помещениях на основании п. 5 статьи 56 ЖК РФ, поскольку постановлением Администрации МР Абзелиловский район РБ N ... от 18.12.2006 г. А. бесплатно был предоставлен земельный участок, для ведения личного подсобного хозяйства.
С указанными выводами судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на установленных юридически значимых обстоятельствах по делу.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей получение и содержание жилых помещений.
Ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" (пп. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах").
В соответствии с положениями ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах", Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) указанным в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Статья 51 ЖК РФ содержит перечень граждан, признающихся нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 15.09.2011 г. N 322 утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с пп. "а" пункта 1.4 указанного Порядка право на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Порядком имеют проживающие на территории Республики Башкортостан вставшие на учет в органах местного самоуправления Республики Башкортостан в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005 года ветераны боевых действий.
Согласно пункту 1.5 данного Порядка обеспечение граждан жилыми помещениями в соответствии с настоящим Порядком осуществляется один раз в форме предоставления жилого помещения по договору социального найма или в собственность по месту постановки на учет в органах местного самоуправления Республики Башкортостан в качестве нуждающихся в жилых помещениях либо в форме единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения по выбору граждан. Пунктами 2.1 - 2.5 Порядка установлено, то республиканский список граждан, указанных в п. 1.4 Порядка (далее -Республиканский список), формируется Министерством труда и социальной защиты населения РБ (далее - Минтруд РБ) на основании списков граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления Республики Башкортостан по месту жительства, с указанием выбранной гражданином формы социальной поддержки, представляемых администрациями муниципальных районов и городских округов РБ по форме, установленной Минтрудом РБ. Управления труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по району (городу) (отделы управлений труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан то району (городу) в районе (городе)) (далее - территориальный орган (отдел территориального органа) Минтруда РБ) запрашивают у администраций муниципальных районов и городе округов РБ списки граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Республиканский список формируется в хронологическом порядке исходя из даты принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в один день нескольких граждан очередность устанавливается в алфавитном порядке. Минтруд РБ ежегодно по состоянию на 1 января с учетом положений п. 2.3 настоящего Порядка формирует уточненный республиканский список с указанием выбранной гражданином меры социальной поддержки, который утверждается приказом Минтруда РБ, и в месячный срок доводит его до Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре (далее - Госстрой РБ). Госстрой РБ на основании республиканского списка и объема средств, предоставленных из федерального бюджета на соответствующий финансовый год, формирует проект сводного списка получателей мер социальной поддержки в очередном году (далее - сводный список) с указанием выбранной гражданином формы социальной поддержки.
Как установлено судом, истец А. является ветераном боевых действий (л.д. 11), постановлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении 14 мая 1993 г., что сторонами по делу не оспаривается.
Согласно письму СП Аскаровский сельсовет МР Абзелиловский район от 26.10.2011 г. в списках ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005 г. по состоянию на 01.01.2011 г. А. состоит под N ... (л.д. 12 дело N 2-852/2013).
Распоряжением главы администрации МР Абзелиловский район РБ от 17 июля 2013 г. А. снят с учета из списка ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в жилых помещениях на основании п. 5 статьи 56 ЖК РФ.
Из письма Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан от 07.11.2013 г. N ... следует, что согласно представленным администрацией сельского поселения Ташбулатовский сельсовет МР Абзелиловский район документам А. был зарегистрирован по адресу: .... В то же время в справке сельсовета от 05.05.2011 г. N ... указано, что по данному адресу жилой дом не существует. Поскольку на момент предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем определить нуждаемость истца в улучшении жилищных условий согласно ст. 51 ЖК РФ не представлялось возможным, в улучшении жилищных условий А. за счет средств федерального бюджета отказано. С 29 июля 2011 г. А. снялся с учета по адресу:... и зарегистрировался по адресу: .... Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан ежегодно по состоянию на 1 января формирует уточненный республиканский список. По состоянию на 01.01.2012 г. и на 01.01.2013 г. в данном списке А. не значится.
Данный ответ Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан не отменен, незаконным не признан.
Решением Абзелиловского районного суда РБ от 31.08.2009 г. по делу N ... исковые требования А. к Администрации МР Абзелиловский район РБ, П.С.А., сельскому поселению Аскаровский сельсовет МР Абзелиловский район об отмене постановления главы администрации МР Абзелиловский район РБ N ... от 20.09.2007 г., обязании СП Аскаровский сельсовет МР Абзелиловский район исполнить постановление главы администрации N ... от 18.12.2006 г. - оставлены без удовлетворения.
Кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РБ от 29.12.2009 г. решение Абзелиловского районного суда РБ от 31.08.2009 г. оставлено без изменения, кассационная жалоба А. - без удовлетворения (л.д. 47 - 49 том N 2 дело N 2-606/2009), при этом судебной коллегией установлены следующие обстоятельства. А. обратился с иском, указав, что на основании постановления N ... от 18.12.2006 г. главы администрации Абзелиловского района РБ ему был выделен земельный участок в д. ...... района РБ, примерно в... м. по направлению на север от крайнего участка.При рассмотрении дела было установлено, что до предоставления А. в собственность земельного участка, указанного в постановлении N ..., ему был предоставлен в собственность другой земельный участок (кадастровый N ... на основании постановления N ... от 18.12.2006 г., расположенный по адресу: ... примерно в ... м. по направлению на север от ориентира: ..., на которое за А. зарегистрировано право собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии ... N ... от 04.05.2007 г. Сведения о том, что земельные участки на основании постановлений N ... и N ... предоставлялись А. за плату по результатам торгов, проведенных в соответствии со ст. 38 Земельного кодекса РФ, в материалах дела отсутствуют, судебной коллегии не были представлены. Таким образом, судебная коллегия пришла к выводу, что А. реализовал свое право на бесплатное однократное предоставление земельного участка в собственность для ведения личного подсобного хозяйства, получив его в собственность на основании постановления N ... от 18.12.2006 года. Обстоятельства, дающие лицу право на повторное бесплатное предоставление земельного участка, предусмотренные п. 4 ч. 2 ст. 10 Закона РБ "О регулировании земельных отношений в РБ", отсутствуют. Кроме того, постановлением N ... земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства, порядок предоставления которых регулируется Федеральным законом от 07.07.2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", в отличие от порядка предоставления земельных участков для ведения садово-огородного хозяйства (регулируется Федеральным законом от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан") и жилищного строительства (регулируется ст. 30.1 Земельного кодекса РФ). Таким образом, какие-либо права и льготы у истца, как у ветерана боевых действий, на бесплатное получение земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства не предусмотрены.
Из постановления главы Администрации МР Абзелиловский район РБ от 18.12.2006 г. N ... следует, что для ведения личного подсобного хозяйства А. предоставлен в собственность земельный участок с кадастровым номером..., площадью ... га, расположенный по адресу: ..., в ... м. по направлению на север от д. ... (л.д. 190 том 1 дело N 2-606/2009).
Согласно постановлению главы Администрации МР Абзелиловский район РБ от 15.12.2006 г. N ... А. в собственность предоставлен земельный участок ... площадью ... га, расположенный по адресу: ..., в ... м. по направлению на север от д. ... ул. ..., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства (л.д. 244 том 1 дело N 2-606/2009).)
А., будучи собственником земельного участка, кадастровый номер ..., распорядился им, продав по договору купли-продажи от 31 мая 2007 г. Г.А.В. по цене ... руб. (гражданское дело 2-882/09, л.д. 19).
Из материалов гражданского дела N 2-882/2009 следует, что прокурор Абзелиловского района Республики Башкортостан в интересах МО Абзелиловский район обратился в суд с иском к А. о признании незаконным постановления N ... от 18.12.2006 г. на том основании, что на момент предоставления А. земельного участка с кадастровым номером ... по адресу: ..., он имел в собственности земельный участок площадью ... га по адресу: ..., предоставленный по его заявлению постановлением главы МО Аскаровский с/с от 07.07.2004 г. N ..., а также... доли в праве на земельный участок с кадастровым номером ... в д. ... на праве пожизненного наследуемого владения. Определением Абзелиловского районного суда Республики Башкортостан от 18.12.2009 г. производство по вышеуказанному гражданскому прекращено, в связи с отказом прокурора от иска, поскольку при рассмотрении дела установлено, что спорный земельный участок выбыл из правообладания ответчика А., находится в собственности Г.А.В. (л.д. 52-54 дело N 2-882/2009).
Вышеизложенные обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебными постановлениями, при рассмотрении настоящего спора обоснованно учтены судом первой инстанции.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истец обоснованно снят с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий из списка ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, и истцу законно отказано в восстановлении в списке очередников по Абзелиловскому району, в Республиканском списке очередников, обязании Министерство труда и социальной защиты РБ выдать сертификат на приобретение жилья, поскольку А. в собственность бесплатно неоднократно предоставлялись земельные участки.
Согласно ч. ч. 1 и 2 ст. 6 ЖК РФ, акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным правоотношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
В самом же ЖК РФ нормы, которая устанавливала бы возможность применения этого Кодекса к правоотношениям, возникшим до введения его в действие, не содержится.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие ЖК РФ" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений названной части.
Исходя из системного толкования норм ЖК РФ следует прийти к выводу, что граждане, принятые на жилищный учет в соответствии с ЖК РСФСР, могут быть сняты с такого учета по указанным выше основаниям только в случае, если данные основания возникли после 1 марта 2005 г. Иное толкование противоречило бы Конституции Российской Федерации и позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в его судебных актах от 4 декабря 2007 г. N 965-О-П, 15 мая 2006 г. N 5-П, согласно которым изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления.
Поскольку земельные участки А. были предоставлены после 01.03.2005 г., истец обоснованно подлежал снятию с учета нуждающихся по п. 5 ст. 56 Жилищного кодекса РФ.
Как следует из выписки из ЕГРП от 31.05.2013 г. за А. зарегистрированы права собственности на следующие земельные участки с кадастровым номером..., площадью ... кв. м, по адресу: ...; с кадастровым номером..., площадью... кв. м, расположенный в ... районе, с/с ..., д. ..., ул. ... (л.д. 6 дело N 2-852/2013).
С учетом изложенного, у суда не имелось оснований для признания незаконным распоряжения Администрации МР Абзелиловский район РБ от 17.07.2013 г. N ... о снятии А. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на государственную поддержку по обеспечению жильем как участника боевых действий, то есть для удовлетворения искового требования
С учетом вышеизложенных норм права, а также с учетом обстоятельств по делу, судебная коллегия также не усматривает законных оснований для удовлетворения требований А., поскольку исходя из смысла положений нормативных правовых актов, законодатель связывает возможность постановки на учет на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета не только со статусом "Ветеран боевых действий", как указывает истец в своей апелляционной жалобе, но и с определением нуждаемости в улучшении жилищных условий согласно ст. 51 ЖК РФ.
Судебная коллегия приходит к выводу, что А. реализовал свое право на бесплатное однократное предоставление земельного участка в собственность для ведения личного подсобного хозяйства, получив его в собственность для указанных целей.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, заявителем в апелляционной жалобе не приведено
Доводы жалобы не опровергают изложенные в решении выводы суда, а фактически воспроизводят доводы, явившиеся предметом судебного исследования и получившие правовую оценку в принятом по делу решении суда первой инстанции. Фактически доводы сводятся к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем не могут повлечь его отмену. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется.
Учитывая, что доводов, по которым на основании предусмотренной ст. 330 ГПК РФ решение суда могло бы быть отменено, апелляционная жалоба не содержит, в ее удовлетворении следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 326, 327, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Абзелиловского районного суда г. Уфы РБ от 17 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу А. - без удовлетворения.

Председательствующий
Р.Р.АБУБАКИРОВА

Судьи
Е.А.СТАРИЧКОВА
А.Р.ХАКИМОВ

Справка: судья А.В.Ф.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)